Консультация "Сказки народов России"
консультация (младшая группа)

Ачкасова Татьяна Викторовна

Рассказывается об особеностях русских нарожных сказок, что они деляться на бытовые, волшебные о животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_skazki.docx15.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                     КОНСУЛЬТАЦИЯ

«СКАЗКИ НАРОДОВ РОССИИ»

(особенности русских народных сказок)

Что такое русская народная сказка? Кто не знает! ..Сказка- это «Репка», «Сестрица  Алёнушка  и братец Иванушка», «Колобок», «Курочка ряба»,

«Конёк –горбунок» …Кто пишет сказки? Сказочник! Однако скажите , кто сочинил «Курочка ряба»? Никто не знает. Поэтому и называют такие сказки  народными.

Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось сказки  сказывать. Перешли они к живущим в ту пору предкам вместе с обычаями и обрядами. Это были  духовные заповеди, заветы, которые чтил народ.

Русские народные сказки свободны в художественной выдумке, но тесно  связаны с реальной жизнью – воссоздают мир забот интересов народной Руси, имеют прямое отношение к людским порядкам и человеческим характерам. Это относится к сказкам всех видов- бытовым, волшебным, героическим, и в первую очередь к так называемым сказкам о животных. Последние, как и первые три, имеют свои приёмы повествования. Вот например, «Колобок». Построена сказка как цепь одинаковых  эпизодов:  катится колобок, попадается ему заяц, спрашивает, куда бежит, в ответ слышит песенку: «Я по коробу метён…». То же повторяется и при встрече с волком, медведем, и все задорнее становится  пение. Но вот встретилась колобку красно- рыжая лиса, и всё кончилось по- другому. Удачливому колобку все сходило до поры- времени, но ведь встречались ему простоватые звери , а лиса коварна и хитра. Колобок же так осмелел, что захотел пропеть свою песню, усевшись на лисий язык, и поплатился. Сказочники донесли мысль «Колобка» в предельно ясной форме. И таковы все сказки о животных. Это не примитивность, а простота высокого искусства.

А как выразительна и многоцветна речь сказочников! Сказочник играет словом, его певучая речь пленяет. Ребенку, по каким-то причинам лишенному в детстве возможности слушать русские сказки. Трудно будет почувствовать красоту родного языкам; нелегко будет ему подбирать точные слова и правильно строить предложения. Ведь сочетания слов в сказках так продуманы, что только и остается вздохнуть: «Ни в сказке сказать, ни пером описать!» Более того , чувства, испытанные слушателем сказки, закладывают в его душе незримую крепость. Сильные  впечатления уже в детские годы производят в человеке внутренние перемены. И когда он становится взрослым, знание чудесных сказок по- своему отзывается в его поступках.

По- другому  и с другой целью рассказывались волшебные сказки. Сказочников вдохновляло дерзкое стремление поведать о жизни, сосем не похожей  на  обычную. Нет волшебных сказок  без чудес, но логика самого вымысла не чужда жизненной правды. Вот уронила старуха в подполье желудь, и пустил он росток. Рос- рос  и дорос до неба. Старик взобрался на небо и нашел  чудесные  жерновцы  и золотого петушка. Случилось  чудо невероятное, и жить старику со старухой в довольстве  и сытости, но нашелся боярин – украл  жерновцы. Не будь петушка- не вернулись бы они к старикам. Несложная сказка, и поэтому в ней  наглядно выступает связь вымысла с жизненной  правдой- сопротивление невзгодам в итоге победит; преодолеваются все преграды. И человек будет счастливым.

 В бытовых сказках чудеса земные, превращения, изображения мира уступают место всепоглощающей  иронии. Самое чудо  становится предметом веселой насмешки. Вот как в сказке « У страха глаза велики» или «Не любо- не слушай». Забава и сатира, шутка и серьезное  соединились в таких сказках. Их прелесть в необычной свободе и живости рассказа. Но все сказки- и о животных , и волшебные , и бытовые – обьединяет  присутствие  магии звука. Это  делает национальный фольклор сокровищем для поэтов, музыкантов, ученых и, конечно, для тех, кто посвятил свою жизнь воспитанию детей.

Язык и ритмика русской сказки, несомненно, создают в памяти, сознании, душе ребенка определенный строй, связанный с национальным  мироощущениям. Воспитанный на русском фольклоре и литературе человек всегда будет принадлежать русской культуре, где бы он не родился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Дружба народов,народы России"

презентация содержит 14 слайдов,в которых представлены:понятие "толерантность",народы России...

Народы России. Славянский народ.

Обычаи, культура, традиции славянского народа  России....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НАРОДЫ РОССИИ -Бурятский народ.

Цель: Познакомить детей с народом России – бурятами.Задачи:Познакомить детей с обычаями и традициями бурятского народа.Воспитывать уважение к людям других народоРазвитие внимания, мышления,...

Духовно-нравственный, практико-ориентированный долгосрочный проект "Традиции народов России" (народы Севера) для детей 5-7 лет.

Север – удивительный край с удивительными народами. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он на...

Духовно-нравственный, практико-ориентированный долгосрочный проект "Традиции народов России" (народы Северного Кавказа) для детей 5-7 лет.

Проект предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами Северного Кавказа и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, народными играми и творчеством....

Проект ко дню Единства России «Мудрость народа – в народах России» Подготовила музыкальный руководитель - Магомедова Фатима Рустамовна

Сегодня, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей.Времена меняются, но вечным остаётся стремление человека к добру, любви,  красоте, истине…Дошкольный возраст – ф...

Сценарий фестиваля народов России «В дружбе народов единство России»

Россия – многонациональное государство, в котором проживают представители более ста народов. Наш детский сад – это общий дом для детей разных национальностей. Каждому из нас важно знать и ...