Использование мнемотехники в процессе обучения детей пересказу.
консультация

Руга  Татьяна  Владимировна

Консультация  для  родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование мнемотехники в процессе обучения детей пересказу сказок

Пересказ – это творческий мыслительный акт, связанный с переработкой ребенком литературного текста.

При пересказе ребенок пользуется готовыми речевыми формами, следует логике авторского мышления.

 И хотя каждый ребенок должен пересказать близко к тексту и без смысловых искажений один и тот же текст, все-таки это - творческий процесс, так как пересказы у детей получаются разные, интерпретация текста – самая разнообразная и часто едва уловимая.

Взрослый должен научиться помогать детям воспринять текст и успешно его пересказать. Известно, какое разнообразие приемов обучения использует педагог, чтобы дети поняли смысл произведения, усвоили его логические связи, запомнили образные обороты речи.

Все дети любят сказки, которые они должны научиться пересказывать. Но всегда ли они понимают их? К сожалению, с детскими сказками иногда получается так: интересно, но непонятно.

“Существует очень эффективный способ, - пишет  Л.А.Венгер, - позволяющий выявлять содержание и последовательность действий, определенные отношения между персонажами литературного произведения. Это – моделирование. Оно предполагает умение использовать при решении разнообразных умственных задач условные заместители реальных предметов и явлений, наглядные пространственные модели, отображающие отношения между предметами”

Характеристика заданий для детей

Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными).

Если мы обращаемся к художественной литературе, то замещаемыми объектами будут герои детских сказок: люди, звери, гномы, волшебники. Иногда приходится замещать и предметы, с которыми они действуют.

В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадраты, прямоугольники и т.д., различающиеся по цвету и величине (крокодил – зеленый кружок, солнце – желтый), или по величине (слон – большой кружок, мышка – маленький).

 Набор заместителей должен изготовляться и предлагаться ребенку взрослым. На первых занятиях число кружков должно совпадать с числом замещаемых объектов (2-3), далее следует вводить лишние кружки, чтобы ребенок сам выбирал нужные.

Разыгрывать с заместителями можно русские народные сказки “Колобок” (колобок – желтый кружок, волк – серый, медведь – коричневый, лиса – оранжевый); “Кот, петух и лиса”, “Лиса и рак”, “Волк и козлята”, “Заяц, лиса и петух”, “Маша и медведь” и др.https://gigabaza.ru/images/53/105904/m2286aaf.gifhttps://gigabaza.ru/images/53/105904/m6b373b6.gif

https://gigabaza.ru/images/53/105904/e13870d.gifhttps://gigabaza.ru/images/53/105904/m3341efc0.gif

Наглядные модели к сказке “Гуси-лебеди” (обр.А.Н.Толстого)

https://gigabaza.ru/images/53/105904/60d9e2d3.jpg

Наглядные модели к сказке Н.Сладкова “Почему ноябрь пегий”

https://gigabaza.ru/images/53/105904/m47f68761.jpg

 В старшем дошкольном возрасте, занятия, способствующие развитию мышления и воображения, усложняются.

Это развитие у детей умения использовать готовую пространственную модель при пересказе знакомой сказки (модель представляет собой наглядный план сказки).

Это более сложный вид моделирования, посредством которого временные события могут быть представлены в виде модели.

Сначала дети используют готовую пространственную модель, а затем учатся самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе.

Например, при пересказе детьми сказки Х.К.Андерсена “Принцесса на горошине”, можно предложить детям такую пространственную модель:

https://gigabaza.ru/images/53/105904/7d3d9ed7.png

 Таким образом, зарисовывается каждая ситуация, в конечном итоге получается серия рисунков или “конспект” сказки. Ребенку предлагается по этим рисункам пересказать сказку.

Особенности проведения занятий с детьми дошкольного возраста

Развитие у детей наглядных форм символизации можно начинать в средней группе детского сада.

На первых порах научите детей отбирать заместители для обозначения персонажей сказки.

От ребенка будут требоваться так выбирать кружки, чтобы сразу было понятно, какая лиса, а какой – волк. Если он не может выбирать заместители самостоятельно, придется ему в этом помочь.

На первых занятиях число кружков должно совпадать с числом замещаемых объектов (2-3), далее следует вводить лишние кружки, чтобы ребенок сам выбирал нужные.

 Когда выбор заместителей освоен, можно переходить к разыгрыванию с их помощью простых сюжетов.

Расскажите детям хорошо известную сказку “Репка”, при этом распределите фигурки персонажей на одном фланелеграфе, а их заместители дети подбирают и распределяют на втором.

В следующий раз расскажите снова сказку, а дети самостоятельно отбирают заместители персонажей и составляют наглядную модель сказки на фланелеграфе, где есть также изображение дома и огорода.

Подготовим большой желтый кружок – это репка, а полоски разной длины, но одного цвета – это остальные герои сказки.

После такого занятия дети смогут самостоятельно рассказать сказку, пользуясь заместителями, а потом – и без них.

Разыгрывание сказок “Маша и медведь”, “Гуси-лебеди”, “Три медведя” позволит детям лучше усвоить их содержание, запомнить последовательность событий, передать свое отношение к поступкам героев.

В зависимости от того, насколько ребенок овладел моделированием, надо изменять полноту разыгрывания сказки. Вначале достаточно, чтобы ребенок только показывал кружок, соответствующий персонажу, о котором в данный момент читает взрослый.

Позднее нужно переходить к изображению действий, совершенных персонажем.

 Воспитатель читает сказку, а ребенок в это время разыгрывает ее. Не следует спешить, читайте медленно, ведь ребенку нужно разыграть каждую сцену.

Развитие у детей умения использовать заместители (двигательные модели) при пересказе знакомой сказки завершается в старшей группе, здесь дети переходят к умению использовать готовую пространственную модель (модель представляет собой наглядный план сказки).

Уровни развития у детей наглядных форм символизации

В младшей и средней группах осуществляется подготовка к освоению наглядного моделирования:

  • умение отбирать заместители для обозначения персонажей сказки; выбор необходимо делать в ситуациях, когда количество заместителей соответствует количеству персонажей сказки, и, когда имеются лишние заместители (например, кружки разных цветов), следует отбирать только нужные для сказки;
  • умение использовать отдельные заместители персонажей сказки (выбор и показ нужного заместителя) в процессе рассказывания сказки взрослыми;
  • умение узнавать различные ситуации сказки, разыгранные с помощью заместителей;
  • умение использовать заместители при пересказе конкретных эпизодов сказки.

Для развития этих умений используются, так называемые, двигательные модели, это кружки, квадраты, прямоугольники и т.д., при помощи которых дети разыгрывают сюжет литературного произведения в процессе разыгрывания сказки взрослым.

В старшей группе начинается целенаправленное развитие различных форм наглядного моделирования:

  • умение использовать готовую пространственную модель при пересказе знакомой сказки (модель представляет собой наглядный план сказки). Это более сложный вид моделирования, посредством которого временные события сказки могут быть наглядно представлены в виде модели. Сначала дети используют готовую модель.
  • умение самостоятельно строить и использовать пространственную модель при пересказе.

В подготовительной группе задания могут быть сгруппированы таким образом:

умение самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе. При этом если в старшей группе дети выполняли задания такого типа в процессе совместной деятельности (составляли одну общую модель сказки), то здесь эта работа осуществляется как в совместной деятельности, так и индивидуально (каждый ребенок составляет собственную модель).

Таким образом, к концу подготовительной группы осуществляется переход к планированию пересказа сказки без помощи наглядной модели и осуществлению последовательного пересказа без опоры на внешние вспомогательные средства” [Л.А.Венгер]

Большое значение на связность детской речи оказывает пересказ литературных произведений, т.е. связное, осмысленное, выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения в устной форме.

Развитие связной речи должно начинаться с пересказа литературного произведения и переходить к самостоятельному рассказыванию.

Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста, так как ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.

Пересказ требует от детей владения целым комплексом умений, воспринимать содержимое произведения, осмысливать его, запоминать, а затем последовательно и выразительно передать его, используя авторские слова и выражения.

Подбирая произведения для пересказа, необходимо учитывать следующие требования:

  1. высокую художественную ценность;
  2. идейную направленность;
  3. динамичность, лаконичность;
  4. образность изложения;
  5. четкость и последовательность развертывания действия;
  6. занимательность содержания;
  7. доступность литературного произведения и его объем.

В каждой возрастной группе обучение пересказу имеет свои особенности и свой репертуар в соответствии с программными требованиями.

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

С детьми младшего дошкольного возраста проводится большая подготовительная работа, целью которой является выработка умений слушать, отвечать на вопросы, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения. Перед взрослым стоят две задачи:

  1. научить детей сначала воспринимать текст, читаемый ему, а затем рассказ самого ребенка.
  2. подвести к воспроизведению текста.

Наиболее эффективным приемом обучения пересказу является, прием когда дети включаются в повторный рассказ взрослого, повторяя одно, два слова или целое предложение.

Если ребенок запомнит начало сказки, то он сможет пересказать ее самостоятельно. После пересказа сказки можно переходить к пересказу коротких рассказов. Образцом таких рассказов являются лаконичные рассказы Л.Н. Толстого.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

В этот возрастной период решаются более сложные задачи: детей учат не только рассказывать короткие, хорошо известные сказки и рассказы, но и выразительно передавать разговор действующих лиц, слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствия тексту. Произведения для пересказа отличаются большим разнообразием по тематике, содержанию и форме. Мораль в произведении может быть уже скрытой. Широко используется совместный пересказ взрослого и ребенка. Помощь взрослого заключается в напоминании фразы, подсказке забытого слова.

Важным методическим приемом является оценка детского пересказа.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

В этом возрасте выдвигаются новые задачи:

 Уметь связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передавать содержание рассказа или сказки без помощи взрослого, близко к тексту, используя авторские слова и выражения.