Главные вкладки

    Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.
    консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

    Летуновская Регина

    Игры  на развитие мелкой моторики рук дома

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_melkaya_motorika.docx18.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    Упражнения для развития тактильной чувствительности и

    сложнокоординированных движений

     пальцев и кистей рук.

    1.    Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
    2.    Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.
    3.    Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.

    4. "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.
    5.   Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.

    6. Игра "Разноцветные снежинки" Направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности.

    Материал: фломастеры, белаябумага, ножницы.

    7."Повтори движение"

    Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить"фигуру".
    8. Игры с рисованием. 

    Обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее).

    9. Игры с предметами домашнего обихода.

    Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.
     

    • Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.
    • Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно.
    • Дайте ребенку круглую щетку для волос. Пусть ребенок катает щетку между ладонями.
    • Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно.
    • Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
    • Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.
    • Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть.

    Можно делать это одной или двумя руками.
                 

    • Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги.  Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
          "Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
          Мы любим забавы холодной зимы".

    То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

    • Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.
    • Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.
    • Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

     "Сильно кусает котенок-глупыш,
     Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
     Но я же играю с тобою, малыш,
     А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

    • Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.
      Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых

    прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
      "Прищеплю прищепки ловко
      Я на мамину веревку".

    • Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.
    • Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
         "Я катаю мой орех,
        Чтобы стал круглее всех".


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры и упражнения для развития тактильно-кинестетической чувствительности "Поздоровайся с водичкой"

    Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека....

    подборка дидактических игр на развитие на развитие тактильной чувствительности

    «Поймай киску»      Коснуться мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно испо...

    Буклет "Родителям неговорящего ребенка. Как разговорить молчуна? Игры и упражнения для развития тактильной чувствительности."

    Буклет с рекомендациями родителям неговорящего ребенка.Игры для стимуляции и запуска речи с использованием методики М.И.Лынской...

    Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук

    Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. З...

    Дидактические игры на развитие тактильной чувствительности

    Дидактические игры на развитие тактильной чувствительности ...

    Упражнения для развития тактильной чувствительности.

    Способ познания окружающего мира через возникновение ощущений при воздействии на кожную поверхность различных механических стимулов.Тактильная чувствительность это одна из разновидностей осязания, кот...