Методические рекомндации по закреплению звукопроизношения
материал

Самарина Ольга Александровна

Несколько простых рекомендаций для выполнения артикуляционных упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Если ваш малыш посещает логопедические занятия, помните, что плохую речь исправить за несколько занятий невозможно. Для этого требуется время и совместные усилия логопеда, ребёнка и его родителей.

Исправление звуков осуществляется поэтапно:

1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания);

2-й этап – постановка (вызывание звука по подражанию  или при помощи специальных приёмов);

3-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, фразах);

4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).

Подготовительный этап и этап закрепления поставленного звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки.

Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного, чёткого произношения звука в речи, нужно много упражняться.

Если ребёнок всё ещё произносит звук неправильно, выполняйте артикуляционную гимнастику.

Если звук поставлен, закрепляйте его: пусть ребёнок называет картинки, раскрашивает их, определяет место звука в слове, составляет с данными словами предложения; заучивайте с ребёнком речевой материал, который предлагает вам  учитель-логопед, следите за правильностью произнесения звука в свободной повседневной речи.

Предлагаю вам познакомиться с самым первым комплексом артикуляционных упражнений.

Комплекс №1 рекомендуется выполнять всем детям, которые идут в логопедическую группу. Эти упражнения помогут подготовить органы артикуляционного аппарата к постановке отсутствующих звуков или исправлению нарушенных звуков.

ОБЩАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

КОМПЛЕКС № 1.

 Все артикуляционные упражнения выполняются ежедневно перед зеркалом так, чтобы Ваше лицо и лицо Вашего ребёнка были хорошо видны.

1. «Улыбка» - губы растянуты в улыбку так, чтобы были видны два ряда зубов.

2. «Хоботок» - губы вытянуть вперёд, как при произнесении звука [у]. Зубы не размыкать.

3. «Улыбка – Хоботок» - чередовать улыбку и хоботок под счёт до 5 8 – 10 раз.

4. «Лопаточка» - широкий язык расслабить и положить на нижнюю губу. Удерживать 10 сек. Следить, чтобы язык не дрожал.

5. «Наказать непослушный язычок» - пошлёпать широкий язычок губами, произнося «пя-пя-пя…».

6. Кусать на улыбке широкий язычок, произнося «та-та-та..».

 все упражнения выполнять под счёт до 8 – 10 раз, в медленном темпе.

Основные рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики:

1. Не удивляться и не сердится, если некоторые упражнения не будут получаться с первого и даже второго раза.

2. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему - шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем.

3. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит Ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

4. Упражнения выполнять перед зеркалом. Когда ребенок будет уверенно выполнять их, зеркало можно убрать. Иногда (если ребенок согласен) полезно бывает делать упражнения с закрытыми глазами, привлекая внимание ребенка к возникающим ощущениям в органах артикуляции. Иногда (особенно, если ребенку уже очень надоела артикуляционная гимнастика) – поверните его лицом к себе, выполняйте упражнения вместе, подражая друг другу.

5. Проводить артикуляционную гимнастику ежедневно, следить, чтобы ребенок не уставал. Придерживаться общепедагогических принципов - идти от простых упражнений к более сложным, выполнять упражнения сначала в медленном темпе, под счет или другие команды. Количество повторений увеличивать постепенно.

6. Вам придется показывать упражнения ребенку, поэтому нужно научиться правильно их выполнять.

7. Занятия обязательно проводить в игровой форме, привлекать любимые игрушки, рассказывать сказки и веселые истории про «непослушный», «озорной» язычок или про язык-«путешественник». Придумывать свои игры, перестраиваться на ходу, подхватывать идеи ребенка, следить, чтобы он не заскучал. Результат Ваших занятий во многом будет зависеть от того, сможете ли Вы превратить утомительную, однообразную, тяжелую работу в увлекательную игру.