Главные вкладки

    Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста
    статья (средняя группа)

    Елена Анатольевна Шуваева

    В данном докладе я поделилась опытом работы по развитию речи детей  дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_na_roditelskom_sobranii.docx123.65 КБ

    Предварительный просмотр:

                   Доклад на родительском собрании

    Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста

    Подготовила и прочитала воспитатель филиала МБОУ Слсновской СОШ №2 в с. Вторые Левые Ламки Шуваева Е.А.

    «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев»

    Мария Монтессери

    Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста

    С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний должно проходить не механически, а осмысленно. Проблема речевого и интеллектуального развития дошкольников существовала всегда. Но в настоящее время эта проблема является одной из самых важных, так как в последние годы отмечается увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи.

    Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развиватькоординацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память. Ученые давно пришли к выводу о тесной связи руки и речиРазвитие движений руки способствует развитию речи. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук.

    Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Педагоги, которые уделяют определенное внимание упражнениям, играм, разнообразным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки решают одновременно несколько проблем:

    - во-первых, влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка,

    -во-вторых, улучшают развитие речи детей,

    -в-третьих, готовят его к овладению навыками письма.

    Для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, необходимо следовать ряду требований:

    -работа должна быть систематичной и постоянной;

    -работа должна соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребенка;

    -работа должна соответствовать возрастным требованиям;

    -работа должна приносить ребенку радость.

    Со своими детьми я активно использовала следующие задания:

    массаж кистей рук. В классическом массаже используют четыре основных приёма: поглаживание, разминание, растирание, постукивание. Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга.

    Важной частью работы по развитию мелкой моторики является пальчиковая гимнастика. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Оптимально проводить пальчиковые игры в форме физкультминуток. Мы пальчиковую гимнастику и массаж проводим перед каждым занятием, рисованием, после занятий, требующих напряжённой работы мелкой мускулатуры пальцев (работа с мелкими предметами, лепка). Нашим детям очень нравится работа с «колючими»мячиками. С их помощью дети производят самомассаж кистей и пальцев рук. Конструкция массажера позволяет эффективно воздействовать на различные функции кисти как органа, анализаторы и психо-эмоциональную сферу ребенка, позволяет снять мышечное пальчиковое утомление, улучшает кровоток кистей и пальцев рук. Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие — дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.

    В своей работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, обучению диалогической речи, сенсорному воспитанию и формированию пространственных представлений я часто использую такие предметы-заместители, как деревянные, пластмассовые бельевые прищепки разных цветов и размеров. В совместной деятельности с детьми прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, помогая развивать мелкую моторику рукразвивая сенсорные и пространственные представления, коммуникацию, речь, воображение. Игра с яркими, разноцветными прищепками доставляет удовольствие и детям.

    По моему мнению, применение обычных бытовых прищепок многофункционально и позволяет решать несколько развивающих задач в разных образовательных областях, то есть соблюдается принцип интеграции образовательных областей. Игры с прищепками способствуют не только развитию тонкой моторики, но и сенсорному развитию, пространственному ориентированию, развитию речи, воображения, анализа и синтеза. Их можно использовать и при сравнении и классификации по цвету, размеру, материалу

    В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Детско-родительский образовательный проект:«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»

      Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и ре...

    Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста"

    Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста....

    «Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста»

    познакомить родителей с приёмами развития мелкой моторики у детей в процессе использования дидактической игры. Дать рекомендации для родителей по применению дидактических игр для развития мелкой мотор...

    Проект «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»

       Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орг...

    Консультация для родителей Тема:"Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего возраста"

    Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и ежедневно. Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомосаж (пальчиковые...

    Консультация для родителей. " Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей дошкольного возраста"

    Консультация для родителей. " Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей дошкольного возраста"...