Зачем нужен психолог в детском саду?
материал

Столярова Елена Валентиновна

Как правило, в дошкольных образовательных учреждениях работают специалисты, профессия которых, называется «педагог-психолог». Их основная задача - сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития. Педагог-психолог должен помочь воспитателю и родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachem_nuzhen_psikholog_v_detskom_sadu.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем нужен психолог в детском саду?

Как правило, в дошкольных образовательных учреждениях работают специалисты, профессия которых, называется «педагог-психолог». Их основная задача - сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития. Педагог-психолог должен помочь воспитателю и родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения.

Этот специалист обязан не «упустить» малыша, трудности которого находятся «на грани нормы», чтобы вместе с родителями и другими коллегами помочь ему справиться с ними еще до школы. Для того чтобы решать все эти задачи,  педагог-психолог планирует свою работу по нескольким направлениям.

Первое - это консультации. Они бывают двух видов: те, которые планирует сам психолог, и по «запросу родителей». Первые - психолог проводит в течение года по темам, которые, по его мнению, актуальны для конкретного образовательного учреждения, возрастной группы и контингента родителей. К ним же относятся консультации, которые психолог дает воспитателям. На них специалист, как правило, обращает внимание на особенности развития детской психики, связанные с ними изменения в поведении и эффективность усвоения детьми знаний.

О «плановых» консультациях родителей оповещает воспитатель. И очень важно, чтобы мама, или папа, или хотя бы бабушка все-таки выкраивали время для посещения подобных мероприятий. Опыт работы многих специалистов показывает, что родитель, пропустивший ту или иную консультацию, приходит сам к психологу именно с тем вопросом, который на консультации уже освещался.

Также на общих консультациях родители имеют возможность увидеть, что те трудности, которые они испытывают в воспитании своего малыша, свойственны многим другим семьям. Это очень важно для объективной оценки своего ребенка. От многих мам приходится потом слышать: «А я-то думала, что мой один такой...»

Консультации «по запросу» - любые проблемы, которые волнуют близких малыша. И это необязательно вопросы, связанные с развитием крохи или его поведением. Будь то мама или папа, бабушка или дедушка, они могут и должны обращаться к психологу, когда им кажется, что с ребенком что-то не так. Одним словом, любое беспокойство родителей, связанное с детским садом, должно быть исчерпано, так как оно непременно отразится на маленьком человеке, на его отношении к воспитателю и посещению сада.

        Второе направление - это диагностика. В течение всего учебного года психолог совместно со старшим воспитателем проводит так называемую психолого-педагогическую диагностику. Она включает в себя контроль над усвоением знаний, умений и навыков детьми разных возрастных групп в соответствии с программой, по которой работает детский сад, На основании этих данных проводится анализ работы педагогического коллектива. То есть два - три раза в течение года каждому ребенку предлагаются задания, которые позволяют судить о том, насколько он усваивает программу. Если результаты показывают, что малыш «не справляется», плохо себя ведет, не владеет навыками самообслуживания в соответствии с возрастом, психолог проводит дополнительные исследования на зрелость основных психических процессов (внимание, память, мышление, воображение, восприятие) , обеспечивающих всю вышеописанную деятельность. И если на этом уровне выявляются проблемы, выходящие за рамки нормы, специалист рекомендует родителей с малышом либо к неврологу, либо к нейро-психологу, либо к невропатологу. Также в течение года психолог изучает отношения в детском коллективе, выявляет лидеров, тех, с кем «никто не дружит», помогает воспитателю планировать работу по улучшению взаимоотношений между детьми.

Помимо плановой диагностики, о которой шла речь, проводятся и «ситуативные» исследования. Например, появились у ребенка страхи. Психолог с помощью специальных тестов может выявить причину. Развелись родители - то, как перенес или переносит это чадо, можно выявить при помощи специальных методик. Отдельный вид диагностики, которую проводит педагог-психолог, - это комплексная оценка готовности ребенка к школе. Родители обязательно во всех подробностях должны вникнуть в его результаты. В первую очередь, чтобы помочь своему ребенку. Если он будет не совсем готов к школе, то психолог вам подскажет, на что именно нужно будет обратить внимание.

Чем еще занимается в саду педагог-психолог?  Он ведет коррекционную работу. Дети, как известно, все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью психолог планирует и проводит с ребенком коррекционные занятия. Предварительно он обязательно ставит в известность родителей. Потому что успеха можно добиться только при абсолютном единстве требований и доверии.

Развивающие занятия - все это тоже в ведении специалиста, работающего в детском саду. Каждый новый учебный год педагог-психолог выбирает для себя направление, на которое он в течение года будет делать основной акцент. Например, в несколько лет наиболее актуальной представляется тема «Комплексное развитие мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия ребенка». Исходя из выбранной темы, планируются и проводятся  развивающие занятия. Наиболее удачной по данной проблеме является  комплексная программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста "Цветик-семицветик" - победитель Всероссийского конкурса программ комплексного сопровождения психического развития детей дошкольного возраста (2003).
в ней представлены тематические занятия, направленные на развитие интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной, личностной, волевой и познавательной сферы детей дошкольного возраста. Каждое занятие построено в игровой форме, доступной и интересной детям.
Программа предусматривает как индивидуальные, так и групповые занятия, консультации родителей.
«Отработав» это направление, психолог может взять новое, а может продолжать исследования по данной теме в дальнейшем.

А теперь хотелось бы сказать о наиболее распространенных «мифах» о психологах в детском саду. Большинство родителей резонно полагают, что слово «психолог» образуется от слова «псих». Из чего далее делают совершенно неверный вывод о том, что если с их ребенком в саду работает психолог, то их сын или дочь психически ненормальные. На этом основании некоторые мамы вообще стараются избегать общения с садовским психологом. А уж если малыш попадает на коррекционные занятия, то родители - сторонники этого взгляда - порой даже скандалят или просто просят прекратить занятия ребенка с психологом. Чтобы развеять этот миф, подчеркну, что психолог в саду работает с НОРМАЛЬНЫМИ детьми и их индивидуальными ОСОБЕННОСТЯМИ, а не отклонениями.

Другое, не менее распространенное и тоже ошибочное мнение: психолог, психоневролог, невропатолог, дефектолог и нейропсихолог - это все одно и то же. То есть врачи, которые работают с отклонениями в психике, с ее дефектами. На основании этой точки зрения родители требуют от психолога невозможного. Обратите внимание на сочетание слов: педагог-психолог. В первую очередь педагог т.е. данный специалист не врач. Он может только предположить диагноз и направить ребенка к соответствующему специалисту. Поставить диагноз и тем более работать с ним он не может и не имеет права. Таким образом, в ДОУ педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка».

Зачем нужен психолог в детском саду?

 Основная задача  работы педагога-психолога  - сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной прежде всего с точки зрения детской психики,  индивидуальных особенностей ее развития. Педагог-психолог помогает обеспечить психологические условия для охраны здоровья и развития личности  детей.

 Педагог-психолог ведет работу в дошкольном учреждении   по следующим направлениям:

 Первое - это консультации

Консультации «по запросу» - любые проблемы, которые волнуют близких малыша.  Будь то мама или папа, бабушка или дедушка, они могут и должны обращаться к психологу, когда им кажется, что с ребенком что-то не так. Педагог-психолог  попытается помочь  родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. Педагог-психолог подскажет  родителям как  надо общаться со своими детьми, чтобы изменения поведения в желательном направлении закреплялись. 

Психологическое консультирование в ДОУ проводится с родителями по поводу проблем ребёнка, особенностей его развития. 

Второе направление - это диагностика 

     Плановая диагностика по возрасту проводится  для того, чтобы  определить уровень развития высших психических функций и эмоциональное состояние ребенка — чтобы помочь  ему, если  есть какие-то проблемы. Психика ребенка пластична, поэтому один развивается быстрее, другой медленнее.  Ведь дети бывают разные, есть агрессивные, есть импульсивные, есть тревожные. Чтобы помочь  детям  психолог проводит игровые  коррекционно-развивающие занятия.

  Помимо плановой диагностики, о которой шла речь, проводятся и «ситуативные» исследования. Например, появились у ребенка страхи. Педагог-психолог с помощью специальных тестов может выявить причину. Развелись родители - то, как перенес это ребенок, можно выявить при помощи специальных методик.

 Отдельный вид диагностики, которую проводит педагог-психолог, - это комплексная оценка готовности ребенка к школе. Родители обязательно во всех подробностях должны вникнуть в его результаты. В первую очередь, чтобы помочь своему ребенку. Если он будет не совсем готов к школе, то психолог вам подскажет, на что именно нужно будет обратить внимание

Третье направление  - это коррекционно-развивающая работа

Он ведет коррекционную работу. Дети, как известно, все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью психолог планирует и проводит с ребенком коррекционные занятия, при проведении которых  используются программы,  составленные  специалистамив и ключает в себя следующие формы работы:

- индивидуальные коррекционные занятия;


- занятия по подготовке детей к школьному обучению.


Четвёртое направление  - это психологическое просвещение и психологическая профилактика

 Психологическое просвещение родителей носит профилактический, т.е. предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры. С этой целью психологом ДОУ проводятся тематические беседы и групповые консультации с родителями. Также психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ. Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и детей.

Развивающие занятия - все это тоже в ведении специалиста, работающего в детском саду. Каждый новый учебный год педагог-психолог выбирает для себя направление, на которое он в течение года будет делать основной акцент. Например, в несколько лет наиболее актуальной представляется тема «Комплексное развитие мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия ребенка». Исходя из выбранной темы, планируются и проводятся  развивающие занятия. Наиболее удачной по данной проблеме является  комплексная программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста "Цветик-семицветик" - победитель Всероссийского конкурса программ комплексного сопровождения психического развития детей дошкольного возраста (2003).
в ней представлены тематические занятия, направленные на развитие интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной, личностной, волевой и познавательной сферы детей дошкольного возраста. Каждое занятие построено в игровой форме, доступной и интересной детям.
Программа предусматривает как индивидуальные, так и групповые занятия, консультации родителей.

Таким образом, в детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Его труд, как правило, не очевиден родителю, но малышу он, поверьте, необходим.

Какие бывают самые распространённые ошибки

при обращении к педагогу - психологу

в образовательном учреждении?

              

              Родители часто не могут чётко сформировать проблему. Психолог – не подружка, с которой можно долго беседовать о своих настоящих и мнительных опасениях. К врачу мы обращаемся с вполне конкретной проблемой: болит горло, высокая температура. И психолог ждёт чёткой формулировки: не может выучить стихотворение, невнимателен, ленится, плаксив.

         Когда  вы приходите на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу, задавая свой вопрос, расскажите подробно о ребенке (токсикоз во время беременности, родовая травма, замкнутость/открытость, любимые игрушки, друзья, так далее) и о семье (полная-неполная, бабушки-дедушки, братья-сестры, благополучная-неблагополучная и так далее). Чем больше будет информации, тем реальнее будет помощь.

Очень трудно бывает работать с родителями, которые слишком многого хотят от ребёнка. Ребёнок не всегда может повторит их путь, их способности, что никаких психических отклонений у ребёнка нет, просто он – другой!

    Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим родителям. Одна из этических профессиональных норм психологов, одна из их заповедей – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в напечатанном виде либо в устной форме при индивидуальной беседе.

Психолог в детском саду

Основная функция психолога в детском саду: сопровождение психического развития детей, отслеживание детей с проблемами в развитии и своевременная ранняя помощь детям и родителям.

 Практика показывает, что непонимание  родителями роли психолога в детском саду приводит к избеганию и отказу от встреч с ним. 

  Хочется сразу разъяснить ситуацию:

психолог и психиатр, (с которым часто нас сравнивают) имеют существенные различия в роде деятельности.

Психиатр - врач, занимающийся отклонениями(нарушениями) в психической сфере человека. Он может поставить диагноз, назначить, при необходимости, медикоментозное лечение, дать направление в специализированный сад.

    Психолог (детский) - педагог, занимающийся с детьми, не имеющими отклонений в психической сфере. Он не ставит диагноз, а может сделать условно-вариативный прогноз на будущее. При необходимости может предложить пройти консультацию у других специалистов: психиатра, невролога, логопеда. 

  Основным методом работы психолога является - наблюдение за развитием ребенка на всех возрастных этапах, отслеживание динамики развития познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка. При необходимости, психолог проводит индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми, имеющими развивающую направленность. Все занятия проходят в игровом ключе, часто в работе используются сказки, подвижные игры, психогимнастические этюды, элементы арт-терапии(творческая деятельность). Дети обычно с большой охотой посещают такие занятия.

   К сожалению, решить психологические проблемы детей только в условиях детского сада, на занятиях с психологом, является недостаточным.

    Без взаимодействия с родителями ребенка такая работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в развитии ребенка, очень скоро сойдет на нет. Поэтому, в первую очередь, желание родителей взаимодействовать с психологом, помочь ребенку преодолеть проблемные моменты, является важнейшим фактором на пути перемен к лучшему.

Только совместная плодотворная работа даст благополучный результат.

 

И еще раз подчерку , что психолог в саду работает с НОРМАЛЬНЫМИ детьми и их индивидуальными ОСОБЕННОСТЯМИ, а не отклонениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем нужен психолог в детском саду?

Как правило, в детских садах или дошкольных центрах развития работают специалисты, профессия которых, согласно полученному образованию, называется «педагог-психолог». Обычно это выпускники педагогичес...

Зачем нужен психолог в детском саду?

Консультация для родителей...

Зачем нужен психолог в детском саду?

Зачем нужен психолог в детском саду?«Зачем нужен штатный психолог в детском саду?» – недоумевают многие родители, ошибочно полагая, что психолог необходим лишь там, где речь идет о наличии психических...

Зачем нужен психолог в ДОУ

Детский психолог - специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Работа идет как с детьми, так и со взрослыми по выявлению проблемы и поиску решений. Психол...

Консультация для родителей " Зачем нужен логопед в детском саду?"

Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Ведь наша речь – это не только звукопроизношение (умение правильно произносить звуки родного языка), но и:-словарны...

Консультации для родителей: «Зачем нужен психолог в детском саду»

Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель. А что же делает детский психолог в детском саду?Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с не...

«Зачем нужен психолог в детском саду?»

Родителям не стоит пугаться, если с их ребенком работает психолог - он не врач и не ставит диагнозы деткам. Его задачи иные....