Дыхательная гимнастика, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПРОФИЛАКТИКА СНИЖЕНИЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ
консультация

Титова Мария Ивановна

Дыхательные упражнения занимают особое место в оздоровительной работе с детьми

  При выполнении физических упражнений организму необходимо больше кислорода. Это возможно только при увеличении дыхательных циклов в минуту и увеличении глубины дыхания.

  Для ослабленных детей правильное дыхание является залогом оздоровления. Правильное дыхание стимулирует работу сердечно - сосудистой, нервной системы, головного мозга, способствует умению управлять своим поведением. Процессом дыхания можно научиться управлять

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyh_gim_konsult_rod.docx26.01 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика, 

КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПРОФИЛАКТИКА СНИЖЕНИЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ 

Дыхательные упражнения занимают особое место в оздоровительной работе с детьми

  При выполнении физических упражнений организму необходимо больше кислорода. Это возможно только при увеличении дыхательных циклов в минуту и увеличении глубины дыхания.

  Для ослабленных детей правильное дыхание является залогом оздоровления. Правильное дыхание стимулирует работу сердечно - сосудистой, нервной системы, головного мозга, способствует умению управлять своим поведением. Процессом дыхания можно научиться управлять.

Значение дыхательных упражнений

   Дыхание носом способствует очищению, увлажнению, согреванию воздуха в носовых ходах. Выдыхаемый через нос воздух согревает и увлажняет носовые ходы, предохраняет от сухости, переохлаждения и инфицирования.

   Восстановление правильного дыхания через нос способствует улучшению местного кровообращения, препятствует разрастанию аденоидов.

  Носовое дыхание с ритмичным и полным выдохом способствует расслаблению дыхательных мышц и рефлекторно расслаблению гладкой мускулатуры бронхов.

  Носовое дыхание (также рефлекторно) способствует регуляции мозгового кровообращения.

  Нормализация прикуса и формирование правильной осанки улучшают функционирование органов дыхания.

Основные правила выполнения дыхательных упражнений

 1. Выполнять дыхательные упражнения только на фоне положительных эмоций, с удовольствием (так как они сами по себе несут оздоровительный эффект).

  2. Концентрация на их выполнении усиливает эффективность дыхательных упражнений.

 3. Темп выполнения - медленный,  что позволит обогатить организм кислородом.

 4. Вдох выполняется всегда только носом.

 5. Упражнения выполнять легко, без усилий и напряжения.  

 6. Фаза выдоха должна быть длиннее фазы вдоха (в 1,5 – 2раза).

 7. Дыхательные упражнения  выполняются только в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе.

  8. Хорошо потянитесь всем телом перед выполнением дыхательных упражнений.

 9. Любое дыхательное упражнение начинайте с энергичного выдоха, он должен быть в 2 раза продолжительнее вдоха.

10. Дыхательные упражнения проводятся 2-3 раза в день: утром и вечером.

11. Основные позы дыхательной гимнастики: встать прямо, поставить ноги чуть уже плеч,  стопы - параллельно; найти удобное положение головы и туловища; руки вдоль туловища  или левая рука – на нижней части живота, а правая – сбоку обхватывает грудную клетку, приблизительно на уровне локтя (для контроля за дыханием).

Каждое  дыхательное упражнение состоит из

шести последовательных этапов:

  • принять позу и зафиксировать её;
  • расслабиться;
  • сосредоточиться на выполнении предстоящего упражнения, обдумать его основные элементы;
  • сделать выдох;
  • выполнить дыхательное упражнение;
  • сменить позу; отдохнуть после упражнения. 

         Дыхательные упражнения по методике Б.С.Толкачёва рекомендуются часто болеющим детям. В течении дня выполняются 2-3 раза упражнения с озвученным выдохом или звуковые дыхательные упражнения (звуки «р», «п-ф-ф-ф», «тик-так» и др.).

  Упражнения на развитие дыхания по методике А.Н.Стрельниковой рекомендуются детям с частыми заболеваниями верхних дыхательных путей.

Выполнение этих упражнений проводится по следующим правилам:

  • активный короткий вдох носом;
  • вдох выполняется одновременно с движением;
  • вдохи-движения выполняются в темпе марша;
  • выдох должен уходить после каждого вдоха самостоятельно через рот;
  • мысленно про себя считать  (счёт по данной методике по 8, а не по 5 или 10, как в традиционной);
  • дыхательная гимнастика и упражнения для коррекции осанки проводятся в спокойном темпе, общеразвивающие упражнения - в умеренном или темпе марша.                    

  В младшем и среднем возрасте дыхательные и звуковые упражнения  сочетаются с общеразвивающими упражнениями для рук и плечевого пояса, туловища,  имитационного, образно – подражательного характера.

Обучение дыхательным упражнениям при  лор – заболеваниях проводится поэтапно.

1 – й этап – выработка брюшного дыхания (лучше – в положении лёжа).

И. п: одна рука лежит на животе, другая – на грудной клетке.

В: вдох -животом пытаемся вытолкнуть руку вверх, выдох – втягиваем живот, надавливаем рукой на живот.

2 – й этап – после того, как хорошо научились дышать животом.

И.п.: то же. В: выдох на счёт «раз, два, три, четыре». Постепенно выдох удлиняется до счёта 8. Игровой приём : взрослый говорит медленно: «Мы… надуваем… воздушные… шары: красный… синий… зелёный…»

3 –й - этап – вдох выполняется на счёт «раз, два, три, четыре», выдох – на счёт от 5 до 8.

4 – й - этап – вдох – выдох. На выдохе закрывается одна ноздря, затем – другая. Можно подуть на что-то носом.

5 –й  этап – поколачивание пальцами то по одной ноздре, то по другой.

6 – й этап – ввинчивающие движения пальцев по боковым поверхностям носа. После освоения всех движений дыхательную гимнастику можно проводить в комплексе.                

Упражнения дыхательной гимнастики для детей

«Часики». И.П. – стойка ноги врозь. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «Тик – так» на выдохе (10 – 12 раз).

«Трубач» - сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный вздох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф» 4-5 раз.

 

«Петух» – встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем    хлопать    ими по     бедрам.   Выдыхая    произносить  «ку-ка-ре-ку» 5-6 раз.

«Каша кипит» – сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь –вдох, опуская грудь и расслабляя     живот –  выдох. При     выдохе   громкое      произношение     звука «ш-ш-ш».  

 «Паровоз» – ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течении 20-30 секунд.

«На турнике» – стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носках – вдох, палку опустить назад на лопатки – длинный выдох с произношением     звука «ф-ф-ф» 3- 4 раза.

 «Насос» – встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох, затем наклон туловища в сторону. Выдох, руки скользят, при этом громко произносить  «с-с-с-с»! Выпрямление – вдох, наклон в другую сторону  6 – 8 раз.

 «Регулировщик» – стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлиненным выдохом и произношением     звука «р-р-р» 4 –5 раз.

«Летят мячи» - стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произнести при выдохе длительное «у-х-х-х» 5 – 6 раз.

 «Вырасти большой» - встать прямо ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо подтянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Произнести «у-х-х-х» 4 –5 раз.

 «Лыжник» – имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением звука «м-м-м» 1,5 – 2 минуты.

«Гуси летят» – медленная ходьба по залу. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох – опускать вниз с произношением длительного      звука «г-у-у-у» 1 –2 минуты.

Желаю Вам успеха!

Используемая литература:

1. А.Н.Стрельникова -   Дыхательная гимнастика

2.В.Л. Страковская  - 300 подвижных игр для оздоровления детей от1 года до 14 лет

3. А. Н.Колгушин  - Закаливание

4. А.С. Галанов – Игры которые лечат.

5. Ю.А. Кирилова , М.Е. Лебедева,Н.Ю.Жидкова – Интегрированные  физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательная гимнастика, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПРОФИЛАКТИКА СНИЖЕНИЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ часто БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

Дыхательные упражнения занимают особое место в оздоровительной работе с детьмиПри выполнении физических упражнений организму необходимо больше кислорода. Это возможно только при увеличении дыхательных...

Консультация для родителей "Дыхательная гимнастика, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПРОФИЛАКТИКА СНИЖЕНИЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ часто БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ"

Значение дыхательных упражнений   Дыхание носом способствует очищению, увлажнению, согреванию воздуха в носовых ходах. Выдыхаемый через нос воздух согревает и увлажняет носовые ходы, предохр...

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПРОФИЛАКТИКА СНИЖЕНИЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

Дыхательные упражнения занимают особое место в оздоровительной работе с детьми...

Консультация для родителей«Дыхательная гимнастика, как эффективная профилактика снижения заболеваемости часто болеющих детей»

Консультация для родителей«Дыхательная гимнастика, как эффективная профилактика снижения заболеваемости часто болеющих детей»...

Буклет "Как уберечь себя от болезней? Дыхательная гимнастика, как эффективная профилактика снижения заболеваемости".

Правильное дыхание - необходимое условие правильного развития, хорошего роста, крепкого здоровья. Научив ребенка дышать правильно, мы поможем ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.д. ...

Дыхательная гимнастика как профилактика снижения заболеваемости детей

При выполнении физических упражнений организму необходимо больше кислорода. Это возможно только при увеличении дыхательных циклов в минуту и увеличении глубины дыхания.  Для ослабленных де...