Консультация для родителей на тему: «Образная игра в жизни ребенка».
консультация (средняя группа)

Горькова Екатерина Викторовна

Данная консультация поможет родителям правильно организовать игровую деятельность с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Образная игра в жизни ребенка».

Сферы влияния игр на развитие детей

Во время игры происходит психологическое, физическое и личностное развитие человека. Именно поэтому нельзя недооценивать значение игры в жизни ребенка.

Основные области, на которые оказывается влияние игрового процесса:

  • Сфера познания окружающего мира

Игра помогает малышу лучше ориентироваться в окружающем мире, узнать о назначении предметов и их свойствах. Еще не умея ходить, малыш знакомится с предметами – кидает мячик, трясет погремушкой, дергает за веревочку и прочее. Каждое новое знание об окружающем мире улучшает память, мышление и внимание.

  • Физическое развитие

Подвижные занятия помогают малышам освоить разные движения, благодаря которым они улучшают свои двигательные навыки. В результате активных занятий ребенок учится владеть телом, становится гибче и сильнее.

  • Улучшение коммуникации и речи

Играя в одиночку, малышу приходится исполнять несколько ролей одновременно и проговаривать свои действия. И если развитие речи в этом случае неоспоримо, то улучшение коммуникативных навыков возможно только в командной игре.

Во время соревнования с несколькими участниками каждый учится соблюдать определенные правила и вести диалог с другими детьми.

  • Развитие воображения

Взрослым порой трудно включиться в игру чада, так как во время развлечения оно наделяет предметы необычными свойствами, расширяет воображаемое пространство и смотрит на мир с детской непосредственностью.

Для того чтобы лучше развивалось воображение, стоит предоставить возможность сыну или дочке самостоятельно фантазировать.

И несмотря на то, что ребенок знает, что игра ведется не по-настоящему, он с увлечением лепит пирожки из мокрого песка, а потом кормит ими куклу.

  • Проявление эмоций и развитие моральных качеств

Благодаря игровым сюжетам малыш учится быть доброжелательным и сочувствующим, проявлять смелость и решительность, становится честнее. В игровой форме родители и ребенок могут дать выход эмоциям, беспокоящим малыша (страх, тревога) и вместе решить сложные проблемы.

Е.Е. Кравцова выделяет 3 этапа развития детской игры:

-режиссерская игра. В режиссерской игре ребенок учится соединять отдельные предметы по смыслу и учится самостоятельно придумывать сюжет игры.

-Образно ролевая игра. Когда ребенок «примеряет» на себя свойство или функцию того или иного объекта.

Когда ребенок научился самостоятельно придумывать сюжет (т.е., другими словами, овладел режиссерской игрой) и получил опыт ролевого поведения (поиграл в образно-ролевую игру, попробовал перевоплощаться), то возникает основа для развития следующего вида игры:

-сюжетно-ролевой игры.

Остановимся на образной игре.Образная игра очень любима нашими детьми. Пожалуй, самая любимая, потому что в нее дети играют долго (с 2,5 до 8 лет).

Центральной она становится с 4-х лет, а начало приходится примерно на 2,5 года. В какой-то момент к вам на кухню может зайти не ваш любимый сыночек или дочка, а маленький котенок или львенок.

И здесь уже ребенок учится управлять не игрушкой, как в режиссёрской игре, а собой. Как правило, дети начинают с превращения в животных, это домашние животные, которые ближе всего к ребенку. Постепенно они могут брать на себя роли сказочных героев, потом уже образы людей. Теперь ребенку не нужна игрушка котенка, за которой он прятался в режиссерской игре, здесь можно стать самим котенком, львом, тигром, змеей, обезьяной, рыцарем, принцессой, спасателем, пожарником. Очень важно, что ребенок учится как бы овладевать образом и, соответственно, удерживать этот образ.

 

 Как взрослый может играть с ребенком в 4 года?

Всем очень хорошо знакома такая картина: мама опаздывает на работу и должна еще успеть завести в детский сад малыша, а он, как на зло, не идет быстро, а шаркает ногами. Мама торопит его, но безрезультатно. Подойдя к крыльцу детского сада, он вдруг не пошел по ступенькам, как все «нормальные» дети, а стал их «объезжать». «Что за ребенок такой!» — в сердцах говорит мама. «А я не ребенок, я — машина». Оказывается, малыш шаркал ногами не для того, чтобы мама опоздала на работу или чтобы в очередной раз «потрепать ей нервы», а лишь потому, что он — машина, а машина, как известно, не поднимает ноги-колеса, а плавно скользит по асфальту. Это и есть наша новая знакомая — образно-ролевая игра. Взрослый может поддержать игру, развивая сюжет с образом, который взял на себя ребёнок.

Например, приходит ваш сын или дочка и говорит: «мама, я кошка!».

Вы: «А я твоя хозяйка, какая же у меня кошечка! — гладим, чешем за ушком. — Дам ей молочка (наливаем в блюдечко и ставим на пол). А давай, я с тобой поиграю!». Делаете веревочку и играете в кошки-мышки.

Тем самым мы даем ребёнку возможность прожить образ котенка. У него самого еще не хватает сил и удерживать образ, и одновременно развивать сюжет. А образ очень хорошо проживается в сюжете. Сюжет — это каркас

Роль взрослого в образной игре

Взрослый дает информацию о персонаже, которым хочет быть ребенок. Это важный момент. Ребенок должен это увидеть. Образы можно брать из книг, детских энциклопедий, смотреть фильмы BBC, мультики. Можем просто задать образец игрового поведения, показав, как игровой персонаж может себя вести.
Обязательно нужны разные тряпочки, костюмы, другие атрибуты, которые могут подчеркнуть образ. Переодевание помогает перевоплотиться. Маленьким детям лучше максимально обставлять игровое пространство.

Чем старше ребенок, тем он проще перевоплощается, и ему не нужно много атрибутов. Он может все это вообразить.
В возрасте 3-5 лет атрибутика более важна, воображение развивается с опорой на предметную среду. А детям постарше можно сказать: «Давай представим, как будто здесь корабль!» — и им этого достаточно.

Важно какую-то часть комнаты предоставлять деткам для их игр и позволять превращать эту часть в игровое пространство: переставлять стулья, переворачивать, застилать одеялами, строить разные домики, что-то менять, приносить.
Также взрослые помогают ребенку быстро выйти из игры. Слова «стоп-игра» и снятие атрибутики в этом здорово помогают.

 

5 этапов развития детской образной игры

1 этап — имитация

Ребенок начинает имитировать поведение животных, как правило, без сюжета в 2,5-3,5 года. Просто сам факт перевоплощения для него очень важен. Я — бельчонок, я — собачка, я — кошечка.

 

2 этап — первые сюжеты

Ребенок изображает животное, образ которого проигрывает в несложном сюжете в 3,5– 4 года. Важно войти в игру и дать прожить малышу свой образ. Чем больше образов берет на себя и проигрывает ребенок, тем это лучше для его развития.

 

3 этап — полное погружение

Вход в образ и полноценное его проигрывание. Примерно в 4,5-5 лет. Может брать на себя образы растений и деревьев, машин и самолетов.

 

4 этап — сказка наяву

Малыш берет на себя образы сказочных персонажей, разыгрывает известные ему сюжеты и пытается сочинять свою сказку. Важно в этот момент помочь ребенку в развитии личных идей и не мешать ему, каким бы забавным и нереальным ни казался вам сюжет.

 

5 этап — настоящие профессии

В возрасте 5-5,5 лет дети входят в образы людей: кассиров, диспетчеров, спасателей, врачей. И как раз здесь происходит переход в центральную игру дошкольника — сюжетно-ролевую!
Задача взрослого — поддержать и развить сюжет, чтобы помочь ребенку проиграть образ.

 

Если в своих играх в период 2,5-4 года наши детки предпочитают выстраивать игровое пространство на столе, в коробке, в песочнице, на полу, то в образной игре уже занимается большее пространство комнаты.

Ребенок осваивает способность выделять и удерживать поведенческий контекст взятого на себя образа. Через проживание образа он готовит себя к тому, чтобы подчиняться правилам. Осваивает способность фиксировать образы соответствующими атрибутами. В этой игре активно развивается воображение и способности к перевоплощениям!

В образной игре ребенок учится управлять собой. Именно в этой игре у ребенка развивается способность к идентификации, т.е. когда мы можем присваивать себе черты других персонажей или других людей. Через это развивается чувствование, понимание других людей, эмпатия. И как раз к пяти годам ребенок может уже уйти от эгоцентрической позиции, когда не только «я» в центре, а вокруг меня люди, а когда есть еще другие люди, они тоже что-то чувствуют, что-то переживают. И у ребенка появляется такая способность – вставать на точку зрения другого человека.

Конечно, это не происходит прямо в пять лет, но зарождается и начинает развиваться именно в образной игре. Здесь ребенок, особенно те, которые хорошо вживаются в образы, может превращаться в один образ, другой… Он как бы прячется за этими образами и говорит: «Это я и вроде не я». И вот эта способность к идентификации позволяет ребенку перенимать, в том числе, ценности, обычаи и правила семьи, присоединяться к ним и сделать их своими. Очень и очень важная игра.

Хотите научиться сочинять сюжеты между делом, развить свою и детскую фантазию? Вам будет полезна школа-марафон «Страна Фантазия».
Запишитесь в список ожидания, чтобы ничего не пропустить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Роль рисования в жизни ребенка"

Для чего дети рисуют? Для одних - это мимолетное увлечение, для других -  это навсегда. А есть ли польза в рисовании? Что оно дает?......

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка в жизни ребенка»

Мы все очень хотим, чтобы детство наших детей было счастливым и продуктивным. а ведь имнно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, ребенок накапливает тот  опыт деятельности, от которо...

Консультация для родителей на тему "Роль книги в жизни ребенка".

"Люди перестают мыслить,когда перестают читать." М.Горький...

Консультация для родителей на тему «Зимние игры в жизни ребенка»

Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка, и поэтому рассматривается педагогической наукой как одно из главных средств воспитания....

Консультация для родителей на тему: "Подвижная игра в жизни ребенка"

Вся жизнь — игра... Как только малыш рождается, он сразу начинает играть, хотя еще долгое время он не знает, что это называется игрой... Игра самоценна. Она не обязательно должна иметь какой-то знач...

Консультация для родителей на тему: «Роль игры в жизни ребенка»

Каждый из нас хочет, чтобы наши дети выросли активными, умными, самостоятельными. Но не каждый знает, что первый, пусть самый маленький, но очень-очень важный шажок к этому – это игра (казалось ...