КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Что дает ребенку знания родного языка»
материал

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Что дает ребенку знания родного языка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №43»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

«Что дает ребенку знания родного языка»


                                                                           Подготовила: воспитатель по

                                                                          обучению тат. и рус. языкам

                                                          Хабибуллина Р.Х.

Нижнекамск, 2018г.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет взрослый и его речь. Родители должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе.

Усваивая родной язык, ребёнок овладевает важнейшей формой речевого общения — устной речью.

Характерной особенностью ребёнка дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления.

Не умея мыслить критически, ребёнок этого возраста подражает всему, что он видит и слышит в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ним связаны, к которым у ребёнка сложилось положительное отношение.

Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок, является родитель.

Поведение, речь матери, отца,  их внешний облик — всё является образцом для детей.

Своеобразие мышления и восприятия ребёнка, связанное с подражательностью, должно быть использовано в его воспитании и обучении, и, в частности, при обучении родному языку.           

Речь взрослого является образцом для ребёнка в широком значении этого слова, прежде всего — в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с взрослым. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным ребёнку.

При разговоре с младшими детьми речь взрослого должна быть более лаконична и проста. По отношению к малышам надо избегать замечаний и вместе с тем следует разговаривать с ними более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми.

“Юра, не пачкай скатерть, ешь ложкой, не лей воду на пол”.

Детей среднего и старшего возраста следует вести к самостоятельным выводам. Например: “Пачкать скатерть нельзя, это не аккуратно. На стирку скатерти затрачивается много труда. Надо беречь труд взрослых, которые стирает скатерти”.

Грамматическая правильность речи взрослого обязательна.

При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка. Монотонная, невыразительная речь взрослого отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры.

Взрослый, рассказывая или пересказывая какое-либо художественное произведение, должен раскрыть его эмоциональную сторону, который повышает культуру слушания, воспитывает у детей желание самим что-нибудь рассказать.

Следует помнить, что не все рассказы, хотя бы и доступные возрасту и развитию детей, допустимы для пересказа. Рассказы, представляющие собой совершенные образцы художественной литературы, должны составлять исключение. Для пересказа более всего годятся рассказы с определенным, ясным соотношением частей: с понятным, определенным началом, серединой и концом. Если между частями существует ясная логическая связь, одна часть подводит к другой и разъясняет ее. Излишние детали, подробности затрудняют усвоение сущности, а потому и осложняют самый пересказ. Вначале следует выбирать рассказы возможно ясные и простые по конструкции.

Мы учим детей речи, которой им придется пользоваться в их повседневной жизни. Играют ли в этой речи “полные ответы” хоть какую-нибудь роль? Иногда можно дать план рассказа. Предположим:

1. Дети отправились в лес.

2. Неприятное приключение в лесу.

3. Возвращение домой.

 По нему взрослый составляет рассказ. Конкретный, по возможности совершенный образец того, чего от детей требуют, больше всяких разъяснений как-то сразу ставит понимание детей на надлежащие рельсы и облегчает дальнейшую аналогичную работу над другим материалом.

Очень желательно давать такое начало, которое предоставляло бы простор воображению детей разветвляться в разных, часто противоположных направлениях. При этом в высшей степени интересно следить за проявлением индивидуальности детей, их психики и мировоззрения.

Рассказывание по картинкам — один из наиболее целесообразных приемов по слушанию речи. Чем чаще мы будем рассказывать малышам по картинкам, тем раньше они встанут на путь составления рассказов сами. На всех ступенях рассказам детей должен предшествовать образцовый рассказ взрослого. Конкретно на примере таких рассказов дети постигают, что рассказчик может вообразить себе моменты, предшествующие тому, который представлен на картинке, и последующий за ним может выйти за рамки картинки.

Достаточно шести -, семилетним детям прослушать 2—3 примерных рассказа, чтобы они это поняли и стали на путь самостоятельного составления рассказов.

         Таким образом, развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. А в дальнейшем нужно еще более усовершенствовать его и увеличивать. Только у ребенка обладающего богатым словарным запасом ребенка может сформироваться правильная грамотная речь. Задача взрослого максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря.

Речь взрослого является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые они знают. Дети стараются копировать интонации взрослого в зависимости от свойств описываемого события, и чем правильнее будет звучать речь взрослого, тем правильнее будет развиваться речь ребёнка. Взрослый должен совершенствовать  и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.

Обладая развитой речью, ребенок будет более готов к школе. Легче будут восприниматься знания, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Что дает ребенку чтение на ночь?"

В данной консультации даны советы родителям детей дошкольного возраста о пользе чтения перед сном. Материал консультации возможно использовать как тему для беседы на родительском собрании, так и стенд...

Консультация для родителей "Что дает ребенку обучение хореографии»

Хореография способствует: становлению правильной осанки и дальнейшее формирование мышечного корсета, развивает координацию движений, ориентирование в пространстве, исправляет физические особенностей р...

Консультация для родителей «Что дает ребенку обучение хореографией»

Систематические занятия хореографией в нашем детском саду соразмерно формируют фигуру ребенка, способствуют устранению ряда физических недостатков, вырабатывают правильную и красивую осанку, при...

Консультация для родителей Что дает ребенку детский сад

С появлением ребенка на родителей обрушивается множество проблем и вопросов. Решение о посещении детского сада ребенком – это одна из таких проблем. Каждый родитель может найти для себя в этом к...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «ЧТО ДАЕТ РЕБЕНКУ ОБУЧЕНИЕ ХОРЕОГРАФИЕЙ?»

Развиваем:     внимание,      собранность, зрительное     восприятие,    трудолюбие, ответственность. Кроме названного: развитие логик...

Консультация для родителей "Что дает ребенку детский сад?"

Консультация для родителейЧто дает ребенку детский сад...