Консультация для педагогов: "Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр"
консультация (младшая, средняя группа)

Головко Светлана Валентиновна

«Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»

 

 Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ.

Материал: крышечки от бутылок, маленькие резиновые и массажные мячики, бельевые прищепки, карандаши, подносы с крупой, грецкие орехи, шишки, бусины, макароны.

Всё чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью, с нежеланием и неумением общаться. В современном мире овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, может грамотно выражать свои мысли. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими .

Нарушения речи могут спровоцировать у ребёнка чувства неполноценности, неуверенности в себе, в дальнейшем - замкнутости, отказа от общения.

Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является -развитие мелкой моторики.

Уровень развития мелкой моторики -один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx100.07 КБ
Файл razvitie_rechi.docx99.03 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Desktop\Юбилей 80 лет\Рамки10.gif

«Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»

 Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ.

Материал: крышечки от бутылок, маленькие резиновые и массажные мячики, бельевые прищепки, карандаши, подносы с крупой, грецкие орехи, шишки, бусины, макароны.

Всё чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью, с нежеланием и неумением общаться. В современном мире овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, может грамотно выражать свои мысли. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими .

Нарушения речи могут спровоцировать у ребёнка чувства неполноценности, неуверенности в себе, в дальнейшем - замкнутости, отказа от общения.

Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является -развитие мелкой моторики.

Уровень развития мелкой моторики -один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные :

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без.

Самомассаж (поглаживание, разминание).

 Игры - конструкторы, мозаика, шнуровка, игры с вкладышами и т. д.

Кукольные театры: пальчиковый, перчаточный, театр теней.

Игры с бумагой, песком, водой.

Лепка из глины, теста, пластилина.

Игры на развитие тактильных ощущений «гладкое – шершавое», «чудесный мешочек» и т. д.

Нетрадиционные:

 Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками.

Пальчиковые игры, с использованием разнообразного материала: бросовым, природным, хозяйственно-бытовым.

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончике его пальцев, а философ И. Кант, что «Рука – это вышедший наружу мозг человека»

Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

Поэтому, для того, чтобы ребёнок хорошо говорил, необходимо развивать его ручки.

 Японская пословица гласит: «Расскажи мне – я услышу, покажи мне – я запомню, дай сделать самому – я пойму!». Пальчиковые игры полностью отвечают этим требованиям: слышу, вижу, делаю.

Пальчиковые игры - это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук. 

Ребенку необходимо все потрогать, так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. 

Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны

Благодаря пальчиковым играм у ребёнка развивается внимательность и способность сосредоточиться.

Главное требование в играх с рукой, её кистью, пальчиками: забота о развитии правой и левой руки.

Сегодня я предлагаю Вам поиграть в нетрадиционные пальчиковые игры, которые я используем в своей работе:

В данных играх используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

Пальчиковые игры в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук:

«Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек», «Гуси щиплют травку».

Для более эффективного самомассажа  кисти рук можно использовать грецкий орех, каштан, массажный мячик, карандаш.

 Игры с мячиками.

 Я используем гладкие мячики и колючие (можно катать по ладошке, столу, коврику).

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)

Взад- вперёд его гоняю,

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку (гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну.

Колобок наш отдохнёт и опять играть начнет. (повторяем то же самое другой рукой).

Игра с использованием прищепок. 

Прищипываем ими кончики пальцев (предварительно проверяем, чтобы она не была слишком тугой).

У котят, как у ребят зубки режутся, болят.

Стал кусачим котик мой шустрый шарик озорной!

Хвать за палец и кусь-кусь! Пусть кусает, не боюсь!

Так играет он со мной, котик мой совсем не злой.

Пальчиковая гимнастика с карандашом.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Пальчиковая игра «Башмачки»

Берем пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы«Идем» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.

Катя туфли потеряла,

Долго плакала искала.

Другая рука:

В крышки пальчики обула

Смело в них вперёд шагнула.

Другая рука:

Пошла Катя на прогулку

По кривому переулку

Другая рука:

Пальцы, словно ножки,

Обуты в босоножки.

Другая рука:

Каждый пальчик будто ножка,

Только шаркает немножко.

Игры с крупой.

Рассыпать на подносе крупу тонким слоем и показать ребёнку, как можно на ней рисовать. Подносы подбирать с высокими краями.

Прежде чем приступить к рисованию, дать ребёнку удовлетворить потребность изучить предлагаемый материал.

Поиграть с крупой, потом разровнять  крупу и провести по ней пальцем, оставляя след.

Малыш научится рисовать несложные рисунки (забор, дождик, волны)

Игры с соленым тестом .

Дети берут комочек теста и просто мнут его в руках, рвут на кусочки
2. Пальчики шагают по лепешке (подушечки пальцев быстрыми движениями надавливают на середину и края лепешечки).
3. На плоскую картинку из теста кладут ладошку, надавливают на тыльную сторону ладони.
4. Лепешку украсить  горохом, фасолью.

Можно положить в коробку мелкие игрушки и насыпать горох, гречку и пусть малыш ищет их.
Когда игрушка найдена, ее рассматривают, если это животное, то звукоподражают.
Используем  художественное слово.

 Например:
-Посмотрите, кого нашла Маша? Кто это?
-Правильно, это собачка.
-Как собачка лает?
-Гав, гав!
-Вот собачка Жучка, хвостик закорючка, с детками играет, очень громко лает: гав, гав!

Фольгу можно сжать в комочки и сложить в бутылочку, затем высыпать и снова сложить.

Хотелось бы напомнить, что играя с ребёнком в пальчиковые игры, произнося вслух тот или иной стишок, нельзя забывать об эмоциональной окраске голоса. Менять тембр и скорость речи, делать паузы, подчеркивать отдельные слова, рассказывать весело.

Систематическая работа по развитию мелкой моторики и речи у детей с использованием пальчиковых игр, дает свои результаты: дети становятся более активными в общении, ясно и последовательно выражают свои мысли, умеют выражать свое отношение к окружающему.

Разнообразное использование пальчиковых игр одно из важных средств, в развитии мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста.

Все представленные методы, предложенный игровой материал может использоваться  не только во время проведения занятий, но и в свободной игровой деятельности вне занятий.

Воспитатель.

Пальчиковые игры — прекрасный способ развлечь малыша и с пользой провести время в очереди в поликлинике, во время путешествия на поезде или в самолете. Но и в обычных ситуациях им чаще стоит уделять время. И.Кант писал: «Рука — это вышедший наружу мозг человека». Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение. На ладоне и на стопе находится около 1000 биологически активных точек. Воздейтсвуя на них, можно регулировать деятельность внутренних органов. Так, массируя пальцы, можно активизировать работу разных внутренних органов (безымянный-печень, средний-кишечник, указательный-желедок, большой-голова).

В данный период очень важно воспитывать у ребенка потребность в общении, внимание к речи окружающих, память на слова, умение воспроизводить звуки и слова по подражанию. Это будет способствовать развитию речи у малышей. Поможет в этом пальчиковая гимнастика.

Воспитатель предлагает родителям встать в круг и проводит пальчиковую гимнастику (Соколова Ю.А., «Игры с пальчиками», М.,2004).

Присаживайтесь на свои места, перед вами лежат фломастеры и бумага. Ваша задача за 5 минут творчески представить свою семью в виде рисунка, при помощи которого вы расскажете о своей семье.



Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Desktop\Юбилей 80 лет\Рамки10.gif

«Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»

 Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ.

Материал: крышечки от бутылок, маленькие резиновые и массажные мячики, бельевые прищепки, карандаши, подносы с крупой, грецкие орехи, шишки, бусины, макароны.

Всё чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью, с нежеланием и неумением общаться. В современном мире овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, может грамотно выражать свои мысли. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими .

Нарушения речи могут спровоцировать у ребёнка чувства неполноценности, неуверенности в себе, в дальнейшем - замкнутости, отказа от общения.

Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является -развитие мелкой моторики.

Уровень развития мелкой моторики -один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные :

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без.

Самомассаж (поглаживание, разминание).

 Игры - конструкторы, мозаика, шнуровка, игры с вкладышами и т. д.

Кукольные театры: пальчиковый, перчаточный, театр теней.

Игры с бумагой, песком, водой.

Лепка из глины, теста, пластилина.

Игры на развитие тактильных ощущений «гладкое – шершавое», «чудесный мешочек» и т. д.

Нетрадиционные:

 Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками.

Пальчиковые игры, с использованием разнообразного материала: бросовым, природным, хозяйственно-бытовым.

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончике его пальцев, а философ И. Кант, что «Рука – это вышедший наружу мозг человека»

Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

Поэтому, для того, чтобы ребёнок хорошо говорил, необходимо развивать его ручки.

 Японская пословица гласит: «Расскажи мне – я услышу, покажи мне – я запомню, дай сделать самому – я пойму!». Пальчиковые игры полностью отвечают этим требованиям: слышу, вижу, делаю.

Пальчиковые игры - это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук. 

Ребенку необходимо все потрогать, так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. 

Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны

Благодаря пальчиковым играм у ребёнка развивается внимательность и способность сосредоточиться.

Главное требование в играх с рукой, её кистью, пальчиками: забота о развитии правой и левой руки.

Сегодня я предлагаю Вам поиграть в нетрадиционные пальчиковые игры, которые я используем в своей работе:

В данных играх используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

Пальчиковые игры в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук:

«Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек», «Гуси щиплют травку».

Для более эффективного самомассажа  кисти рук можно использовать грецкий орех, каштан, массажный мячик, карандаш.

 Игры с мячиками.

 Я используем гладкие мячики и колючие (можно катать по ладошке, столу, коврику).

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)

Взад- вперёд его гоняю,

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку (гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну.

Колобок наш отдохнёт и опять играть начнет. (повторяем то же самое другой рукой).

Игра с использованием прищепок. 

Прищипываем ими кончики пальцев (предварительно проверяем, чтобы она не была слишком тугой).

У котят, как у ребят зубки режутся, болят.

Стал кусачим котик мой шустрый шарик озорной!

Хвать за палец и кусь-кусь! Пусть кусает, не боюсь!

Так играет он со мной, котик мой совсем не злой.

Пальчиковая гимнастика с карандашом.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Пальчиковая игра «Башмачки»

Берем пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы«Идем» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.

Катя туфли потеряла,

Долго плакала искала.

Другая рука:

В крышки пальчики обула

Смело в них вперёд шагнула.

Другая рука:

Пошла Катя на прогулку

По кривому переулку

Другая рука:

Пальцы, словно ножки,

Обуты в босоножки.

Другая рука:

Каждый пальчик будто ножка,

Только шаркает немножко.

Игры с крупой.

Рассыпать на подносе крупу тонким слоем и показать ребёнку, как можно на ней рисовать. Подносы подбирать с высокими краями.

Прежде чем приступить к рисованию, дать ребёнку удовлетворить потребность изучить предлагаемый материал.

Поиграть с крупой, потом разровнять  крупу и провести по ней пальцем, оставляя след.

Малыш научится рисовать несложные рисунки (забор, дождик, волны)

Игры с соленым тестом .

Дети берут комочек теста и просто мнут его в руках, рвут на кусочки
2. Пальчики шагают по лепешке (подушечки пальцев быстрыми движениями надавливают на середину и края лепешечки).
3. На плоскую картинку из теста кладут ладошку, надавливают на тыльную сторону ладони.
4. Лепешку украсить  горохом, фасолью.

Можно положить в коробку мелкие игрушки и насыпать горох, гречку и пусть малыш ищет их.
Когда игрушка найдена, ее рассматривают, если это животное, то звукоподражают.
Используем  художественное слово.

 Например:
-Посмотрите, кого нашла Маша? Кто это?
-Правильно, это собачка.
-Как собачка лает?
-Гав, гав!
-Вот собачка Жучка, хвостик закорючка, с детками играет, очень громко лает: гав, гав!

Фольгу можно сжать в комочки и сложить в бутылочку, затем высыпать и снова сложить.

Хотелось бы напомнить, что играя с ребёнком в пальчиковые игры, произнося вслух тот или иной стишок, нельзя забывать об эмоциональной окраске голоса. Менять тембр и скорость речи, делать паузы, подчеркивать отдельные слова, рассказывать весело.

Систематическая работа по развитию мелкой моторики и речи у детей с использованием пальчиковых игр, дает свои результаты: дети становятся более активными в общении, ясно и последовательно выражают свои мысли, умеют выражать свое отношение к окружающему.

Разнообразное использование пальчиковых игр одно из важных средств, в развитии мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста.

Все представленные методы, предложенный игровой материал может использоваться  не только во время проведения занятий, но и в свободной игровой деятельности вне занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"

Программа расчитана на детей 1,5-3 лет, срок реализации программы - 2 года. Программа направлена на формирование у детей навыков  изодеятельности, совершенствование наблюдательности, воспита...

Инновационный проект «Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования и аппликации»

Развитие творческих способностей невозможно без создания на занятиях по изодеятельности требующей решения творческой задачи. Выход из нее — поиск нового метода, приема, средства деятельности. Творческ...

Формирование эстетического восприятия детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в процессе художественного творчества

Презентация по формированию эстетического восприятия детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в процессе художественного творчества...

Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в художественно-продуктивной деятельности.

Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей...

Консультация для педагогов: "Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр"

Всё чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью, с нежеланием и неумением общаться. В современном мире овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценн...

Методическая разработка Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством нетрадиционных видов рисования»

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет  собой маленького исследователя с радостью и удивлением открывающего для себ...