Консультации для родителей
консультация (младшая группа)

Колесова Светлана Вениаминовна

Консультации для родителей -  одна из форм взаимодействия с родителями.Такой вид работы позволяет педагогу дать квалифицированный совет родителю по воспитанию и развитию ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 42 «Чайка» города Смоленска

Консультация для родителей

D:\2014-2015-2016год работа с родителями\детский сад Чайка №42 2015-2016\Культурно гигиенические навыки\DSC05198.JPG

Выполнила: воспитатель,

                       первой квалификационной категории

                                                           Колесова Светлана Вениаминовна.

«Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы!»

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание — основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

А вот как они это будут делать — зависит от того, что малышам заложили с самого раннего детства сначала родители, а затем воспитатели в детском саду. И чем ярче и интереснее будут впечатления от обучения непростым для малышей навыкам, тем быстрее они им запомнятся, тем приятнее их будет выполнять и совершенствовать день ото дня.

В группу приходят очень разные малыши. Кто-то из них самостоятельно пользуется горшком, а кто-то категорически отказывается с ним дружить, некоторые детки вовсю едят ложкой, другие же приучены только к бутылочке или с большим удовольствием копаются в своей тарелке руками. Почему же так происходит? Самые первые представления о культурно—гигиенических навыках ребенок получает именно в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и самостоятельности  буквально с пеленок.

Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Малыша сразу надо приучать к активному участию в процессе еды. Ребенка старше полутора лет желательно кормить за столом. В этом возрасте необходимо следить за тем, чтобы ребенок, сидя на стуле, упирался ногами в пол, а высота стола приходилась бы на уровне его согнутых локтей. Помимо этого необходимо воспитывать и закреплять у детей и другие навыки: следить, чтобы они не садились за стол с грязными руками, не выходили из-за стола с куском хлеба, пользовались носовым платком. При одевании и раздевании также необходимо давать возможность детям в какой-то степени действовать самостоятельно. Одинаковые требования к правилам гигиены  и навыкам самообслуживания в детском саду и дома, приводят к лучшему запоминанию и закреплению полезных привычек.

В первой младшей группе нужно привить такие полезные привычки, как мытье рук, соблюдение режима дня, самостоятельное пользование горшком, умение правильно держать ложку. К двум годам малыш может научиться умываться и причесываться, снять шапочку или носочки, вытирать рот салфеткой после еды и сморкаться в носовой платочек.

На первый взгляд все очень просто, а на самом деле для малышей это целая наука — освоение и применение культурно-гигиенических навыков.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой определены и поставлены задачи по воспитанию у детей навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков. Ежедневно выполняя эти задачи, необходимо закреплять умение перед едой брать стул и садиться за обеденный стол на одно и то же место, правильно держать ложку, аккуратно пить из чашки. Обязательно нужно учить малышей по окончании еды, вставая из-за стола, благодарить взрослых.

С первого дня пребывания детей в группе необходимо начинать работу по воспитанию навыков одевания (раздевания): учить снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку. Также необходимо не только учить детей самостоятельно одеваться, но и быть аккуратными. У детей всегда есть желание самим расстегивать пуговицы и молнии, но нет умения. Этому их можно учить вечером во время игр: «Матрешке надень фартук», «Застегни пуговицы», «Достань из корзинки». Справиться с пуговицами и «молниями» помогут и игровые элементы. То, как скоро малыш научится одеваться и раздеваться, зависит от подвижности его пальчиков. Это качество необходимо развивать, время от времени играя с малышами с некрупными предметами, вроде счетных палочек или рисуя в альбоме.

Из практики воспитателя видно, что очень сложно научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят руки под струю и держат. Подготовку к умыванию необходимо начинать в группе: дети засучивают рукава, как показывает воспитатель, и объяснять, для чего это нужно, используя стихотворные строки: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит». Обучая детей умыванию, нужно проводить дидактические игры: «Катя умывается», «Миша в гостях у Маши». Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения можно использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ кукольного театра, упражнения в выполнении действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.

Литература: Интернет ресурсы: http://detsad24-viselki.ru/konsultatsii/konsultatsiya-dlya-roditeley-razvitie-kulturno-gigienicheskih-navyikov-u-detey-mladshey-gruppyi.html



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №42 «Чайка» города Смоленска

Консультация для родителей

Выполнила:

Колесова Светлана Вениаминовна,

воспитатель

первой квалификационной категории.

2015 год

У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Погруженные в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не вечен, он не может бесконечно сопротивляться влиянию человека. Давайте мы подумаем вместе! Как родители, самые близкие ребенку люди, могут приобщить к живой и неживой природе. Что доступно малышу в ранние годы в области явлений и объектов нерукотворного мира, какие методы и средства нужно выбирать, чтобы помочь дошкольнику разобраться в таком таинственном, загадочном  и в то же время очень привлекательном мире.Влияние на ребенка природы огромно. Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с её объектами или явлениями: на прогулке наблюдают за птицами и насекомыми, падающими снежинками;дома слушают стихи и рассказы, смотрят телепередачи о животном и растительном мире Земли. Объекты природы привлекают малышей, прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием, являются источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю  жизнь. C:\Users\user\Desktop\птицы и животные\440989183.jpg

Такое общение с окружающим, с одной стороны, обогащает чувственный опыт ребенка, с другой, будит его фантазию и способствует возникновению различных вопросов, ответы на которые он далеко не всегда может найти самостоятельно, без помощи взрослого.

Детская любознательность, отзывчивость и восприимчивость к явлениям и объектам природы.  Должны стать для взрослого той отправной точкой.  Которой будет осуществляться всё дальнейшее воспитание и образованиеребенка

Развитие чувства любви и бережного отношения ко всему живому и неживому, обогащение представлений детей о мире природы и развитие умения выделять основные закономерности  /сезонные изменения в неживой природе, зависимость жизни растений  и животных от времени года и т.д./.

При ознакомлении с теми или иными объектами и явлениями  природы взрослому, прежде всего, нужно опираться на чувственный опыт ребенка и использовать наглядность. Например: гуляя с ребенком, Вы обращаете, внимание на состояние погоды посмотрите, какая сегодня теплая погода, ярко светит солнышко, ему радуются птички, бабочки, цветочки... И нам с тобой весело гулять. Если пошёл дождь, можно предложить ребенку подставить свои ладошки, и таким образом он чувствует холодный дождь /осенью /или тёплый /летом /.

Особенность детей младшего дошкольного возраста заключается в том, что они проявляют заинтересованность и заботливое отношение только к тем объектам и явлениям природы, которые вызывают положительные эмоции. Положительный эмоциональный настрой во многом зависит от организации взрослых с детьми / наблюдение, чтение книг, простейшие опыты, беседы и т.д./. Если Вы, уважаемые родители, ненадолго вернетесь в свое детство. То, несомненно, вспомните, как делали бусы из ягод рябины, причудливых человечков из желудей и шиповника, забавных зверушек из початков кукурузы, орехов и семян деревьев, кукол из пучков соломы. А какую радость и гордость за свои достижения вы испытывали, когда дарили мамам и папам сделанные своими руками игрушки.  Изготовление поделок не только сближает малыша с природой, но и дает радость созидания, творчества. Дети рассматривают материал, ощупывают, исследуют его. Таким образом, развивается восприятие ребёнка: он начинает различать форму, цвет и другие свойства предметов, например, грецкие орехи круглые, светлые — коричневые, твердые, с шершавой поверхностью; кукурузный початок овальный, желтый, с блестящими зернами и т. д. Работа с природным материалом развивает внимание и мышление ребёнка: он рассматривает сделанный вами образец поделки или рисунок игрушки, анализирует, из каких частей она состоит и из его её можно сделать, продумывает,  какой дополнительный материал /пластилин, спички, нитки/ потребуется. Не забудьте искренне похвалить малыша, полюбоваться игрушкой. При знакомстве с деревьями, травами, цветами можно прочитать небольшое стихотворение, загадать простые загадки. C:\Users\user\Desktop\птицы и животные\0_1b0d15_bc2825fc_XL.jpeg

Яркий, образный язык произведений создает у детей определенное настроение, повышает познавательный интерес к природе. В сказках, стихах, коротких рассказах  Б.Житкова, А.Барто, С.Маршака, О.Высотского  эмоционально, живо описаны сцены из жизни знакомых детям животных /собака, кошка, воробей, рыба/, а также наиболее яркие явления неживой природы /дождь, снег, гроза/. Книга поможет ребёнку лучше понять природу и правильно её воспринять. Так, наблюдая за животными. Дети 2-х-3-х лет в основном выделяют у них один, два  отличительных признака /у зайца -  длинные  уши, у ежа – иголки/. Взрослый   может помочь ребенку увидеть и узнать больше о внешнем виде, повадках  животных,  их значении для человека, а также подскажет, чем отличаются дикие и домашние животные. Маленький человечек ещё не владеет этой сложной информацией, не знает, на что ему опереться: на внешний вид, на повадки, на цвет. Как же помочь ему? Сначала прочтите ребенку хорошие красочные книжки: «На нашем дворе», « Лиса с лисятами»  Чарушин Е.И.,  «Уточки», «Курица и утята» Ушинский К.Д. и другие. Затем можно поиграть с малышом. Выберите из игрушек собаку, кошку, курицу и таких, чтобы они походили на настоящих животных. Закройте их платком и предложите ребёнку узнать, кто под ним спрятался, отгадать загадки.C:\Users\user\Desktop\птицы и животные\74351935_f67d7d766581.jpg

Если ребенок справился с заданием, достаньте из - под платка то животное, которое он угадал. Обсудите с ребенком. Кто же прятался от него, где живут эти животные, как они связаны с человеком, подводя тем самым ребенка  к тому, что животные имеют общие черты - живут рядом с человеком и помогают ему; назовите их обобщающим словом – домашние  животные. Знакомство с дикими животными может происходить по той же схеме.

Наиболее привлекательными для детей являются опыты с водой. Предложите ребенку игру «Кто умеет плавать?», используя воду, палочку, мячик, монетку, гвоздик. Задавайте вопросы, ведь ваша задача — помочь обобщить представления, полученные опытным путем. Экспериментировать с объектами живой природы сложнее. Но можно попросить малыша регулярно поливать цветы на окне, наблюдая за их состоянием. Поставьте лук в воду и наблюдайте вместе с ним за растущими перышками.C:\Users\user\Desktop\птицы и животные\69115.jpg

 Уже в раннем возрасте дети видят некоторые сезонные изменения в природе  / зимой холодно, идет снег, летом - жарко, ярко светит солнце и т.д./. При знакомстве с этими явлениями нужно опираться на чувственный опыт малышей. Холодной, ветреной зимой дети и взрослые надевают  меховые шапки, шубы; осенью берут с собой зонты, надевают резиновые сапоги, чтобы не промокнуть и не простудиться, летом можно ходить в легких платьях и купаться в речке, вода в ней теплая и ласковая /.

Таким образом, знакомя малыша с природой, мы обогащаем его личный опыт, представляя его вниманию новые впечатления в процессе организованной деятельности. Развивая  познание ребенка в мире  природы, мы подводим его к мысли о ценности окружающего мира, его неповторимости.

Литература:

  1. Денисенкова Н., Маврина И. «Ваш ребенок познает мир».

Журнал «Дошкольное воспитание» №2, 2000 г.

  1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией: доктора педагогических наук  Т.С.Комаровой, кандидата педагогических наук В.В.Гербовой, 2007 г.
  2. http://yandex.ru/images/search?img _картинка про осень
  3. http://yandex.ru/images/search?img_картинка из природного материала
  4. http://yandex.ru/images/search?textкартинка про птиц
  5. http://yandex.ru/images/search?textкартинка-дети читают книги

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...