консультация для родителей "Сказкотерапия - воспитание сказкой"
консультация (младшая группа)

Бурдаева Елена Александровна

Консультация для родителей "Сказкотерапия - воспитание сказкой"

Скачать:


Предварительный просмотр:












                             Консультация для родителей

               «Сказкотерапия – воспитание Сказкой»



















                                                                      выполнила: воспитатель Бурдаева Е.А.
                                                                      МБДОУ «ЦРР д/c «Сказка» ОП
                                                                      «Примокшанский детский сад»




Сказкотерапия
 – это метод психологической коррекции, помогающий развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем.

Цель терапии – помочь ребенку преодолеть тревожность и страхи, исправить негативные черты характера, раскрыть способности и внутренний мир.

      «Лечение сказкой» происходило ещё в древние времена. Наши предки вместо того, чтобы наказывать своих детей, рассказывали им сказки. С помощью сказок можно решить многие проблемы. Это и низкая самооценка, и неуверенность, и различные боязни (темноты, врачей), проблемы с едой или горшком, слишком агрессивный или гиперактивный ребенок, гибель близкого члена семьи и многое другое.

     Кроме этого, каждая сказка преподает нам нравственный урок, нацеливает маленького слушателя на не всегда напрямую сформулированный «намек». Не зря существует в народе поговорка: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Важно не опоздать с главным – научить малышей оценивать своих любимых героев с этической позиции.

Воспитывать сказкой можно по-разному:

  • сочинение сказки для ребенка взрослым по поводу проблемы, которая у него возникла. Сказка, которая помогает справиться ребенку с конкретной ситуацией, с которой он столкнулся. Часто ребенок приходит к нам за помощью, но наши варианты разрешения ситуации детям не всегда подходят. И они делают вывод, что здесь нечего ждать помощи. Сказка отличный способ наладить отношения с ребенком, ведь она понятна как взрослым, так и детям.
  • сочинение сказки самим ребенком. Можно попросить, чтоб ребенок сам придумал сказку. В этом случае можно определить отношение ребенка к тому или иному событию, о котором ребенок не может или не хочет говорить.
  • взаимосвязь родителя/психолога и ребенка. В этом случае берется народная сказка, которая может быть видоизменена, или авторская. Взрослый заранее продумывает те вопросы, которые нужно задать ребенку. Важно, чтобы данные вопросы относились к выбранной сказке и одновременно характеризовали возникнувшую проблему. С помощью грамотно составленной сказки проблема будет устранена.

Ребенок чувствует себя защищенным сказкой и может многое рассказать про свои чувства, эмоции и переживания от имени героя сказки. Сказочные герои совершают поступки, а затем извлекают из них уроки и изменяют свою жизнь.

Виды сказок:
 Классификацией сказок, предложенной Зинкевич-Евстигнеевой.  
     
Художественная.  Это традиционные в нашем понимании фольклорные и авторские сказки, в сюжете которых могут присутствовать элементы других форм.
   
Дидактическая.  Чаще всего используется в работе с дошкольниками и младшими школьниками, подросткам же предлагают сочинения таких текстов.
     
Медитативная.  Помогают расслабиться, снять психоэмоциональное напряжение посредством накопления положительного опыта. Часто чтение сопровождается прослушиванием успокаивающей музыки или звуков природы.
     
Психотерапевтическая.  Помогают разобраться в событиях окружающего мира, часто они очень проникновенны, направлены на личностный рост, позволяют увидеть положительные стороны и качества.
     Психокоррекционная.  В ненавязчивой форме влияют на поведение, чаще всего применяются по отношению к подросткам 11-13 лет и взрослым, помогают решить проблемы агрессивного и неэффективного поведения. Такую сказку не обязательно обсуждать или обыгрывать, зачастую достаточно дать ее прочесть и обдумать самостоятельно. Cчитает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:

  1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
  2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь педагог.
  3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности. Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных. Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Во время чтения или рассказывания педагог (или родитель) должен соблюдать следующие условия: должны передаваться подлинные эмоции и чувства, нельзя допускать затянувшихся пауз, ребёнок должен видеть лицо взрослого.

Но самое главное, сказки должны подходить ребенку по возрасту. В два года ребенок может удерживать в памяти простые действия сказочных персонажей, появляется интерес к сказке. Желательно, чтобы сказки были простые и сюжетные. Например, сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Способность четко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам.

 Можно выделить несколько вариантов работы со сказкой.
Это:- рассказывание;
        - рисование;
        - сочинение;
        - постановка сказки;
        - изготовление кукол;
        - песочная терапия.

Советы для родителей: 
При правильном подходе при помощи сказок можно решить такие проблемы:
- лень;
- неаккуратность;
-  обман;
- агрессия;
- нежелание ходить в садик.

Например:

  • «Кот, Петух и Лиса» – сказка подходит для деток, которые боятся позвать на помощь, а также с помощью сказки можно объяснить, что семья всегда поможет в неприятной ситуации (вопрос – почему Кот спасает Петуха?).
  • «Заяц-хвастун» – сказка подходит для детей, которые любят приукрашивать события, приврать по пустякам.
  • «Приключения Незнайки»  - сказка подходит для прочтения шаловливому или легкомысленному ребенку.
  • «О рыбаке и рыбке» – сказка для жадных или эгоистичных детей.
  • «О трусливом зайце» – сказку следует рассказать пугливому ребенку.


        Работы со сказками – это тексты, посвященные конкретному ребенку. Как правило, детям очень интересно слушать о самих себе. В таких сказках кроха наделяется определенными чертами характера, которые родитель желает ему привить. Например, если малыш категорически отказывается ложиться спать в темноте, в сюжетной канве сказки он должен предстать отважным героем, который не боится ночи.
         Воспитание сказкой — это самый мягкий способ воспитания. Ведь мы не воспитываем ребенка напрямую, мы всего лишь показываем ему последствия его поведения через сказку, а ребенок сам делает выводы.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Воспитание сказкой"

Детская книга рассказывает языком ярких картинок. Она всегда обращается к сердцу ребенка. И самой первой книгой малыша становится книга.Сказки есть в каждом доме. Из них они черпают множество познаний...

Консультация для родителей «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой»

Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, она помогает детской фантазии обрести богатую обра...

Консультация для родителей "Воспитание сказкой"

Материал подобран специально для родителей....

Консультация для родителей "Воспитание сказкой"

В любом возрасте, в любое время, всегда читайте своим детям сказки! Ведь сказки учат нас отличать добро от зла, правду от лжи, учат смелости, дружбе.               ...

Консультация для родителелей "Воспитание сказкой или сказочное воспитание"

"  Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество ,верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия -это ключик, с помощью которого можно отстоять эти истоки, и они забьют жи...

Консультация для родителей: "Воспитание сказкой"

Консультация для родителей: "Воспитание сказкой"...

Консультация для родителей "Воспитание сказкой"

До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фант...