Консультация для родителей "Послушание, повиновение, дисциплина."
консультация (старшая группа)

Исмагилова Рамзия Рифатовна

..........................................................................

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poslushanie.docx16.15 КБ

Предварительный просмотр:

                   Послушание, повиновение, дисциплина.

   Новорожденному позволено все. Но он многого и не требует: спит, ест, кричит и т.п. Тут уж действительно ничего не запретишь. Но дни идут, и требований становится значительно больше – физическое и умственное развитие малыша приобретает взрывчатый характер. Приходит пора запртов, некоторые действия уже не дозволяются. Слово «нельзя»  становится все более употребительным. Ребенка отводят от опасности, поучают его, разъясняют, что могло бы произойти, если бы он сделал то или это.  Но стремление к познанию сильнее, чем некоторые запреты. Ребенок все-таки хватает спички, тянется к горячему предмету и т.п.  Казалось бы, горький опыт мог бы научить его лучше, чем любые наши слова. Но нет, часто и этого недостаточно.

  Запреты и постоянные напоминания в конце концов достигают цели – ребенок становится осмотрительнее. Дошкольник настолько зрел умом, что вполне  поймет разумное обоснование: «Не хватайся за кастрюлю: она горячая, обожжешься».  Он начинает воспринимать запреты как предохранительные указания, оберегающие его от ранений и травм. Но вслед за запретом следуют повеления. Особенно важны повеления и приказания в области отношений к людям и животным, позднее – и к вещам.   Это – первые побуждения к формированию отношений: «Скажи «Здравствуйте»,  «Подай руку», «Поблагодари», «Попроси» и т.д.

     Авторитет. Чтобы все эти запреты, повеления и приказания ребенок выполнил, необходим родительский авторитет. Как его завоевать? Об этом мы размышляем довольно часто, потому что дети иногда не хотят нас слушаться.

     Взрослые завоевывают авторитет трудом, говорит Макаренко.  Кто хорошо работает, что-то знает и что-то умеет, у того и авторитет – люди подчиняются ему, потому что он может дать добрый совет, повести за собой.

    У маленьких дела обстоят несколько по-иному. Здесь родительский авторитет тоже идет им на пользу, но ребенок это поймет позже.  А сначала он должен послушаться, если даже чего –то недопонимает. Необходимый нам авторитет у детей мы завоевываем решительным, требовательным, но ласковым поведением. Кто непоследователен (однажды запретит, в другой раз снисходительно «не заметит», в третий – после хныканья ребенка – позволит), то авторитета не заслужит.  Невозможн завоевать авторитет у ребенка, слепо выполняя все его прихоти и капризы: использовав слабость взрослого, ребенок перестает его уважать, а потом начнет и презирать.

     Дети должны почувствовать вашу честность и справедливость, тогда поймут и вашу неприклонность.  Авторитет нельзя заслужить ни криком, ни поркой, ни насилием.  Так можно вырастить неврастеника или упрямого лицемера, но никак  не послушного ребенка.

     Конкретные указания. Если вы детям что-либо повелели, дайте им время осмыслить, чего вы от него хотите.  Бывает, что ребенок занят чем-то и ваше повеление почти не воспринимает.  Если вы его потом накажете за непослушание, то будете несправедливы: ребенок даже не осознает, что вы вообще ему что-то говорили.  Приказания должны быть ясными, простыми и короткими.

     Нужно точно определить, чего вы ожидаете от ребенка.  Уже по тону он должен понять: вы приказываете, предлагаете или изъявляете желание.  Он также должен знать, что вы настаиваете на выполнении приказания.  Разумеется, надо повелевать ребенку то, что по его силам и уму.

     Когда ребенок подрастет, следует объяснить, почему мы требуем от него выполнения того или иного приказания, почему надо слушаться.  Со временем мы еще поймем, что значит умышленное непослушание и чем оно отличается от простой детской ошибки.

     Вымогание послушания. Ребенка нельзя провоцировать пренебрежительным тоном, и взрослый возмутится и заупрямится, если с ним говорить и поступать грубо.  Не высмеивайте поступков ребенка, не угрожайте.  Некоторые родители к каждому повелению еще добавляют: «А то как дам!», не понимая, что угроза давно уже не действует, даже если ребенок и получил пару шлепков.  Не бейте его – это варварство и трусость бить более слабого, каким является ребенок.  Вы скажете, что именно ребенок провоцирует родителей и приводит  в ярость настолько, что они выходят из себя и бъют малыша. Не наказывайте ребенка в приступе ярости.  Прежде возьмите себя в руки, успокойтесь.  Перестаньте с ребенком разговаривать – это для него самое действенное наказание. Далеко не каждый ребенок может долго вынести удрученность и молчание  родителей.  Он подойдет и попросит прощения. Потом нужно поговорить с ним серьезно, проанализировать, что случилось, - так лучше всего мы утвердим его в необходимости послушания.  Дав приказание, уже не обсуждаем его с ребенком, не просим и не уговариваем.

     Бестактно в присутствии ребенка говорит о его недисциплинированности.  С одной стороны, мы словно признаемся в своей слабости, в неспособности управлять поведением малыша, в отсутствии родительского авторитета,  с другой – показываем ребенку, что непослушание – это совершившийся факт, что ничего нельзя изменить.  И этим только укрепляем ребенка в непослушании.  Мы не должны уподобляться ребенку – быть слабыми, нерешительными, беспомощными.

     Смятение в детском мышлении.  Если давать необоснованные, необдуманные приказания, которые позднее приходится отменять, то можно привести мышление ребенка в смятение.  Точно так же вызываем путаницу в мыслях малыша, если сначала  позволяем что-нибудь, а потом вдруг запрещаем, если обвиняем его в непослушании, а он, не зная, чем провинился, чувствует себя обиженным.

    Повиновению, дисциплинированности нужно учиться.  И если ваш ребенок непослушен, то обычно мы в  этом виноваты. Поэтому мы должны найти вначале недочеты и ошибки у себя и устранить их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Организация дисциплины в группе детского сада с помощью психологических приемов.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 «Светлячок»  муниципального образования Тимашевский район...

Консультация для родителей "БЕСКОНФЛИКТНАЯ ДИСЦИПЛИНА".

В консультации содержится несколько правил родителям для совершенствования своих знаний в системе воспитания детей....

Консультация: Как привить ребенку дисциплину

Как привить ребенку дисциплину....

Консультация для родителей "Безконфликтная дисциплина"

Правила, которые помогут наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину....

Консультация "Как привить ребенку дисциплину"

Консультация "Как привить ребенку дисциплину"...

Консультация "Как привить ребёнку дисциплину".

Консультация "Как привить ребёнку дисциплину". ...