Консультация для родителей "Безопасность ребенка дома и на улице"
консультация (средняя группа)

Мурко Елена Викторовна
 
КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ 
И 
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ДАННОЙ СИТУАЦИИ
 
 
Опасность первая . Острые, колющие и режущие предметы. 
Правило 1 . Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности. 
Опасность вторая . Электрические приборы. Они могут ударить током или стать причиной пожара. 
Правило 1 . Уходя из дома и даже из комнаты, обязательно выключай телевизор, магнитофон, утюг и другие электроприборы. 
Правило 2 . Никогда не тяни за электрический провод руками (а кота за хвост). 
Правило 3 . Ни в коем случае не подходи к оголённым проводам и не дотрагивайся до них. 
Опасность третья . Лекарства и бытовая химия. 
Правило 1 . Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это невкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом. 
Правило 2 . Что такое бытовая химия? Это стиральные порошки, средства для мытья посуды, средства от тараканов и многое другое. Дети, конечно не тараканы, но яд от тараканов действует и на людей. Поэтому ни в коем случае не открывай никаких упаковок с бытовой химией. 
Опасность четвёртая (невидимая и неслышимая). ГАЗ. 
Газ может быть очень опасен. Во-первых, скопившись на кухне, газ может взорваться. Во-вторых, им можно отравиться. Поэтому, почувствовав запах газа, соблюдай следующие правила: 
Правило 1 . Срочно скажи об этом взрослым. 
Правило 2 . Надо сразу же открыть окна и проветрить квартиру. 
Правило 3 . Проверь, закрыты ли краны на плите. 
Правило 4 . Немедленно позвони по телефону 04. 
Правило 5 . Ни в коем случае не включай свет и не зажигай спички. 
 
Если ты дома один, запомни следующие правила безопасности. 
Правило 1 . Ни в коем случае не открывай дверь, если звонит незнакомый человек. 
Правило 2 . На все вопросы и просьбы незнакомца отвечай "Нет". 
Правило 3 . Если в дверь звонит почтальон, монтёр, врач или даже милиционер, всё равно не открывай, если ты не знаешь этих людей. Преступники могут переодеться в любую форму. 
Правило 4 . Если незнакомый человек пытается открыть твою дверь, сразу же позвони в милицию по телефону 02 и назови свой точный адрес. 
Правило 5 . Если дома нет телефона, зови на помощь с окна или балкона. 
Правило 6 . На вопросы незнакомых людей по телефону: "Дома ли родители?" - отвечай, что дома, но они заняты и подойти к телефону не могут. 
Правило 7 . Не верь, что кто-то придёт или приедет к тебе по просьбе родителей, если родители сами не позвонили тебе или не сообщили об этом заранее. 
Опасности подстерегают тебя не только дома, но и на улице. Чтобы их избежать, надо соблюдать следующие правила. 
Правило 1 . Если ты потерял родителей в незнакомом месте, стой там, где ты потерялся. Если их долго нет обратись за помощью: на улице - к милиционеру, в магазине - к продавцу, в метро - к дежурному. 
Правило 2 . Никогда не ходи гулять без спросу. Родители всегда должны знать, где ты находишься. 
Правило 3 . Не играй на улице поздно. Происшествия чаще совершаются в тёмное время. 
Правило 4 . Не соглашайся идти с незнакомыми ребятами или взрослыми в чужой подъезд, подвал, на пустырь или другие безлюдные места. 
Правило 5 . Никогда не заговаривай на улице с незнакомыми людьми. Также никогда не разговаривай с пьяными. 
Правило 6 . Не принимай от незнакомых взрослых угощение. Даже если родители никогда не покупали тебе таких вкусных вещей. 
Правило 7 . Если ты увидишь на улице, в троллейбусе, трамвае, метро какой-нибудь предмет: коробку, сумку, свёрток, пакет - не трогай его. В нём может оказаться бомба. 
 
 
 
Пожары очень опасны. При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди. Запомни правила противопожарной безопасности. 
Правило 1 . Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров. 
Правило 2 . Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы. 
Правило 3 . Не суши бельё над плитой. 
Правило 4 . Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (и вообще лучше это делать только со взрослыми). 
Правило 5 . В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверцу (от выскочившего уголька может загореться дом). 
 
Правило 1 . Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или вылив кастрюлю воды. 
Правило 2 . Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 01 или попроси об этом соседей. 
Правило 3 . Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону 01 и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. 
Правило 4 . При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибают от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу дыма меньше. 
Правило 5 . При пожаре никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься. 
Правило 6 . Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут. 
Правило 7 . Когда приедут пожарные, во всём их слушайся и не бойся. Они лучше знают как тебя спасти. 
 
 
 
 
 
Лучший способ сохранить свою жизнь на дорогах - соблюдать Правила дорожного движения! 
Правило 1 . Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком "Пешеходный переход". 
Правило 2 . Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором. 
Правило 3 . Нельзя переходить улицу на красный свет, даже если нет машин. 
Правило 4 . Переходя улицу, всегда надо смотреть: сначала - налево, а дойдя до середины дороги - направо. 
Правило 5 . Безопаснее всего переходить улицу с группой пешеходов. 
Правило 6 . Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться. 
Правило 7 . Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре. 
Правило 8 . Если твои родители забыли, с какой стороны нужно обходить автобус, троллейбус и трамвай, можешь им напомнить, что: 
автобус, троллейбус, трамвай опасно обходить как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти улицу. 
Правило 9 . Вне населённых пунктов детям разрешается идти только со взрослыми по краю (обочине) навстречу машинам. 
 
Приятно в жаркий летний день искупаться в пруду или в реке! Но перед тем как зайти в воду, неплохо вспомнить правила безопасности поведения на воде. 
Правило 1 . Не стой и не играй в тех местах, откуда можно свалиться в воду. 
Правило 2 . Не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать или плаваешь плохо. 
Правило 3 . Ни в коем случае не ныряй в незнакомых местах. Неизвестно, что там может оказаться на дне. 
Правило 4 . Нельзя заплывать за буйки. 
Правило 5 . Нельзя близко подплывать к судам. Тебя может затянуть под винты. 
Правило 6 . Никогда не играй в игры с удерживанием "противника" под водой - он может захлебнуться. 
Правило 7 . Не пытайся плавать на самодельных плотах или других плавательных средствах. Они могут не выдержать твоего веса или перевернуться. 
Правило 8 . Не следует далеко заплывать на надувных матрасах и камерах. Если матрас или камера вдруг начнут сдуваться, ты можешь вместе с ними пойти ко дну. 
Правило 9 . Игры в "морские бои" на лодках, раскачивание лодки, хождение по ней или перегибание через борт очень опасны, так как лодка от этого может перевернуться.
 
Опасность может подстерегать и в  семье ребенка!
Признаки жестокого обращения и насилия
• Ребенок плохо развивается: его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту. 
• Ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет. Он апатичен, часто плачет или, напротив, агрессивен, вызывающе ведет себя. 
• Ребенок демонстрирует изменчивое поведение: то спокоен, то внезапно возбуждается, и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе. 
• У ребенка могут быть проблемы с обучением из-за слабой концентрации внимания, несобранности, усталости, недосыпания. 
• Ребенок проявляет отрицательное отношение к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений. 
• Ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки и раны. 
• Для ребенка характерны повторяющиеся жалобы на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления мочеполовых органов. 
Ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому взрослому. 
• У ребенка реакция испуга или отвращения на физический контакт с определенным взрослым. 
• Судорожно реагирует на поднятую руку (как бы сжимается, боясь удара). 
• Ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых; уходит от конфликтов, споров с другими детьми; гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех. 
• Он демонстрирует не соответствующее возрасту «взрослое» поведение, рационален, интересуется вопросами секса. 
• Рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах, которые якобы произошли с другими детьми. 
• У ребенка проблемы со сном, боязнь темноты, энурез. 
 
Еще раз подчеркнем: каждый из данных признаков и особенностей поведения ребенка не обязательно свидетельствует о том, что он подвергается жестокому обращению или насилию (в том числе и сексуальному). Но если они проявляются в том или ином сочетании, воспитателю следует обратить на это внимание.
 
Предлагаем  небольшой мониторинг  состояния ребенка в семье и в группе детского сада.
Изучение семейной атмосферы
ФИ ребенка____________________________________________________________
 Возраст_______________________________________________________________ 
 
1. У тебя два билета в цирк. Кого бы из своей семьи ты взял(а) с собой на представление_________________________________________________________
 
2. Твоя семья идет в гости, но один человек заболел и должен остаться дома. Кто это? ________________________________________________________________________
 
З. дома ты строишь из конструктора гараж. У тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь? __________________________________________________________________
 
4. Ты потерял(а) что-то очень дорогое для тебя. Кому первому ты расскажешь об этом? _____________________________________________________________________________ 
5. У тебя болит зуб, и ты должен (на) пойти к зубному врачу. С кем ты пойдешь к врачу? _____________________________________________________________________________
Данный вопросник поможет определить, с кем из членов семьи у ребенка наиболее положительные взаимоотношения, и с кем отношения складываются не очень благоприятно. Эти результаты могут быть хорошим поводом к размышлению и исправлению негативных причин.
                 Оценка неблагополучия ребенка в группе 
 
Фамилия, имя ребенка _____________________________________________________________________________ 
Возраст___________________ . Дата проведения наблюдения ________________________ 
 
 
Действия ребенка О Ч И Р Н 
1 Играет в одиночестве
2 Сидит в стороне и наблюдает за другими детьми
3 Попытки установить контакт с другими детьми терпят неудачу
4 Играет с одним и тем же ребенком
5 Не отходит от воспитателя, избегает других детей
6 Вступает в конфликт с детьми
7 Ссорится, обижает детей
8 Плачет
9 Жалуется воспитателю
10 Намеренно мешает детям (ломает постройки, прячет или разбрасывает предметы для игр)
Примечание: О очень часто, Ч — часто, И — иногда, Р — редко, Н — никогда.  
 
 
 
«Жестокое обращение с детьми: что это такое?»
     «Проблемные» родители — не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми — это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребенка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. 
       Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла. 
      Жестокое обращение в детстве воспитывает людей, социально дезадаптированных, не умеющих создать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости. 
       Задача педагогического коллектива детского сада состоит в том, чтобы из года в год совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы правового образования родителей. Но прежде всего самим воспитателям необходимо ориентироваться в проблеме. 
         Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка. 
 
Четыре основные формы жестокого обращения с детьми.
 
1. Физическое насилие — преднамеренное нанесение физических повреждений. 
 
2. Сексуальное насилие (или развращение) — вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не может предвидеть все негативные для себя последствия.                                                                                                                             
З. Психическое (эмоциональное) насилие — периодическое, длительное  или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. 
К психической форме насилия относятся: 
открытое неприятие и постоянная критика ребенка; 
— угрозы в адрес ребенка в словесной форме; 
— замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка; 
— преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка; 
— ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний; 
— однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму. 
 
 
4. Пренебрежение нуждами ребенка — это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. 
К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся: 
— отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи; 
— отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. 
 
      По данным европейских и американских исследований, в последние годы количество проявлений жестокого обращения с детьми и пренебрежения к их нуждам неуклонно растет. 
      Педагоги должны знать факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение с детьми в семье. Вот основные из них: 
— неполные или многодетные семьи, семьи с приемными детьми, наличием отчимов или мачех; 
— наличие в семье больного алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшегося из мест лишения свободы; 
— безработица, постоянные финансовые трудности; 
— супружеские конфликты; 
— статус беженцев, вынужденных переселенцев; 
низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции; 
— нежеланный ребенок; 
— умственные или физические недостатки ребенка; 
— трудный ребенок. 
В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите. Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком? Прежде всего, постараться завоевать доверие ребенка, наблюдать за его поведением, замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребенка дома, посмотреть в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, выразить свою озабоченность поведением ребенка в детском саду. Особого внимания требуют семьи, в которых существует установка на агрессию.
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezopasnost_rebenka_v_detskom_sadu_i_doma.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Повышение правовой компетентности родителей.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ

И

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ДАННОЙ СИТУАЦИИ

Опасность первая . Острые, колющие и режущие предметы.

Правило 1 . Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

Опасность вторая . Электрические приборы. Они могут ударить током или стать причиной пожара.

Правило 1 . Уходя из дома и даже из комнаты, обязательно выключай телевизор, магнитофон, утюг и другие электроприборы.

Правило 2 . Никогда не тяни за электрический провод руками (а кота за хвост).

Правило 3 . Ни в коем случае не подходи к оголённым проводам и не дотрагивайся до них.

Опасность третья . Лекарства и бытовая химия.

Правило 1 . Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это невкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.

Правило 2 . Что такое бытовая химия? Это стиральные порошки, средства для мытья посуды, средства от тараканов и многое другое. Дети, конечно не тараканы, но яд от тараканов действует и на людей. Поэтому ни в коем случае не открывай никаких упаковок с бытовой химией.

Опасность четвёртая (невидимая и неслышимая). ГАЗ.

Газ может быть очень опасен. Во-первых, скопившись на кухне, газ может взорваться. Во-вторых, им можно отравиться. Поэтому, почувствовав запах газа, соблюдай следующие правила:

Правило 1 . Срочно скажи об этом взрослым.

Правило 2 . Надо сразу же открыть окна и проветрить квартиру.

Правило 3 . Проверь, закрыты ли краны на плите.

Правило 4 . Немедленно позвони по телефону 04.

Правило 5 . Ни в коем случае не включай свет и не зажигай спички.

Если ты дома один, запомни следующие правила безопасности.

Правило 1 . Ни в коем случае не открывай дверь, если звонит незнакомый человек.

Правило 2 . На все вопросы и просьбы незнакомца отвечай "Нет".

Правило 3 . Если в дверь звонит почтальон, монтёр, врач или даже милиционер, всё равно не открывай, если ты не знаешь этих людей. Преступники могут переодеться в любую форму.

Правило 4 . Если незнакомый человек пытается открыть твою дверь, сразу же позвони в милицию по телефону 02 и назови свой точный адрес.

Правило 5 . Если дома нет телефона, зови на помощь с окна или балкона.

Правило 6 . На вопросы незнакомых людей по телефону: "Дома ли родители?" - отвечай, что дома, но они заняты и подойти к телефону не могут.

Правило 7 . Не верь, что кто-то придёт или приедет к тебе по просьбе родителей, если родители сами не позвонили тебе или не сообщили об этом заранее.

Опасности подстерегают тебя не только дома, но и на улице. Чтобы их избежать, надо соблюдать следующие правила.

Правило 1 . Если ты потерял родителей в незнакомом месте, стой там, где ты потерялся. Если их долго нет обратись за помощью: на улице - к милиционеру, в магазине - к продавцу, в метро - к дежурному.

Правило 2 . Никогда не ходи гулять без спросу. Родители всегда должны знать, где ты находишься.

Правило 3 . Не играй на улице поздно. Происшествия чаще совершаются в тёмное время.

Правило 4 . Не соглашайся идти с незнакомыми ребятами или взрослыми в чужой подъезд, подвал, на пустырь или другие безлюдные места.

Правило 5 . Никогда не заговаривай на улице с незнакомыми людьми. Также никогда не разговаривай с пьяными.

Правило 6 . Не принимай от незнакомых взрослых угощение. Даже если родители никогда не покупали тебе таких вкусных вещей.

Правило 7 . Если ты увидишь на улице, в троллейбусе, трамвае, метро какой-нибудь предмет: коробку, сумку, свёрток, пакет - не трогай его. В нём может оказаться бомба.

Пожары очень опасны. При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди. Запомни правила противопожарной безопасности.

Правило 1 . Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров.

Правило 2 . Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.

Правило 3 . Не суши бельё над плитой.

Правило 4 . Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (и вообще лучше это делать только со взрослыми).

Правило 5 . В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверцу (от выскочившего уголька может загореться дом).

Правило 1 . Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или вылив кастрюлю воды.

Правило 2 . Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 01 или попроси об этом соседей.

Правило 3 . Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону 01 и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры.

Правило 4 . При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибают от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу дыма меньше.

Правило 5 . При пожаре никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься.

Правило 6 . Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.

Правило 7 . Когда приедут пожарные, во всём их слушайся и не бойся. Они лучше знают как тебя спасти.

Лучший способ сохранить свою жизнь на дорогах - соблюдать Правила дорожного движения!

Правило 1 . Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком "Пешеходный переход".

Правило 2 . Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором.

Правило 3 . Нельзя переходить улицу на красный свет, даже если нет машин.

Правило 4 . Переходя улицу, всегда надо смотреть: сначала - налево, а дойдя до середины дороги - направо.

Правило 5 . Безопаснее всего переходить улицу с группой пешеходов.

Правило 6 . Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться.

Правило 7 . Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.

Правило 8 . Если твои родители забыли, с какой стороны нужно обходить автобус, троллейбус и трамвай, можешь им напомнить, что:

автобус, троллейбус, трамвай опасно обходить как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти улицу.

Правило 9 . Вне населённых пунктов детям разрешается идти только со взрослыми по краю (обочине) навстречу машинам.

Приятно в жаркий летний день искупаться в пруду или в реке! Но перед тем как зайти в воду, неплохо вспомнить правила безопасности поведения на воде.

Правило 1 . Не стой и не играй в тех местах, откуда можно свалиться в воду.

Правило 2 . Не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать или плаваешь плохо.

Правило 3 . Ни в коем случае не ныряй в незнакомых местах. Неизвестно, что там может оказаться на дне.

Правило 4 . Нельзя заплывать за буйки.

Правило 5 . Нельзя близко подплывать к судам. Тебя может затянуть под винты.

Правило 6 . Никогда не играй в игры с удерживанием "противника" под водой - он может захлебнуться.

Правило 7 . Не пытайся плавать на самодельных плотах или других плавательных средствах. Они могут не выдержать твоего веса или перевернуться.

Правило 8 . Не следует далеко заплывать на надувных матрасах и камерах. Если матрас или камера вдруг начнут сдуваться, ты можешь вместе с ними пойти ко дну.

Правило 9 . Игры в "морские бои" на лодках, раскачивание лодки, хождение по ней или перегибание через борт очень опасны, так как лодка от этого может перевернуться.

Опасность может подстерегать и в  семье ребенка!

Признаки жестокого обращения и насилия

• Ребенок плохо развивается: его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту.
• Ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет. Он апатичен, часто плачет или, напротив, агрессивен, вызывающе ведет себя.
• Ребенок демонстрирует изменчивое поведение: то спокоен, то внезапно возбуждается, и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе.
• У ребенка могут быть проблемы с обучением из-за слабой концентрации внимания, несобранности, усталости, недосыпания.
• Ребенок проявляет отрицательное отношение к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений.
• Ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки и раны.
• Для ребенка характерны повторяющиеся жалобы на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления мочеполовых органов.
Ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому взрослому.
• У ребенка реакция испуга или отвращения на физический контакт с определенным взрослым.
• Судорожно реагирует на поднятую руку (как бы сжимается, боясь удара).
• Ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых; уходит от конфликтов, споров с другими детьми; гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех.
• Он демонстрирует не соответствующее возрасту «взрослое» поведение, рационален, интересуется вопросами секса.
• Рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах, которые якобы произошли с другими детьми.
• У ребенка проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.


Еще раз подчеркнем: каждый из данных признаков и особенностей поведения ребенка не обязательно свидетельствует о том, что он подвергается жестокому обращению или насилию (в том числе и сексуальному). Но если они проявляются в том или ином сочетании, воспитателю следует обратить на это внимание.

Предлагаем  небольшой мониторинг  состояния ребенка в семье и в группе детского сада.

Изучение семейной атмосферы

ФИ ребенка____________________________________________________________

 Возраст_______________________________________________________________


1. У тебя два билета в цирк. Кого бы из своей семьи ты взял(а) с собой на представление_________________________________________________________


2. Твоя семья идет в гости, но один человек заболел и должен остаться дома. Кто это? ________________________________________________________________________

 
З. дома ты строишь из конструктора гараж. У тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь? __________________________________________________________________

 
4. Ты потерял(а) что-то очень дорогое для тебя. Кому первому ты расскажешь об этом? _____________________________________________________________________________

5. У тебя болит зуб, и ты должен (на) пойти к зубному врачу. С кем ты пойдешь к врачу? _____________________________________________________________________________

Данный вопросник поможет определить, с кем из членов семьи у ребенка наиболее положительные взаимоотношения, и с кем отношения складываются не очень благоприятно. Эти результаты могут быть хорошим поводом к размышлению и исправлению негативных причин.

                 Оценка неблагополучия ребенка в группе


Фамилия, имя ребенка _____________________________________________________________________________
Возраст___________________ . Дата проведения наблюдения ________________________

Действия ребенка

О

Ч

И

Р

Н

1

Играет в одиночестве

2

Сидит в стороне и наблюдает за другими детьми

3

Попытки установить контакт с другими детьми терпят неудачу

4

Играет с одним и тем же ребенком

5

Не отходит от воспитателя, избегает других детей

6

Вступает в конфликт с детьми

7

Ссорится, обижает детей

8

Плачет

9

Жалуется воспитателю

10

Намеренно мешает детям (ломает постройки, прячет или разбрасывает предметы для игр)

Примечание: О очень часто, Ч — часто, И — иногда, Р — редко, Н — никогда.  

«Жестокое обращение с детьми: что это такое?»

.
     «Проблемные» родители — не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми — это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребенка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
      Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
     Жестокое обращение в детстве воспитывает людей, социально дезадаптированных, не умеющих создать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.
      Задача педагогического коллектива детского сада состоит в том, чтобы из года в год совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы правового образования родителей. Но прежде всего самим воспитателям необходимо ориентироваться в проблеме.
        Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.


Четыре основные формы жестокого обращения с детьми.


1. Физическое насилие — преднамеренное нанесение физических повреждений.


2. Сексуальное насилие (или развращение) — вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не может предвидеть все негативные для себя последствия.                                                                                                                            

З. Психическое (эмоциональное) насилие — периодическое, длительное  или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
— угрозы в адрес ребенка в словесной форме;
— замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
— преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
— ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
— однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.


4. Пренебрежение нуждами ребенка — это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:
— отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
— отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.


     По данным европейских и американских исследований, в последние годы количество проявлений жестокого обращения с детьми и пренебрежения к их нуждам неуклонно растет.
     Педагоги должны знать
факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение с детьми в семье. Вот основные из них:
— неполные или многодетные семьи, семьи с приемными детьми, наличием отчимов или мачех;
— наличие в семье больного алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшегося из мест лишения свободы;
— безработица, постоянные финансовые трудности;
— супружеские конфликты;
— статус беженцев, вынужденных переселенцев;
низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;
— нежеланный ребенок;
— умственные или физические недостатки ребенка;
— трудный ребенок.
В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите. Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком? Прежде всего, постараться завоевать доверие ребенка, наблюдать за его поведением, замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребенка дома, посмотреть в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, выразить свою озабоченность поведением ребенка в детском саду. Особого внимания требуют семьи, в которых существует установка на агрессию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по обж "Игра брейн - ринг!" тема: Безопасность ребенка дома и на улице"

Обобщать и систематизировать знания детей  по личной безопасности.  Учить первой помощи в экстренных ситуациях....

Консультация для родителей: "Как одевать ребенка дома и на улицу".

Консультация для родителей: "Как одевать ребенка дома и на улице"....

консультация для родителей "Как одевать ребенка дома и на улице"

консультация для родителей "Как одевать ребенка дома и на улице"...

Консультация для родителей "Как одевать ребенка дома и на улице"

Консультация для родителей "Как одевать ребенка дома и на улице"...

Консультация для родителей "Безопасность ребенка дома и на улице"

Рекомендации для родителей как вести себя в различных ситуациях, чтобы помочь ребенку избежать беды....

Консультация для родителей "Безопасность ребенка дома и на улице"

Консультация для родителей "Безопасность ребенка дома и на улице"...

Консультация для родителей «Безопасность ребенка дома и на улице».

Главное преимущество дошкольников в обучении личной безопасности состоит в том, что дети данного возраста выполняют четко сформулированную инструкцию родителей в связи с возра...