Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста с помощью фольклора "
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста с помощью фольклора "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_razvititie_rechi_detey_rannego_vozrasta_cherez_folklor.odt | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста с помощью фольклора»
Что такое фольклор ? Это народная мудрость.
Пройдя через века он впитал бесценный опыт многих поколений.
Детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном. Он отражает в играх, песнях, сказках жизнь и деятельность людей многих поколений.
В малых фольклорных формах, таких, как приговоры, пестушки и потешки, заложен тонкий психологический смысл процесса взаимного узнавания и приспособления взрослого и ребенка друг к другу в обычных каждодневных ситуациях — кормления, купания, на прогулке и т. д.
Пестушки и потешки, стишки и песенки помогают создавать особую ситуацию эмоционального общения — малыш заражается эмоциями взрослого, учится взаимодействовать со взрослым в первых простых играх. Взрослый становится для ребёнка неисчерпаемым источником положительных эмоций, игр , в которых всё более важную роль играет слово.
Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом и восхищением пытаются подражать взрослому, повторяя вместе с ним стихи, потешки, прибаутки. У детей развивается воображение, обогащается и развивается речь , эмоции.
Именно ранний возраст наиболее благоприятиен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.
Игра для ребёнка — это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека.
Без игры нет детства вообще.
Ребёнок должен играть! Вот тут нам на помощь приходит детский фольклор.
Игра — это не только движение.
Природа наделила ребенка интересом и чуткостью к слову, а в фольклоре много игр со звуками, ритмами, рифмами, словами.
Вопрос-ответ — это тоже игра:
-Ладушки, ладушки,
Где были ?
-У бабушки.
-Что ели ?
и т. д.
Например, народные песенки всегда обращены к ребенку(Ване, Маше …) Среди ласковых и певучих звуков ребенок слышит свое имя, что радует и заставляет вслушиваться. Вот почему в песенку вставляют имя своего ребенка.
Колыбельная — большая радость детской жизни.
Замечено: ребенок, которому поют колыбельные, спокойнее и раньше начинает говорить.
Многие слышали песенку:
- Заинька, походи!
- Серенький, походи!
Вот так, вот так походи!
и т. д.
Песенка просит заиньку и ножкой топнуть, и повернуться, и поплясать, и поклониться. Для ребенка это целый театр, где он актер.
Дети воспринимают общий смысл и настроение, здесь, может быть, даже не нужно знать ребенку каждое слово: важен контекст; смысловой и эмоциональный.
Примеры использования народных потешек для развития речи малыша.
Придерживайтесь следующего порядка:
сначала взрослый читает потешку, обыгрывая ее сюжет при помощи игрушки или показывая малышу соответствующую картинку. А когда ребенок запомнит потешку, взрослый делает паузы в тексте во время чтения, побуждая ребенка сначала договаривать пропущенные слова, а в дальнейшем и строки.
Игра «Птичка»
Нужна игрушечная птичка.
Взрослый рассказывает текст потешки и одновременно проигрывает ее сюжет. Протягивает птичке раскрытую ладонь, а птичка «клюет». Затем взрослый снова читает потешку, предлагая малышу «покормить птичку крошками». А когда малыш запомнит потешку, взрослый делает паузы в тексте во время чтения, побуждая малыша договорить пропущенные слова, а в дальнейшем и строки.
Птичка - птичка,
Вот тебе водичка.
Вот тебе крошки
На моей ладошке!
Игра «Гуси»
Взрослый показывает малышу гусей на картинке. Предлагает поиграть в гусей — изобразить как гуси кричат «Га-га-га», машут крыльями. Затем читает потешку про гусей.
-Гуси, гуси!
-Га-га-га.
-Есть хотите?
-Да-да-да.
-Ну летите все сюда!
В остальных играх поступаем аналогично.
Игра «Баба сеяла горох»
Баба сеяла горох-
Прыг — скок, прыг-скок!
Обвалился потолок -
Прыг-скок, прыг-скок!
Таким образом, используя фольклор в повседневной жизни, мы не просто знакомим с устным народным творчеством наших детей, но и развиваем речь.