Борьба с дурными наклонностями у детей дошкольного возраста
консультация

Ложкина Виктория Сергеевна

Борьба с дурными наклонностями у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borba_s_durnymi_naklonnostyami.docx37.8 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 87

КОНСУЛЬТАЦИЯ

 ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

«БОРЬБА С ДУРНЫМИ НАКЛОННОСТЯМИ

 У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

                                                                                                               Составила:

                                                                                                   педагог-психолог

                                                                                                          Ложкина В.С.

г. Калининград

2020 г.

Воспитание и образование

          Воспитание - это процесс создания нравственной и духовной основы, а образование - это процесс развития мыслительных способностей ребенка. Дело касается двух различных сторон душевной деятельности человека. Думать, что образование (развитие умственных способностей) дает ребенку и нравственное развитие, нет никаких оснований. Можно встретить очень образованных людей, но совершенно невоспитанных и бездуховных, и, с другой стороны, - совсем необразованного простого рабочего, но весьма воспитанного в духовном и нравственном отношении.

Когда начинать воспитание?

          Мнения часто расходятся в вопросе о возрасте, когда следует приступать к воспитанию детей. Некоторые родители считают, что после появления на свет ребенок долгое время нуждается только во внешнем уходе. Они смотрят на него, словно на забавного котенка, не восприимчивого к духовным воздействиям, полагая, что до 2-3 лет разум ребенка еще не развился к усвоению духовных предметов.

          Такой взгляд ошибочен. Психология установила, что ребенок восприимчив ко многому с самого рождения. По сравнению одного ученого, душа ребенка подобна чувствительной кинематографической ленте, которая непрерывно фиксирует все ощущения. Ребенок еще лежит в колыбели, а душа его уже накапливает впечатления, улавливает звуки, взгляды, интонации голосов и даже душевное настроение родителей. Из всех этих впечатлений, помимо его разума, непрерывно формируется подсознание ребенка. И все, что он воспринимает день за днем, становится частью его личности, и тогда уже никакими способами эти впечатления не изгладишь.

           Кроме того, современная психология пришла к выводу, что такое подсознательное впечатление в раннем детстве, имеет большое значение для последующего развития человека. Например, некоторые душевные заболевания взрослых людей объясняются болезненными впечатлениями раннего детства. Вот почему родители должны помнить, что к первым впечатлениям младенца надо подходить с величайшей бережностью, потому что с момента рождения в нем начинает формироваться не только тело, но и душа.

          Итак, самое важное время для воспитания - раннее детство. Собственно, в детские годы формируется нравственный мир человека. Душа ребенка в возрасте до 6-7 лет подобна мягкой глине, из которой можно лепить его будущую личность. После этого возраста главные черты человека уже сформировались, и переделать их почти невозможно.

Борьба с дурными наклонностями

         Ошибаются родители, когда они смотрят на своего ребенка, как на невинное существо, в котором еще нет никакого зла. Опыт показывает, что ребенок появляется на свет не только с добрыми задатками, но и с дурными. Наука называет эти качества наследственностью. Все люди рождаются с унаследованной предрасположенностью к дурному. Поэтому воспитание ребенка непременно должно включать и борьбу с его дурными наклонностями. Не научив его бороться с ними, мы оставим его безоружным в борьбе с соблазнами. Когда ребенок предоставлен самому себе, то, как бы он ни был талантлив, все его добрые качества могут оказаться заглушенными низшими наклонностями.

          Известно, что каждый ребенок имеет внешнее сходство со своими предками: один похож на отца, другой - на мать, третий - на бабушку или прабабушку. Но наряду с телесной наследственностью, ребенок воспринимает и нравственные черты предков, как хорошие, так и дурные. Причем дурные качества развиваются и закрепляются быстро и могут заглушить семена добра. В растительном мире, например, сорные травы всегда гораздо выносливее и агрессивнее садовых и огородных растений. Чтобы вырастить что-нибудь полезное в саду, нужно постоянно бороться с сорняками.

          Наблюдая любого ребенка, можно убедиться, как почти с колыбели в нем начинают проявляться отрицательные черты: то он капризничает, то сердится, то нарочно делает не то, что нужно. Очень рано дети начинают лениться, хитрить, обманывать, проявляют жадность и жестокость по отношению к другим детям. В пять лет у ребенка уже можно заметить задатки его будущего характера. Если родители не учат его бороться со своими дурными наклонностями, то эти наклонности укрепятся и превратятся в страсти и пороки, с которыми будет очень трудно бороться. Порой родители сетуют на своих детей, говоря: «Откуда у него такое упрямство, капризы, влечение ко всему запрещенному? Ведь никакого дурного примера он не видит, кто же его учит?» Здесь надо учесть, что учить ребенка злу не надо: оно уже коренится в нем. Одна мать, наблюдая своего первенца, говорила: «У него явным образом проявляются отрицательные черты его отца». К сожалению, добрые качества приобретаются усилием и постоянством, а дурные, как плевелы, сами развиваются.

           Молодые родители склонны смотреть на эти «сорняки» легкомысленно, объясняя их неразвитостью ребенка. «Вот немного подрастет, - думают они, - тогда сам поймет, что это плохо и сам исправится». Думая так, они оставляют без внимания эти дурные наклонности и не учат его бороться с ними. Они скорее склонны удовлетворить всякий каприз ребенка, действуя по известной пословице: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало».

           А психология учит нас, что всякое проявление зла в душе надо преодолевать в самом начале, пока оно не окрепло. Если же мы оставим его без внимания, то от повторения оно превратится в привычку. Горько потом раскаиваются родители, которые по излишней мягкости или неразумной любви к ребенку жалеют и не наказывают его. Потом уже трудно перевоспитывать, и ребенок вырастает своевольным и распущенным.

           Родители должны с самых малых лет воспитывать детей так, чтобы они чувствовали, что есть дозволенное и недозволенное. Разумные запрещения и легкие наказания совершенно необходимы. Будьте уверены, что даже самый маленький ребенок поймет, что есть вещи дозволенные и недозволенные. Поняв, что недозволенные вещи влекут за собой неприятные последствия, ребенок будет избегать всего запрещенного. Этим путем вы заложите в нем здоровый фундамент для дальнейшего воспитания. Его детская воля, еще только начинающая формироваться, будет уже подготовлена к тому, что в жизни надо подчиняться установленным правилам.

Факторы домашнего воспитания

          Как мы уже говорили, пока ребенок мал, он воспринимает все преимущественно через свои чувства. По мере же того, как он подрастает, надо развивать в нем волю. Так как в раннем возрасте человек живет преимущественно влечениями своих чувств и желаний, когда разум его еще не созрел, то надо меньше всего обременять ребенка разными нравоучениями и логическими доказательствами.

          Воспитание в семье начинается с приучения ребенка к послушанию. Чем раньше ребенок привыкнет сразу выполнять указания родителей, тем легче будет в дальнейшем его воспитывать. Вначале воспитание сводится к запрещениям: не делай этого, так делать нельзя, это нехорошо... Но ребенок растет, и нужно ему давать что-то положительное, наставлять и учить. Здесь уже начинаются трудности, так как для внушения ребенку правил поведения не всегда бывает достаточно одних слов. Обычно здесь мы сталкиваемся с нежеланием ребенка подчиняться, с известным упрямством с его стороны. Чтобы преодолеть это, родители должны прибегать иногда и к более сильным средствам.

         Тут бывают два способа воздействия: одни родители применяют наказания, другие же становятся на путь словесного воздействия. Физическое наказание, конечно, иногда необходимо; но если оно будет применяться часто и станет преобладающим средством воспитания, то это приведет к неблагоприятным последствиям. Во-первых, ребенок привыкнет выполнять нужное только «из-под палки» и не научится делать нужное из внутренних побуждений. Во-вторых, если наказания станут частыми, они сделают ребенка озлобленным, скрытным, недоверчивым и могут оставить болезненный след в его характере.

          Во всяком воспитании, наибольшее влияние имеют не сами слова или наказания, а личный пример. Поведение близких к ребенку людей - вот что каждый день и час воздействует на его душу. Дети сталкиваются с двумя группами людей: со своими домашними и с другими - дошкольными товарищами, соседями и просто с «улицей». Семья старается дать ребенку добрый пример, тогда как со стороны товарищей, соседей и улицы дети часто подвержены дурному влиянию. Но это не значит, что нужно запретить детям всякое общение с окружающей средой: такое положение создало бы искусственное разобщение ребенка с окружающими и лишило бы его необходимой подготовки к жизни. Надо только следить, чтобы ребенок дружил с товарищами, наиболее положительными и чтобы влияние семьи преобладало над посторонними влияниями.

         Для того, чтобы семья имела такое решающее влияние на ребенка, необходимо непрерывное наблюдение со стороны родителей за детьми и личный добрый пример. Вот качества, которые требуются от родителей для успешного воспитания:

- любовь к детям,

- справедливое отношение к ним и

- последовательность в поступках  

- «как учат, так и сами поступают». Уясняя эти нелегкие обязанности, родители все больше сознают свою ответственность за своих детей. Приятно наблюдать, как молодые супруги, стремясь дать своим детям добрый пример, начинают сами подтягиваться, следить за собой и заниматься самовоспитанием. Получается, что не только родители воспитывают своих детей, но и дети оказывают благотворное влияние на своих родителей.

          Кроме того, родители должны всячески избегать споров при детях - будь то вопросы принципиальные или же каждодневные мелкие практические вопросы. Когда дети видят разницу во взглядах родителей, они непременно используют это в свою пользу и обращаются к тому из родителей, кто менее требователен. В присутствии детей ни в коем случае нельзя критиковать друг друга или унижать: в конечном итоге это подрывает авторитет обоих родителей.

          Вообще родители должны быть очень осторожны в разговорах при детях. Некоторые думают: маленькие, все равно не поймут. Но ребенок, даже не понимая умом, внутренним чутьем схватывает суть разговора, и это дает нежелательный толчок его мыслям. Таким образом, можно повредить душе ребенка или вызвать с его стороны вопросы, на которые трудно будет ответить. Лучше не обсуждать некоторых тем при детях, избегать при них насмешек над людьми, не проявлять неуважения к тому, что для ребенка свято; например: критика воспитателей, учителей и т.п.

Принуждение

          В некоторых странах получила распространение теория "свободного воспитания" детей, что требует отказа от принуждения и наказаний. Согласно этой теории детей надо предоставить самим себе и не мешать им проявлять и развивать свою личность. Этот способ рекомендуют применять и к самым маленьким детям, у которых еще нет ни понятий о добре и зле, ни привычки следить за своими поступками. Легко можно себе представить, сколько отсюда возникает ошибок и опасностей, имеющих самые тяжелые последствия - и физические, и моральные!

          Так вырастает поколение людей, которые руководствуются только эгоистическими интересами, без осознания нравственной ответственности. Думая только о себе, эти люди не обуздывают свои прихоти, совесть их постепенно засыпает, и они становятся неразборчивы в средствах для достижения своих целей. Ребенок с ранних лет должен различать должное и недолжное. На родителях лежит обязанность направлять его поступки, подготовляя ребенка к самостоятельной жизни, и эта подготовка должна начинаться как можно раньше. В 10-12 лет уже поздно будет исправлять недостатки, которые развились от небрежного воспитания в ранние годы.

         Чтобы оценить важность принуждения в воспитании, мы должны учесть следующее обстоятельства:

 

1. Воля детей слишком слаба, чтобы они могли полностью направлять свои поступки.

2. Дети приучаются к ответственности, когда от них требуют выполнения посильных для них предписаний.

3. Разумное и умеренное применение принуждения и наказания прививает детям нравственные понятия и добрые навыки.  

При этом, наказания должны быть не столько прямыми, т.е. физическими (к ним надо прибегать только в крайних случаях), сколько более косвенными, но не менее эффективными: оставление без сладкого, лишение на время обычных игр, отказ от посещения гостей и от получения других удовольствий, выполнение дополнительных заданий и т.п.                                        Так или иначе, когда слова оказываются недостаточными, надо воздействовать на ребенка более чувствительными способами: «И слов не тратить по-пустому, где нужно власть употребить!» (Из басни «Кот и Повар»). Ребенок, мы знаем рождается не только с добрыми, но и с дурными предрасположениями, и с последними надо бороться с самого начала. Какая же борьба может идти без запрещений и наказаний? Вспомните о своем детстве, и вы легко убедитесь, что всякая добрая привычка давалась вам не сразу, а с трудом, принуждением и даже иногда со слезами. Итак, пусть сердобольные родители не боятся огорчить детей, когда этого требуют обстоятельства.

 Юмор как средство борьбы с дурными привычками

Очень важно научить детей понимать и ценить юмор, использовать его в процессе взаимодействия друг с другом, смеяться над тем, что смешно, и не обижаться. Почему это так важно?

Известно, что от характера межличностных отношений детей, от социального статуса каждого ребенка зависит, насколько комфортно чувствуют себя наши воспитанники. Обычно в каждой группе есть конфликтные, жадные, капризные, драчливые  дети. Как решить проблемы, связанные с этим? Как помочь детям избавиться от этих черт? Ведь они не только мешают установлению благополучного климата в группе, но и могут стать проблемой для самого ребенка.

Некоторые родители определенным образом настраивают детей на те, или иные способы взаимодействия и общения:

- Дай сдачу!

- Обзови, скажи так же…

- Машинку никому не давай, а то сломают…

Проблема остается нерешенной и в таких случаях единственно эффективным способом является юмор. Юмор дает нам, воспитателям, возможность помочь ребенку самому, без долгих бесед на этические темы и заучивания правил хорошего поведения, расстаться с привычками, мешающими ему и другим, осознать свои поведенческие проблемы и изменить восприятие себя.

               Для достижения этой цели можно использовать следующие методы и приёмы:

1. Конструирование и разыгрывание иронических сценок, сценок-импровизаций. Например: «Сказка про капризы» Е. Серовой, «Котик Васька жадный», разыгрываемые в младших группах, помогают детям осознать, что капризы и жадность мешают им самим. При возникновении конфликтных ситуаций в старших группах воспитатели вместе с детьми могут сами сочинить юмореску и разыграть её, не называя имён, а дети узнают себя и попытаются справиться со своими вредными привычками.

2. Использование юмористического художественного слова при возникновении конфликтных и проблемных ситуаций. Например:  мальчики, не поделив игрушку, выясняют отношения. Воспитатель начинает декламировать:

«Ха-ха-ха! Хи-хи-хи!

Подралися петухи,

Ой, что я говорю!

Петухи ли это?

Нет, это наши добрые мальчики!

Ах, не надо!

Ссориться по пустякам…».

Спокойный, немного ироничный тон воспитателя, скорее всего, заставит детишек улыбнуться и на юмористической нотке исчерпать конфликт.

У детей среднего и старшего возраста заметен интерес к юмористическим произведениям, таких как рассказы Л. Пантелеева -  «Про белочку и Тамарочку»,  М. Зощенко - «Денискины рассказы», В. Драгунского - «Трудолюбивые старушки». Эти и другие произведения лучше всяких нравоучений излечивают от лени, упрямства, капризов, эгоизма.

3. Размещение в группе карикатур на «отрицательных героев», приход в гости к детям кукол Грязнуль, Забияк, Жадин. Дети не хотят быть похожими на таких героев.

4. Использование игры «Кнопка – стоп» при возникновении проблем взаимодействия.

Можно предложить детям представить, что у них много кнопочек: кнопка-улыбка, кнопка-страх, кнопка-гнев, кнопка-стоп и порассуждать: «А кто же нажимает эти кнопки? После беседы с детьми о том, что мы сами способны нажимать свои кнопки, предложить детям в необходимый момент выбрать нужную кнопку.

5. Проведение «минуток смеха». В утренние часы это игры детей в «смешные» слова, разучивание скороговорок, сочинение небылиц. Воспитатель начинает:

Дело было вечером,

Делать было нечего,

Коля пел, Олег играл,

А Сашенька ногой качал.

И сказала я ребятам просто так:

Плывет заяц по реке,

С рыбами играет,

А зайчиха на песке загорает…

А у вас?

Дети придумывают свои небылицы.

6. Беседы с детьми, рисование на темы: «Смех, какой ты?», «Какого цвета смех?», «Есть ли запах у смеха?».

7. Игра «Дразнилки» - модифицированный вариант игры в «догонялки». Ребенок, для которого предназначалась «дразнилка» догоняет, дразнящий ребенок убегает. В конце игры дети обнимаются, доказывая, что обиды друг на друга не держат.

Таким образом, юмор помогает вырастить детей доброжелательными, здоровыми, развивает их эмоциональную сферу, помогает чувствовать себя комфортно.

Насмешка часто разрешает важные задачи лучше и сильнее, чем строго обличительная речь.                                                                Гораций

Смех есть веселость ума, улыбка – веселость сердца.                     

                                                                                          Э.Ж. Гонкур


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации обучения детей дошкольного возраста борьбе "Хуреш"

-Повышение интереса среди мальчиков к обычаям и традициям своего народа и к национальным играм;- Физическое воспитание в формировании мужского характера...

Методические рекомендации обучения детей дошкольного возраста борьбе "Хуреш"

Повышение интереса среди мальчиков к обычаям и традициям своего народа и к национальным играм;- Физическое воспитание в формировании мужского характера...

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей «Борьба с дурными наклонностями»

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей  «Борьба с дурными наклонностями»...

«Борьба с дурными наклонностями»

quot;Вот немного подрастет - думают они - тогда сам поймет, что это плохо и сам исправится. .. " Поэтому они оставляют без внимания дурные наклонности ребенка и не пытаются с ними бороться....

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей «Борьба с дурными наклонностями»

Консультация для родителейпо духовно-нравственному воспитанию детей «Борьба с дурными наклонностями»...

Статья:"Борьба с дурными наклонностями".

Уважаемые родители! Сегодня начиная консультацию, хочется привести слова Священного Евангелия «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень...