Детская психология: воспитатель и наказание в детском саду
статья

Тарасова Раиса Сергеевна

В статье даны рекомендациио о применение педагогически оправданных наказаниях в детском саду. Перечислены правила, которые рекомендует В.Л.Леви при наказаниии ребенка. Рассмотрены причины плохого поведения ребенка, перечислены основные законодательные акты, которые стоят на защите прав детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pechat.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Детская психология: воспитатель и наказание в детском саду

     Наказание в педагогике – это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки,  тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Наказание используется в случае невыполнения установленных в обществе требований и норм поведения.

    Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу у ребенка, вызвать у него чувства вины, раскаяния, огорчения, стыда.

    Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но в то же время нельзя снисходительно относиться к серьезным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность. Антон Семёнович Макаренко говорил: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство. Умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».

    Идеальных детей не бывает. Есть такие дети, у которых процессы торможения развиты плохо, а возбуждения - отлично, даже больше чем надо.

    Некоторые дети по отношению к ровесникам и даже взрослым проявляют резкость, грубость, развязность. Запреты и замечания взрослых не всегда положительно влияют на таких детей.

    Возникает вопрос: как же можно наказывать детей, которые потенциально могут причинить вред себе и другим детям?

    Если ребенок плохо себя ведет, его поведение представляет угрозу для других детей, и он не обращает внимание на замечания, то в детском саду возможно применить педагогически оправданные наказания: 

Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;

Выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;

Лишение ребенка чего-то приятного, но важно, чтобы он знал, за что наказан. Для многих детей самое большое и действенное наказание - это посадить их на стульчик за спокойные игры! В маленьком возрасте дети очень не усидчивы. И сидеть на месте минут 5-10 минут для них испытание!

Лишение каких либо привилегий, например - идти первым в строю - шалуны становятся последними, не выбирают на главные роли в игре. Например, воспитатель отстраняет провинившегося от дежурства, подчеркивая, что не может доверить такую ответственную работу тому, кто не умеет себя хорошо вести.

Обсуждение детского проступка в коллективе сверстников. Особенно это применимо к старшим дошкольникам, так как их сознание более высоко развито. Общественное мнение — сильнейшее средство воздействия. И прибегая к нему как к методу, формирующему детское поведение, воспитатель должен управлять  мнением детского коллектива, чтобы не превратить серьезный разговор о проступке в суд над ребенком. Даже малыши испытывают чувство неловкости и стыда, если об их плохом поведении рассказывают при всех детях, а для старших это равносильно наказанию. Поэтому, прибегая к общественному мнению как средству, осуждающему непослушание, воспитатель должен использовать его лишь в крайних, исключительных случаях, когда другие, более мягкие меры не имеют успеха.

 Метод естественных последствий, т. е. используют меры воздействия, вытекающие из самого поступка: насорил — убери, налил воду — вытри. Это вызывает у ребенка осознанное отношение к своим действиям: не очень приятно, когда самому приходится расплачиваться за свое плохое поведение. Применяя метод естественных последствий, надо иметь в виду следующее: все, что может вредить нормальному физическому самочувствию и развитию детей, угрожает их безопасности и здоровью — нарушение режима, лишение обеда, сна, прогулки, ни в коем случае не должно использоваться как наказание.                                                  

   Все зависит от момента, ведь наказание откладывать нельзя. Существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к поступкам ребёнка: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т.д. «Не ожидала от тебя», - говорит грустно мама, и для ребенка это уже является наказанием, ибо из уст самого родного человека прозвучала отрицательная оценка его поведения. 
Но надо помнить, что чем больше взрослые (родители, воспитатели) используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияния на поведение их детей.
Для одного ребенка строгий взгляд или обращение полным именем - это уже трагедия и он воспринимает это как наказание, у другого, которого дома «лупят» по поводу и без повода, все получасовые нотации и лишение всех привилегий вызывают только снисходительную улыбку. Физическое наказание недопустимо, да его вообще не должно быть ни в детском саду, ни дома! Разумное наказание направляет на исправление поведения.

    Если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять врач-психолог и писатель Владимир Львович Леви.

  • Наказание всегда должно исходить из мотива поступка.
  • Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение правил поведения, отказ подчиняться разумному требованию, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.
  • Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины.
  • Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.
  • Наказание не должно вредить здоровью.
  • Один проступок – одно наказание.

     Когда мы говорим о допустимости наказаний, то имеем в виду, что наказания как исключение (а не как система) применяются наряду с другими педагогическими способами воздействия — разъяснением, убеждением, поощрением, разумной требовательностью, положительным примером окружающих.  

Почему же дети плохо ведут себя? Причин несколько

Причина первая – борьба за внимание родителей, педагогов.

Непослушание – это возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более – ребёнку.

Причина вторая – борьба за самоутверждение.

Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждёт доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе – нельзя прожить жизнь на опыте старших.

Причина третья – жажда мщения окружающему миру, взрослым.

Ребёнок мстит за:

  • Неверие в его способности и возможности (Ты не смог выполнить это задание!);
  • Сравнение не в его пользу с другими детьми;
  • За унижение друг друга в семье, в коллективе;
  • За потерю одного из родителей в результате развода;
  • За появление в доме нового члена семьи, который становится более значимый, чем ребёнок;
  • За несправедливость по отношению к себе и невыполнение взрослыми обещания;
  • За родительскую ложь;
  • За чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу.

Причина четвёртая – неверие в свой успех.

Низкая самооценка, плохие взаимоотношения в группе со сверстниками, отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.

Конечно, без наказания в некоторых случаях не обойтись, но очень важно, чтобы оно не переросло в жестокое обращение с ребёнком.

  Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, принят ряд законодательных актов:

  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989г).

  • Декларация о правах ребенка (20 ноября 1959г.).
  • Закон №273   «Об образовании в РФ» (29.12.2012г
  • Конституция Российской Федерации (1993г, с изменениями в 2001г)
  • Семейный кодекс РФ (1995г, с изменениями на 2 января 2000г)
  • Уголовный кодекс РФ
  • Федеральный закон РФ  № 124 « Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» (24.07.1998г.)

     Наказания могут носить различный характер, но в любом случае эта мера воздействия призвана помочь ребенку осознать свою вину, усилить чувство ответственности за свои действия перед взрослыми и сверстниками.. Наказание должно вызывать чувство стыда, огорчения, раскаяния, недовольство самим собой, осознание того, что своим поведением он вызвал осуждение со стороны товарищей и всего коллектива.

      Главный метод воспитания – это убеждение. А для этого нужно говорить с  ребенком, общайтесь с ним, искать примеры положительного подтверждения Ваших мыслей, быть тактичным, убеждая его. Только в таком случае Ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями. 

Литература

1. Л.В.Загик, Т.А.Куликова, Т.А.Маркова и др. Воспитателю о работе с семьей, «Просвещение», 2009. 
2. О.В.Чермашенцева. Основы безопасного поведения дошкольников, «Учитель», 2018. 
3. Интернет источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей "Наказания в детском саду"

В данной работе предлагается примерный план проведения семинара-практикума для воспитателей ДОУ по проблеме возможности наказания детей...

Семинар-практикум для воспитателей тема: НАКАЗАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети, - о проблеме целесообразности применения наказаний...

Советы педагога-психолога воспитателям по формированию дружеских отношений между детьми в условиях детского сада.

Советы педагога-психолога воспитателям по формированию дружеских отношений между детьми в условиях детского сада....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, ВОСПИТАТЕЛЯ КАК УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ САДУ

. В данной статье авторами рассматривается значение и содержание профессиональной компетентности, а также роль взаимодействия педагогов и психолога детского сада с семьями особых детей. Авторами раскр...