Консультация для родителей "Семья на пороге школьной жизни"
консультация

Путнина Татьяна Альфредовна

Дополнительный печатный материал  информационного стенда для родителей:  "Структура психологической готовности к школьной жизни. Мотивы учебной деятельности у первоклассников. Стереотипы родительского поведения.  Памятка  "Будьте готовы!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_na_poroge_shkolnoy_zhizni.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Структура  психологической  готовности  дошкольника  к  школе

Личностная  готовность

  • Желание учиться.
  • Принятие новой социальной роли школьника.
  • Навыки самоорганизации и самоконтроля.
  • Управление своим поведением и познавательной деятельностью.

Интеллектуальная готовность

  • Наличие кругозора, запаса конкретных знаний.
  • Уровень развития психических процессов (восприятие, мышление, логика и др.), который позволит ребенку успешно овладеть школьной программой.

Социальная готовность

  • Кризис 7 лет.
  • Умение общаться со взрослыми и сверстниками.
  • Умение подчиняться интересам детской группы, способность справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Кроме вышеуказанных составляющих психологической готовности к обучению в школе выделяются:

  • Физическая  готовность

Подразумевается общее физическое развитие, состояние зрения, слуха, моторики, нервной системы.

  • Речевая готовность

Понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность речи.

  • Эмоционально-волевая готовность

Умение ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия.

Успешность  ребенка  в  школе

Успех ребёнка в учебной деятельности

Учебная деятельность – ведущая в этом возрасте.

Если ребенок успешен в учебной деятельности, он, как правило, занимает в классе позицию делового лидера.

Успех ребёнка во взаимоотношениях

со сверстниками

Отношения со сверстниками – значимая сфера для ребенка, связанная с его оценкой и признанием как личности.

Если ребенок успешен в общении со сверстниками, он может занять в классе позицию эмоционального лидера.

Мотивы  учебной  деятельности  у  первоклассников

  1. Внешний  мотив   (я хожу в школу, потому что мама заставляет).

  1. Социальный  мотив  (я хожу в школу, потому что это необходимо, чтобы в будущем получить профессию).

  1. Учебный  мотив  (я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, узнавать что-то новое).

  1. Мотив  оценки  (я хожу в школу, чтобы получать пятерки).

  1. Позиционный  мотив  (я хожу в школу, потому что раньше, в детском саду, я был маленький, а теперь я взрослый).

  1. Игровой  мотив  (я хожу в школу, потому что я люблю играть с ребятами).

Для  полноценного  психического  развития  дошкольника  необходимо  удовлетворять

 его  потребности:

  •   в  общении
  •   в  движении
  •   в  самоутверждении
  •   в  познании
  •   в  игре

Стереотипы        родительского    поведения

На первый взгляд безобидные фразы, часто используемые  взрослыми, могут  привести   к   школьным  неврозам.

  • Вот  пойдёшь  в  школу,  там  тебе…

  • Ты, наверное,  будешь  двоечником?

  • Знаешь, как мы будем  тебя  любить, если  ты  станешь  отличником!

  • Учись  так,  чтобы  мне  за  тебя  краснеть  не  приходилось!

  • Ты  обещаешь  мне  не  драться  в  школе  и  не  бегать,  а  вести  себя  тихо  и  спокойно?

  • Попробуй  мне  только  сделать  ошибки  в  диктанте!

Памятка  для  родителей   «Будьте  готовы!»

  • В течение учебного  года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Помните об этом и будьте внимательны к состоянию ребенка.   Это:

               -  первые  4-6 недель

               -  конец  2-ой четверти

               -  первая неделя после зимних каникул

               -  середина  3-ей четверти

  • Игрушки в портфеле – это «помощник» в адаптации ребенка к новым условиям  («часть своего дома»)
  • Кризис  7 лет. Ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. В этот период появляется негативная симптоматика: негативизм, упрямство, строптивость. Появляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения, паясничанье, вертлявость, клоунада. Ребенок говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута.  Такие особенности поведения семилеток свидетельствуют об «утрате детской наивности и непосредственности». Поведение ребенка в этом возрасте можно условно описать схемой: «захотел-сделал». Его поведение лишь постепенно становится осознанным. Возможности ребенка 7 лет еще очень ограничены. Это только начало формирования способности к анализу своих переживаний и отношений, поведение ребенка постепенно становится осознанным и тогда может быть описано схемой: «захотел-осознал-сделал».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для родителей "Семья на пороге школьной жизни"

Семинар - практикум для родителей "Семья на пороге школьной жизни" направлен на активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс, повышение педагогической компетентности родителей при...

Практикум для родителей "Семья на пороге школьной жизни ребенка"

Что же называется школьной готовностью. Готовность к школе — это совокупность определенных свойств и способов поведения ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных с...

Практикум для родителей "Семья на пороге школьной жизни ребенка"

Задачи: 1. Создать благоприятный микроклимат в группе, настроить на продуктивное общение. 2. Повысить компетентность родителей в вопросах подготовки ребенка к школе. 3. Расширить возможности поним...

Консультация для родителей "Семья на пороге школьной жизни ребенка"

Как подготовить ребенка к школе?(для родителей будущих первоклассников)Уважаемые родители! В этом году ваши дети пойдут в первый класс. Для того, чтобы вашему ребенку было легко учиться и он испытывал...

Консультация для родителей "Семья на пороге школьной жизни"

Готовность к школе — это совокупность определенных свойств и способов поведения  ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолж...