Публикация "Роль семьи в физическом развитии ребёнка"
статья

Викторова Юлия Николаевна

В публикации рассказывается о важной роли родителей в физическом воспитании ребёнка - дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorova-statya.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

Викторова Юлия Николаевна, инструктор по физической культуре, МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад «Золушка» г.  Абакана

РОЛЬ СЕМЬИ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЁНКА

Состояние здоровья ребёнка-дошкольника – это его естественный капитал, часть которого является наследственной, а другая – приобретенной в результате усилий самого человека и социума. Здоровье человека базируется на фундаменте, который будет заложен именно в дошкольном детстве и далее, более или менее успешно, укрепляться. В дальнейшем от наличия крепкого здоровья зависит успешная профессиональная деятельность уже взрослого человека. Таким образом, здоровье детей – это будущее государства, основа его национальной безопасности.

Согласно ст.44 п.1 Федерального закона «Об Образовании в РФ» «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Известно, что состояние здоровья человека лишь на 10% зависит от качества медицинского обслуживания, и на 50% - от того образа жизни, который он ведёт. Следовательно, понятие о здоровом образе жизни преимущественно формируется в семьях воспитанников, а образовательная организация выступает в роли помощника, осуществляющего направляющую и корректирующую функцию. Взаимодействие дошкольного учреждения и семей воспитанников по вопросам физического воспитания должно осуществляться непрерывно, информативно и качественно для обеих сторон.

Здоровый образ жизни для детей дошкольного возраста включает в себя: правильное питание, разумный и отлаженный режим дня ребёнка, достаточная двигательная активность, как на прогулке, так и в помещении. Несоблюдение какого-либо одного составляющего компонента здорового образа жизни вызывает нарушения в здоровье ребёнка.

Неправильное, недостаточное питание характеризуется преобладанием в рационе дошкольников хлебопродуктов, макаронных изделий, картофеля, так называемой «быстрой еды» (бутерброды, чипсы, сладкие газированный напитки и пр.), одновременно с этим снижается доля таких продуктов как мясо, рыба, яйца, молочные продукты, овощи и фрукты. Результатом неправильного питания являются: задержка развития, снижение иммунитета, ухудшение нервно-психической деятельности (страдают память, внимание), расширение спектра заболеваний не только пищеварительной системы, но и всего организма. На протяжении всего времени пребывания  в дошкольном учреждении воспитанники обеспечиваются качественным, полноценным и сбалансированным питанием. Задача родителей состоит в том, чтобы насытить рацион детей качественной и полезной пищей, способствующей укреплению здоровья дошкольников.

Наше дошкольное учреждение систематически осуществляет просветительскую деятельность в области правильного питания детей: оказываем консультационную помощь (беседы, печатные материалы для прочтения родителями, тематические собрания), организуем проектную деятельность с активным участием родителей в её реализации, проводим конкурсы, имеющими следующую тематику «Правильное меню на день», «Мой фирменный рецепт», «Маленькие кулинары». В результате многие семьи проанализировали свой тип питания, постарались его оптимизировать.

Неотрегулированный и нерациональный распорядок дня ребёнка является следующей причиной нарушений в детском здоровье.

У детей, соблюдающих режим дня, хороший аппетит и нормальный сон. Кроме того, они всегда выглядят бодрыми, у них реже случаются перепады настроения. Соблюдение режима дня с раннего возраста не только упорядочит быт ребенка, но и оградит родителей от капризов и истерик, так как детское подсознание четко усвоит  правило: все нужно делать вовремя, для каждого дела есть свое место и достаточная мера. Дошкольное учреждение обеспечивает воспитанникам соответствующий возрасту режим дня, где отдых чередуется с деятельностью. Задача родителей стремиться поддерживать режим дня детского сада, отдыхая дома на выходных, и обеспечивать полноценный ночной сон ребёнка.

Педагоги нашего образовательного учреждения знакомят родителей с режимом дня детского сада, круглогодично в приёмных групп находится печатный вариант режима дня учреждения, регулярно ведётся индивидуальная и групповая работа по консультированию родителей: «Зачем нужен режим дня ребёнку?», «Делу время, потехе час», «Вовремя играть, вовремя спать» и пр.

Двигательная активность ребёнка: определяет рост и развитие организма ( способствует увеличению массы мускулатуры, укреплению суставов, связок); помогает развитию речи; обеспечивает устойчивость умственной работоспособности; влияет на формирование характера, морально-этические норм; развивает способность творчески мыслить; стимулирует выработку гормонов эндорфинов, сокращает избыток адреналина и гормонов, способствующих возникновению стресса; влияет на становление и развитие всех функций нервной системы; обеспечивает хорошее приспособление к любому виду деятельности.

Двигательная активность и регулярные занятия физической культурой и спортом — обязательные условия здорового образа жизни.

Работа дошкольного учреждения имеет своей первостепенной задачей удовлетворение естественной природной потребности ребёнка в двигательной активности. В нашем учреждении эффективно функционирует система физкультурно-оздоровительной работы, предусматривающая различные виды двигательной деятельности воспитанников, а именно: непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию дошкольников, динамические паузы во время образовательной деятельности и между ними, подвижные игры на прогулке, игры малой подвижности в групповой комнате, в рамках здоровьесбережения – гимнастика после дневного сна, обучение самомассажу, организуются досуговые мероприятия, праздники и развлечения. Модель физкультурно-оздоровительной работы систематически анализируется и корректируется по мере необходимости.

Задача родителей состоит в организации двигательной активности ребёнка вне дошкольного учреждения, активное участие в жизни детского сада.

Педагоги нашего дошкольного учреждения творчески подходят к работе с семьями воспитанников по организации двигательной активности детей: проводятся массовые физкультурные мероприятия с участием родителей; осуществляется просветительская и консультационная работа, раскрывающая важность и необходимость двигательной деятельности дошкольников; учитывая способности ребёнка, ориентируем родителей на дополнительное образование в спортивных секциях города.  

Здоровая семья – это взаимопонимание, уважение, любовь, дружба, совместные дела. И взрослые, и дети хотят жить в мире красоты, фантазии и творчества. Какая семья, такой и ребёнок, таково наше будущее. Нельзя забывать о том, что семья для ребенка – это опора, именно в семье ребенок должен чувствовать себя защищенным, нужным и понятым. 

Таким образом, благоприятные условия физического и психического развития,  воспитания ребёнка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – семьи и дошкольного образовательного учреждения.

Список литературы:

1. Развитие осовных физических качеств и координационных способностей детей: практическое пособие для педагогов/сот. Н.А.Кирченко.- 3-е изд.-Мозырь: Белый ветер, 2014.-150 с.

2. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: из опыта работы/Авт.-сост. О.Н.Моргунова.-Воронеж:ТЦ «Учитель», 2005.-127 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Физическое развитие ребёнка в семье"

Консультация для родителей по физическому развитию ребёнка в семье, а так же его режим дня....

Физическое развитие ребёнка в семье

Поддержка интереса ребёнка к занятиям по физической культуре в семье с помощью личного примера взрослых....

Роль семьи в физическом развитии ребёнка

Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок рос здоровым, сильным и крепким. Однако не все знают, как этого добиться. И в результате дети, особенно дошкольники, часто болеют, растут слабыми, физиче...

Роль семьи в физическом развитии ребёнка

Роль семьи в физическом развитии ребёнкаВсем родителям хочется, чтобы их ребёнок рос здоровым, сильным и крепким. Однако не все знают, как этого добиться. И в результате дети, особенно дошкольники, ча...

Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в физическом развитии ребёнка»

Часто недостаточная физическая культура семьи является причиной заболеваемости детей. ...

Родительское собрание по итогам работы 2-ого полугодия и методические рекомендации по созданию условий, способствующих физическому развитию ребёнка в семье.

Повысить интерес родителей к вопросам сохранению и укреплению здоровья детей и их физического развития....

Консультация для родителей «Роль семьи в физическом развитии ребёнка»

Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок рос здоровым, сильным и крепким. Однако не все знают, как этого добиться. И в результате дети, особенно дошкольники, часто болеют, растут слабыми, физически пл...