консультация
консультация (младшая группа)

Консультация для родителей «Эмоциональные и поведенческие проблемы ребёнка, как их решать?»

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности.

М.И. Лисина в своей книге «Проблемы онтогенеза и общения» пишет, что «Общение – необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей».

Почти не встречается родителей, которые полностью довольны поведением своего ребенка — дома, в детском саду, в школе. Как решать поведенческие проблемы  — такие, как агрессивность, плохая концентрация внимания или низкая самооценка? Повышенная активность, вспыльчивость, истеричность, обидчивость, сложности в налаживании отношений с другими детьми.  Представляем метод, с помощью которого проблемы ребенка преобразуются в навыки и умения. Если их освоить — проблема исчезнет.

АГРЕССИВНОСТЬ:  Проявление агрессии, злости – естественны, это защитный механизм, реакция на раздражение, хотя и пугают многих родителей. Ребёнок не может быть злым от природы. За агрессивными проявлениями малыша всегда стоят какие – либо причины, например – его обижают,  унижают, нарушают личностные границы (забрали игрушку, прервали игру, причинили боль).

Как избежать формирования агрессивного поведения.

  • Будьте последовательны в воспитании ребёнка;
  • Старайтесь быть внимательными к нуждам ребёнка;
  • Старайтесь вводить меньше запретов и не повышать голоса на ребёнка, помните, что это самые неэффективные способы преодоления агрессивности;
  • Самое главное- дайте возможность ребёнку разряжаться, выплёскивать свой гнев. Дайте ему возможность использовать его энергию в «мирных целях»;
  • Показывайте личный пример эффективного поведения;
  • Старайтесь избегать при ребёнке вспышек вашего собственного гнева;
  • Наказывайте ребёнка только за конкретные поступки, наказание не должно унижать ребёнка;
  • Не стесняйтесь лишний раз пожалеть, приласкать ребёнка, он должен чувствовать, что его любят и понимают.

Положительные изменения возможны, только если вы будите последовательны. Важно терпение и внимание к ребёнку, его чувствам, его нуждам и потребностям. Если же вы не справляетесь с агрессивными проявлениями ребёнка, если они проявляются постоянно и приобретают форму жестокости – обязательно обратитесь к специалисту- к психологу или психоневрологу.

НИЗКАЯ САМООЦЕНКА. Что такое самооценка? Это, то как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка.  Адекватная самооценка позволяет соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Не адекватная  деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию. Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Мнение ребёнка о себе складывается из оценок родителей. Именно в семье ребёнок узнаёт любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.

Рекомендации для родителей по формированию адекватной самооценки у детей.

  • Ребёнок должен иметь свои права и обязанности. Признание личности ребёнка и его неприкосновенности.  Отсутствие произвола в действиях родителей;
  • Приобщайте к реальным делам семьи. Совместно планируйте семейные дела.  Приобщайте к выполнению домашних обязанностей, поручений, не давайте послаблений, не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, но и не перегружайте. Задания должны быть регулярными, но выполнимыми. Пусть ребёнок выполняет доступные ему задания и получает удовольствие от сделаного;
  • Поощряйте, но не перехваливайте ребёнка. Не пропускайте достижений чада – хвалите за дело, а за капризы и непослушание ругайте в меру – будьте справедливы. Ни в коем случае не сравнивайте ребёнка со сверстниками – отмечайте его собственные успехи и неудачи;
  • Не ограничивайте хорошую инициативу ребёнка, пусть он будет лидером всех начинаний;
  • Развивайте силу воли ребёнка. Научите его проявлять выносливость, смелость, терпение. Учите прилагать усилия для достижения цели;
  • Научите общаться с другими детьми, людьми. Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт – вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой;
  • Формируйте нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.

ПОВЫШЕННАЯ АКТИВНОСТЬ.

Не всегда легко родителям справиться с маленьким крутящимся волчком ребёнком, который не успокаивается и не затихает ни на минуту. Не только родители устают от такой повышенной активности, но и сам малыш страдает. Он быстро утомляется, раздражается, начинает капризничать, ему трудно самому успокоиться. Поэтому малышу нужно помочь, научив его управлять своей активностью и своими эмоциями. Что нужно сделать, чтобы ваш ребёнок избавился от «излишков» активности? Создать ему определённые условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня. Также следуйте рекомендациям:

  • Помните, что поступки ребёнка не являются умышленными, он не виноват, что такой «живчик», поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительное молчаливые байкоты. Этим вы добьётесь только одного – снижение самооценки у него, чувство вины;
  • Не давайте ребёнку реактивных указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
  • Стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;
  • Избегайте двух крайностей – с одной стороны чрезмерной мягкости, а с другой предъявления ему повышенных требований;
  • Ребёнка нужно хвалить в каждом случае, когда ему ему удалось довести начатое дело до конца;
  • Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей;
  • Приучайте ребёнка к пассивным играм ( чтению, рисованию, лепке);
  • И не забывайте говорить ребёнку, как сильно вы его любите.
  • ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ. Понять, вспыльчивый у вас ребенок или нет, вы сможете уже, когда ему исполнится 2 – 2,5 годика. В этом возрасте он начинает проявлять свои чувства и реакции вербально, то есть словами. И тогда очень важно подсказать ребенку, какая его реакция правильная, а какая будет вредить ему и окружающим. Что такое вспыльчивость ребенка? Это поведенческая реакция, когда ребенок может проявить злость, капризность, плаксивость по малейшему, даже несерьезному поводу, легко раздражается. Ребенок, который вспыльчив, больше уделяет внимания движениям, чем размышлениям.                                                              Как корректировать вспыльчивость ребенка?
  • Корректировать вспыльчивость ребенка можно уверенным поведением и объяснениями, как можно выразить ту или иную эмоцию. Очень хорошо на детей младшего школьного возраста действуют сказки, где у каждого героя своя роль. Пусть один из героев вашей сказки будет вспыльчивым, чтобы ребенок увидел себя со стороны. А потом пусть этот же герой поведет себя нормально, и ребенок увидит разницу в результатах.
  • В самом раннем возрасте нужно терпеливо объяснить ребенку, что хорошо, а что нет. Ребенок должен усвоить четкие границы: какое его поведение результативно, а какое принесет только неприятности и ему, и окружающим. Это поможет ребенку лучше ориентироваться в социуме.
  • На вспыльчивого ребенка нельзя кричать. Нужно дать ему успокоиться и тихо, но твердо объяснить, какого поведения от него ждут и почему.
  • Нельзя заставлять ребенка замолчать, нужно просто отвлечь его от источника раздражения, спокойно переключив на другую деятельность. Когда ребенок успокоится, важно узнать у него, почему он так разозлился и возбудился, и предложить ему варианты поведения. Если ребенок научится высказывать свои эмоции нормальным тоном, это даст ему возможность и впредь без раздражения рассказывать о том, чего он добивается своим поведением, что его беспокоит.
  • Когда ребёнок зол и раздражен можно попробовать увлекательные психологические методы, которые дают возможность ребенку выплеснуть свои эмоции и не злиться. Вот некоторые из них:

«Порвать гнев»

Когда ребенок злится, можно нарисовать ему на листочке его гнев (или пусть сам нарисует) и дать в руки, пусть рвет. Нужно объяснить ребенку, что вот так он сейчас рвет свой гнев, раздражительность, вспыльчивость, справляется с ними. Гнев можно нарисовать в виде мордочки с зубами.

«Убить гнев подушкой»

Шуточная битва подушками должна помочь сбросить гнев и даже рассмешить ребенка. Это снимет напряжение и закономерно переведет раздражение в игру.

«Обзывалки»

Чтобы снять напряжение, можно пообзываться друг на друга. Но не по-настоящему, оскорбительно, а с шутками-прибаутками. Например, обозвать ребенка яблоком, а он вас в ответ – кошкой. Такая шуточная игра дает возможность видоизменить энергию – с разрушительной на шуточную.

Выплескивая свои эмоции, ребенок тем самым борется с собственной вспыльчивостью. И если вы ему поможете, ребенку это обязательно удастся.

ИСТЕРИЧНОСТЬ. Каждый взрослый иногда сталкивается с детской истерикой, которую «закатывают№ совсем маленькие дети, потому, что им не ни хватает слов, чтобы выразить свои нужды. Но чаще всего такое поведение возникает в ответ на запрет взрослых, чрезмерная избалованность или нехватка социальных навыков.

Как преодолеть проблему

  • Дать возможность ребёнку действовать по собственному плану и разумению, т.е. не будете подавлять его инициативу и самостоятельность.
  • Если истерика началась в ответ на отказ или запрет взрослого, родители не должны тут же отменять своё решение, лучше твёрдо сказать «НЕТ», так как выполняя желания ребёнка в момент истерики, вы тем самым закрепляете эту форму поведения. Ребёнок будет и дальше использовать истерику, чтобы добиться своего.
  • Не бросайте малыша в одиночестве, это может испугать его. Будьте в поле зрения ребёнка.
  • Не позволяйте, чтобы ребёнок управлял вами. Если вам нужно уходить, спокойно попрощайтесь с ребёнком и выходите из дома. Чем дольше вы будите оттягивать момент, тем продолжительнее будет истерика.
  • Если истерика в самом разгаре, улучите момент, когда ребёнок набирает воздух, чтобы огласить окрестности новыми криками, и очень выразительно и захватывающе начните рассказывать какую — нибудь захватывающую историю.
  • Плач ребёнка, а особенно истерика выводят из себя. Важно не срываться, даже если это происходит в людном месте и в десятый раз. Контролируйте эмоции, будьте спокойным (хотя бы внешне): так вы сделаете первый шаг к тому, чтобы малыш успокоился.
  • Попросите, чтобы вместе с Вами за ребёнком понаблюдали более опытные люди, — возможно, Вы, сами того не ведая, делаете нечто такое, что провоцирует ребёнка на истерику.
  • Обсудите возможные причины такого поведения с другими членами семьи. Вместе подумайте над тем, как решить эту проблему.

ОБИДЧИВОСТЬ.

Обида — эта негативное переживание человеком своей неудачи, своего отвержения людьми. А ведь каждой личности, а ребёнку — более всего, хотелось бы чувствовать свою важность и ценность, по крайней мере, со стороны близких ему людей. Обида на другого проявляется в тех случаях, когда ребенок остро переживает ущемленность своего Я, свою не признанность, не замеченность, игнорирование или недостаточное внимание со стороны партнёра, отказ в чем – то нужном и желанном, неуважительное отношение со стороны других, отсутствие похвалы. Дети нередко перенимают у родителей манеру реагировать на ситуации, действия и слова других людей. Поэтому родителям лучше следить за своим поведением.

Как помочь ребенку справиться с обидой.

Самое главное, что должны запомнить родители, никогда нельзя проходить мимо детской обиды. Игнорировать проявление детской обиды нельзя, надо объяснить ребенку, почему ситуация именно такая, почему ему что-то запретили или наказали. При этом, важно проявлять твердость. К примеру, если малыш обиделся на то, что ему не купили очередную игрушку, надо объяснить, почему, без страха обидеть маленького вымогателя. А не развернуться и уйти в ответ на детский крик.

Если ребенок обиделся и замкнулся в себе. Это опасный сигнал, на который необходимо реагировать незамедлительно. Каждый родитель знает своего ребенка лучше, чем кто-либо, поэтому важно найти то, что поможет ему выйти из такого состояния. Пойти погулять, сходить в кино, парк, возможно, достаточно вместе посмотреть мультфильм дома, после чего обсудить ситуацию, которая привела к такой сильной обиде. Научите ребёнка говорить вслух о своих мыслях и желаниях.

Объясните ребёнку, что поступки людей вокруг — разнообразны; пусть он осознает это и примет.

Очень важно, чтобы каждая ситуация, которая приводит к обиде, обговаривалась, ищите способы их преодоления. Ребенку важно получить ответы на некоторые вопросы, а не принять наказание или запрет безропотно.

Как правило, обида строится на следующем алгоритме «обида-злость-отмщение». Родители должны научить ребенка ломать этот стереотип, иначе его жизнь станет очень сложной, особенно во время социальной адаптации.

Развивайте и укрепляйте мнение ребёнка о себе, повышайте его самооценку.

Прощение — это один из важных аспектов, которому должны научить ребенка родители. И здесь все средства хорошо, от фильмов, книг и мультфильмов с наглядными примерами, до личного примера родителей. Не обязательно, чтобы ребенок полностью прощал своего обидчика, важно добиться того, чтобы он перестал думать о месте, то есть перестал копить в себе негативные чувства, от которых будет страдать только он сам. Ведь мир прекрасен, в нем много всего хорошего, поэтому ребенка надо научить видеть лучшее, что есть в этой жизни.

Игры для обидчивых детей

Обзывалки. Сядьте рядом с ребёнком, возьмите мяч. Предложите говорить друг другу обидные слова. Только заранее обсудите, какие слова допускаются. Например, не самые грубые выражения, а названия овощей и фруктов, животных, бытовых предметов, сказочных персонажей. Каждое обращение может начинаться со слов: «А ты… бледная поганка!» Договоритесь, что через 5-6 обращений, вы начнёте говорить приятные слова: «А ты… цветочек мой!». Здесь важна быстрота реакции, юмор. Обратите внимание ребёнка на то, что это всего лишь весёлая игра: здесь обижаться не нужно. Эта игра снимает напряжение. Хорошо, когда в неё играют несколько детей.

Жужа. Выбирается ведущий — «жужа», вокруг которого бегают, дёргают его, строят рожи, дразнят. Когда «жуже» надоедают приставания, он вскакивает и пытается догнать одного из обидчиков. Кого поймали — тот и «жужа». Важно, чтобы каждый ребёнок, принимающий участие в игре, побывал в разных ролях. Эта игра учит управлять эмоциональным состоянием, становиться не таким обидчивым, смотреть на мир глазами другого человека.

Дракон. Лучше, чтобы участников было несколько. Построившись в линию и держась друг за дружку, нужно первому в строю («голове»), ухватиться за последнего («хвост»). Когда «голова» «ухватила» «хвост», нужно поменяться ролями. Важно, чтобы все участники побывали в обеих ролях. Такая игра помогает детям, испытывающим проблемы в общении, стать увереннее в себе, успешно влиться в детский коллектив.

СЛОЖНОСТИ В НАЛАЖИВАНИИ ОТНОШЕНИЙ. Каждому человеку нужны друзья. Друзья для маленького ребёнка –это возможность вместе познавать окружающий мир – мир предметов, игр и человеческих отношений на доступном языке.  Отношения могут не складываться из-за стеснительности, неуверенности. Иногда дети не знают, что может быть интересно и привлекательно для других. В большинстве случаев детей-друзей связывает детский сад, прогулки во дворе или дружба родителей, которые часто проводят досуг вместе. Но далеко не каждый ребенок легко идет на контакт со сверстниками, некоторые из них замкнуты и практически не имеют  друзей. У вашего ребенка нет друзей? Конечно, это не может вас не тревожить. Дети должны учиться дружить с раннего возраста. Чем старше они становятся, тем труднее им заводить друзей.

Как преодолеть проблему:

  • научите своего ребенка разговаривать: формулировать свои желания, намерения, выслушивать другого человека. Друзья появляются у тех детей, которые умеют общаться.
  • Расскажите, как Вы приобретали друзей в детстве, в какие игры играли вместе с другими;
  • научите ребенка улаживать конфликты. Если он хочет, скажем, просто получить что-то без очереди, пусть, по крайней мере, постарается объяснить, что дает ему право торопиться.
  • следите, чтобы ребенок говорил не «Дай мне!», а «Можно я возьму?»
  • подскажите ребенку, что нужно не только привлекать внимание к себе, но и обращать внимание на окружающих.Если у него обновка, может сказать: «А у меня новые кроссовки!», но будет хорошо, если он заметит и чужую: «О, у тебя новое…»
  • дайте ребенку совет, если он хочет присоединиться к игре, хорошо бы прежде проявить интерес к тому, что делают ребята, заметить, задать вопрос: «Как здорово у вас получается!».Шансов, что его примут играть в таком случае гораздо больше, чем, если он просто подойдет и скажет: «Можно я буду играть с вами?». Создавайте ситуации, чтобы ваш ребенок мог заниматься чем-то вместе с другими детьми. В детстве делать что-то вместе важнее, чем говорить о чем-то. Дети получают удовольствие от общения именно в совместной деятельности.
  • учите ребенка знакомиться и заводить друзей. Знакомство – дело не простое, и ребенку нужно буквально подсказать, что именно он должен делать, чтобы оно удалось. Даже много раз подсказать, если это понадобиться.
  • чем труднее ребенку даются знакомства, тем важнее научить его этому умению. И здесь вы очень можете помочь своему ребенку.

Общение со сверстниками – важнейшая составляющая жизни ребенка в дошкольном детстве. Очень важно, чтобы это общение было полноценным и соответствующим возрасту ребенка. И задача родителей – сделать его таковым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditele1.docx31.17 КБ
Файл konsultatsiya_dlya_roditele1.docx31.17 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Эмоциональные и поведенческие проблемы ребёнка, как их решать?»

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности.

М.И. Лисина в своей книге «Проблемы онтогенеза и общения» пишет, что «Общение – необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей».

Почти не встречается родителей, которые полностью довольны поведением своего ребенка — дома, в детском саду, в школе. Как решать поведенческие проблемы  — такие, как агрессивность, плохая концентрация внимания или низкая самооценка? Повышенная активность, вспыльчивость, истеричность, обидчивость, сложности в налаживании отношений с другими детьми.  Представляем метод, с помощью которого проблемы ребенка преобразуются в навыки и умения. Если их освоить — проблема исчезнет.

АГРЕССИВНОСТЬ:  Проявление агрессии, злости – естественны, это защитный механизм, реакция на раздражение, хотя и пугают многих родителей. Ребёнок не может быть злым от природы. За агрессивными проявлениями малыша всегда стоят какие – либо причины, например – его обижают,  унижают, нарушают личностные границы (забрали игрушку, прервали игру, причинили боль).

Как избежать формирования агрессивного поведения.

  • Будьте последовательны в воспитании ребёнка;
  • Старайтесь быть внимательными к нуждам ребёнка;
  • Старайтесь вводить меньше запретов и не повышать голоса на ребёнка, помните, что это самые неэффективные способы преодоления агрессивности;
  • Самое главное- дайте возможность ребёнку разряжаться, выплёскивать свой гнев. Дайте ему возможность использовать его энергию в «мирных целях»;
  • Показывайте личный пример эффективного поведения;
  • Старайтесь избегать при ребёнке вспышек вашего собственного гнева;
  • Наказывайте ребёнка только за конкретные поступки, наказание не должно унижать ребёнка;
  • Не стесняйтесь лишний раз пожалеть, приласкать ребёнка, он должен чувствовать, что его любят и понимают.

Положительные изменения возможны, только если вы будите последовательны. Важно терпение и внимание к ребёнку, его чувствам, его нуждам и потребностям. Если же вы не справляетесь с агрессивными проявлениями ребёнка, если они проявляются постоянно и приобретают форму жестокости – обязательно обратитесь к специалисту- к психологу или психоневрологу.

НИЗКАЯ САМООЦЕНКА. Что такое самооценка? Это, то как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка.  Адекватная самооценка позволяет соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Не адекватная  деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию. Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Мнение ребёнка о себе складывается из оценок родителей. Именно в семье ребёнок узнаёт любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.

Рекомендации для родителей по формированию адекватной самооценки у детей.

  • Ребёнок должен иметь свои права и обязанности. Признание личности ребёнка и его неприкосновенности.  Отсутствие произвола в действиях родителей;
  • Приобщайте к реальным делам семьи. Совместно планируйте семейные дела.  Приобщайте к выполнению домашних обязанностей, поручений, не давайте послаблений, не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, но и не перегружайте. Задания должны быть регулярными, но выполнимыми. Пусть ребёнок выполняет доступные ему задания и получает удовольствие от сделаного;
  • Поощряйте, но не перехваливайте ребёнка. Не пропускайте достижений чада – хвалите за дело, а за капризы и непослушание ругайте в меру – будьте справедливы. Ни в коем случае не сравнивайте ребёнка со сверстниками – отмечайте его собственные успехи и неудачи;
  • Не ограничивайте хорошую инициативу ребёнка, пусть он будет лидером всех начинаний;
  • Развивайте силу воли ребёнка. Научите его проявлять выносливость, смелость, терпение. Учите прилагать усилия для достижения цели;
  • Научите общаться с другими детьми, людьми. Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт – вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой;
  • Формируйте нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.

ПОВЫШЕННАЯ АКТИВНОСТЬ.

Не всегда легко родителям справиться с маленьким крутящимся волчком ребёнком, который не успокаивается и не затихает ни на минуту. Не только родители устают от такой повышенной активности, но и сам малыш страдает. Он быстро утомляется, раздражается, начинает капризничать, ему трудно самому успокоиться. Поэтому малышу нужно помочь, научив его управлять своей активностью и своими эмоциями. Что нужно сделать, чтобы ваш ребёнок избавился от «излишков» активности? Создать ему определённые условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня. Также следуйте рекомендациям:

  • Помните, что поступки ребёнка не являются умышленными, он не виноват, что такой «живчик», поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительное молчаливые байкоты. Этим вы добьётесь только одного – снижение самооценки у него, чувство вины;
  • Не давайте ребёнку реактивных указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
  • Стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;
  • Избегайте двух крайностей – с одной стороны чрезмерной мягкости, а с другой предъявления ему повышенных требований;
  • Ребёнка нужно хвалить в каждом случае, когда ему ему удалось довести начатое дело до конца;
  • Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей;
  • Приучайте ребёнка к пассивным играм ( чтению, рисованию, лепке);
  • И не забывайте говорить ребёнку, как сильно вы его любите.
  • ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ. Понять, вспыльчивый у вас ребенок или нет, вы сможете уже, когда ему исполнится 2 – 2,5 годика. В этом возрасте он начинает проявлять свои чувства и реакции вербально, то есть словами. И тогда очень важно подсказать ребенку, какая его реакция правильная, а какая будет вредить ему и окружающим. Что такое вспыльчивость ребенка? Это поведенческая реакция, когда ребенок может проявить злость, капризность, плаксивость по малейшему, даже несерьезному поводу, легко раздражается. Ребенок, который вспыльчив, больше уделяет внимания движениям, чем размышлениям.                                                              Как корректировать вспыльчивость ребенка?
  • Корректировать вспыльчивость ребенка можно уверенным поведением и объяснениями, как можно выразить ту или иную эмоцию. Очень хорошо на детей младшего школьного возраста действуют сказки, где у каждого героя своя роль. Пусть один из героев вашей сказки будет вспыльчивым, чтобы ребенок увидел себя со стороны. А потом пусть этот же герой поведет себя нормально, и ребенок увидит разницу в результатах.
  • В самом раннем возрасте нужно терпеливо объяснить ребенку, что хорошо, а что нет. Ребенок должен усвоить четкие границы: какое его поведение результативно, а какое принесет только неприятности и ему, и окружающим. Это поможет ребенку лучше ориентироваться в социуме.
  • На вспыльчивого ребенка нельзя кричать. Нужно дать ему успокоиться и тихо, но твердо объяснить, какого поведения от него ждут и почему.
  • Нельзя заставлять ребенка замолчать, нужно просто отвлечь его от источника раздражения, спокойно переключив на другую деятельность. Когда ребенок успокоится, важно узнать у него, почему он так разозлился и возбудился, и предложить ему варианты поведения. Если ребенок научится высказывать свои эмоции нормальным тоном, это даст ему возможность и впредь без раздражения рассказывать о том, чего он добивается своим поведением, что его беспокоит.
  • Когда ребёнок зол и раздражен можно попробовать увлекательные психологические методы, которые дают возможность ребенку выплеснуть свои эмоции и не злиться. Вот некоторые из них:

«Порвать гнев»

Когда ребенок злится, можно нарисовать ему на листочке его гнев (или пусть сам нарисует) и дать в руки, пусть рвет. Нужно объяснить ребенку, что вот так он сейчас рвет свой гнев, раздражительность, вспыльчивость, справляется с ними. Гнев можно нарисовать в виде мордочки с зубами.

«Убить гнев подушкой»

Шуточная битва подушками должна помочь сбросить гнев и даже рассмешить ребенка. Это снимет напряжение и закономерно переведет раздражение в игру.

«Обзывалки»

Чтобы снять напряжение, можно пообзываться друг на друга. Но не по-настоящему, оскорбительно, а с шутками-прибаутками. Например, обозвать ребенка яблоком, а он вас в ответ – кошкой. Такая шуточная игра дает возможность видоизменить энергию – с разрушительной на шуточную.

Выплескивая свои эмоции, ребенок тем самым борется с собственной вспыльчивостью. И если вы ему поможете, ребенку это обязательно удастся.

ИСТЕРИЧНОСТЬ. Каждый взрослый иногда сталкивается с детской истерикой, которую «закатывают№ совсем маленькие дети, потому, что им не ни хватает слов, чтобы выразить свои нужды. Но чаще всего такое поведение возникает в ответ на запрет взрослых, чрезмерная избалованность или нехватка социальных навыков.

Как преодолеть проблему

  • Дать возможность ребёнку действовать по собственному плану и разумению, т.е. не будете подавлять его инициативу и самостоятельность.
  • Если истерика началась в ответ на отказ или запрет взрослого, родители не должны тут же отменять своё решение, лучше твёрдо сказать «НЕТ», так как выполняя желания ребёнка в момент истерики, вы тем самым закрепляете эту форму поведения. Ребёнок будет и дальше использовать истерику, чтобы добиться своего.
  • Не бросайте малыша в одиночестве, это может испугать его. Будьте в поле зрения ребёнка.
  • Не позволяйте, чтобы ребёнок управлял вами. Если вам нужно уходить, спокойно попрощайтесь с ребёнком и выходите из дома. Чем дольше вы будите оттягивать момент, тем продолжительнее будет истерика.
  • Если истерика в самом разгаре, улучите момент, когда ребёнок набирает воздух, чтобы огласить окрестности новыми криками, и очень выразительно и захватывающе начните рассказывать какую — нибудь захватывающую историю.
  • Плач ребёнка, а особенно истерика выводят из себя. Важно не срываться, даже если это происходит в людном месте и в десятый раз. Контролируйте эмоции, будьте спокойным (хотя бы внешне): так вы сделаете первый шаг к тому, чтобы малыш успокоился.
  • Попросите, чтобы вместе с Вами за ребёнком понаблюдали более опытные люди, — возможно, Вы, сами того не ведая, делаете нечто такое, что провоцирует ребёнка на истерику.
  • Обсудите возможные причины такого поведения с другими членами семьи. Вместе подумайте над тем, как решить эту проблему.

ОБИДЧИВОСТЬ.

Обида — эта негативное переживание человеком своей неудачи, своего отвержения людьми. А ведь каждой личности, а ребёнку — более всего, хотелось бы чувствовать свою важность и ценность, по крайней мере, со стороны близких ему людей. Обида на другого проявляется в тех случаях, когда ребенок остро переживает ущемленность своего Я, свою не признанность, не замеченность, игнорирование или недостаточное внимание со стороны партнёра, отказ в чем – то нужном и желанном, неуважительное отношение со стороны других, отсутствие похвалы. Дети нередко перенимают у родителей манеру реагировать на ситуации, действия и слова других людей. Поэтому родителям лучше следить за своим поведением.

Как помочь ребенку справиться с обидой.

Самое главное, что должны запомнить родители, никогда нельзя проходить мимо детской обиды. Игнорировать проявление детской обиды нельзя, надо объяснить ребенку, почему ситуация именно такая, почему ему что-то запретили или наказали. При этом, важно проявлять твердость. К примеру, если малыш обиделся на то, что ему не купили очередную игрушку, надо объяснить, почему, без страха обидеть маленького вымогателя. А не развернуться и уйти в ответ на детский крик.

Если ребенок обиделся и замкнулся в себе. Это опасный сигнал, на который необходимо реагировать незамедлительно. Каждый родитель знает своего ребенка лучше, чем кто-либо, поэтому важно найти то, что поможет ему выйти из такого состояния. Пойти погулять, сходить в кино, парк, возможно, достаточно вместе посмотреть мультфильм дома, после чего обсудить ситуацию, которая привела к такой сильной обиде. Научите ребёнка говорить вслух о своих мыслях и желаниях.

Объясните ребёнку, что поступки людей вокруг — разнообразны; пусть он осознает это и примет.

Очень важно, чтобы каждая ситуация, которая приводит к обиде, обговаривалась, ищите способы их преодоления. Ребенку важно получить ответы на некоторые вопросы, а не принять наказание или запрет безропотно.

Как правило, обида строится на следующем алгоритме «обида-злость-отмщение». Родители должны научить ребенка ломать этот стереотип, иначе его жизнь станет очень сложной, особенно во время социальной адаптации.

Развивайте и укрепляйте мнение ребёнка о себе, повышайте его самооценку.

Прощение — это один из важных аспектов, которому должны научить ребенка родители. И здесь все средства хорошо, от фильмов, книг и мультфильмов с наглядными примерами, до личного примера родителей. Не обязательно, чтобы ребенок полностью прощал своего обидчика, важно добиться того, чтобы он перестал думать о месте, то есть перестал копить в себе негативные чувства, от которых будет страдать только он сам. Ведь мир прекрасен, в нем много всего хорошего, поэтому ребенка надо научить видеть лучшее, что есть в этой жизни.

Игры для обидчивых детей

Обзывалки. Сядьте рядом с ребёнком, возьмите мяч. Предложите говорить друг другу обидные слова. Только заранее обсудите, какие слова допускаются. Например, не самые грубые выражения, а названия овощей и фруктов, животных, бытовых предметов, сказочных персонажей. Каждое обращение может начинаться со слов: «А ты… бледная поганка!» Договоритесь, что через 5-6 обращений, вы начнёте говорить приятные слова: «А ты… цветочек мой!». Здесь важна быстрота реакции, юмор. Обратите внимание ребёнка на то, что это всего лишь весёлая игра: здесь обижаться не нужно. Эта игра снимает напряжение. Хорошо, когда в неё играют несколько детей.

Жужа. Выбирается ведущий — «жужа», вокруг которого бегают, дёргают его, строят рожи, дразнят. Когда «жуже» надоедают приставания, он вскакивает и пытается догнать одного из обидчиков. Кого поймали — тот и «жужа». Важно, чтобы каждый ребёнок, принимающий участие в игре, побывал в разных ролях. Эта игра учит управлять эмоциональным состоянием, становиться не таким обидчивым, смотреть на мир глазами другого человека.

Дракон. Лучше, чтобы участников было несколько. Построившись в линию и держась друг за дружку, нужно первому в строю («голове»), ухватиться за последнего («хвост»). Когда «голова» «ухватила» «хвост», нужно поменяться ролями. Важно, чтобы все участники побывали в обеих ролях. Такая игра помогает детям, испытывающим проблемы в общении, стать увереннее в себе, успешно влиться в детский коллектив.

СЛОЖНОСТИ В НАЛАЖИВАНИИ ОТНОШЕНИЙ. Каждому человеку нужны друзья. Друзья для маленького ребёнка –это возможность вместе познавать окружающий мир – мир предметов, игр и человеческих отношений на доступном языке.  Отношения могут не складываться из-за стеснительности, неуверенности. Иногда дети не знают, что может быть интересно и привлекательно для других. В большинстве случаев детей-друзей связывает детский сад, прогулки во дворе или дружба родителей, которые часто проводят досуг вместе. Но далеко не каждый ребенок легко идет на контакт со сверстниками, некоторые из них замкнуты и практически не имеют  друзей. У вашего ребенка нет друзей? Конечно, это не может вас не тревожить. Дети должны учиться дружить с раннего возраста. Чем старше они становятся, тем труднее им заводить друзей.

Как преодолеть проблему:

  • научите своего ребенка разговаривать: формулировать свои желания, намерения, выслушивать другого человека. Друзья появляются у тех детей, которые умеют общаться.
  • Расскажите, как Вы приобретали друзей в детстве, в какие игры играли вместе с другими;
  • научите ребенка улаживать конфликты. Если он хочет, скажем, просто получить что-то без очереди, пусть, по крайней мере, постарается объяснить, что дает ему право торопиться.
  • следите, чтобы ребенок говорил не «Дай мне!», а «Можно я возьму?»
  • подскажите ребенку, что нужно не только привлекать внимание к себе, но и обращать внимание на окружающих.Если у него обновка, может сказать: «А у меня новые кроссовки!», но будет хорошо, если он заметит и чужую: «О, у тебя новое…»
  • дайте ребенку совет, если он хочет присоединиться к игре, хорошо бы прежде проявить интерес к тому, что делают ребята, заметить, задать вопрос: «Как здорово у вас получается!».Шансов, что его примут играть в таком случае гораздо больше, чем, если он просто подойдет и скажет: «Можно я буду играть с вами?». Создавайте ситуации, чтобы ваш ребенок мог заниматься чем-то вместе с другими детьми. В детстве делать что-то вместе важнее, чем говорить о чем-то. Дети получают удовольствие от общения именно в совместной деятельности.
  • учите ребенка знакомиться и заводить друзей. Знакомство – дело не простое, и ребенку нужно буквально подсказать, что именно он должен делать, чтобы оно удалось. Даже много раз подсказать, если это понадобиться.
  • чем труднее ребенку даются знакомства, тем важнее научить его этому умению. И здесь вы очень можете помочь своему ребенку.

Общение со сверстниками – важнейшая составляющая жизни ребенка в дошкольном детстве. Очень важно, чтобы это общение было полноценным и соответствующим возрасту ребенка. И задача родителей – сделать его таковым.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Эмоциональные и поведенческие проблемы ребёнка, как их решать?»

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности.

М.И. Лисина в своей книге «Проблемы онтогенеза и общения» пишет, что «Общение – необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей».

Почти не встречается родителей, которые полностью довольны поведением своего ребенка — дома, в детском саду, в школе. Как решать поведенческие проблемы  — такие, как агрессивность, плохая концентрация внимания или низкая самооценка? Повышенная активность, вспыльчивость, истеричность, обидчивость, сложности в налаживании отношений с другими детьми.  Представляем метод, с помощью которого проблемы ребенка преобразуются в навыки и умения. Если их освоить — проблема исчезнет.

АГРЕССИВНОСТЬ:  Проявление агрессии, злости – естественны, это защитный механизм, реакция на раздражение, хотя и пугают многих родителей. Ребёнок не может быть злым от природы. За агрессивными проявлениями малыша всегда стоят какие – либо причины, например – его обижают,  унижают, нарушают личностные границы (забрали игрушку, прервали игру, причинили боль).

Как избежать формирования агрессивного поведения.

  • Будьте последовательны в воспитании ребёнка;
  • Старайтесь быть внимательными к нуждам ребёнка;
  • Старайтесь вводить меньше запретов и не повышать голоса на ребёнка, помните, что это самые неэффективные способы преодоления агрессивности;
  • Самое главное- дайте возможность ребёнку разряжаться, выплёскивать свой гнев. Дайте ему возможность использовать его энергию в «мирных целях»;
  • Показывайте личный пример эффективного поведения;
  • Старайтесь избегать при ребёнке вспышек вашего собственного гнева;
  • Наказывайте ребёнка только за конкретные поступки, наказание не должно унижать ребёнка;
  • Не стесняйтесь лишний раз пожалеть, приласкать ребёнка, он должен чувствовать, что его любят и понимают.

Положительные изменения возможны, только если вы будите последовательны. Важно терпение и внимание к ребёнку, его чувствам, его нуждам и потребностям. Если же вы не справляетесь с агрессивными проявлениями ребёнка, если они проявляются постоянно и приобретают форму жестокости – обязательно обратитесь к специалисту- к психологу или психоневрологу.

НИЗКАЯ САМООЦЕНКА. Что такое самооценка? Это, то как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка.  Адекватная самооценка позволяет соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Не адекватная  деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию. Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Мнение ребёнка о себе складывается из оценок родителей. Именно в семье ребёнок узнаёт любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.

Рекомендации для родителей по формированию адекватной самооценки у детей.

  • Ребёнок должен иметь свои права и обязанности. Признание личности ребёнка и его неприкосновенности.  Отсутствие произвола в действиях родителей;
  • Приобщайте к реальным делам семьи. Совместно планируйте семейные дела.  Приобщайте к выполнению домашних обязанностей, поручений, не давайте послаблений, не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, но и не перегружайте. Задания должны быть регулярными, но выполнимыми. Пусть ребёнок выполняет доступные ему задания и получает удовольствие от сделаного;
  • Поощряйте, но не перехваливайте ребёнка. Не пропускайте достижений чада – хвалите за дело, а за капризы и непослушание ругайте в меру – будьте справедливы. Ни в коем случае не сравнивайте ребёнка со сверстниками – отмечайте его собственные успехи и неудачи;
  • Не ограничивайте хорошую инициативу ребёнка, пусть он будет лидером всех начинаний;
  • Развивайте силу воли ребёнка. Научите его проявлять выносливость, смелость, терпение. Учите прилагать усилия для достижения цели;
  • Научите общаться с другими детьми, людьми. Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт – вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой;
  • Формируйте нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.

ПОВЫШЕННАЯ АКТИВНОСТЬ.

Не всегда легко родителям справиться с маленьким крутящимся волчком ребёнком, который не успокаивается и не затихает ни на минуту. Не только родители устают от такой повышенной активности, но и сам малыш страдает. Он быстро утомляется, раздражается, начинает капризничать, ему трудно самому успокоиться. Поэтому малышу нужно помочь, научив его управлять своей активностью и своими эмоциями. Что нужно сделать, чтобы ваш ребёнок избавился от «излишков» активности? Создать ему определённые условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня. Также следуйте рекомендациям:

  • Помните, что поступки ребёнка не являются умышленными, он не виноват, что такой «живчик», поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительное молчаливые байкоты. Этим вы добьётесь только одного – снижение самооценки у него, чувство вины;
  • Не давайте ребёнку реактивных указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
  • Стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;
  • Избегайте двух крайностей – с одной стороны чрезмерной мягкости, а с другой предъявления ему повышенных требований;
  • Ребёнка нужно хвалить в каждом случае, когда ему ему удалось довести начатое дело до конца;
  • Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей;
  • Приучайте ребёнка к пассивным играм ( чтению, рисованию, лепке);
  • И не забывайте говорить ребёнку, как сильно вы его любите.
  • ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ. Понять, вспыльчивый у вас ребенок или нет, вы сможете уже, когда ему исполнится 2 – 2,5 годика. В этом возрасте он начинает проявлять свои чувства и реакции вербально, то есть словами. И тогда очень важно подсказать ребенку, какая его реакция правильная, а какая будет вредить ему и окружающим. Что такое вспыльчивость ребенка? Это поведенческая реакция, когда ребенок может проявить злость, капризность, плаксивость по малейшему, даже несерьезному поводу, легко раздражается. Ребенок, который вспыльчив, больше уделяет внимания движениям, чем размышлениям.                                                              Как корректировать вспыльчивость ребенка?
  • Корректировать вспыльчивость ребенка можно уверенным поведением и объяснениями, как можно выразить ту или иную эмоцию. Очень хорошо на детей младшего школьного возраста действуют сказки, где у каждого героя своя роль. Пусть один из героев вашей сказки будет вспыльчивым, чтобы ребенок увидел себя со стороны. А потом пусть этот же герой поведет себя нормально, и ребенок увидит разницу в результатах.
  • В самом раннем возрасте нужно терпеливо объяснить ребенку, что хорошо, а что нет. Ребенок должен усвоить четкие границы: какое его поведение результативно, а какое принесет только неприятности и ему, и окружающим. Это поможет ребенку лучше ориентироваться в социуме.
  • На вспыльчивого ребенка нельзя кричать. Нужно дать ему успокоиться и тихо, но твердо объяснить, какого поведения от него ждут и почему.
  • Нельзя заставлять ребенка замолчать, нужно просто отвлечь его от источника раздражения, спокойно переключив на другую деятельность. Когда ребенок успокоится, важно узнать у него, почему он так разозлился и возбудился, и предложить ему варианты поведения. Если ребенок научится высказывать свои эмоции нормальным тоном, это даст ему возможность и впредь без раздражения рассказывать о том, чего он добивается своим поведением, что его беспокоит.
  • Когда ребёнок зол и раздражен можно попробовать увлекательные психологические методы, которые дают возможность ребенку выплеснуть свои эмоции и не злиться. Вот некоторые из них:

«Порвать гнев»

Когда ребенок злится, можно нарисовать ему на листочке его гнев (или пусть сам нарисует) и дать в руки, пусть рвет. Нужно объяснить ребенку, что вот так он сейчас рвет свой гнев, раздражительность, вспыльчивость, справляется с ними. Гнев можно нарисовать в виде мордочки с зубами.

«Убить гнев подушкой»

Шуточная битва подушками должна помочь сбросить гнев и даже рассмешить ребенка. Это снимет напряжение и закономерно переведет раздражение в игру.

«Обзывалки»

Чтобы снять напряжение, можно пообзываться друг на друга. Но не по-настоящему, оскорбительно, а с шутками-прибаутками. Например, обозвать ребенка яблоком, а он вас в ответ – кошкой. Такая шуточная игра дает возможность видоизменить энергию – с разрушительной на шуточную.

Выплескивая свои эмоции, ребенок тем самым борется с собственной вспыльчивостью. И если вы ему поможете, ребенку это обязательно удастся.

ИСТЕРИЧНОСТЬ. Каждый взрослый иногда сталкивается с детской истерикой, которую «закатывают№ совсем маленькие дети, потому, что им не ни хватает слов, чтобы выразить свои нужды. Но чаще всего такое поведение возникает в ответ на запрет взрослых, чрезмерная избалованность или нехватка социальных навыков.

Как преодолеть проблему

  • Дать возможность ребёнку действовать по собственному плану и разумению, т.е. не будете подавлять его инициативу и самостоятельность.
  • Если истерика началась в ответ на отказ или запрет взрослого, родители не должны тут же отменять своё решение, лучше твёрдо сказать «НЕТ», так как выполняя желания ребёнка в момент истерики, вы тем самым закрепляете эту форму поведения. Ребёнок будет и дальше использовать истерику, чтобы добиться своего.
  • Не бросайте малыша в одиночестве, это может испугать его. Будьте в поле зрения ребёнка.
  • Не позволяйте, чтобы ребёнок управлял вами. Если вам нужно уходить, спокойно попрощайтесь с ребёнком и выходите из дома. Чем дольше вы будите оттягивать момент, тем продолжительнее будет истерика.
  • Если истерика в самом разгаре, улучите момент, когда ребёнок набирает воздух, чтобы огласить окрестности новыми криками, и очень выразительно и захватывающе начните рассказывать какую — нибудь захватывающую историю.
  • Плач ребёнка, а особенно истерика выводят из себя. Важно не срываться, даже если это происходит в людном месте и в десятый раз. Контролируйте эмоции, будьте спокойным (хотя бы внешне): так вы сделаете первый шаг к тому, чтобы малыш успокоился.
  • Попросите, чтобы вместе с Вами за ребёнком понаблюдали более опытные люди, — возможно, Вы, сами того не ведая, делаете нечто такое, что провоцирует ребёнка на истерику.
  • Обсудите возможные причины такого поведения с другими членами семьи. Вместе подумайте над тем, как решить эту проблему.

ОБИДЧИВОСТЬ.

Обида — эта негативное переживание человеком своей неудачи, своего отвержения людьми. А ведь каждой личности, а ребёнку — более всего, хотелось бы чувствовать свою важность и ценность, по крайней мере, со стороны близких ему людей. Обида на другого проявляется в тех случаях, когда ребенок остро переживает ущемленность своего Я, свою не признанность, не замеченность, игнорирование или недостаточное внимание со стороны партнёра, отказ в чем – то нужном и желанном, неуважительное отношение со стороны других, отсутствие похвалы. Дети нередко перенимают у родителей манеру реагировать на ситуации, действия и слова других людей. Поэтому родителям лучше следить за своим поведением.

Как помочь ребенку справиться с обидой.

Самое главное, что должны запомнить родители, никогда нельзя проходить мимо детской обиды. Игнорировать проявление детской обиды нельзя, надо объяснить ребенку, почему ситуация именно такая, почему ему что-то запретили или наказали. При этом, важно проявлять твердость. К примеру, если малыш обиделся на то, что ему не купили очередную игрушку, надо объяснить, почему, без страха обидеть маленького вымогателя. А не развернуться и уйти в ответ на детский крик.

Если ребенок обиделся и замкнулся в себе. Это опасный сигнал, на который необходимо реагировать незамедлительно. Каждый родитель знает своего ребенка лучше, чем кто-либо, поэтому важно найти то, что поможет ему выйти из такого состояния. Пойти погулять, сходить в кино, парк, возможно, достаточно вместе посмотреть мультфильм дома, после чего обсудить ситуацию, которая привела к такой сильной обиде. Научите ребёнка говорить вслух о своих мыслях и желаниях.

Объясните ребёнку, что поступки людей вокруг — разнообразны; пусть он осознает это и примет.

Очень важно, чтобы каждая ситуация, которая приводит к обиде, обговаривалась, ищите способы их преодоления. Ребенку важно получить ответы на некоторые вопросы, а не принять наказание или запрет безропотно.

Как правило, обида строится на следующем алгоритме «обида-злость-отмщение». Родители должны научить ребенка ломать этот стереотип, иначе его жизнь станет очень сложной, особенно во время социальной адаптации.

Развивайте и укрепляйте мнение ребёнка о себе, повышайте его самооценку.

Прощение — это один из важных аспектов, которому должны научить ребенка родители. И здесь все средства хорошо, от фильмов, книг и мультфильмов с наглядными примерами, до личного примера родителей. Не обязательно, чтобы ребенок полностью прощал своего обидчика, важно добиться того, чтобы он перестал думать о месте, то есть перестал копить в себе негативные чувства, от которых будет страдать только он сам. Ведь мир прекрасен, в нем много всего хорошего, поэтому ребенка надо научить видеть лучшее, что есть в этой жизни.

Игры для обидчивых детей

Обзывалки. Сядьте рядом с ребёнком, возьмите мяч. Предложите говорить друг другу обидные слова. Только заранее обсудите, какие слова допускаются. Например, не самые грубые выражения, а названия овощей и фруктов, животных, бытовых предметов, сказочных персонажей. Каждое обращение может начинаться со слов: «А ты… бледная поганка!» Договоритесь, что через 5-6 обращений, вы начнёте говорить приятные слова: «А ты… цветочек мой!». Здесь важна быстрота реакции, юмор. Обратите внимание ребёнка на то, что это всего лишь весёлая игра: здесь обижаться не нужно. Эта игра снимает напряжение. Хорошо, когда в неё играют несколько детей.

Жужа. Выбирается ведущий — «жужа», вокруг которого бегают, дёргают его, строят рожи, дразнят. Когда «жуже» надоедают приставания, он вскакивает и пытается догнать одного из обидчиков. Кого поймали — тот и «жужа». Важно, чтобы каждый ребёнок, принимающий участие в игре, побывал в разных ролях. Эта игра учит управлять эмоциональным состоянием, становиться не таким обидчивым, смотреть на мир глазами другого человека.

Дракон. Лучше, чтобы участников было несколько. Построившись в линию и держась друг за дружку, нужно первому в строю («голове»), ухватиться за последнего («хвост»). Когда «голова» «ухватила» «хвост», нужно поменяться ролями. Важно, чтобы все участники побывали в обеих ролях. Такая игра помогает детям, испытывающим проблемы в общении, стать увереннее в себе, успешно влиться в детский коллектив.

СЛОЖНОСТИ В НАЛАЖИВАНИИ ОТНОШЕНИЙ. Каждому человеку нужны друзья. Друзья для маленького ребёнка –это возможность вместе познавать окружающий мир – мир предметов, игр и человеческих отношений на доступном языке.  Отношения могут не складываться из-за стеснительности, неуверенности. Иногда дети не знают, что может быть интересно и привлекательно для других. В большинстве случаев детей-друзей связывает детский сад, прогулки во дворе или дружба родителей, которые часто проводят досуг вместе. Но далеко не каждый ребенок легко идет на контакт со сверстниками, некоторые из них замкнуты и практически не имеют  друзей. У вашего ребенка нет друзей? Конечно, это не может вас не тревожить. Дети должны учиться дружить с раннего возраста. Чем старше они становятся, тем труднее им заводить друзей.

Как преодолеть проблему:

  • научите своего ребенка разговаривать: формулировать свои желания, намерения, выслушивать другого человека. Друзья появляются у тех детей, которые умеют общаться.
  • Расскажите, как Вы приобретали друзей в детстве, в какие игры играли вместе с другими;
  • научите ребенка улаживать конфликты. Если он хочет, скажем, просто получить что-то без очереди, пусть, по крайней мере, постарается объяснить, что дает ему право торопиться.
  • следите, чтобы ребенок говорил не «Дай мне!», а «Можно я возьму?»
  • подскажите ребенку, что нужно не только привлекать внимание к себе, но и обращать внимание на окружающих.Если у него обновка, может сказать: «А у меня новые кроссовки!», но будет хорошо, если он заметит и чужую: «О, у тебя новое…»
  • дайте ребенку совет, если он хочет присоединиться к игре, хорошо бы прежде проявить интерес к тому, что делают ребята, заметить, задать вопрос: «Как здорово у вас получается!».Шансов, что его примут играть в таком случае гораздо больше, чем, если он просто подойдет и скажет: «Можно я буду играть с вами?». Создавайте ситуации, чтобы ваш ребенок мог заниматься чем-то вместе с другими детьми. В детстве делать что-то вместе важнее, чем говорить о чем-то. Дети получают удовольствие от общения именно в совместной деятельности.
  • учите ребенка знакомиться и заводить друзей. Знакомство – дело не простое, и ребенку нужно буквально подсказать, что именно он должен делать, чтобы оно удалось. Даже много раз подсказать, если это понадобиться.
  • чем труднее ребенку даются знакомства, тем важнее научить его этому умению. И здесь вы очень можете помочь своему ребенку.

Общение со сверстниками – важнейшая составляющая жизни ребенка в дошкольном детстве. Очень важно, чтобы это общение было полноценным и соответствующим возрасту ребенка. И задача родителей – сделать его таковым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....