Ознакомление детей старшей группы "Родничок" с пейзажной живописью
материал (старшая группа)

Пронина Виктория Сергеевна

Полноценное восприятие и понимание искусства детьми достигается при условии целенаправленного знакомства с искусством как результатом творческой деятельности.

В рамках образовательного проекта "Воспитание юного таганрожца средствами музейной педагогика", осуществляемого педагогами МБДОУ д/с № 20 "Красная Шапочка" и научными сотрудниками музеев, ведется деятельность по включению воспитанников в культурно-историческое пространство музеев, что создает почву для осознания дошкольниками себя как субъекта культуры. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка в его приобщению к историческому, культурному, природному наследию.

В ходе реализации проекта у детей происходит закрепление искусствоведческих понятий, формируется культура восприятия и правильное восприятие произведений живописи. Знакомство с живописью, ее жанрами, помогает развивать у ребенка образное мышление, речь, эстетический вкус и фантазию. Живопись способна раскрывать сложный мир человека, чувств, характеров, передавать красоту природы, события исторического прошлого и полет фантазии.

Один из жанров живописи с которым познакомились старшие дошкольники- пейзаж.  Пейзаж (от фр. paysage — местность, страна) — один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы.

При восприятии пейзажа дети узнают о художниках - пейзажистах и написанных ими картинах, о процессе создания произведения, получают представление о значении произведений искусства в жизни общества, каждого человека. Учатся умению не только видеть и понимать содержание картины, но и чувствовать настроение ее автора. Закрепляются представления детей о видах пейзажа (сельский, городской, морской, горный, исторический, индустриальный).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ознакомление детей старшей группы "Родничок"

с пейзажной живописью

Составитель:

Катрич Виктория Сергеевна

Полноценное восприятие и понимание искусства детьми достигается при условии целенаправленного знакомства с искусством как результатом творческой деятельности.

В рамках образовательного проекта "Воспитание юного таганрожца средствами музейной педагогика", осуществляемого педагогами МБДОУ д/с № 20 "Красная Шапочка" и научными сотрудниками музеев, ведется деятельность по включению воспитанников в культурно-историческое пространство музеев, что создает почву для осознания дошкольниками себя как субъекта культуры. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка в его приобщению к историческому, культурному, природному наследию.

В ходе реализации проекта у детей происходит закрепление искусствоведческих понятий, формируется культура восприятия и правильное восприятие произведений живописи. Знакомство с живописью, ее жанрами, помогает развивать у ребенка образное мышление, речь, эстетический вкус и фантазию. Живопись способна раскрывать сложный мир человека, чувств, характеров, передавать красоту природы, события исторического прошлого и полет фантазии.

Один из жанров живописи с которым познакомились старшие дошкольники- пейзаж.  Пейзаж (от фр. paysage — местность, страна) — один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы.

https://images56.fotki.com/v1664/photos/7/1454087/8061670/_1903-vi.jpgАлексей Кондратьевич Саврасов. "Зима". 1873 год.

При восприятии пейзажа дети узнают о художниках - пейзажистах и написанных ими картинах, о процессе создания произведения, получают представление о значении произведений искусства в жизни общества, каждого человека. Учатся умению не только видеть и понимать содержание картины, но и чувствовать настроение ее автора. Закрепляются представления детей о видах пейзажа (сельский, городской, морской, горный, исторический, индустриальный).

C:\Users\Elizar\Desktop\fd75f374-d7d1-4c43-b811-10a648064385.jpg

Во время знакомства старших дошкольников с пейзажной живописью педагоги и сотрудники музея учитывают специальные требования к работам:

1. Доступность содержания пейзажной живописи для детского восприятия. Тематика картин обязательно должна быть созвучна интересу детей, соответствовать их возрасту и опыту.

2. Содержание картины должно носить воспитывающий гуманистический характер, способствовать формированию нравственно-эстетических качеств, чувств, отношений.

3. Яркая выраженность эмоционального состояния. Чем эмоциональнее, ярче, убедительнее произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание зрителей, глубже раскрывает само содержание изображения.

4. Разнообразие используемых художником средств выразительности (цвет, композиция, ритм).

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить рассмотреть :

 природу в переходных сезонных состояниях (начало осени, золотая

осень, поздняя осень), а также

 пейзажи, которые дети не наблюдали, но знания о которых могут

почерпнуть из других источников (литературы, телевидения) и т.д.

 (морской, горный, лесной пейзажи).

 пейзажи, изображающие различные периоды суток (утро, обед,

вечер),

 различные состояния погоды (ветрено, пасмурно, дождливо,

солнечно).

При восприятии пейзажной живописи, важно познакомить детей  с основными средствами выразительности - цвет, композиция, рисунок. Цвет, точнее — колорит (от лат. color) — помогает художнику передать перспективу, пространство, состояние погоды, сезон, время дня, настроение автора, его чувства, отношение к изображаемому. Важно донести до детей идею о том, что художник пишет не основным, а постоянно меняющимся цветом. Он видит, как воздействует цвет одного предмета на другой, как взаимосвязаны цвета в природе. Видеть и писать в «цветовых отношениях» — основной способ живописного изображения.

При рассматривании пейзажа старшие дошкольники знакомятся с композицией (лат. compositio — составление, сочетание, соединение) — искусством сочинения, составления различных частей в единое целое, выделение главного. Узнают, что в композиции пейзажа большое значение имеет изображение перспективы (франц. perspective — вид, от лат.регspicere — «ясно вижу»), которая подразделяется на воздушную и линейную.C:\Users\Elizar\Desktop\23f02be1-3b85-4f28-9c49-cc755f2f4543.jpg

Линейную перспективу характеризуют три основные составляющие: горизонт, точка наблюдения и точка схода линий к горизонту. Важно закрепить с  детьми, что линия горизонта — это линия, «отделяющая небо от земли», находящаяся на уровне глаз наблюдателя и видимая как прямая горизонтальная линия. Линия горизонта, расположенная низко, помогает художнику выстроить планы — передний, средний, дальний — на двухмерном холсте создать иллюзию пространства. Элементы первого плана при низкой линии горизонта выглядят особенно монументально и величаво. Все предметы, находящиеся ниже линии горизонта, мы видим как бы сверху.

Aivazovsky - Reval 1845.jpghttp://cp16.nevsepic.com.ua/post/13/353_files/d6a5c9fb27c60286797bc88cafecc672.jpg

При высокой линии горизонта земная поверхность широко развертывается перед зрителем. Он видит, как элементы пейзажа, постепенно уменьшаясь, последовательно уходят вдаль. Все предметы выше линии горизонта зритель видит как бы снизу.

В Картинной галерее и на занятиях по ознакомлению с пейзажной живописью,  дети знакомятся со структурой искусствоведческого рассказа. Она может быть примерно такой: сообщение названия картины, и фамилии художника, о чем написан пейзаж, что самое главное в картине, как оно изображено (цвет, построение, расположение), что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (так идет углубление в содержание картины, при этом устанавливается связь между содержанием произведения и средствами его выражения), что красивого показал художник, о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину.

C:\Users\Elizar\Desktop\1395849560_5-zimniy-les.jpgC:\Users\Elizar\Desktop\6cba4be7-ed24-4312-8471-84e1c760c7a4.jpg

В ходе посещения картинной галереи дети приобретают навык культурного общения с художественными произведениями, навыки посещения музеев, который в дальнейшем они будут посещать без взрослых. Тем самым у детей формируется умение обмениваться впечатлениями при просмотре картины спокойно, ровным голосом, а когда нужно сказать громко, руку поднимать не нужно, как это бывает на занятиях.

Важно закрепить положительный эмоциональный отклик, организовывая сюжетно- ролевую игру, где несколько детей выступают в роли «экскурсоводов», самостоятельно рассказывают о 2-3 художественных произведениях, их авторах и своеобразной манере пейзажей.

Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями живописи создает условия для их дальнейшего нравственно-эстетического развития и формирует начало художественного творчества.

C:\Users\Elizar\Desktop\9b751494-901d-4627-8977-568771ff40d2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с пейзажной живописью

Аспект речевого развития дошкольников через ознакомление с искусством признан  ведущими педагогами и психологами как один из самых эффективных и действенных приёмов речевой работы с д...

Ознакомление детей старшей группы с живописью

Аспект речевого развития дошкольников через ознакомление с искусством признан  ведущими педагогами и психологами как один из самых эффективных и действенных приёмов речевой работы с детьми. С точ...

Ознакомление детей старшей группы с пейзажной живописью

Ознакомление  детей  старшей группы с  пейзажной живописью...

" Ознакомление детей с произведениями пейзажной живописи"

Проблема ознакомления детей с произведениями пейзажной   живописи – актуальна в педагогике. Формирование у детей эстетических представлений, понятий и вкусов посредством пейзажной живописи ...

" Ознакомление детей с произведениями пейзажной живописи"

Проблема ознакомления детей с произведениями пейзажной   живописи – актуальна в педагогике. Формирование у детей эстетических представлений, понятий и вкусов посредством пейзажной живописи ...

Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с портретной живописью, пейзажем и натюрмортом статья по рисованию (старшая группа) на тему

При ознакомлении детей с пейзажной живописью решаются следующие задачи: Учить понимать замысел произведения, его содержание. Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником д...

Конспект занятия по ознакомлению детей старшей группы с живописью.

Рассматривание репродукции А.А.Пластова "Первый снег".  Продолжать знакомить детей с произведениями русской живописи.Учить понимать основную мысль художника. Формировать умение раскрыва...