Статья «Использование дидактических игр в развитии логического мышления детей дошкольного возраста»
статья

Задача каждого родителя – удовлетворить детскую потребность в активной деятельности. Правильно выстроенное поэтапное обучение и правильно подобранные задания и игровой материал, это условия развития основ логического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Статья «Использование дидактических игр в развитии логического мышления детей дошкольного возраста»

Логическое мышление – это один из видов мышления, дающий возможность анализировать, сравнивать, оценивать предмет, ситуацию, явление. 

Задача каждого родителя – удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка. Одним из условий успешного обучения, является использование  логических приемов. Для того, чтобы логическое мышление было достаточно сформировано, оно должно пройти несколько стадий, связанных  с возрастными особенностями:

1. Наглядно-действенное мышление. Данный вид мышления имеется у детей раннего возраста, который основывается на тактильных ощущениях. Встречаясь с чем-то новым, он непременно сделает все, чтобы исследовать этот предмет, пощупать, посмотреть и изучить все возможности его использования. 
2. Наглядно - образное мышление. Это второй этап мышления у ребенка в возрасте 5-6 лет. На данной стадии у дошкольников формируются образы и представления от тактильных и зрительных до слуховых и вкусовых.

3. Словесно - логическое. Ребёнок мыслит в уме  применяя  понятия, рассуждения, слова - этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.

Внутри всех форм мышления развиваются основные мыслительные операции. Научить детей мыслить - задача взрослого. Необходимо  давать знания не в готовом виде, когда задействована только память как мыслительный процесс, следует учить ребенка анализировать, сравнивать, обобщать, подводить ее классификации, побудить к высказыванию собственных предположений. Перед детьми необходимо ставить задачи, стимулирующие их познавательную активность, требуют размышлений, сравнений. В дошкольном возрасте развиваются такие важные познавательные процессы, как память и воображение. Благодаря памяти, ребенок запоминает, хранит и воспроизводит то, что раньше воспринимал, делала, чувствовала. Мышление невозможно без накопления нужных сведений, фактов. Необходимо развивать память ребенка с помощью специальных игр, упражнений, заучивание стихов и т. Воображение - еще один из основных психических процессов ребенка, которые необходимо развивать в дошкольном возрасте. Воображение участвует в создании новых образов на основе тем, которые были восприняты ранее, а также полученных знаний. Воображение вплетается во все сложные мыслительные операции, является основой творческой деятельности ребенка

Л.С. Выготский утверждал, что с самых первых дней жизни ребенка на характер его поведения большое воздействие оказывает социальная ситуация. Он отмечал, что уже первых ступенях развития умственных действий ребенок отталкивается от речи взрослого. Еще задолго до появления связной речи у ребенка выражается осознание выполняемых действий. 

В. А. Сухомлинский писал: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Основным видом детской деятельности является игра - одно из самых привлекательных для детей занятий. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста можно и нужно осуществлять во время различных игр. Это могут быть игры дидактического характера или игры, в которых у ребенка появляется необходимость задуматься для поиска правильного решения. К таким играм относятся и словесные игры, и игры с предметами,

логико-математические и дидактические игры, многие педагоги и родители знают, что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит его успешность обучения математике в начальной школе.

Родители и воспитатели должны способствовать развитию разных форм мышления у дошколят. Для этого существуют специальные игры и задания.

Для наглядно-действенного мышления

  • Игры в конструктор (деревянный, металлический, пластмассовый) .
  • Лепка из пластилина, глины.
  • Выкладывание геометрических фигур из палочек.
  • Работа с ножницами и бумагой.
  • Игры типа «покормить мишку», «уложить спать куклу», где руководящая роль у взрослого, но без подавления инициативы ребенка.
  • Создание поделок из природного и бросового материала.
  •  Рисование пальчиковыми красками.
  • Прохождение лабиринтов по словесной инструкции.
  • Рисование и раскрашивание.
  • Работа с конструктором по заданному образцу или по задумке ребенка.
  • Ролевые игры.
  • Задания типа «найди лишний предмет», «составить рассказ по картинке», «соединить 2 части одного предмета».
  • Собирание пазлов.

Для словесно-логического мышления

  • Головоломки.
  • Задания типа «соединить слова с подходящей картинкой», «найти рисунок-отгадку к загадке», «разделить предмет на равные части», «образовать прилагательное от существительного».
  • Задания на разделение предметов по группам.
  • Задания на подсчет букв и звуков в слове.
  • Дополнение и раскрашивание картинки.
  • Повторение рисунка по клеточкам из заданного образца.
  • Решение легких примеров по математике.
  • Нахождение отличий на 2 картинках.

Примерные игры:

«Назови одним словом»

Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты. Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ..., птицы - ...

«Классификация»
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

«Муха в клетке»

Формируем умение ориентироваться на плоскости листа. Никому не секрет уважаемые коллеги, что многие дети, не успев переступить порог школы, сталкиваются с трудностями. Одна из таких трудностей - недостаточно сформированы умения ориентировки на плоскости. Детям с трудом порой даются понятия: "право", "лево". Мало того, чтобы они запомнили и понимали эти слова, необходимо, чтобы они стали частью их активного словаря.

На первом этапе игры предлагаем детям поле 3 на 3. Для игры расчерчиваем лист бумаги на 36 квадратиков, получилось игровое поле. "Муху" помещаем где-то в середину поля. "Муха"- это может быть, что угодно -любая придуманная вами фишка. Она может "ходить" вверх, вниз, вправо, влево. В указанном направлении, по вашей команде  "Муха" перемещается на одну клетку. Воспитатель (а затем, играя дети по очереди) говорят куда идти "Мухе"(одна клетка вверх, одна вправо. и т. д) На начальном этапе, пока учим деток, показывайте на поле ,где оказалась "муха" после очередного перелёта. Именно это и даёт возможность детям соотнести словесное обозначение со зрительным объектом. Когда дети будут хорошо ориентироваться на листе, можно поиграть в игру на выбывание. Проигравшим считается тот, у кого муха окажется вне поля.

Экспериментированию игры нет предела. можно на каждый квадратик приклеить разноцветные цветочки, получится "Полянка.  А затем "запустить " туда хоть бабочку, хоть пчёлку, хоть жучка. одновременно закрепляя цвет. Можно придумать "Аквариум" с рыбками и т. д. Это упражнение подходит как детям от 2,5 лет, так и взрослым.

«Что изменилось?»

Игры на развитие внимательности считаются одними из самых полезных, ведь они тренируют не только внимание, но и память, а также логическое мышление. Пожалуй, самый популярный и простой вариант такой игры — «Что изменилось?»

Сразу стоит отметить, что играть в «Что изменилось?» можно по-разному:

  • на компьютере — существуют онлайн-игры для детей, позволяющие потренировать внимательность;
  • с помощью специальных игровых пособий и книг — обычно упражнения, подобные игре «Что изменилось?», включаются в детские пособия по развитию логики и внимания;
  • с помощью игрушек, карандашей, любых подручных предметов.

Сама игра является очень простой. Обычно участие в ней принимают взрослый и ребенок (или двое детей). В варианте игры с использованием подручного материала карандаши (игрушки, картинки) располагаются на столе в определенном порядке. Один из участников внимательно смотрит и старается запомнить это расположение. Потом он на минутку закрывает глаза, а другой участник что-нибудь меняет (например, перекладывает карандаши, меняя их порядок или разворачивая один из них наточенной частью в другую сторону, убирает одну из игрушек и т.п.). Задача второго участника — точно сказать, что изменилось. Слишком много изменений делать не нужно — достаточно одного или двух. Лучший возраст для этой игры — два-четыре года. Как раз в это время ребенок особенно нуждается в тренировке внимания и возраста. Впрочем, игра «Что изменилось» нравится детям и более старшего возраста. При этом для дошкольника можно усложнить правила — делать больше изменений или ограничить время на поиск правильного ответа. В эту игру можно играть и втроем: тогда один игрок меняет несколько предметов местами, а двое других угадывают изменения. Побеждает тот, кто даст больше правильных ответов.

Игра направлена на развитие объема зрительного внимания, памяти. Перед детьми выкладывают несколько карточек (от 4 до 9) и предлагают запомнить изображения. Затем карточки закрывают экраном или переворачивают изображениями вниз. Ведущий может убрать или поменять местами одну-две карточки и спросить детей: «Что изменилось?», «Чего не стало?». Игроки должны восстановить последовательность карточек или назвать недостающие. Задание можно повторить 3-4 раза с разными изображениями. 

Правильно выстроенное поэтапное обучение и правильно подобранные задания и игровой материал, это условия развития основ логического мышления.

В настоящее время предлагается немало печатной продукции, дидактических игр и т.д. которая, способствует развитию умственных и творческих способностей детей.

Родителям важно помнить: приемы мышления не формируются в голове у ребёнка сами по себе. Нужно целенаправленно обучать ребенка и важно не упустить этот значимый момент.

Список литературы:

Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников: пособие для педагогов дошк. учреждений - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 296 с.

Занимательная математика. Материалы для занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. - М.: Учитель, 2007.

Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995. 

Источник: ped-kopilka.ru;  works.doklad.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления детей дошкольного возраста.

В статье рассказывается об особенностях использования блоков Дьенеша для развития логического мышления детей в разных возрастных группах....

Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления детей дошкольного возраста

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», который разработал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш для развития логического мышления у ...

«Использование Тико-конструктора в развитии логического мышления детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей «Использование Тико-конструктора в развитии логического мышления детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс для воспитателей «Использование Тико-конструктора в развитии логического мышления детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей«Использование Тико-конструктора в развитии логического мышления детей дошкольного возраста»...

Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления детей дошкольного возраста

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об...

Дидактические игры на развитие логического мышления детей дошкольного возраста

Дидактические игры на развитие логического мышления детей дошкольного возраста...