Позанимаемся, МАЛЫШ!
консультация

Митенкова Татьяна Владимировна

     Для малыша, особенно на начальном этапе обучения, очень важно иметь ежеминутные, безоговорочные успехи на занятии; для этого он должен понимать всё сразу. Малейшее непонимание, неудача могут повлечь за собой резкий отказ ребёнка от занятий; заставить его вернуться к ним будет уже непросто.

     Настроение ребёнка напрямую зависит от настроения взрослого. Поэтому, предлагая ребёнку  позаниматься, вы должны буквально излучать радость, как от предвкушения чего-то занятного, веселого и одновременно очень важного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pozanimaemsya_malysh.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

Многоуважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

     Для малыша, особенно на начальном этапе обучения, очень важно иметь ежеминутные, безоговорочные успехи на занятии; для этого он должен понимать всё сразу. Малейшее непонимание, неудача могут повлечь за собой резкий отказ ребёнка от занятий; заставить его вернуться к ним будет уже непросто.

     Настроение ребёнка напрямую зависит от настроения взрослого. Поэтому, предлагая ребёнку  позаниматься, вы должны буквально излучать радость, как от предвкушения чего-то занятного, веселого и одновременно очень важного.

     Максимальная продолжительность занятий для пятилетних детей составляет двадцать минут, для шестилетних — полчаса. Но это не относится к начальному этапу обучения! Продолжительность занятий в самом начале сугубо индивидуальна: один ребёнок способен уже на первом занятии интенсивно работать двадцать минут (с перерывом), другой едва выдерживает десять.

     Обучающий взрослый должен хорошо понимать, что у большинства детей на начальном этапе обучения работоспособность невысока, внимание быстро истощается. Если ребёнок, позанимавшись пять-десять минут, перестал слышать вас или неожиданно заговорил о событиях вчерашнего дня, это вовсе не означает, что он ленив или неумен! Просто он устал, и взрослому совершенно излишне обнаруживать здесь свою досаду. Поддержите ненадолго разговор с ребёнком на предложенную им тему, а затем продолжите занятие. (С некоторыми детьми подобные «перебивки» происходят через каждые пять минут — запаситесь, пожалуйста, терпением!)

     Раз в десять минут любой ребёнок должен отдыхать. Хорошо, если вы поиграете с ним три-четыре минуты в какую-нибудь игру малой подвижности. После этого полезно предложить ему с минуту «поспать» — сесть за стол, положив голову на руки, лежащие на столе, закрыть глаза.

     Завершать занятия следует непременно на оптимистической ноте: отмечайте даже мельчайшие достижения ребёнка, открыто выражайте свою радость и уверенность в дальнейших его успехах.

     Очень полезно рассказать при ребёнке о его успехах другим  членам семьи, знакомым.

     Следует часто, но ненавязчиво — в форме игры — повторять с ребёнком изученный материал в бытовых ситуациях, на прогулке (например, «Кто больше придумает слов, которые начинаются  со звука М» и т. п.).

     Одним из ведущих мотивов в жизни пяти - шестилетних детей является стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми. Именно поэтому дети очень чувствительны к оценкам своей деятельности с нашей стороны. Непосредственный интерес к занятиям, положительные оценки взрослых, а не чуждая пока перспектива хорошо учиться в школе стимулируют на первых порах  желание ребёнка продолжать обучение. Поэтому не стоит и говорить, что обучающий взрослый  должен быть великодушным, снисходительным, щедрым на похвалу и ласку. Занятия же по принуждению, может быть, и дадут ребёнку знания, но интереса к учению не привьют никогда.

     По мере того как ребёнок овладевает навыками звукового и слогового анализа, чтения, письма  (что, в свою очередь, стимулирует развитие мыслительной деятельности), у него возникает интерес  к обучению уже не ради похвалы, удовлетворения потребности в признании, а ради самого процесса обучения, для собственного удовольствия.

     В данный период взрослый уже может и должен предъявлять определенные требования к его поведению на занятии, к качеству выполнения письменных заданий. Разумная требовательность взрослого будет только на пользу ребёнку, так как не стоит забывать, что недостаточное развитие воли является более частой причиной неуспеваемости в школе, чем интеллектуальная или физическая слабость.

Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми

при обучении детей чтению в домашних условиях.

1. В основе обучения чтению — не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать ребёнку новую букву, например М, следует научить его слышать звук [м] в слогах, словах. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО - т. е. так, как звучит ЗВУК.

     Возьмём, к примеру, звук [м]. Мы произносим его отрывисто: М! И букву М необходимо называть так же: М! Ни в коем случае не ЭМ! Говоря ЭМ, мы произносим два звука — [э], [м]. Данное обстоятельство только дезориентирует детей.

     И еще, уважаемые взрослые: не смешивайте, пожалуйста, понятия ЗВУК и БУКВА, когда учите ребёнка читать.

2. Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т. е. ребенок сначала называет буквы слога: М! А! — и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.

     Правильное чтение — это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребенок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА. (Одновременно ребёнок переводит указку с буквы на букву.) Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочел слитно буквы слога!

Как помочь ребёнку, если он забывает, путает,  неправильно пишет буквы?

1. Различает ли ваш ребёнок понятия «слева» и «справа»?

     Ребёнок должен уметь правильно выполнять задания: покажи свое правое ухо, левую ногу и т. д.; расскажи, что ты видишь справа от себя, что слева.

Если ребёнок пишет буквы не в ту сторону — чаще всего это следствие несформированных понятий «слева» и «справа».

2. Умеет ли ваш ребёнок складывать картинки из шести кубиков? Если он затрудняется, то это следствие недоразвития зрительно-пространственного анализа и синтеза. (В таком случае начните с набора из 4 кубиков.)

     Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры-занятия с различными «конструкторами» и «строителями».

Чтобы ребёнку было легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приемы:

  • Взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5-6 см), ребёнок раскрашивает её. Под буквой ребёнок рисует (или это делает взрослый, а ребёнок опять же раскрашивает) предметы, в названиях которых первая буква для него трудная.

8TEb98Rpc

  • Лепка ребёнком буквы из пластилина.

  • Вырезание ребёнком буквы по контуру, нарисованному взрослым.

  • «Написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе (если пользоваться данным приемом постоянно, то в случае возникновения затруднений взрослому достаточно будет «написать» букву в воздухе — и ребёнок мгновенно вспомнит ее).

  • Сравнение буквы и её элементов со знакомыми предметами, другими буквами.

Пусть такие сравнения придумывает сам ребёнок. Это запоминается им лучше, чем какие-либо сравнения взрослых, да еще в стихотворной форме!

         Например, буква  а  маленькая — эта буква с животиком и хвостиком и т.п.

  • Обводка ребёнком букв, написанных взрослым.

  • Письмо буквы по контуру, нарисованному взрослым.                                                                      
  • Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.

   

 Самостоятельное письмо слов, предложений (задания «Напиши...») даются ребёнку не для того, чтобы он учился красиво писать!  Цель таких заданий — научить писать под диктовку, предупреждение письменных ошибок. И если самостоятельно написанное ребёнком слово выглядит несколько кривым, но последовательность букв правильная – цель упражнения достигнута.

Это успех ребенка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чем позаниматься с малышом, чтобы развить мелкую моторику?

занятия с детьми на развитие мелкой моторики...

Консультация для родителей "Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную моторику"

Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную моторику?Разминать пальцами пластилин, глину.катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.Делать разные упражнения с паль...

Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развивать мелкую моторику?

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», ...

Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную моторику?

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную моторику?...

Памятка для родителей «Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы лучше развить ручную умелость?»

Памятка для родителей «Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы лучше развить ручную умелость?»...