Консультация для родителей «Значение прогулки в жизни ребенка раннего возраста».
консультация (младшая группа)

КОЛИНИЧЕНКО ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Проводя подвижные игры, мы решаем очень много задач: удовлетворение потребности в движении, повышение эмоционального тонуса малышей, уточнение знаний об объектах, развитие ориентировки в окружающем, умение слушать взрослого, выполнять требования игры. Не лишайте детей такого важного и нужного условия счастливого детства как прогулка на свежем воздухе!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Значение прогулки в жизни ребенка раннего возраста».

Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Наконец, прогулка — это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Сокращение времени пребывания на воздухе создает дефицит движений. 

Длительность пребывания на свежем воздухе в разные сезоны года существенно варьирует, но даже в холодное время и ненастную погоду она не должна быть отменена. Режимом дня в группах дневного пребывания предусмотрены 2 прогулки, продолжительностью около 4 ч. Однако наблюдения показали, что фактически дети бывают на воздухе значительно меньше, чем это предусмотрено режимом. Вместо 2 ч утренняя прогулка в дни с физкультурными и музыкальными занятиями сокращается до 1 ч. Вторая прогулка нередко и вовсе отменяется. Уходя из дошкольного учреждения, к сожалению, не всегда гуляют с родителями. 

Зимой прогулки с младшими дошкольниками разрешается проводить при температуре воздуха не ниже —15°, со старшими — не ниже —22°. При этих же значениях температур, но сильном ветре рекомендуется сокращать продолжительность прогулки, если нет возможности защитить детей от ветра специально устроенным навесом.

Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Прогулки решают не только воспитательные, но и оздоровительные задачи. На них педагог проводит индивидуальную работу по развитию движений, подвижные, спортивные игры, развлечения и физические упражнения. Специальное время отводится для трудовой и самостоятельной деятельности детей. Разумное чередование и сочетание этих разнообразных занятий делает прогулку интересной, привлекательной. Такая прогулка обеспечивает хороший отдых, создает у детей радостное настроение. 


Одевание и раздевание детей на прогулку.

Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия. Для каждой группы нужна просторная раздевальная комната с индивидуальными шкафчиками и достаточным числом банкеток и стульчиков, чтобы ребенку было удобно сесть, надеть носки, рейтузы или обувь и не мешать при этом другим детям. Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Сначала все они надевают носки, рейтузы, обувь, затем свитер, куртку, шапку, шарф и варежки. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Когда у детей выработаются навыки одевания и раздевания, и они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т. п.). Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности.

^ Структурные компоненты прогулки

Непременным условием успешного проведения прогулки является правильное планирование ее проведения.

1. Один из главных компонентов прогулки – это наблюдение, т.к. оно обогащает представление детей о мире природы, людей, эстетические представления. Во время наблюдения мы активизируем такие процессы как зрение, слух, осязание, обоняние, тактильных и вкусовых ощущений – все это способствует глубокому познанию окружающего мира, оставляет в душе ребенка увлекательные и незабываемые впечатления. Зависят планируемые наблюдения от времени года, погодных условий, пройденного материала. И, конечно, бывают незапланированные наблюдения, которые просто невозможно оставить без внимания – это прилетевшие на кормушку птицы, появившийся самолет или воздушный шар, вдруг пошедший снег и т.д.

2. ^ Дидактические задания длятся не более 3-4 минут, проводятся несколько раз в течение прогулки. Они могут проводиться как с одним ребенком, так и с подгруппой и со всеми детьми сразу. Также могут быть элементом наблюдения. Задания очень разнообразны, должны быть обязательно в форме игры, доступны и понятны малышам по содержанию. Например: листья для букета, льдинки для украшения, камушки для медвежат и т.д. Обязательным условием является законченность, то есть: собирали букет – возьмите в группу или сделайте украшения, делали льдинки – украсьте лабиринт, раскладывали камешки – угостите медвежат.

Предлагая дидактические задания, мы решаем не только задачи на усвоение признаков и свойства предметов, но и на активизацию мыслительных процессов, звукопроизношение, активизацию словаря, движений, умение анализировать. В процессе игр происходит активное накопление чувственного опыта, развивается наблюдательность и внимание, память и мышление.

3. ^ Обучение трудовым действиям является важным компонентом прогулки. В процессе их выполнения мы формируем положительное отношение, уважение к труду взрослых, желание включиться в трудовой процесс, а затем и желание самостоятельно что-то сделать.

На что необходимо обратить внимание? Первые поручения должны быть очень простыми и понятными для детей: отнеси в коробку, убери на полочку, собери камушки… Почему? Малыши очень эмоциональны и быстро увлекаются. Скажи им, собираем снег, и они хватают лопатки или ведерки и бегут его собирать, ломая на пути постройки, сделанные ранее. Собирая листья, могут так увлечься, сто начинают их раскидывать. И только тогда, когда они видят результат труда, они будут и в следующий раз охотно откликаться на предложение воспитателя. 

По времени трудовой процесс не может быть долгим, если это совместно с воспитателем, то некоторые дети довольно долго занимаются предложенной работой (10-20 минут). Необходимо правильно подобрать инвентарь для выполнения трудовых действий. Летом ведерки должны быть небольшие – 0.8л, желательно с отметкой внутри 0.2-0.3 кг – уровень наполнения. Для переноски песка для построек, воды для игр. Зимой до 2 л, так как снег легкий и объемный. Время выполнения таких поручений 5-7 минут, расстояния не более 100-150 м. если есть у детей желание, поручение можно повторить. Лопатки зимой должны быть на каждого ребенка, их размер не более 20х25, грабли, венички, желательно настоящие, черенки у этого инвентаря 60-70см. 

Перед выполнением заданий воспитатель обязательно объясняет, что надо хорошо послушать, что и как будут делать дети. Перечисляем последовательность выполнения и всегда строго следим за правильность ее выполнения. Это дисциплинирует детей, а также помогает воспитателю наблюдать за выполнением поручения. Например: налить воды до нужной отметки, донести воду до тазика, аккуратно вылить ее. По завершении каждого цикла надо предложить малышам самим проверить правильность выполнения и только после этого переходить к следующему этапу. Вскоре это принесет положительные результаты. Малыши поймут алгоритм, и в следующий раз уже самостоятельно будут справляться с заданием. 
Выполняя поручения и видя результат, у детей повышается самооценка, происходит обогащение самостоятельных действий, он учится уважать и ценить труд взрослых людей, приходит на помощь, узнает правила выполнения трудовых заданий. А главное формируется уверенность, самостоятельность, умение довести начатое до конца.

4. ^ Подвижные игры и упражнения. У малышей еще недостаточно сформирован опыт самостоятельной двигательной активности, поэтому подвижные игры и упражнения мы проводим ежедневно. С их помощью на прогулке решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. В условиях прогулки у воспитателя много времени для каждого ребенка: научить одного, поправить ошибки другого, поддержать третьего. Если игровые упражнения мы можем проводить в течение всей прогулки, чередуя смены движений, то подвижная игра планируется заранее и проводится в зависимости от времени года и погодных условий. Это может быть начало и конец прогулки, может несколько раз в течение прогулки, так как самостоятельная деятельность детей очень кратковременна, чередование с игрой, приносит результаты. В задачу взрослого также входит наблюдение за состоянием детей, они быстро утомляются и необходимо увидеть признаки: одышка, покраснение лица, потоотделение. Значит, необходимо сменить вид деятельности, предложить заняться более спокойным занятием. Если в этот день проводилось физкультурное занятие, можно ограничиться на прогулке игровыми упражнениями, или игрой малой подвижности, очень хороши хороводные игры, они учат малышей играть вместе, двигаться рядом. Дети с удовольствием включаются в игру, если есть дополнительные атрибуты: шапочки, эмблемы, платочки и т.п., часто используются мягкие игрушки. 

Малышам нравится повторение одной и той же игры, они имеют возможность закрепить новое умение, текст становится для них осмысленным. Со временем содержание игр меняется, усложняется. Взрослый обязательный участник игр, дети испытывают удовольствие от общения с ним, его эмоциональность заряжает детей на действия, вызывает желание и интерес.

Проводя подвижные игры, мы решаем очень много задач: удовлетворение потребности в движении, повышение эмоционального тонуса малышей, уточнение знаний об объектах, развитие ориентировки в окружающем, умение слушать взрослого, выполнять требования игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение прогулки в жизни ребенка раннего возраста.

Значение прогулки в жизни ребенка....

Консультация для родителей: "Значение прогулки в жизни ребенка раннего возраста".

Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питат...

Значение прогулки в жизни ребенка раннего возраста.

Консультация о значении прогулки в жизне ребёнка....

Значение прогулки в жизни ребенка раннего возраста.

Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления....

Статья «Значение прогулки в жизни ребенка раннего возраста»

laquo;Значение прогулки в жизни ребенка раннего возраста» Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Во время прогулки происходит познание окружающего мира, ребенок учится общаться со...

Рекомендации для родителей" «Значение прогулки в жизни ребенка раннего возраста».

Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питат...