Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста с помощью фольклора "
консультация (младшая группа)

Князева Ольга Анатольевна

Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста с помощью фольклора "

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста с помощью  фольклора»

 Что такое фольклор ?  Это народная мудрость.

Пройдя через века  он впитал бесценный опыт многих поколений.

 Детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном. Он отражает в играх, песнях, сказках жизнь и деятельность людей многих поколений.

 В малых фольклорных формах, таких,  как приговоры, пестушки и потешки, заложен тонкий психологический смысл процесса взаимного узнавания и приспособления взрослого и ребенка друг к другу в обычных каждодневных ситуациях — кормления,  купания, на прогулке и т. д.

 Пестушки и потешки, стишки и песенки помогают создавать особую ситуацию эмоционального общения — малыш заражается эмоциями взрослого, учится взаимодействовать со взрослым в первых простых играх. Взрослый становится для ребёнка неисчерпаемым источником положительных эмоций, игр , в которых всё более важную роль играет слово.

Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом и восхищением пытаются подражать взрослому, повторяя вместе с ним стихи, потешки, прибаутки. У детей развивается воображение, обогащается и развивается речь , эмоции.

  Именно ранний возраст наиболее благоприятиен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.

  Игра для ребёнка — это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека.

  Без игры нет детства вообще.

 Ребёнок должен играть! Вот тут нам на помощь приходит  детский фольклор.

  Игра — это не только движение.

Природа наделила ребенка интересом и чуткостью к слову,  а в фольклоре много игр со звуками, ритмами, рифмами, словами.

   Вопрос-ответ — это тоже игра:

-Ладушки, ладушки,

 Где были ?

-У бабушки.

-Что ели ?

 и т. д.

Например, народные песенки всегда обращены к ребенку(Ване, Маше …) Среди ласковых и певучих звуков ребенок слышит свое имя, что радует и заставляет вслушиваться. Вот почему в песенку вставляют имя своего ребенка.

Колыбельная — большая радость детской жизни.

Замечено: ребенок, которому поют колыбельные, спокойнее и раньше начинает говорить.

  Многие слышали песенку:

- Заинька, походи!

- Серенький, походи!

Вот так, вот так походи!

 и т. д.

Песенка просит заиньку и ножкой топнуть, и повернуться, и поплясать, и поклониться. Для ребенка это целый театр, где он актер.

Дети воспринимают общий смысл и настроение, здесь, может быть, даже не нужно знать ребенку каждое слово: важен контекст; смысловой и эмоциональный.

Примеры использования народных потешек для развития речи малыша.

  Придерживайтесь следующего порядка:

сначала взрослый читает потешку, обыгрывая ее сюжет при помощи игрушки или показывая малышу соответствующую картинку. А когда ребенок запомнит потешку, взрослый делает паузы в тексте во время чтения, побуждая ребенка сначала договаривать пропущенные слова, а в дальнейшем и строки.

Игра «Птичка»

Нужна игрушечная птичка.

Взрослый рассказывает текст потешки и одновременно проигрывает ее сюжет. Протягивает птичке раскрытую ладонь, а птичка «клюет». Затем взрослый снова читает потешку, предлагая малышу «покормить птичку крошками». А когда  малыш запомнит потешку, взрослый делает паузы в тексте во время чтения, побуждая малыша договорить пропущенные слова, а в дальнейшем и строки.

Птичка - птичка,

Вот тебе водичка.

 Вот тебе крошки

На моей ладошке!

Игра «Гуси»

Взрослый показывает малышу гусей на картинке. Предлагает поиграть в гусей — изобразить как гуси кричат «Га-га-га», машут крыльями. Затем читает потешку про гусей.

-Гуси, гуси!

-Га-га-га.

-Есть хотите?

-Да-да-да.

-Ну летите все сюда!

В остальных играх поступаем аналогично.

Игра «Баба сеяла горох»

Баба сеяла горох-

Прыг — скок, прыг-скок!

Обвалился потолок -

Прыг-скок, прыг-скок!

Таким образом, используя фольклор в повседневной жизни,  мы не просто знакомим с устным народным творчеством наших детей, но и развиваем речь.