Проблема воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста
статья

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Возникает вопрос: когда следует начать знакомство с экономикой? В статье затронуты основные задачи педагогов по экономическому воспитанию дошкольников, сделаны выводы по парциальным программам обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

         Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро.

         Возникает вопрос: когда следует начать знакомство с экономикой?

        Финансы, экономика и ребёнок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга.

        Ребёнок очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, совершает покупки... Большинство психологов и педагогов считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать с пяти лет. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной , семейной, общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы общественные финансовые привычки.

       Однако, по мнению тех же психологов, педагогов экономическому воспитанию дошкольников в современных условиях уделяется недостаточно внимания.

       Молодые семьи ещё сами учатся распределять бюджет, обеспеченные семьи не обращают  внимания на повышенные расходы, слабая работа в этом направлении в дошкольных учреждениях. Это может привести к появлению негативных сторон в поведении детей: неряшливости, небрежности к вещам, безразличию к испорченным предметам, не уважению к  труду взрослых…

       Перед  дошкольным  учреждением стоит задача организовать эту работу.

  1. Организовать сотрудничество с родителями, направленное на оказание помощи содержательно методических вопросах экономического воспитания детей .
  2. Педагогам организовать образовательную работу по экономическому  воспитанию дошкольников ( в режимных моментах, во время проведения занятий, в процессе решения логических, арифметических задач; чтение художественной литературы, решение проблемных ситуаций, возникающих в  литературных  произведениях, в реальной жизни; викторины, конкурсы;  в сюжетно-ролевых играх).

        Так как ведущей формой обучения в дошкольном возрасте является игровая деятельность, то основы  экономической культуры легче зарождаются и проявляются в игре( сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные).

        Есть парциальные программы «Дошкольник и экономика» Шатовой, «Экономика для малышей» Селезнёвой и др. Краткий обзор содержания программ позволил прийти к следующим выводам:

  1. Образовательная работа по экономическому воспитанию дошкольников вводится в старшем дошкольном возрасте и интегрируется с работой по развитию элементарных математических представлений.
  2. Авторы программ рекомендуют в первую очередь, знакомить детей с трудом взрослых, как средством удовлетворения человеческих потребностей, ценами и деньгами , рекламой товаров и услуг.
  3. Ключевая роль отводится обогащению развивающей  предметно-пространственной среде, внесению игрушек и атрибутов, моделирующих  экономические отношения; внесению дидактических игр экономического содержания.
  4. Освоение основ экономических знаний осуществляется через  все виды детской деятельности. Но главная роль отводится игре.
  5. Отмечается необходимость организации совместной работы педагогов детского сада с семьями воспитанников, нацеленной на формирование у родителей правильной педагогической позиции в приобщении детей в экономике семьи.