Как проявляется кризис 7 лет и что делать родителям
консультация (подготовительная группа)

Тарасова Анна Николаевна

Кризисом семи лет начинается новый этап развития ребенка - младший школьный возраст. Он может начаться и раньше  - в шесть и даже в пять с половиной лет.   Если Вашему ребенку вдруг надоел детсад,  а  привычные  игры  уже  не  доставляют  ему  удовольствия,  если он  стал  непослушным,  у  него возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, это означает, что наступил очередной кризис. По сравнению с другими он проходит мягче, однако, важно вовремя заметить его и правильно среагировать.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как проявляется кризис 7 лет и что делать родителям?

Кризисом семи лет начинается новый этап развития ребенка - младший школьный возраст. Он может начаться и раньше  - в шесть и даже в пять с половиной лет.   Если Вашему ребенку вдруг надоел детсад,  а  привычные  игры  уже  не  доставляют  ему  удовольствия,  если он  стал  непослушным,  у  него возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, это означает, что наступил очередной кризис. По сравнению с другими он проходит мягче, однако, важно вовремя заметить его и правильно среагировать.

Кризис семи лет называют периодом рождения социального Я - ребенка.  Ребенок начинает осознавать свое место в системе человеческих отношений. Он стремится занять новое, более взрослое положение в жизни. Дети уже пробовали «повзрослеть», подражая нашему поведению, играя во взрослых, но… пришли к выводу, что для взрослости чего-то явно не хватает.  

Ясно, что по-старому дети жить уже не хотят, то, что было - их уже не устраивает. Возникает кризисная ситуация: «Хочу, но не могу!», «Могу, но не хочу!»

К  6-7  годам  ребенок  уже  ощущает  себя  личностью,  анализирует  свое  поведение,  осознает  свои чувства. Это время его социальной адаптации, проверка его способности завоевать уважение других.

Главный  симптом  -  это  то,  что  ребенок  перестает  быть  ребенком:  чистым,  наивным,  по-детски непосредственным. Ребенок начинает «манерничать»: кого-то из себя изображать, что-то скрывать; он начинает  задумываться  о  самых  разных  вещах,  при  этом  его  поведение  становится  гораздо  более сложным,  ребенок  начинает  скрытничать;  подсознательное  напряжение  может  проявляться  самыми разными  способами  (агрессия,  раздражительность,  замкнутость  и  т.  д.).    У  него  могут  проявиться страхи (боязнь темноты, нежелание оставаться дома одному); появляется симптом «горькой конфеты»: ребенку может быть плохо, но он старается этого не показывать. Он соблюдает правила или делает все назло.    Родители перестают быть непререкаемым авторитетом!

Чтобы  помочь  ребенку  преодолеть  этот  этап,  родителям  необходимо  обратить  внимание  на следующее:  

  • Прежде всего,  нужно помнить, что кризисы - это временные явления, они проходят, их просто нужно пережить, как любые детские болезни.
  • Причина  острого  протекания  кризиса  -  несоответствие  родительского  отношения  и  требований желаниям  и  возможностям  ребенка,  поэтому  необходимо  подумать  о  том,  все  ли  запреты обоснованны и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.  
  • Измените, свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять и поддержать.
  • Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать,
  • рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.  
  • Спрашивайте  мнение  самого  ребенка  о  результатах  его  труда.  Сильная  зависимость  от  внешней оценки может сделать ребенка тревожным и неуверенным в себе. Умение самому оценивать свою деятельность создает мотивацию стремления, в противовес мотивации избегания.  
  • Осознайте, Что любые Ваши оценки в адрес ребенка создают его представления о себе, влияют на  его самооценку.  Ваши  негативные  оценки  могут  сформировать  у  него  представление  о  себе  как человеке недостойном, плохом.
  • По возможности избегайте заключений о личности ребенка в целом,  оценивайте лишь его действие или поступок.
  • Если  ваши  отношения  с  ребенком  приобрели  характер  непрекращающейся  войны  и  бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте его к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
  • Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!