Консультация для родителей подготовительной группы. "Как помочь ребенку подготовить руку к письму."
консультация (подготовительная группа)

Бойцова Елена Владимировна

Подготовка руки к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к обучению в школе. Это связано с психофизиологическими особенностями 5—7-летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма, с другой стороны. Предлагаю систему работы в данном направлении с детьми 5-7 летнего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей подготовительной группы.

"Как помочь ребенку подготовить руку к письму."

Уважаемые родители!

Подготовка руки к письму - это одно из самых сложных этапов подготовки ребенка к обучению в школе. Дети рисуют каракули, лепка из пластилина, глины, теста.  Все это поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.                                                                                                                                  Самая главная задача научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Ребенок закрепляет неточный навык обращения с пишущим предметом во время рисования, письма печатными буквами, штриховки. Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но правила пользования пишущим предметом разрабатывались недаром: в них учитываются правильная посадка, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребенка, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно переучить.                                                                                                                                            На самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.                                                                                                       Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх—низ, ближе — дальше, под—над, около —внутри и т. д.                                                                                                                                                                                  Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки: правильное изображение букв, соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке и т. д.; орфографические навыки: обозначение звуков соответствующими буквами, соблюдение собственно орфографических правил.                                                                                                         Процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма.                                                                                                                                  При обучении письму возникают противоречия между психофизиологическими особенностями ребенка — его быстрой утомляемостью, быстрой сменой процессов возбуждения и торможения и др.— и дидактическими задачами.                                                                                                                       Чтобы избежать негативных последствий при обучении письму, была разработана система упражнений, позволяющая каждому ребенку постепенно, без перегрузки, с максимальным учетом его индивидуальных особенностей подготовиться к этому роду деятельности. Предлагаемые упражнения малыши могут выполнять дома под руководством взрослых, в дошкольных учреждениях и в школе.

Для укрепления и развития руки, координации движений будут полезны следующие упражнения: застегивание и расстегивание пуговиц; завязывание и развязывание лент; плетение из ниток; завязывание узелков; перекладывание мелких игрушек и работа с мелкими деталями конструктора; всасывание пипеткой воды из стакана; пересыпание мелких круп и т. д.

  • выпрямить кисть правой руки и поочередно присоединять. Можно предложить гимнастику для рук: сложить руки ладонями вместе и вытянуть их перед собой; развести кисти рук в стороны, не размыкая запястий;
  • постепенно и поочередно сжимать пальцы сначала левой руки, а затем правой;
  • сложить ладони вместе; развести и свести пальцы;
  • руки вытянуть перед грудью; пальцы правой руки сжать в кулак, разжать пальцы правой руки и одновременно сжать пальцы левой руки;
  • руки с разведенными пальцами положить на стол; поочередно постукивать по опоре каждым пальцем то одной, то другой руки, то обеих рук сразу;
  • ладони вместе, пальцы переплетены; выполняются силовые движения вправо и влево;
  • выпрямить кисть правой руки, плотно прижать пальцы друг к другу и медленно опускать их к ладони;
  • безымянный палец к мизинцу, средний к указательному и т. д.;
  • правую руку плотно положить на стол и постепенно сгибать то средний, то указательный, то большой пальцы, остальные при этом должны подниматься вверх;
  • сжать пальцы в кулак и вращать кистью в разные стороны;
  • пальцы разомкнуть как можно шире и, медленно соединяя их, опускать руку.

Для подготовки руки к письму можно предложить детям работу по раскрашиванию рисунков (штриховку). Штриховка, как один из самых легких видов деятельности, вводится нами в значительной мере и ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем она продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки.                                                      Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движений: раскрашивание короткими частыми штрихами; раскрашивание мелкими штрихами с возвратом; центрическую штриховку (круговая штриховка от центра рисунка); штриховку длинными параллельными отрезками. Ребенок, выполняя работу по штриховке, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку штриховка не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче — на выполнении гигиенических правил письма, которые отличаются от гигиенических правил рисования. Коротко их можно сформулировать так.

Посадка при письме.

  • Дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола.
  • Ноги всей ступней стоят на полу или на подставке, голова немного наклонена влево.

Положение рук при письме. Руки пишущего должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола и правая рука свободно двигалась по строке, а левая — лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист.

Положение кисти пишущей руки.

Кисть правой руки большей частью ладони должна быть обращена к поверхности стола, точками опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.

Положение ручки. Ручка кладется на средний палец правой руки, на его верхнюю ногтевую часть, ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку, а указательного — легко кладется сверху (расстояние — 1,5 см от пишущего узла) для управления ручкой при письме.  Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается. Далее следует понаблюдать за тем, как ребенок пишет, и решить, правильно ли он выполняет это действие.        Можно использовать такой методический прием. Поменяйтесь с ребенком ролями. Пусть он руководит вашими действиями, подсказывая, если вы что-то делаете не так. Этот прием концентрирует внимание на элементах выполняемой работы и более эффективно организует учение. Затем ребенок действует самостоятельно. Подсказка должна быть минимальной и постепенно сводиться на нет. Контроль навыка письма у ребенка желательно провести до того, как ему исполнится четыре года, чтобы иметь запас времени для исправления неправильного навыка перед поступлением в школу. Заниматься шестилетний ребенок может не более двадцати минут.

Положение тетради. Тетрадь лежит на столе с наклоном влево так, чтобы середина тетради была направлена к середине груди. По мере заполнения страницы левая рука передвигает тетрадь вверх, при этом середина тетради по-прежнему направлена к середине груди ребенка.                                                                    Для детей, которые пишут левой рукой, гигиенические правила необходимо соотносить с левой рукой как ведущей.                                                                                                                                                            Методика работы над каждым гигиеническим правилом сводится к следующему: сначала взрослый объясняет правила, например, посадку при письме. Ребенок смотрит на посадку взрослого и обстоятельно анализирует положение всего корпуса при работе. Затем пробует сам принять правильную посадку, взрослый помогает ему. Следующий этап — самостоятельные пробы и контроль за своей посадкой.                                                                                                                                               Гигиенические правила можно изучать в следующей последовательности: посадка; положение листа тетради, рук, ручки; ведение руки по строке слева направо.                                                                                               Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

Как распознать неправильный навык.

О неправильном навыке письма говорят следующие детали:

Неправильное положение пальцев: ребенок держит пишущий предмет «щепотью», «горсточкой», в кулаке, большой палец ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце.

Ребенок держит ручку слишком близко к ее нижнему кончику или слишком далеко от него.

Верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя.

Кисть жестко фиксирована.

Слишком сильный или слабый нажим при письме и рисовании.

Вас должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании. В этом случае малыш не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.

Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, то это может свидетельствовать о жесткой фиксации кисти руки. Это можно проверить, предложив нарисовать одним движением окружность диаметром 3-4 сантиметра (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку или поворачивая лист.

Как исправить.

Для исправления неправильного навыка письма можно воспользоваться следующими приемами:

На верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке.

Нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец.

Если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование крупных фигур, размером в треть альбомного листа, без отрыва руки.

Если к школе ваш ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на сформированность навыка письма.

Работу по ознакомлению с контуром буквы следует начинать с развития у детей пространственных отношений. Задания, направленные на развитие пространственных отношений, могут быть даже в виде занимательных рисунков, отдельные элементы которых расположены вверху, внизу, в середине листа, слева, справа друг от друга и т. д.

Работу можно организовать в виде серии вопросов и заданий:

  • рассмотри картинку;
  • перечисли  предметы на картинке;
  • что нарисовано в центре?
  • закрась предмет (грибок) частой штриховкой, соблюдая гигиенические правила письма;
  • для чего художник изобразил тот или иной предмет?
  • выше или ниже определенного предмета, находится  другой предмет?
  • закрась предмет( листок), соблюдая гигиенические правила письма, и выбери соответствующий цвет карандаша;
  • какой предмет находится в середине листа? 
  • какой предмет находится справа от  середины листа?
  • какой предмет находится слева от  середины листа?
  • закрась определенный предмет, соблюдая гигиенические правила письма, выбери соответствующий цвет карандаша.

Для данных упражнений могут быть использованы книжки-раскраски или специально подготовленные пособия.

Знакомство с контуром буквы целесообразно начинать с контуров предметов, известных детям.

Например:

  • рассмотри рисунок;
  • какой формы солнышко?
  • обведи контур солнышка по точкам;
  • найди лучи солнышка;
  • лучи, которые расположены от солнышка слева, обведи по контуру сверху вниз;
  • лучи, которые расположены от солнышка справа, обведи по контуру снизу вверх.

Познакомив детей с внешним контуром предмета, можно усложнить задание и предложить работу внутри контура предмета.                                                                                                                                  Например:

  • рассмотри рисунок;
  • что изображено внутри контура домика?
  • обведи контур окна домика, соблюдая гигиенические правила письма;
  • обведи снеговика по контуру;

• закрась снеговика внутри его контура, соблюдая гигиенические правила письма и т. д.

После детальной проработки с детьми вышеописанных упражнений целесообразно приступить к знакомству с рабочей клеткой и правилам работы с ней. Ребенок учится работать на строке слева направо в ограниченном пространстве.

Учим ребёнка видеть клетку и работать с ней.                                                                                                       Предлагаю вашему вниманию последовательность игры ребёнка с клеткой, которая пробуждает у ребёнка интерес к графическому рисованию, тренирует пространственное ориентирование, ориентирование на листе, мышление, внимание и память. Понуждайте ребёнка произносить вслух свои действия, то есть проговаривать каждое движение карандашом. Это способствует приобретению уверенности в своих действиях, формирует фразу, развивает собственно речь
У клеточки есть 4 угла. Показываем, выделяя углы клетки точкой. Левый верхний, правый верхний, левый нижний, правый нижний. А теперь эти точки нам надо соединить. Начнём с левого верхнего угла, так как правило, письма- слева направо и сверху вниз. Проводим линию к правому верхнему углу, затем от правого верхнего угла проводим линию к правому нижнему углу, затем от правого нижнего угла проводим линию к левому нижнему углу (здесь срабатывает правило безотрывного письма). Обратите внимание ребёнка, что получилась обведённая им клеточка.
Далее познакомим ребёнка со сторонами клеточки. У клеточки есть 4 стороны или будем называть их линиями. Верхняя линия, нижняя линия, левая линия и правая линия.
Поинтересуйтесь у детей, какую геометрическую форму напоминает им клеточка.

 Затем предложите детям простейший графический диктант, например:
от заданной точки на клеточке. Одна клеточка вправо, две клеточки вниз, одна клеточка влево и т.д. рисунки можно придумывать самостоятельно, на ваше усмотрение.


 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей подготовительной группы "Как помочь ребенку подготовиться к поступлению в школу"

В данной памятке даны советы для родителей по подготовке детей к школе...

Консультация для родителей подготовительной группы на тему Как подготовить ребёнка к школе

Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного...

Консультация для родителей подготовительной группы на тему: "Как подготовить ребенка к школе"

Консультация для родителей подготовительной группы на тему:                "Как подготовить ребёнка к школе"Подготовка к школ...

Консультация для родителей подготовительной группы "Гигиеническое воспитание ребенка"

Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знани...

Консультация для родителей подготовительной группы "Речевая готовность ребенка к школе"

Дошкольное детство – ответственный период детского развития, когда закладывается фундамент для успешного обучения в школе. Особое внимание следует уделить речевому развитию. Становление и ...

Консультация для родителей младшей группы «Как помочь ребенку заговорить»

Данный вопрос беспокоит многих юных мам, когда ребёнку исполнилось два года, а он говорит не более десяток слов. Забота о уместном формировании речи у ребёнка - это основное ситуация эффективного обуч...