консультация по изготовлению дидактических игр
консультация (младшая группа)

Кивилёва Дина Александровна

Консультация для родителей и педагогов, как из недорогих, бросовых и подручных материалов сделать дидактические игры по сенсорному развитию для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. Данные игры могут быть изготовлены педагогами для работы с детьми в условиях детского сада и родителями для использования в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_izgotovleniyu_didakticheskih_igr.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Я расскажу Вам как из недорогих, бросовых и подручных материалов сделать дидактические игры по сенсорному развитию для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. Данные игры могут быть изготовлены педагогами для работы с детьми в условиях детского сада и родителями для использования в домашних условиях.

Советский физиолог,  профессор Николай Матвеевич Щелованов говорил: «Ранний возраст - это золотая пора сенсорного развития». Сенсорное развитие направленно на формирование полноценного восприятие окружающего мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

  1. Первая игра, которую я хотела бы Вам предложить – это сенсорная коробка. Сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсорного развития детей в разные возрастные периоды.

Она развивает мелкую моторику, восприятие, позволяет сформировать представления о внешних свойствах предметов и материалов. Благодаря ей у детей развиваются такие психические процессы как воображение, внимание, память, мышление и, конечно же, речь.

В данной коробке, которую я изготовила своими руками, дети изучат домашних животных, таких как: корова и коза, домашних птиц: курицу, цыплят, утку. Среду их обитания. Мы видим, что корова пасется на лугу, коза гуляет в саду, где растут яблоки, курица кормит своих цыплят зернами, утка гуляет возле пруда.

В коробке прослеживаются четыре основных цвета: цыплята - желтые, трава – зеленая, пруд - синий, яблоки – красные. Дети обязательно должны получить тактильные ощущения в процессе игры,  определить, что цыплята мягкие, пушистые, яблоки твердые, вода в пруду холодная и т.д.

Наполнение таких сенсорных коробок может меняться в зависимости от предпочтения детей, их возраста и индивидуальных особенностей. Таким образом, малыши усваивают сенсорные эталоны цвета, формы, внешние признаки предметов. И все это можно сделать при минимальных материальных затратах.

  1. Перейдем к следующей игре. Она представлена в виде миниатюрной сушилки для белья. Её так же можно изготовить самим. Эта игра направлена на усвоение детьми четырех основных цветов. В игре я использую прищепки синего, зеленого, красного и желтого цвета. И вырезанные из цветного картона различные предметы одежды: штаны, платья, юбки, сарафаны, кофты, этих же цветов.

Игра заключается в том, что ребенок должен подобрать к определенной вещи прищепку такого же цвета. В этой игре ребенок не только усваивает основные цвета, но и узнаёт или закрепляет названия предметов одежды.

  1. Следующая игра, о которой я хотела бы рассказать – «Разноцветная коробка». Она направлена на изучение основных цветов и геометрических форм. Здесь мы используем коробку,  на крышке которой цветной бумагой обозначены четыре цвета, в каждом из которых сделаны прорези.

В эти прорези дети должны вставлять фигуры определенного цвета, того, который изображен на крышке. Фигуры эти вырезаны из картона различных форм и цветов: квадрат, круг, треугольник и овал.

Например: вставить красный круг в красную прорезь.

  1. Следующую игру я назвала «Найди пару». Для нее нам потребуются картинки с изображением домашних животных и фигуры домашних животных, изображенных на картинках. Ребенок должен соотнести фигуру с картинкой. Фигуры и картинки можно использовать разные, это могут быть и птицы, и дикие животные. В такую игру можно играть даже совсем с маленькими детьми.

Во время игры дети не только изучают внешние признаки животных, но и развивают речь. Ведь можно в процессе игры спросить: какие звуки издает данное животное? Что употребляет в пищу?

  1. Для следующей игры «Соотношение» нам понадобятся изображения фруктов и маленькие «помпоны». Дети должны на картинку с фруктом  положить «помпон» того же цвета.

Например: гранат - красный помпон, слива - синий помпон, киви - зеленый помпон, банан - желтый помпон.

В этой игре дети изучают цвета, названия различных фруктов, форму предмета- помпон круглый и мягкий.

  1. А если у вас есть конструктор, в который дети не играют, не спешите его выбрасывать. Ведь из него можно сделать отличную игру.

Для этого возьмите несколько деталей конструктора разной формы, величины и цвета. Приклейте на него любые наклейки. Это могут быть: овощи, фрукты, цветы, деревья или даже сюжеты из сказок и мультфильмов.

Разрежьте наклейку и разместите части на несколько деталей конструктора одного цвета и предложите ребенку ее собрать. Тема игры определяется тем, какие наклейки вы будете использовать и размер используемого конструктора.

В этой игре можно изучать: цвета, формы, животных, птиц. Развивать воображение, мышление, внимательность.

Еще одно применение конструктора. Рисуем на небольших листах бумаги различные комбинации складывания конструктора. И ребенку предлагается собрать эти комбинации в соответствии с рисунком.

  1. Ну и последнее о чем хотелось бы рассказать это применение крупы и макаронных изделий в сенсорном развитии. Тут мы задействуем опять 4 основных цвета. Для этого мы взяли макароны и рожки разной формы и при помощи пищевого красителя окрасили их в синий, зеленый, желтый и красный цвет.

- Игра поиск. Насыпаем в контейнер манную крупу и прячем туда рожки. Ребенок должен с помощью сита найти и отсеять макаронные изделия.

-на небольших листах бумаги рисуем похожие на рожки формы в различных комбинациях. Ребенок должен соотнести макароны с рисунком на бумаге.

-для следующей игры нам понадобятся кружки или стаканы четырех цветов. Дети должны положить в кружку определенного цвета рожки, такого же цвета.

-еще одна увлекательная игра это «Сенсорное лото». Здесь мы используем различные крупы, приклеенные на картон и крышечки с такими же крупами. Ребенок должен соотнести крышечку с такой же крупой на картоне.

В таких играх ребенок не только изучает цвета, но и формы и свойства предметов.

Все предложенные игры можно использовать как в условиях детского сада, так и при игре в кругу семьи. Кроме того, вы можете составлять и комбинировать их в соответствии с интересом, возрастом и индивидуальными особенностями ребёнка.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс по изготовлению дидактической игрушки для

Дидактическая игрушка «Нюша»Данная игрушка, не проста игрушка, а богатый дидактический материал способствующий развитию мелкой моторики рук, развивает мышление и воображение, хватательные, соотносящие...

Консультация для родителей по изготовлению дидактических игр для развития мелкой моторики

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручной моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста....

Мастер-класс на тему: «Роль дидактических игр в формировании математических представлений дошкольников. Изготовление дидактической игры «Цветовой код»

Мастер-класс на тему: «Роль дидактических игр в формировании математических представлений дошкольников. Изготовление дидактической игры «Цветовой код»...

Консультация для родителей "Изготовление дидактических игр своими руками"

Консультация для родителей Изготовление дидактических игр своими руками...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Изготовление дидактических игр своими руками»

Мы все живём теперь уже в 21 веке. И для нас нет проблемы с развивающими играми и пособиями – их можно в любом количестве купить в магазине. Так мы обычно и поступаем: когда приходит время обуча...

Мастер-класс по изготовлению дидактических игр своими руками "Сборник дидактических пособий Умные книжки-малышки"

Я работаю в группе с детьми раннего возраста. В этом возрасте у детей преобладают зрительно – эмоциональная память, наглядно – действенное мышление, они очень любознательны, любят все ярко...