Консультация для родителей «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой»
консультация

 Бикчентаева Чулпан Ханифовна

Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, она помогает детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_skazkoy.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Воспитание сказкой - радость встречи с книгой»

Радость встречи с книгой

Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, она помогает детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл.

Ребенок не может не играть, не выдумывать, не сочинять. Это неизбежно, это его способ проникновения в реальную действительность. Но что именно он выдумывает? Как сочиняет и почему сочиняет именно это? Какие нравственные и эстетические причины проявляются в детской игре, которая понемногу, зачастую незаметно для самого ребенка, становится его настоящей жизнью?

Мир чтения, мир книги с ее литературными и графическими образами, помогает взрослому насытиться и направить детское воображение. Книга подает ребенку пример творчества, пример творческого отношения к реальному миру. Именно здесь, на книжной странице, малыши встречают впервые гармоническое отражение действительности. Книжка рассказывает самое главное, показывает самое красивое.

Есть в детской литературе книги разные: веселые и грустные, но они всегда жизнеутверждающие. Поэтому дети не могут не любить книгу, поэтому радуются книге, как празднику.

А взрослые должны подготовить эту радость, помочь ребенку понять, почувствовать книгу во всей ее полноте.

Воспитание сказкой

До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.

В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе. И в этом противоборстве всегда побеждает Добро, всегда торжествует справедливость. Эта идея победы Добра над Злом всегда убедительна, потому что вынашивалась и рождалась вместе с возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с его развитием, потому что пронизана верой и надеждой всего человечества в торжество добрых начал. А вера эта подкреплена временем. Именно потому так сильна сказка и именно поэтому дети так верят в нее. В почти любой народной сказке все подчиняется только совершенным законам человеческого бытия, тем идеалам, которые прошли проверку многих поколений людей, выкристаллизовались, стали общечеловеческими. И детям легко принять эти идеалы, легко согласиться закономерностью.

Очень важно для детей, что в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного зло, уродство и коварство. Поэтому дети  любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный.

Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.

Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!

Русские народные сказки

Играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Они возникли в незапамятные времена. Русские народные сказки – это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в этих сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои этих сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасает своих друзей, наказывает врагов – борется и бьётся не на жизнь, а на смерть.

Прочитайте с детьми дома такие сказки: «Петушок и бобовое зернышко», «Кот, лиса и петух».

Подготовьте, пожалуйста, рисунок к русской народной сказке совместно с ребенком, после прочтения, для организации выставки в группе по теме «Русские народные сказки».

Сказки и их психологическое значение.

(составлено по статье психолога Елены ГАЙДА из журнала «Пупс»)

-А хочешь, я расскажу тебе сказку?

-Акопоп!

-Опять колобок? (Вчера вечером я полуторагодовалой Анюте пять раз уже ее рассказала, сегодня в обед – четыре раза.) Хорошо, слушай…

        Расскажу, если попросит, еще много раз. Хотя понять не могу, что же ей нравится в этой трагической, на первый взгляд, истории…

        Часто бывает, чем короче сказка, тем больше смысла она несет. Может быть, малышка хочет твердо усвоить, что далеко от мамы и папы уходить опасно? Или ей важно иметь представление, что не стоит терять бдительность? Колобок применил творческий подход и ушел от многих опасностей, но был слишком доволен успехом и поплатился. Может, действия Колобка – желание испытать себя? Персонаж катился навстречу опасности, решал все более сложные задачи и не смог вовремя остановиться. О, это произведение содержит и более глубокий смысл! Наш герой из теста, значит, хлебушек, он для того и появился, чтобы его съели. У каждого в жизни свое предназначение. Колобок выполнил свою миссию.

        В чем сила сказки?

        Мир изменился до неузнаваемости с момента появления сказок. Что в них такого, что позволяет существовать им столько времени? Нас, современников, и древние народы, которые начали сочинять сказки, очень многое рознит, кроме устройства психики. Ребенок обожает сказки в период своего самого интенсивного развития, в дошкольном возрасте. Наши малыши запоминают их, требуют повторять, переделывают, сочиняют сами, отождествляют себя с различными персонажами. Сказки просто не могут не влиять на их внутренний мир.

        Метафоры и образы – это способ воздействия на подсознание. Через них малыш получает больше информации, чем при обычном разговоре. Сказки на людей действуют по – разному, в зависимости от жизненного опыта и индивидуальных особенностей.

        Наиболее распространены народные сказки, которые несут в себе жизненно важные идеи:

  • Мир, в котором мы живем – живой. Животные, птицы, растения, даже рукотворные вещи могут говорить с нами. Такое представление формирует бережное отношение ко всему, что нас окружает.
  • Существует добро и зло. Добро, в конце концов, побеждает. Это положение вещей способствует развитию бодрости духа, стремления к лучшему.
  • Самое ценное дается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея учит добиваться намеченных целей, прилагать усилия и иметь терпение.
  • Существуют дополнительные, волшебные ресурсы. Но они приходят на помощь, когда мы сами не можем справиться с ситуацией. Эта идея дает чувство защищенности и стимулирует развитие самостоятельности.

        Сказки достаточно разнообразны, как и наша  жизнь. Для обучения используются дидактические (обучающие) сказки. Вы сами можете придумать сказку, которая поможет ребенку усвоить буквы, узнать о явлениях природы или научиться правильно вести себя в гостях. Психологи используют терапевтические и психокоррекционные сказки.

        Каждому – свое.

        Дети до пяти лет обычно лучше воспринимают сказки о животных и о взаимоотношениях людей и животных. Они лучше всего передают малышам жизненный опыт. («Лиса и журавль», «Теремок», «Коза – дереза») Чем младше ребенок, тем проще и короче должна быть сказка, тем больше должно быть повторений. (катится, катится колобок; тянут – потянут, а вытянуть не могут.)

        Бытовые сказки демонстрируют особенности семейной жизни, учат выходить из конфликтных ситуаций, придерживаться здравого смысла. («Золотая рыбка», «Кривая уточка», «Мудрая жена») Поэтому они могут быть полезны для подростков.

        Дети после 6-7 лет обожают волшебные сказки. Они дают ребенку информацию о духовном развитии человека, мудрости жизни. В возрасте 6-12 лет многие дети любят сказки – страшилки. Слушая, пересказывая, сочиняя их ребенок освобождается от состояния тревожности, каких – то реальных страхов. В этом случае, с психологической точки зрения, происходит самотерапия.

        Сказки учат.

  • Сказка показывает возможные и желательные формы поведения.

Пример Иванушки – дурачка, который сделал вид, что не знает, как садиться на лопату Бабы Яги, показывает, в каких случаях эффективна хитрость. В других ситуациях ребенок, слушая сказку, узнает, что есть моменты, когда нужно быть смелым и использовать прямую агрессию – достать меч и победить дракона, показать свою силу или состоятельность.

  • Сказка, особенно волшебная, является источником, восстанавливающим душевные силы.

Возможность использования волшебной силы – это ничто иное, как напоминание о том, что для решения любых проблем можно найти дополнительные рычаги.

  • Сказка позволяет переживать эмоции.

Персонажи, конечно, выдуманные, но их действия вызывают вполне реальные чувства. То есть – сказка дает возможность учиться на чужих ошибках! Можно, например, пережить состояние сестрицы из сказки «Гуси – лебеди» и узнать, как тяжко будет, если «оставить братца заиграться, загуляться».

  • Сказка обладает силой внушения.

Чаще всего вы рассказываете сказку перед сном, когда ребенок расслаблен, а это благоприятное состояние для внушения. Поэтому на ночь желательно рассказывать позитивные сказки со счастливым концом.

  • Сказка готовит к взрослению.

Неказистый Емеля превращается в красавца жениха, маленькая Дюймовочка проходит ряд испытаний и попадает в страну Эльфов. Это ничто иное, как истории превращения пупса во взрослого человека.

Полезно беседовать о сказках.

Поговорить с ребенком вы можете, задавая следующие вопросы:

-О чем эта сказка?

-Какими качествами обладают герои, на кого они похожи?

-Почему герой совершает такие поступки? Зачем это нужно?

-Как герой выходит из трудной ситуации? Сам он справляется или использует чью – либо помощь?

-Что приносят поступки героя окружающим – радость, горе? Какие отношения между героями?

-Какие чувства вызывает сказка, ее отдельные эпизоды?

Каждый может стать сказочником.

        Если вы сами начнете сочинять сказки, то заметите, что это занятие благотворно сказывается на психическом здоровье, развивает способность видеть даже в самой сложной ситуации позитивную сторону. Вот один из приемов, который можно использовать для создания своей сказки:

-Сядьте удобно, расслабьтесь, выберите образ на тему, которая волнует вас, вашего ребенка;

-Закройте глаза и нарисуйте в своем воображении картинку, в которой присутствовал бы ваш образ в радужном цвете, опишите его. Это начало вашей сказки;

-Теперь представьте, что могло бы нарушить вашу идиллию. Это будет конфликт вашей сказки;

-Дальше разверните сказочные события по схеме, например, волшебной и приключенческой сказки. Рождение, жизнь в отчем доме, расставание, выбор пути, борьба и победа, путь домой, прибытие, счастливый конец.

Жизнь, как в сказке.

        Испокон веков люди стремятся реальность приблизить к сказке. Особенно завораживает всех праздничная обстановка на Новый Год, когда могут происходить чудеса, проявляться нераскрытые качества человека, может материализоваться мечта. Люди ждут сюрпризов, а что это, если не ожидание чуда?

Наивная вера наших чад в волшебство, сказки и Деда Мороза – это запас душевных сил на всю жизнь. Не спешите объяснять малышам, кто есть кто. Я знаю ребенка, который до 11 лет верил, что Дед Мороз существует. Его оптимизму, умению выходить из трудных ситуаций можно только позавидовать. Волшебные праздники – а ведь каждый праздник можно сделать волшебным – несут огромный заряд положительной энергии.

        Не отбирайте у ребенка мечту и веру в добрых волшебников! Когда он вырастет, он вернет это добро сторицей и вам, и всем окружающим.

Теоретическое консультирование по теме

«Как научить ребенка учить стихотворения».

        

        Дети очень любят стихи, с удовольствием слушают и стараются запомнить. Стихотворение действует на душу ребенка силой и обаянием ритма. Законы ритма ребенок постигает легко и быстро. Вот почему песни и стихи. Если они соответствуют возрасту, всегда производят впечатление на детей.

        Хорошее стихотворение – та же музыка. Самые маленькие дети легко постигают его ритм, интонацию. Эти музыкальные слуховые восприятия связанные иногда лишь частично с пониманием влитого в них содержания, имеют большое значение для развития языкового чутья ребенка, его художественного вкуса.

        Стихотворения для детского восприятия необходимо подбирать с учетом интеллектуальных (чтобы было понятнее ребенку) и речевых возможностей (чтобы мог повторить хотя бы одно последнее слово в каждой строке или слог последнего слова). Чем меньше ребенок, тем определеннее должен быть ритм стихотворения, тем проще те художественные образы, которые в нем воплощаются, и тогда ребенок быстрее и легче запомнит стихотворение. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный запас, который формирует его собственную речь. Потому – то, принимая во внимание легкость, с которой стихи запоминаются детьми. И следует быть крайне осторожными и разборчивыми при выборе стихотворений для заучивания.

        Выбирая стихотворный материал, прежде всего, нужно обратиться к народному творчеству – песенкам, шуткам, прибауткам. Требования, которые должны предъявляться к стихам для малышей: 1) простота и четкость ритма, 2) краткость самого стишка и отдельных строк, 3) простота и ясность знакомых детям образов, 4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.

        Как выучить с ребенком стихотворение или, вернее, что нужно сделать, чтобы ребенок запомнил стих. Не обязательно, чтобы все стихи, предлагаемые детям, заучивались ими наизусть. Большинство стихотворений прочитывается детям с целью предоставить им слуховое восприятие художественных словесных форм, воспроизводящих знакомый художественный образ. Лучшие стихотворения прочитываются по многу раз и ребенок сам требует их прочитывания. Память на ритмическую рифмованную речь у детей прекрасная, и они запоминают стихотворения быстро и легко.

        Приемы, с помощью которых ребенку будет легче запомнить стихотворение:

  • Каждое новое стихотворение должно быть сначала выразительно прочитано взрослым (желательно наизусть).
  • Лучше, если стихотворение сопровождает какой – то реальный процесс, игру ребенка или соответствует картинке (имеет наглядно действенную или наглядную опору).
  • Потом задайте вопросы по содержанию стихотворения, помогите ребенку уяснить его основную мысль.
  • Читайте строки по отдельности, можно не договаривать последнее слово в строке.
  • Можно ваше собственное чтение сопровождать прохлопыванием ритма руками ребенка (руки ребенка в ваших руках).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой»

Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, она помогает детской фантазии обрести богатую обра...

Консультация для родителей «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой»

Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, она помогает детской фантазии обрести богатую обра...

Консультация для родителей «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой»

Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, она помогает детской фантазии обрести богатую обра...

Консультация для родителей «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой»

Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, она помогает детской фантазии обрести богатую обра...

Консультация для родителей «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой»

Убедить родителей в том, что сказка играет большую роль в формировании мировозрения ребенка. Воспитывает любовь к животным, природе, родной земле и  своим ближним....

Консультация для родителей "Воспитание сказкой - радость встречи с книгой"

Есть в детской литературе книги разные: веселые и грустные, но они всегда жизнеутверждающие. Поэтому дети не могут не любить книгу, поэтому радуются книге, как празднику. А взрослые должны подготовить...