«Информационно-коммуникационные технологии в развитии познавательных процессов, в том числе детей с ОВЗ».
консультация

Кустова Галина Викторовна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_ikt.docx40.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Информационно-коммуникационные технологии в развитии познавательных процессов, в том числе детей с ОВЗ».

В наше время, когда произошла компьютеризация всех сфер жизни общества, а мы не можем это игнорировать, перед нами встала задача овладения компьютерной грамотностью как базой для создания и использования компьютерных технологий.

Конечно же, все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования.

Мир информационных технологий доступен и дошкольникам, но в так называемых детских вариантах. Многие ученые считают, что, для того чтобы подготовить детей к жизни в условиях постоянно развивающегося интерактивного общества, обучение должно начинаться с детского сада.

Термин «интерактивность» происходит от английского слова, которое в переводе означает «взаимодействие».

К интерактивным технологиям относятся и ИКТ – информационно-коммуникационные технологии, так как эти технологии тоже позволяют взаимодействовать, только при помощи компьютерной и другой техники.

Сегодня вряд ли актуален вопрос — нужны ли ИКТ технологиив дошкольном образовании. Ответ очевиден.Создание и развитиеинформационного общества предполагает широкое применение интерактивных технологий в образовании, что определяется рядом факторов.

Во-первых, внедрение интерактивных технологий в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные интерактивные технологии, повышая качество обучения, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.

В-третьих, активное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания обновленной системы образования и процессу реформирования традиционной системы воспитания и обучения дошкольников.

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Данный документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и позволяет иначе рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Такое понимание познавательного развития   дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относят: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

Рассмотрим каждый из этапов подробнее.

1. К первой стадии относят любопытство. Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися  ребёнку сторонами и обстоятельствами. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2–3 года ребёнок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.

2. Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста определили как любознательность, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок( 3-4 года).

3. Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной  нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира (4-5 лет).

4. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста относят познавательную активность (5-7 лет), основой которой служит целостный акт познавательнойдеятельности – учебно-познавательная задача.

Основой познавательного развития является развитие познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память, мышление….

Восприятие – познавательный психический процесс, обеспечивающий целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств.

Память – сложный психический процесс, определяющийся как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение индивидом его опыта.

Виды памяти: образная память, слуховая память.

Мышление – высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление является самым важным процессом познания.

В процессе мыслительной деятельности человек использует специальные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение.

Внимание – психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других.

Виды внимания: произвольное, непроизвольное.

Воображение – психический процесс создания образа, предмета, путем преобразования реальности.

Как педагог-психолог, я в своей работе обращаю внимание на развитие психических процессов (так как без них невозможно познавательное развитие), как основы познавательного развития, в том числе детей с ОВЗ.

Для этого использую разнообразные развивающие и интерактивные технологии, в том числе ИКТ.

ИКТ, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под этим подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

ИКТ призваны вдохновить и призвать детей их к стремлению овладеть новыми знаниями.

Интерактивная доска – универсальный инструмент, позволяющий сделать занятие с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными.

Материал воспринимается в несколько раз лучше, благодаря использованию комбинации разных форм передачи информации. Ребенок одновременно может получать информацию визуально, а также тактильным и звуковым методом.

-Дети быстро учатся аккуратно обращаться с техникой;

-С помощью сенсорного оборудования  в несколько раз снижается психологический барьер, который очень часто может возникать между ребенком и педагогом или между несколькими детьми.

-Если раньше ребенок не слишком вникал в процесс занятий, то после начала использования интерактивной доски  у него появляется заметный интерес. Таким образом, возрастает мотивация детей заниматься и выполнять разнообразные задания педагога.

Есть возможность быстрее найти индивидуальный подход к каждому ребенку, стимулировать самообразование.

Материал для работы с интерактивным оборудованием  подбираю в соответствии с возрастом и возможностями детей и выстраиваю согласно перспективно- тематическому плану.

Одной из самых сложных задач коррекционной работы является формирование у детей желания участвовать в  коррекционных занятиях, так как коррекция - это монотонные, однообразные, длительные тренировки, тяжёлая, требующая напряжённого внимания и значительных усилий работа, которая не всегда получается сразу.

Так как в дошкольном возрасте  - игра является ведущим видом деятельности, то процесс обучения, как и процесс коррекции должен быть связан прежде всего с игрой.

 Как доказала практика, коррекционный процесс стал более эффективным только при использовании в работе  интерактивных  игр.

Игры с применением интерактивного оборудования снимают проблему перехода от игровой деятельности к учебной, повышают мотивацию к процессу познания, развивают творческие способности, создают благоприятный эмоциональный фон. Интерактивная дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Интерактивные игры, конечно же, не заменят обычные игры, а дополнят их, войдя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

Форма проведения коррекционно-развивающих  занятий:  подгрупповая  и индивидуальная. Занятия проводятся с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. На индивидуальных занятиях использую игры :на развитие восприятия, внимания, памяти,  мышления ,воображения , речи.

  На подгрупповых занятиях использую  просмотр презентаций с картинным материалом, а так же игры на развитие памяти, внимания, мышления.

Игры на развитие психических процессов

   Название игр

     Задачи

Возраст

Восприятие

(восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве)

 «Воздушные шары».

«Спрячь зайчика».

«Подбери по цвету».

«Сбор фруктов».

«Составные картинки».

«Украсим куклам платье».

«Назови какие ты видишь предметы»

Знакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу; закреплять в речи детей шесть цветов спектра – «красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый»; развивать умение находить «такой же» цвет.

Закреплять у детей представления о шести цветах.

Развивать у детей умение выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.

Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

Развивать умение воспроизводить целостный образ предмета.

Развивать у детей умение анализировать сложную структуру и воссоздавать ее из элементов; закреплять представления о взаимопереходе цветов и форм.

Развивать зрительное восприятие, избирательность, целостность.

Средний возраст

Средний возраст

Средний возраст

Средний возраст

Средний возраст

Старший возраст

Средний возраст

Старший возраст

Старший возраст

Память

(Образная, слуховая)

«Опиши предмет»

«Экран»

«Найди картинки»

«Найди отличия»

Развивать произвольную зрительную память.

Развивать зрительную память.

Развивать произвольную зрительную память.

Развивать умение

сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия.

Старший возраст

Старший возраст

Средний возраст

Старший возраст

Мышление(развитие мыслительных процессов: анализ, синтез, сравнение, классификация)

Внимание

«Классификация»

«Четвертый лишний»

«Коврик»

«Подбери нужную фигуру»

«Что сначала, что потом»

«Заполни таблицу»

Последовательные картинки»

«Кто где живет».

«Выполни по образцу».

«Лабиринты».


«Найди отличия»

«Найди два одинаковых рисунка»

«Чего не хватает?»

Развивать способность к простейшим обобщениям с учетом формы ,цвета.

Развивать логическое мышление, внимание, умение сравнивать и обобщать.

Развивать мыслительные процессы анализа, синтеза, сравнения.

Развивать способность на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность.

Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать зрительное внимание, память.

Развивать концентрацию внимания.

Развивать умение концентрировать внимание, связную речь, сосредоточенности, наблюдательности, самоконтроль.

Развивать произвольное внимание, усидчивость, сосредоточенность.

Развивать внимание, наблюдательность.

Развивать произвольное внимание, усидчивость, сосредоточенность.

Старший возраст

Старший возраст

Старший возраст

Средний возраст

Старший возраст

Старший возраст

Средний возраст

Старший возраст

Старший возраст

Старший возраст

Старший возраст

Средний возраст

Старший возраст

Воображение

«Волшебные превращения»

«Кто кем будет?»

«Водопад»

«Нарисуй настроение»

«На что похоже?»

Развивать творческое воображение и мышление

Развивать творческое воображение и мышление

Развивать воображение, умение расслабиться.

Развивать творческое воображение.

Развивать воображение, гибкость мышления

Старший возраст

Старший возраст

Старший возраст

Старший возраст

Старший возраст

Сегодня полноценное осуществление педагогами  в профессиональной деятельности невозможно без использования ИКТ.  От этого зависит мобильность, своевременность и эффективность работы педагога  в ДОУ, повышает его профессиональный уровень.

Желаю вам творческих успехов в работе с детьми!

Литература:  

1.Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008.

2.Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997

3. Галишникова  Е. М. Использование интерактивной  Smart-доски в процессе обучения //Учитель. — 2012. — №

4. Горюнова М. А. Интерактивные доски и их использование в учебном процессе .Петербург,2010.
5.Бойко Е. В. Использование интерактивного оборудования с детьми дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение современных образовательных технологий для развития познавательных и интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста в образовательный процесс

laquo;ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНВАТЕЛЬНЫХ И ИНТЕЛЛЕКТУЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»Инновация &ndash...

Выступление на педсовете: "Использование информационно- коммуникационных технологий для развития познавательных процессов дошкольников"

Использование информационно- коммуникационных технологий для развития познавательных процессов дошкольников...

Использование LEGO-технологий для развития познавательных процессов дошкольников

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Одним из важных условий обновления является использование LEGO-технологий. Использование LEGO-конструкторов в обра...

Информационно-коммуникационные технологии в развитии познавательных процессов, в том числе детей с ОВЗ».

Информационно коммуникативные технологиии,используемые в работе педпгога-психолога ,для развития познавательных процессов,в том числе детей с ОВЗ....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВИ ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ...

Использование игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей для детей 3-7 лет (Технология развивающего обучения, автор Л.С.Выготский)

Использование игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей  для детей 3-7  лет                        ...