Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста
статья (средняя группа)
В данном докладе я поделилась опытом работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 123.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на родительском собрании
Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста
Подготовила и прочитала воспитатель филиала МБОУ Слсновской СОШ №2 в с. Вторые Левые Ламки Шуваева Е.А.
«Таланты детей находятся на кончиках их пальцев»
Мария Монтессери
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний должно проходить не механически, а осмысленно. Проблема речевого и интеллектуального развития дошкольников существовала всегда. Но в настоящее время эта проблема является одной из самых важных, так как в последние годы отмечается увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи.
Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развиватькоординацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память. Ученые давно пришли к выводу о тесной связи руки и речи. Развитие движений руки способствует развитию речи. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук.
Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Педагоги, которые уделяют определенное внимание упражнениям, играм, разнообразным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки решают одновременно несколько проблем:
- во-первых, влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка,
-во-вторых, улучшают развитие речи детей,
-в-третьих, готовят его к овладению навыками письма.
Для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, необходимо следовать ряду требований:
-работа должна быть систематичной и постоянной;
-работа должна соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребенка;
-работа должна соответствовать возрастным требованиям;
-работа должна приносить ребенку радость.
Со своими детьми я активно использовала следующие задания:
массаж кистей рук. В классическом массаже используют четыре основных приёма: поглаживание, разминание, растирание, постукивание. Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга.
Важной частью работы по развитию мелкой моторики является пальчиковая гимнастика. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Оптимально проводить пальчиковые игры в форме физкультминуток. Мы пальчиковую гимнастику и массаж проводим перед каждым занятием, рисованием, после занятий, требующих напряжённой работы мелкой мускулатуры пальцев (работа с мелкими предметами, лепка). Нашим детям очень нравится работа с «колючими»мячиками. С их помощью дети производят самомассаж кистей и пальцев рук. Конструкция массажера позволяет эффективно воздействовать на различные функции кисти как органа, анализаторы и психо-эмоциональную сферу ребенка, позволяет снять мышечное пальчиковое утомление, улучшает кровоток кистей и пальцев рук. Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие — дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.
В своей работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, обучению диалогической речи, сенсорному воспитанию и формированию пространственных представлений я часто использую такие предметы-заместители, как деревянные, пластмассовые бельевые прищепки разных цветов и размеров. В совместной деятельности с детьми прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, помогая развивать мелкую моторику рук, развивая сенсорные и пространственные представления, коммуникацию, речь, воображение. Игра с яркими, разноцветными прищепками доставляет удовольствие и детям.
По моему мнению, применение обычных бытовых прищепок многофункционально и позволяет решать несколько развивающих задач в разных образовательных областях, то есть соблюдается принцип интеграции образовательных областей. Игры с прищепками способствуют не только развитию тонкой моторики, но и сенсорному развитию, пространственному ориентированию, развитию речи, воображения, анализа и синтеза. Их можно использовать и при сравнении и классификации по цвету, размеру, материалу
В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/18/picture-1118608-1550480917.jpg)
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей дошкольного возраста».
Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/31/picture-925950-1617172864.jpg)
Косультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/19/picture-1173086-1642612593.jpg)
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики, как средство формирования речи детей дошкольного возраста"
Данная консультция помогает повысить уровень компетенции родителей. В ней предложены варианты игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/16/picture-569809-1426518073.jpg)
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей дошкольного возраста».
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей задумываются только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой ин...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/06/picture-1456009-1675681526.jpg)
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей дошкольного возраста».
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей дошкольного возраста»....
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/19/picture-1478002-1687201828.jpg)
«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей дошкольного возраста
Нам всем приходилось когда-то слышать о том, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев». Это слова известного педагога В. А. Сухомлинского. И это не просто красивые слова. По словам фи...