" Рисунки помогают красиво говорить"
презентация к уроку (подготовительная группа)

Нуркенова Камила Жололиддиновна

В данном собрании говорится как с детьми можно легко учить стихи с помощью мнемотаблиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «Золушка»

МО  ЯСНЕНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

Конспект родительского собрания в старшей группе  «Рисунки помогают красиво говорить» .

Выполнила: воспитатель

Нуркенова К.Ж.

Ясный 2019 г.

Родительское собрание на тему:

  «Рисунки помогают красиво говорить»

Цель. Вовлечение родителей в процесс формирования у детей связной речи, используя метод мнемотехники.

Эпиграфом к нашей с вами встрече будет высказывание Конфуция: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму».

I. Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Уважаемые родители, назовите эти проблемы.

Существующие проблемы речи современных детей:

- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

- бедность речи, недостаточный словарный запас.

- употребление нелитературных слов и выражений.

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

- плохая дикция .

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Поэтому, мы педагоги, считаем вполне обосновано, познакомить вас родителей с методом мнемотехники, который является доступным и эффективным для развития связной речи, даже с учетом выше перечисленных проблем.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

Воробьева В. К. - сенсорно-графическими схемами 

Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями 

Глухов В. П. – блоками-квадратами

Большева Т. В. – коллажем 

Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Мнемотехника-это система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни за что на свете»? Ребенок может отказываться под разными предлогами: «я не смогу», «я не хочу», или просто без объяснений взять и уйти заниматься своими делами. При этом причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки.

Как вы думаете, почему детям трудно дается запоминание стихотворений и правил, и легко и быстро запоминаются сюжеты кинофильмов и мультфильмов, рекламы? (высказывания родителей). Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во втором – действует непроизвольное запоминание, основанное на эмоциях и интересе ребенка. В первую очередь, если ваше чадо сопротивляется, надо успокоить ребенка (усыпить его бдительность). «Хорошо, - соглашаемся мы, - учить стихотворение мы не будем. Давай, просто стихотворение нарисуем». Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, используется приём мнемотаблицы

 «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит» 
Ушинский К.Д. 

    Следует еще раз напомнить, что мозгу человека гораздо проще "опираться" на образы, и именно по ним запоминать слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом. Другими словами, если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками — эффективность запоминания увеличивается на порядок

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Мнемотаблицы - являются зрительным планом, делают рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными. 

  Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Для детей младшего и среднего возраста рекомендуют давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса-рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая, а для старших дошкольников- чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.

Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка. Для изготовления необходимых картинок-схем не требуются художественные способности, любой в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному стихотворению. Важно, чтобы нарисованное было понятно детям..

Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Для работы над пересказом нужно знать план (алгоритм) работы над текстом.

План работы над пересказом

1. Автор и название произведения.

2. Чтение произведения взрослым.

3. Вопросы по содержанию.

4. Повторное чтение и схематизация (мнемотаблица/дорожка).

5. Пересказ произведения ребёнком с опорой на схематизацию (по цепочке, по частям, по ролям, с использованием драматизации и т.д.)

В мнемосхемах, мнемотаблицах также используются метод коллажей. Основное назначение коллажа – объединить все объекты, изображенные на нем, в единый сюжет, интересный и познавательный для ребенка. Содержание коллажа может быть разнообразным: это картинки, модели, буквы, цифры, геометрические фигуры ... Все они взаимосвязаны между собой, объединены одной темой, и увидеть и разгадать эту связь, как раз и предстоит маленькому исследователю. Таким образом, развивается самостоятельность мышления и познавательная активность ребенка.

Мнемотаблицы:

- являются прекрасным материалом по развитию речи;

- используются для пополнения словарного запаса и развития речи;

- применяются при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть .

Значит, с помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:

  • Развитие речи и пополнение словарного запаса.
  • Преобразование образов в символы.
  • Развитие памяти, внимания и образного мышления.
  • Развитие мелкой моторики .

Вы получите текст стихотворения. Необходимо составить мнемодорожку или мнемотаблицу и объяснить, почему Вы выбрали те или иные символы.

  • «Сидит девица в темнице, а коса ее на улице».
  • «Кошка в окошке подушку шьет, а мышка в сапожках избушку метет».
  • «Две сестрицы – две руки рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки и друг друга моют».

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» - К. Д. Ушинский 

Подведение итогов 

Давайте сделаем с вами вывод и примем решения по теме нашего нетрадиционного родительского собрания. (Высказывания родителей).

Итак, использование приёмов мнемотехники делает разучивание стихов весёлым, эмоциональным, и при этом позволяет параллельно решать ряд задач: развитие мелкой моторики рук, совершенствование навыков ориентировки на плоскости листа, расширение словарного запаса, развитие связной речи детей.

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

И, последнее. Нам, педагогам, важно знать ваше мнение по поводу состоявшегося разговора. Поэтому я попрошу вас заполнить анкеты.

Анкета.

  1. Интересна ли была тема родительского собрания?
  2. Что полезного для себя Вы узнали?
  3. Ответы на какие вопросы Вы бы хотели получить при следующей нашей встрече?

Родительское собрание в подготовительной группе

на тему:

« Рисунками красиво говорить».

Подготовила: Нуркенова К.Ж.

2018 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Чистоговорки помогают нам красиво говорить"

Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук, они нужны для отработки звукопроизношения, развититя силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, ...

Методические рекомендации для родителей "Мама, папа помогите мне красиво говорить."

Методические рекомендации для родителей, позволяющие родителям самостоятельно, в домашних условиях, заниматься с детьми.  Данные методические рекомендации помогут родителям выполнять пальчиковые,...

Методическая разработка "Как картинки помогают правильно и красиво говорить"

 Методическая разработка раскрывает актуальность и эффективность использования рисуночного письма в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками. В ней содержатся основные правила, ко...

Проект «Рисунки помогают красиво говорить»

«Составление описательных рассказов с использованием мнемотехникикак средство развития связной речи старших дошкольников»....