Класификация аутизма
консультация

Каверина Ксения Александровна

Аутисты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassifikatsiya_autistov.docx66.75 КБ

Предварительный просмотр:

Класификация аутизма

Аутизм(от греч. autos - сам) – термин введен в психиатрию Блейлером (Bleuler) для обозначения одного из самых типичных признаков схизофрении(Схизофрения-психическое расстройство, характеризующееся ухудшением восприятия окружающей действительности и значительной социальной дисфункцией это абсолютно тоже самое что и шизофрения). Это психопатологическое состояние, при котором происходит погружение человека в личные внутренниепереживания, вырабатывающиеся по особым законам, и отсутствуют умения связываться с внешними событиям. Расстройства аутистического спектра(РАС) — спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов. Центральными дефицитами у людей с РАС являются навыки разделенного (то есть согласованного с партнером по общению) внимания и реципрокности (взаимности) во взаимодействии.

Разновидности и классификация болезни Аутизм относится к группе, состоящей из 5 заболеваний, с расстройствами развития в раннем возрасте. Для них свойственны нарушение и задержка навыков социального взаимодействия, умственного восприятия, общения, узость интересов. По современному классификатору психических расстройств DSM-V, к аутистическому спектру относят:

• аутизм(синдром Каннера);
• синдром Аспергера;
• детское дезинтегративное расстройство;
• синдром Ретта;
• неспецифическое первазивное нарушение развития (илиатипичный аутизм).

По Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) к расстройствам аутистического спектра относятся:

•F84.0Детский аутизм
•F84.1 Атипичный аутизм
•F84.2 Синдром Ретта
•F84.3Другое дезинтегративное расстройство детского возраста
•F84.4Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями
•F84.5 Синдром Аспергера
•F84.8Другие общие расстройства развития1
•F84.9Общее расстройство развития неуточненное

Особенности каждого из этих расстройств аутистического спектра можно описать так:

- Синдром Аспергера отличается достаточно высоким интеллектом при наличии развитой спонтанной речи. Большинство таких пациентов способны к активной коммуникации и социальной жизни, в том числе с использованием речи. Многие врачи испытывают затруднения с диагностикой, потому что высокая функциональность заслоняет проблему, а проявления  болезни могут восприниматься как крайний вариант нормы или акцентуация личности.

- Классический аутизм (синдром Каннера) отличается полнотой клинической картины, когда присутствуют отчётливые признаки аномалий в трёх сферах высшей нервной деятельности (социальное взаимодействие, коммуникация, поведение). По степени тяжести данный вид значительно колеблется – от лёгкой до максимально тяжёлой.

- Неспецифическое первазивное нарушение развития (атипичный аутизм): нарушение выявляет себя далеко не всеми типичными аутистическими чертами, аномальные проявления могут охватывать только 2 из 3-х основных уязвимых сфер.

- Синдром Ретта: обычно болеют девочки, синдром протекает нелегко, часто появляется в младшем детском возрасте, может приводить к низкой функциональности к периоду окончательного взросления (даже при полной коррекционной помощи).

- Детское дезинтегративное расстройство: первые признаки появляются к 1,5-2 годам и вплоть до школы. Клинически часто выглядит как регресс уже освоенных навыков (разделённое внимание, речь, моторика).

Аутизм с синдромом Каннера.

Аутизм с синдромом Каннера характеризуется очень глубоким поражением личности и заметным отставанием в умственном развитии. Эта особенность является главным отличием синдрома Каннера от синдрома Аспергера, при котором в большинстве случаев наблюдается сохранность интеллекта или даже очень высокие интеллектуальные способности. Болезнь Каннера специалисты также называют процессуальным аутизмом, отличая его от непроцессуального (шизофренического) вида этого состояния.

Синдром Каннера зачастую сопровождается дополнительными физическими симптомами, которые наблюдаются и при менее глубоких формах аутизма – проблемы со сном, эпилепсия (порядка 30% случаев при каннеровском аутизме), расстройства ЖКТ и др. В перечень возможных сопутствующих осложнений входит и синдром кататонии.

По «усредненной» статистике, заболеваемость синдромом Каннера составляет 2–4 случая на каждые 10 тысяч детей. При этом у мальчиков данное состояние встречается втрое чаще, чем у девочек.

Причины возникновения заболевания

Конкретные причины, приводящие к возникновению синдрома Каннера на сегодняшний день не установлены, но по этому поводу существуют различные теории, основными из которых являются генная и тератогенная.

Генная теория предполагает возможность возникновения заболевания в связи с отклонениями на генетическом уровне. Тератогенная теория допускает, что синдром может возникнуть у плода из-за воздействия на организм беременной женщины различных неблагоприятных факторов, разрушительно влияющих на нервную систему будущего ребенка. К таким факторам теоретически относят:

   - неправильный рацион питания женщины, включающий продукты с содержанием нитратов, искусственных консервантов и других вредных веществ;
- вредные привычки будущей матери;
- применение некоторых медикаментов;
- тяжелые психоэмоциональные стрессы;
-  наличие некоторых инфекций, передающихся ребенку на внутриутробной стадии развития;
-  радиационное воздействие.

Кроме того, существуют и альтернативные гипотезы, согласно которым каннеровский аутизм способен развиться из-за иммунных, гормональных либо метаболических расстройств.

Характеристика синдрома Каннера

Как уже упоминалось выше, синдром Каннера характеризуется максимальной выраженностью аутистических проявлений – это состояние также называется «ядерной формой» аутизма. По своей природе каннеровский синдром является совокупностью симптомов, на основании которой может быть поставлен диагноз «тяжелый (врожденный) аутизм» или «низкофункциональный (врожденный) аутизм».

Особенности

В широком смысле признаки болезни Каннера сводятся к сильному и стойкому искажению нормальных психоэмоциональных процессов, в первую очередь – социального и когнитивного уровней. Более детальная симптоматика каннеровского аутизма выражается в следующих особенностях:

- патологическая замкнутость и отстранение от практически любых социальных контактов, включая внутрисемейное общение;

- выраженные проблемы развития речи. Во многих случаях люди с синдромом Каннера абсолютно не используют речь, а также не реагируют на обращенные к ним реплики, из-за чего производят впечатление глухих даже при нормальном слухе;

- нарушение сенсорных (чувственных) реакций: неправильная интерпретация мозгом сигналов, поступающих от органов чувств, недостаточная или чрезмерная чувствительность к внешним звуковым и световым раздражителям, запахам, вкусам, прикосновениям;

- поведенческая ритуализация, стереотипии (само- или аутостимуляция, называемая также стиммингом), заключающиеся в бесконечно повторяющихся бесцельных движениях, фразах или действиях с предметами. Иногда стимминг может проявляться и в аутоагрессии: дергании себя за волосы, расцарапывании кожи, битье головой о стены и т. д.;

- агрессивное поведение, направленное на других людей – попытки ударить, укусить, часто без видимой причины;
умственная отсталость.

Еще одной отличительной особенностью болезни Каннера является неспособность пациентов к контролю собственных эмоций, особенно деструктивных – гнева, тревоги, страха, неприязни, обиды и т. д., что нередко провоцирует агрессивное поведение.Тяжелым аутистам также часто свойственно «убегание» – беспричинный бег в произвольном направлении. При наличии такого симптома, в жилье рекомендуется установить сигнализацию и дверные замки «с секретом», которые сложно открыть.

Интеллект

Тяжелый или низкофункциональный каннеровский аутизм в большинстве случаев сопряжен с очень низким уровнем умственного развития. Это подтверждается даже тестами, базирующимися на невербальных методиках.

Но при этом следует понимать, что видимый низкий уровень интеллекта может оказаться ложным впечатлением. Достаточно часто люди с синдромом Каннера способны успешно обучаться языку жестов, навыкам использования электронных устройств и других сложных предметов. Иногда тяжелые аутисты даже демонстрируют завидное красноречие, если находят по-настоящему интересную для них тему или подходящий способ самовыражения. Все это дает повод заключить, что если не все, то по крайней мере некоторые каннеровские аутисты обладают гораздо более высокими интеллектуальными способностями, чем кажется на первый взгляд.

Симптомы синдрома Каннера у детей

Проявления каннеровского аутизма могут наблюдаться уже на первом году жизни ребенка, но к специалистам малыш обычно попадает лишь в 2–3-летнем возрасте, когда специфические «странности» становятся особенно заметными.

Нередко встревоженные родители приводят ребенка к педиатру с жалобами на нарушения слуха или к логопеду с жалобами на отсутствие речи – а в результате оказывается, что основная проблема просто «маскировалась» под более понятными для родителей нарушениями.

Самые ранние (до 12 месяцев) симптомы болезни Каннера таковы:

-очень слабая реакция на людей или ее полное отсутствие. Грудной малыш не оживляется при виде матери и никак не реагирует на ее уход;

-патологический страх звуков бытовых приборов (пылесос, кофемолка и т. д.), не проходящий со временем;

-младенец не принимает «позу готовности», когда его берут на руки;
-находясь на руках, малыш чрезвычайно пассивен, безвольно обвисает.

По прошествии времени (3–6 лет) детский аутизм с синдромом Каннера дополняется новой симптоматикой:

-погружение в себя, самоизоляция, отсутствие интереса к сверстникам, неспособность устанавливать контакт с окружающими;
-отсутствие зрительного контакта, взгляд «мимо» других людей;
-неспособность отличать живое от неживого – каннеровские аутисты часто относятся к людям как к неодушевленным предметам, иногда обладающим свойствами, которые интересуют ребенка. На этом основывается распространенное заблуждение родителей, которые приписывают внимание малыша своим личностям, тогда как для него важны лишь определенные функции – например, подача еды;
-холодность, отчужденность с близкими людьми, отсутствие эмоционального реагирования. В некоторых случаях ребенок может быть сильно привязан к матери, однако не проявляя при этом ласковости или радости от нахождения рядом с ней;
-отсутствие речи, упорное молчание с игнорированием любого обращения (мутизм) или реплики «в никуда», эхолалия (бессмысленное повторение чужих фраз, которое Каннер называл «попугайной» или «граммофонной» речью);
-ребенок может придумывать собственные странные правила обычных детских игр, игнорируя их общепринятые сценарии;
-неспособность понять опасность огня, кипятка, высоты и т. д.;
-приступы агрессии, направленной как на близких, так и на незнакомых людей, пытающихся пообщаться;
-ритуалы, многократные повторы определенных последовательностей действий или движений.


Дети с каннеровским аутизмом часто отличаются красивой внешностью, но их лица при этом отрешенны, сонны, задумчивы (Каннер называл это «лицо принца»). Если рядом присутствуют другие люди, выражение лица ребенка с синдромом Каннера обычно отличается настороженностью и напряженностью, которые сменяются удовлетворенностью, когда люди уходят.

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера представляет собой пожизненное расстройство, которое характеризуется выраженными трудностями в социальном общении, восприятии окружающего мира и стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и занятий.

Синдром Аспергера относится к одним из общих нарушений развития. Благодаря статистическим данным установлено, что синдромом Аспергера гораздо чаще страдают мальчики (около 80% всех зарегистрированных случаев).

Некоторые ученые утверждают, что данный синдром доказывает наличие существенной разницы в функционировании головного мозга мужчин и женщин, и поэтому мужчины чаще бывают гениальными и талантливыми.

Установлено, что данное расстройство психики было отмечено у Эйнштейна, Ньютона и современного режиссера Стивена Спилберга.

Виды

Термин «синдром Аспергера» был предложен психиатром Лорной Уинг, которая назвала расстройства социального общения и адаптации в честь педиатра и психиатра Ганса Аспергера, занимавшегося детьми с перечисленными дисфункциями психики.

Сам Аспергер называл этот синдром аутистической психопатией.
До сих пор не существует единого мнения, как называть данный симптомокомплекс: расстройством или синдромом. Было предложено переименовать синдром Аспергера в болезнь аутистического спектра с подразделением ее на степени тяжести. Синдром Аспергера имеет много общего с аутизмом, но также в корне отличается от него.

Причины синдрома:

Точные причины возникновения синдрома Аспергера не установлены, но предполагается, что он имеет те же корни происхождения, что и аутизм.

Основную роль в развитии данного расстройства отводят наследственности (генетическому фактору). Известно множество случаев, когда члены одной семьи имеют в той или иной степени выраженности синдром Аспергера.

Также считается, что на возникновение синдрома Аспергера влияют биологические и тератогенные (вредные) факторы, которые действовали на организм женщины в самом начале беременности (происходит нарушение формирования нейрофункциональных связей в головном мозге).

Кроме того, предполагается воздействие факторов окружающей среды после рождения, но эта теория не имеет научного подтверждения.

Проявление симптома Аспергера.

Синдром Аспергера является «скрытым расстройством», а это свидетельствует о том, что невозможно по внешнему виду заподозрить у кого-либо данное заболевание. Синдром Аспергера характеризуется известной «триадой нарушений»:

-социальная коммуникация
-социальное взаимодействие
-социальное воображение.

Понятно, что дети с синдромом Аспергера значительно отличаются от других детей. Более того, сам ребенок с данным синдромом рано или поздно замечает, что он не похож на остальных.

Социальное общение или коммуникация

В первую очередь это выражается в сложности понимания жестов, интонаций и выражении лица (то есть, трудности в вербальном общении).

Ребенок с синдромом Аспергера не вкладывает в свою речь различные оттенки тона в разговоре, и не понимает того же у других детей.

С виду больной ребенок кажется равнодушным и не способным к эмоциям. Это приводит к трудностям в общении и к неспособности завести друзей.

Такие дети не могут сообразить, как подобрать тему для разговора, а если он и состоялся, не могут понять, что пора его закончить или он неинтересен для собеседника.

Ребенок с синдромом Аспергера может использовать сложные слова и предложения, не в полной мере понимая их значение, но, тем не менее, ставят своими знаниями собеседника в тупик.

Также подобным детям характерно буквальное понимание той, или иной фразы, поэтому они не обладают чувством юмора, не понимают завуалированных оборотов речи (метафор, идиом), иронии и сарказма.

Люди с синдромом Аспергера не понимают неписаные социальные законы (например, нельзя нарушать жизненное пространство, то есть стоять слишком близко от собеседника) или могут завести диалог на неприятную тему для товарища. Окружающих их людей они воспринимают как непредсказуемых и способных ввести в замешательство.

Социальное взаимодействие или сотрудничество

Людям с синдромом Аспергера очень трудно создавать и поддерживать дружеские связи. Они не понимают, что дружба требует таких понятий, как умение ждать, сопереживать и сочувствовать, поддерживать друг друга, обсуждать не только темы, которые их интересуют, но и те, что интересны предполагаемому другу.

Некорректность, а нередко и бестактность в общении с другими отталкивает людей от них. Со временем больные с синдромом Аспергера могут научиться нормам поведения и понятиям дружбы, что скорее основано не на понимании всего перечисленного, а на интуитивном копировании (такие больные обладают очень тонкой душевной организацией) других людей.

Нередко больные с синдромом Аспергера обижают окружающих своими высказываниями, сами не желая и не понимая этого.

Социальное воображение

Люди с синдромом Аспергера нередко имеют богатую фантазию и воображение. Такие больные часто становятся известными учеными, писателями, музыкантами.

Единственное их отличие от здоровых людей состоит в том, что им трудно представить и предсказать другие варианты финала.

Им тяжело понимать точки зрения других людей, так как они отличаются от собственных.

Составляют определенную трудность и способность интерпретировать чувства, интонации и мысли других людей, так как они не воспринимают язык тела (жесты и мимику).

Люди с синдромом Аспергера не способны играть в творческие или ролевые игры, им трудно притворяться и изображать из себя кого-либо. Отдают предпочтение тем играм и занятиям, где требуется логика и последовательность действий (решение головоломок, математических задач, кроссвордов).

Другие признаки синдрома Аспергера

-Любовь к порядку
Считая мир хаотичным и беспорядочным, люди с синдромом Аспергера стараются наладить в своем маленьком мирке строгий и определенный порядок. Они создают определенные жесткие ритуалы и правила, строго им соответствуя и заставляют подчиняться этому окружающих.
Например, маршрут в школу или на работу должен быть одним и тем же, безо всяких отклонений и опозданий. Любой сдвиг в созданных ими правилах может привести к выраженной тревоге, и даже депрессии (перестановка в расписании уроков, смена движения автобуса определенного маршрута).

- Узкие и одержимые интересы
Индивидуумы с синдромом Аспергера склонны к чрезмерному сосредоточию и одержимости в коллекционировании, хобби и других увлечениях. Причем эти интересы бывают настолько узкими, что непонятны окружающим.
Например, они могут собирать коллекцию гимнов африканских племен, увлекаться и анализировать расписание поездов и прочее. Чаще всего интересы сводятся к средствам передвижения, компьютерам, математике, астрономии и динозавром. Знания в интересующей их теме настолько глубоки, что они без труда и с блеском работают в конкретной сфере.

-Сенсорные нарушения (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания)
Личности с синдромом Аспергера очень чувствительны и порой не переносят шум, яркий свет, резкие запахи и определенные виды пищи. Например, тиканье часов, которое нормальный человек не воспринимает уже через несколько минут, для них становится пыткой.

- Физическая неуклюжесть
Дети с синдромом Аспергера отстают в развитии навыков, которые требуют ловкости, например, плавание, езда на велосипеде и сталкиваются с трудностями развития мелкой моторики (писать, вырезать ножницами и другое).
У них страдает координация движений, походка может быть шатающейся и неустойчивой. Такие индивидуумы не способны совершать определенную последовательность мелких движений (например, вязание спицами или крючком).

-Проблемы со сном. Люди с синдромом Аспергера нередко испытывают трудности со сном (проблемы засыпания, ночные пробуждения и ранний утренний подъем).

Диагностика:

Диагностируется синдром Аспергера в промежутке от 4 до 11 лет. Чем раньше установлен диагноз, тем менее он травматичен как для семьи, так и для самого ребенка.

Для  постановки диагноза привлекается группа специалистов из различных областей (неврологическая, генетическая экспертизы, интеллектуальные тесты, психомоторные навыки, определение способности к самостоятельной жизни).

Кроме того, проводится обязательная беседа с родителями и с самим ребенком (в виде игр и общения).

Детское дезинтегративное расстройство.

Детское дезинтегративное расстройство – расстройство развития, напоминающее аутизм. Оно характеризуется как минимум двумя годами нормального развития, за которым следуют потеря развития языка, социальных и двигательных навыков. Детское дезинтегративное расстройство известно также как синдром Геллера, инфантильная деменция и дезинтегративный психоз.

Томас Геллер, австрийский педагог, впервые описал детское дезинтегративное расстройство в 1908 году. Это сложное психическое состояние, которое затрагивает многие области развития ребенка. Оно пересекается с распространенными расстройствами развития и связано с таким более известным и распространенным расстройством, как аутизм.

Первоначально синдром Геллера считался строго медицинским расстройством и, как полагали, имел идентифицируемые медицинские причины. Однако после того, как исследователи изучили несколько случаев детского дезинтегративного расстройства, они не обнаружили никакой конкретной медицинской или неврологической причины, объясняющей все случаи нарушения. По этой причине синдром Геллера был включен в диагностические и статистические руководства по психическим расстройствам.

Причины детского дезинтегративного расстройства

Причины детского дезинтегративного расстройства неизвестны. Однако исследования показывают, что оно имеет связь с нейробиологией головного мозга. Около половины детей с диагнозом детское дезинтегративное расстройство имеют аномальную электроэнцефалограмму – электрическую активность в головном мозге, вызванную передачей нерва. Детское дезинтегративное расстройство также иногда ассоциируется с судорогами, и это еще одно свидетельство того, что может быть задействована нейробиология головного мозга. Синдром Геллера иногда ассоциируется с такими диагностированными медицинскими нарушениями мозга, как лейкодистрофия и болезнь Шильдера; но ни одна болезнь, дефект мозга, расстройство или состояние не могут объяснить все симптомы и все случаи синдрома Геллера. Исследования усложняет достаточная редкость этого расстройства.

Симптомы детского дезинтегративного расстройства

Дети с детским дезинтегративным расстройством имеют, по крайней мере, два года нормального развития во всех областях – это понимание языка, речь, умение использовать большие и маленькие мышцы и социальное развитие. После этого периода нормального роста ребенок начинает терять навыки, которые приобрел. Эта потеря обычно происходит в возрасте от трех до четырех лет, но может произойти в любое время до десяти лет.

Потеря навыков может быть постепенной, но чаще происходит быстро в течение шести-девяти месяцев. Переход может начаться с необъяснимых изменений в поведении, таких как тревога или неспровоцированный гнев. Поведенческие изменения сопровождаются потерей коммуникационных, социальных и моторных навыков. Ребенок может перестать говорить или вернуться к одиночным словам. Такие дети часто имеют проблемы с контролем кишечника или мочевого пузыря и часто уходят в себя, отказываясь от социального взаимодействия со взрослыми или другими детьми. Они могут выполнять повторяющиеся действия и часто испытывают трудности с переходом от одной деятельности к другой.

Связь синдрома Геллера и аутизма у детей

Таким образом, детское дезинтегративное расстройство напоминает аутизм у детей. Однако при аутизме ранее приобретенные навыки обычно не теряются, а практически все дети с синдромом Геллера теряют речевые и социальные навыки. Около 90 процентов из них теряют навыки самопомощи (способность есть, мыться и ходить в туалет); а примерно такое же число имеет симптомы неспецифической гиперактивности. Через некоторое время регрессия прекращается, но ребенок обычно не восстанавливает утраченные навыки.

Детское дезинтегративное расстройство – редкое заболевание, гораздо менее распространенное, чем аутизм у детей. Считается, что лишь один ребенок из 100 тысяч детей имеет синдром Геллера. Возможно, что в реальности случаев синдрома Геллера намного больше. Долгое время считалось, что детское дезинтегративное расстройство встречается среди мальчиков и девочек в равной степени, но новые исследования показывают, что у мальчиков оно бывает в четыре раза чаще, а у многих девочек с синдромом Геллера на самом деле присутствует расстройство Ретта, заболевание, напоминающее детское дезинтегративное расстройство.

Диагностика синдрома Геллера

Синдром Геллера чаще всего диагностируется, когда родители пострадавшего ребенка обращаются к педиатру по поводу потери ребенком ранее приобретенных навыков. Врач проводит медицинский осмотр, чтобы исключить эпилепсию или другие медицинские условия. Также может быть назначено рентгеновское исследование, чтобы исключить травму головы или опухоль головного мозга. После медицинских осмотров и тестов ребенок направляется к психиатру, который специализируется на лечении детей и подростков.

Для постановки диагноза синдром Геллера, ребенок должен показывать потерю или регресс в по меньшей мере двух из перечисленных ниже областей. Обычно регрессия происходит в более чем двух областях. Это восприимчивые языковые навыки (понимание языка), выразительные языковые навыки (разговорный язык), навыки социальной адаптации или самопомощи, игра со сверстниками, двигательные навыки, потеря контроля кишечника или мочевого пузыря.

Дети с синдромом Геллера не могут вести беседу с другими людьми и часто не используют невербальные сигналы (улыбка, жесты, кивание головой и т. д.). Они также теряют интерес к игре и отношениям с другими людьми. Эти изменения не должны быть вызваны общим заболеванием или другим диагностированным психическим расстройством.

Детское дезинтегративное расстройство следует дифференцировать от аутизма у детей и таких других специфических распространенных нарушений развития, таких как болезнь Ретта. Оно также должно быть дифференцировано от шизофрении. Одно из отличий между синдромом Геллера и другими нарушениями развития заключается в том, что для диагностики детского дезинтегративного расстройства ребенок должен нормально развиваться в течение как минимум двух лет до потери навыков, а потеря последних должна произойти до десяти лет жизни. Рассказ родителей о развитии ребенка, записи в детских книгах, медицинские записи, хранящиеся у педиатра ребенка, домашне видео часто используются для документирования нормального развития ребенка в течение первых двух лет жизни.

Прогноз для детского дезинтегративного расстройства

Прогноз для детей с синдромом Геллера очень низок; и он хуже прогноза для детей с аутизмом. Когда навыки теряются, они обычно не восстанавливаются. Только около 20 процентов детей с диагнозом данного расстройства вновь приобретают способность более или менее сносно говорить. Большинство взрослых с этим заболеванием зависят от лиц, ухаживающих за ними.

Синдром Ретта

Синдром Ретта – врожденная патология головного мозга, характеризующаяся неполноценным развитием психики с нарушением интеллекта и приводящая к социальной дезадаптации. Это нервно-психическое генетическое заболевание обусловлено мутацией генов. Оно проявляется прогрессирующей умственной отсталостью преимущественно у девочек, гипотонусом мышц, шаткостью походки, сколиозом, запорами, утратой приобретенных навыков, дыхательными расстройствами, парезами и параличами. Механизм наследования синдрома Ретта – доминантный, сцепленный с Х-хромосомой. Синдром у мальчиков встречается крайне редко. У них он несовместим с жизнью.

Синдром был открыт в 1954 году психоневрологом из Австрии А. Реттом, благодаря которому и получил свое название. В отдельную нозологию он был выделен намного позже: примерно через 10 лет. Причины и патогенез патологии в настоящее время остаются неизвестными. Ученые считают, что спонтанная мутация генов Х-хромосомы — источник данной проблемы.

В течение первого года жизни больной ребенок нормально развивается. Ближе к полутора годам у девочек с синдромом Ретта начинают пропадать приобретенные речевые, моторные и предметно-ролевые навыки. Их движения становятся стереотипными, однообразными и заторможенными, теряют целенаправленный характер. Они заламывают руки, сжимают пальцы, потирают кисти. Больные дети общаются с большим трудом: они часто погружаются в себя, замыкаются, потом резко кричат, беспричинно плачут. Неестественный смех быстро сменяется диким визгом. Дети с синдромом Ретта – необучаемые. Они не могут даже самостоятельно передвигаться.

Внешние признаки патологии – маленькие руки и ноги, замедление темпов роста головы, признаки микроцефалии. Болезнь неуклонно прогрессирует и приводит к выраженной умственной отсталости, потере навыков самообслуживания и обездвиженности. Пациенты с синдромом Ретта склонны к желудочно-кишечным расстройствам и эпиприпадкам.

Диагностика заболевания заключается в проведении неврологического осмотра, МРТ головного мозга, ЭЭГ и молекулярно-генетического исследования. Синдром Ретта неизлечим. Больным показана симптоматическая терапия, целью которой является уменьшение выраженности отдельных проявлений недуга и облегчение общего состояния больного.

Причины

Этиопатогенетические особенности синдрома Ретта являются достаточно сложными. Они обусловлены взаимодействием различных генов и их влиянием на головной мозг. Первопричина патологии — спонтанная мутация гена Х-хромосомы, приводящая к прекращению его экспрессии. Этот ген кодирует специфический белок, регулирующий транскрипцию определенных участков ДНК. При синдроме Ретта нарушается ингибирование генов, что приводит к неправильному формированию нервной ткани. Еще одна теория происхождения патологии — ломкость одного из участков короткого плеча Х-хромосомы.

У больных нарушается ультраструктура нервных клеток: они уменьшаются в объеме, изменяется количество дендритов. Мозговые клетки не разрушаются, а начинают неправильно развиваться. Затрудненное образование нервной ткани никак не связано с процессом деструкции нейронов. Ученые отмечают, что при синдроме Ретта уменьшен размер головного мозга на 20% по сравнению с возрастной нормой. У пациентов преобладают процессы торможения в головном мозге. Это отражается на физиологии ЦНС, ее морфологическом строении и проявляется характерной клинической картиной.

Если в геноме данный ген отсутствует полностью, плод погибает внутриутробно. Летальное состояние в основном характерно для мальчиков. У плода женского пола имеется две хромосомы: одна нормальная, а вторая дефектная. Это позволяет дожить ему до рождения. У мужчин же имеется только одна X-хромосома. Если она несет дефектный ген, то у плода не остается нормальной копии гена, и он чаще всего погибает. В нетипичных случаях синдром Ретта развивается у мальчиков и сопровождается менее яркой клинической картиной.

В настоящее время к наследственной теории склоняется большинство ученых. Однако споры относительно этиопатогенетических факторов заболевания в ученом мире ведутся до сих пор.

Менее известная теория развития патологии — метаболическая. Смысл ее заключается в том, что недуг возникает в результате нарушения обмена веществ, вызванного дисфункцией митохондрий.

В настоящее время ни одна из этих теорий не доказана учеными. Они пока не смогли установить определенную закономерность, позволяющую утверждать стопроцентную взаимосвязь причины и следствия.

Факторы, способствующие развитию патологии:

-Неадекватное ведение беременности,
-Пристрастие будущей матери к вредным привычкам,
-Присутствие большого числа кровных связей в родословной человека.

Симптомы

Первые клинические признаки патологии возникают к концу первого года жизни. До года ребенок с синдромом Ретта растет и развивается обычными темпами.

Первые признаки недуга:
-
Гипотермия,
-
Гипергидроз,
-
Бледность кожи,
-
Трудности при переворачивании с живота на спину,
-
Проблемы с ползанием и сидением.

Больные дети отстают от сверстников в росте, имеют непропорциональные руки и ноги по отношению к туловищу, поздно начинают ходить, часто срыгивают, быстро и поверхностно дышат, страдают эпизодами внезапной остановки дыхания и судорожными припадками, имеют задержку моторики и речи.

У больных детей возникают специфические движения рук, пропадают навыки удерживания предметов, появляются монотонные движения – перебирание пальцев или хлопки на уровне груди, сжимание кулачков, сплетение пальцев, поднесение рук к лицу, засовывание их в рот, покусывания рук или удары ими по разным частям тела. Движения рук полностью не исчезают, они становятся необычными. Ментальное развитие характеризуется умственной отсталостью и отсутствием познавательной деятельности, быстрой потерей приобретенных навыков. У больных развивается микроцефалия, появляются судорожные припадки, формируется сколиоз, обусловленный дистонией мышц спины. Непропорциональность головы по отношению к остальным частям тела становится очень заметной ближе к году.

Больные дети асоциальны. Они не реагируют на любые внешние раздражители и похожи своим поведением на больных аутизмом. Гипервозбудимость, приступообразный плач, абсолютная беспомощность — характерные признаки патологии. Дети с синдромом Ретта могут подолгу раскачиваться из стороны в сторону и переминаться с ноги на ногу. У некоторых отмечается высокой болевой порог. Они проявляют агрессию по отношению к себе и окружающим: бьют близких и себя, кусают ногти, царапаются.

К четырехлетнему возрасту рост мозга у больных детей останавливается полностью. Это приводит к дисфункции вегетативной нервной системы. У ребенка замедляется рост скелета, атрофируются мышцы, перестают нормально работать внутренние органы.

Эпиприпадки, бессонница и деменция с возрастом сменяются паркинсонизмом, стойкими нарушениями работы сердца и сосудов, потерей волос. У больных часто наблюдается дисморфизм лица, придающий им особый внешний вид. Женщины с синдромом Ретта фертильны, то есть способны к зачатию ребёнка.

Прогрессирование заболевания характеризуется определенной стадийностью:

Первая стадия — стагнация. Она продолжается до 2,5 лет и проявляется следующими симптомами: снижением тонуса мышц, их слабостью, замедлением психомоторного развития, апатией, отсутствием интереса к окружающим людям и игрушкам, медленным ростом стоп и кистей в длину, недостаточным темпом роста головы, нарушением работы печени, сердца, ЖКТ. Лечение, начатое на таком этапе, может остановить прогрессирование синдрома Ретта.

Вторая стадия — регресс длится в среднем два года. Клиницисты диагностируют эту стадию как энцефалит. Клинические признаки становятся более выраженными. Ребенок беспокойный, капризный, плохо спит и быстро утрачивает приобретенные навыки. На этой стадии нарушается процесс дыхания: периодически возникает апноэ, появляются признаки гипервентиляции – приступы учащенных и глубоких дыхательных движений. Дыхательные нарушения возникают во время бодрствования больного и исчезают во время сна. Характерны неврологические нарушения: атаксия, эпиприпадки, частые стереотипии. Целенаправленные движения сменяются хаотичными неконтролируемыми жестами. Судорожные припадки сопровождаются заламыванием рук с резким переходом от отрешенности и безэмоциональности к громкому крику. Симптоматическое лечение синдрома Ретта на этой стадии остается безрезультатным.

Третья стадия относительной стабильности длится от 4 до 15 лет. Она отличается стабильным протеканием и возможным улучшением состояния ребенка. В это время признаки прогрессирования заболевания практически исчезают, нормализуется эмоциональный фон и сон. У больных учащаются судорожные приступы, формируется глубокая умственная отсталость, появляются гиперкинезы и экстрапирамидные расстройства, при которых подергивания сменяются «ступором» и онемением.

Четвертая стадия – уменьшение частоты эпиприпадков вплоть до их полного исчезновения. Больные теряют подвижность, возникает атрофия мышц, сосудистые нарушения в ногах, трофические язвы, различные формы искривления позвоночника. Возрастание тонуса мышц в отдельных конечностях приводит к образованию контрактур. У больных снижается масса тела вплоть до крайней степени истощения. Несмотря на существенные отклонения в физическом развитии, у пациентов отмечается полноценное половое созревание. Последняя стадия наблюдается у взрослых и длится до конца жизни пациента.

Все вышеперечисленные симптомы позволяют определить, на какой именно стадии находится больной с синдромом Ретта. Признаки заболевания могут варьироваться в зависимости от скорости прогрессирования болезни и некоторых индивидуальных особенностей организма.

Диагностика

Диагностика патологии основывается на данных анамнеза жизни больного и его неврологического статуса, результатах ядерно-магнитного резонанса и электроэнцефалографии, а также молекулярно-генетического анализа.

Характерные признаки синдрома Ретта, позволяющие заподозрить данный недуг:
-
нормальное развитие ребенка до 6-12 месяцев,
-
мышечная гипотония,
-
беспричинное беспокойство в раннем детстве,
-
атаксия,
-
частые эпиприпадки,
-
утрата приобретенных навыков,
-
умственная отсталость в более позднем возрасте,
-
атрофия мышц,
-
сколиоз,
-
судороги.

Специалисты измеряют окружность головы ребенка и детально опрашивают родителей. Визуальный осмотр позволяет обнаружить отставание больного в росте от своих сверстников, уменьшение окружности головы, отсутствие речи.

Инструментальная диагностика:

-Результаты МРТ головного мозга — малый размер органа, сглаженность мозговых извилин, отсутствие четкой границы между серым и белым веществом.
-Данные энцефалографии – снижение фоновой активности головного мозга и резкое ослабление реакции на внешние раздражители.
-Медико-генетический анализ дает точную диагностическую информацию путем обнаружения мутации гена Х-хромосомы. Молекулярное кариотипирование позволяет обнаружить отклонения в гене, связанные с развитием заболевания.
-УЗИ внутренних органов — вспомогательный метод, позволяющий установить данную патологию. У больных детей обычно недоразвиты почки, сердце, печень.
-Рентгенография стоп и кистей – укорочение локтевой, четвертой плюсневой и пястной костей.

Прогнозы

Прогноз синдрома Ретта неоднозначный. Заболевание неуклонно ведет к тяжелой умственной отсталости, ряду двигательных и неврологических нарушений. Продолжительность жизни пациентов с этой патологией при соответствующем уходе и симптоматическом лечении в редких случаях составляет 40-50 лет. Но чаще всего больные погибают в раннем детском возрасте. Основная причина летального исхода – дыхательная или полиорганная недостаточность.

В настоящее время ученые разрабатывают специальные стволовые клетки, которых помогут побороть страшный недуг. Их вживление в организм позволит успешно противостоять прогрессированию болезни. Современные ученые экспериментально доказали, что синдром Ретта и его признаки вполне обратимы. Если восстановить функции гена, то можно устранить неврологические нарушения, которые провоцирует данная мутация. Эти исследования дают родителям и медикам большую надежду на восстановление большинства утраченных функций.

Поскольку синдром Ретта является генетическим заболеванием, предупредить его развитие невозможно. Профилактика патологии заключается в проведении ультразвукового скрининга всем беременным. Супружеские пары, имеющие в анамнезе хромосомные расстройства, с профилактической целью получают консультацию у генетика. Генетические тесты в процессе вынашивания ребенка позволяют выявить отклонение и принять решение о целесообразности прерывания беременности.

Считается, что нарушения генотипа человека провоцируют негативные факторы — сложная экологическая обстановка и вредные привычки. Специалисты дают общие рекомендации своим пациентам: вести здоровый образ жизни, правильно питаться, заниматься спортом и следить за своим самочувствием. Женщинам в период беременности также необходимо следить за адекватным протеканием гестации и регулярно посещать акушера-гинеколога.

Синдром Ретта – редкое заболевание, которое преимущественно диагностируется у девочек. Его невозможно победить окончательно. Современная медицина предлагает различные лекарственные препараты для уменьшения симптоматики недуга. Родителям не стоит отчаиваться, а следует помнить, что больной ребенок нуждается в бережном отношении, в любви и поддержке. Выполняя весь комплекс врачебных рекомендаций, можно значительно облегчить состояние малыша и улучшить его жизнь.

Атипичным аутизмом (АА) или неспецифическим первазивным расстройством развития

Атипичным аутизмом (АА) или неспецифическим первазивным расстройством развития в психиатрической практике принято называть психоневрологическую патологию, связанную с нарушением мозговых структур и относящуюся к группе расстройств аутистического спектра (РАС).

Первые симптомы АА могут начать проявляться гораздо позже, чем симптомы «классического» аутизма и/или быть менее выраженными. Однако это не означает, что атипичный аутизм всегда протекает легче, чем обычный: нередки случаи, когда при АА некоторые аутистические проявления носят более тяжелый характер по сравнению с обычным аутизмом. «Атипичный» ребенок-аутист может обладать как высоким уровнем интеллекта и социализации, так и очень низким, вплоть до серьезных нарушений восприятия реальности, тяжелых речевых расстройств и умственной отсталости.

Достаточно часто атипичный аутизм у детей диагностируется в подростковом или даже юношеском возрасте, когда патологические особенности начинают проявляться уже слишком явно. Поэтому задача родителей – своевременно выявить даже минимальные отклонения поведения и развития малыша от нормы, чтобы оказать «скорую помощь» и не допустить развития тяжелой формы заболевания, с трудом поддающейся терапии.

Причины возникновения атипичного аутизма

Официальная медицина пока еще не сформировала единого мнения о причинах возникновения аутизма – как обычного, так и атипичного. В настоящее время аутизм в целом и АА в частности связывают с поражениями структур головного мозга, которые могут быть вызваны такими факторами, как:
-наследственность. Достаточно часто у детей с диагностированным атипичным аутизмом имеются родственники с РАС или какими-либо психическими отклонениями, способными вызвать развитие патологии;
-генетическая предрасположенность. По результатам современных исследований, некоторое отношение к аутизму имеют гены SHANK3, PTEN, MeCP2 и др. – однако спрогнозировать развитие РАС только на основании деятельности этих генов пока невозможно;
-некоторые заболевания. Нередко атипичный или классический аутизм может развиваться как сопутствующее состояние при каком-либо другом заболевании – например, эпилепсии, шизофрении, синдромах Дауна, Ретта, Мартина – Белл и др.;
-проблемы со здоровьем матери во время беременности (особенно ее первой половины) и/или родов – маточные кровотечения, внутриутробные инфекции, недоношенность плода, проблемные роды и т. д.;
-минимальная мозговая дисфункция (ММД), патологические изменения в головном мозгу (особенно в мозжечке и подкорковых зонах), недоразвитость левого полушария мозга.

Также существует пока официально не подтвержденная теория о том, что возникновению РАС, включая АА, могут способствовать детские прививки с использованием вакцин, содержащих ртуть.

Формы атипичного аутизма у ребенка

В Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) детский аутизм отмечается кодом F84.0. В свою очередь, атипичный аутизм по МКБ-10 разделяется на две основные формы в зависимости от наличия или отсутствия умственной отсталости (УО):

-АА с умственной отсталостью (код F84.11) – в данном случае в диагноз может быть включена УО с аутистическими характеристиками;
-АА без умственной отсталости (код F84.12) – интеллект пациента находится в пределах нормы, а в диагноз могут включаться атипичные детские психозы.

Также в МКБ-10 атипичный аутизм разделен на два подвида:
-
с дебютом в не характерном возрасте (позже 3 лет, тогда как классический ранний детский аутизм начинает проявляться еще во младенчестве);
-
с дебютом до 3 лет, но с атипичными симптомами (отсутствует полная клиническая картина детского аутизма). Этот тип патологии в основном распространяется на детей с явной УО.

Вне зависимости от диагностированной формы АА, полностью избавиться от него нельзя – однако, используя индивидуальный подход, можно заметно облегчить патологическую симптоматику при помощи специальной терапии.

Симптомы проявления атипичного аутизма у детей

По своей симптоматике детский атипичный аутизм похож на классический, но с менее широким диапазоном проявлений. Самые распространенные симптомы АА таковы:
-трудности при социальной коммуникации, которые могут быть диаметрально противоположными: если один атипично-аутичный ребенок старается всячески избегать контактов с людьми, то другой может испытывать дефицит общения, не понимая при этом, как «правильно» общаться с окружающими;
-проблемы с речью – в первую очередь это касается словесного формулирования собственных мыслей из-за ограниченного словарного запаса. Кроме того, ребенок может испытывать сложности с пониманием чужой речи, воспринимать буквально переносные смыслы, часто повторять одни и те же слова или фразы и т. д.;
-отсутствие эмоциональных проявлений, сопереживания. Дети, имеющие диагноз «атипичный аутизм», часто не умеют выражать эмоции, что создает впечатление полного безразличия к происходящему, хотя это не всегда так – вполне возможно, что ребенок все же испытывает эмоции, просто не способен их показать. Подобные эмоциональные нарушения часто связаны с непониманием невербальных сигналов – жестов, кивков, выражений лица, поз, зрительного контакта;
-ограниченное мышление, отсутствие его гибкости, стремление к шаблонам, педантичности, строгому распорядку, монотонности. Ребенку с АА бывает трудно адаптироваться ко всему новому, он может впасть в панику от любых, даже минимальных перемен в расписании дня, расположении окружающих предметов, появления новых людей или вещей – например, испугаться свечей на именинном торте, праздничных надувных шариков и т. д.;
-агрессивность, раздражительность, связанные с воздействием атипичного аутизма на нервную систему, которая становится обостренно чувствительной к любым раздражителям. Малыш может кусаться, толкаться, драться в ответ на самые «невинные» факторы – например, на предложение пойти домой, когда ему хочется еще погулять;
-отсутствие ролевых игр, трудности при выстраивании дружеских отношений с ровесниками;
-«узкие» интересы – ребенок может быть увлечен только машинками или только динозаврами, или только одним мультфильмом и т. д. Также малыш с АА может демонстрировать повышенную заинтересованность каким-нибудь предметом или его деталью безотносительно функционального назначения – например, играть с чашкой, не наливая в нее воду, или всегда носить с собой ногу от куклы;
-невыразительная мимика, практически полное отсутствие жестикуляции, «угловатые» движения.

В некоторых случаях в поведении ребенка могут присутствовать стереотипные действия. Также ранний детский атипичный аутизм может проявляться в виде различных сенсорных нарушений. Это связано с особенностями восприятия и обработки головным мозгом сенсорной информации (зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной, вкусовой) и может выражаться как:
-непереносимость прикосновений к коже (малыш протестует против объятий, мытья, одевания и т. д.);
-непереносимость прикосновений к голове, волосам (не желает стричься, причесываться, мыть голову);
-нелюбовь к музыке – всей подряд или какой-либо определенной (например, с участием скрипки);
-обостренное обоняние, повышенная чувствительность к отдельным запахам (например, бытовой химии);
-эпизоды «псевдоглухоты», когда ребенок не демонстрирует никакой реакции на оклики и громкие звуки, хотя в остальное время слышит и реагирует хорошо.

В некоторых случаях в поведении ребенка могут присутствовать стереотипные действия. Также ранний детский атипичный аутизм может проявляться в виде различных сенсорных нарушений. Это связано с особенностями восприятия и обработки головным мозгом сенсорной информации (зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной, вкусовой) и может выражаться как:
-непереносимость прикосновений к коже (малыш протестует против объятий, мытья, одевания и т. д.);
-непереносимость прикосновений к голове, волосам (не желает стричься, причесываться, мыть голову);
-нелюбовь к музыке – всей подряд или какой-либо определенной (например, с участием скрипки);
-обостренное обоняние, повышенная чувствительность к отдельным запахам (например, бытовой химии);
-эпизоды «псевдоглухоты», когда ребенок не демонстрирует никакой реакции на оклики и громкие звуки, хотя в остальное время слышит и реагирует хорошо.

Кроме того, малыш может категорически отказываться надевать любую одежду кроме нескольких «любимых» вещей, избегать некоторых цветов или их сочетаний, бояться дотрагиваться до каких-либо определенных поверхностей (шерсть, мех, металл и т. д.). Родители обязательно должны обратить внимание на подобные особенности, чтобы показать ребенка специалисту на самой ранней стадии проявлений атипичного аутизма.

Атипичная форма аутизма встречается достаточно редко – лишь в двух случаях из 10 тысяч. При этом мальчики страдают атипичным аутизмом гораздо чаще девочек (по различным данным – в 2–5 раз). В 2013 году специалисты из Йельского университета установили, что девочки имеют дополнительную генетическую «защиту» от аутизма, включая его атипичную форму.

Чем отличается атипичный аутизм от обычного

Зачастую «атипичные» дети-аутисты в первые годы жизни развиваются абсолютно нормально, а первые симптомы аутизма возникают у них гораздо позже 3 лет, тогда как классический аутизм обычно проявляется в более раннем возрасте. Также АА нередко возникает у детей, имеющих тяжелые специфические расстройства рецептивной речи и умственное отставание.

Рассматривая вопрос «что такое атипичный аутизм у детей», необходимо вспомнить описание классического аутизма, при котором наблюдаются проблемы в трех областях:
-поведение;
-коммуникативные навыки;
-социальные навыки.

В свою очередь, атипичный аутизм обычно включает в себя склонность к стереотипному/шаблонному поведению и проблемы в какой-то одной из двух областей:
-либо социальные навыки (в том числе взаимодействие с окружающими);
-либо коммуникативные навыки (в том числе вербальная и невербальная коммуникация).

При назначении курса терапии и индивидуальных дополнительных занятий необходимо обязательно учитывать форму АА, выявленную у ребенка – только так можно будет добиться положительных результатов.

Дети, подростки и взрослые с атипичным аутизмом обычно нуждаются в помощи, относящейся только к тем сферам, где их АА проявляется особенно сильно – в остальных же сферах они могут демонстрировать значительные успехи и без посторонней помощи.

Еще одним заметным отличием атипичного аутизма от обычного является то, что «обычные» аутисты гораздо чаще предпочитают общаться жестами, тогда как «атипичные» языка жестов не понимают.

Какие осложнения могут быть вызваны детским атипичным аутизмом

Атипичный аутизм может быть сопряжен с определенными трудностями в таких сферах жизни, как:
-обучение;
-социальное взаимодействие;
-сексуальные отношения, создание семьи;
-выбор профессии, рабочие процессы.

Без соответствующей терапии атипичный аутизм может приводить своих носителей к социальной изоляции, депрессии, суицидальной идеации. Если же АА протекает в сочетании с проблемами развития речи и умственной отсталостью, это влечет за собой и многие другие трудности в жизни пациента и его близких.

Диагностика атипичного аутизма

Перечисленные выше симптомы АА могут быть выраженными как явно, так и очень слабо – иногда даже специалисту бывает сложно интерпретировать симптоматику и поставить правильный диагноз, адекватно отличив атипичный аутизм от обычного, а также от синдрома Аспергера, шизофрении и др.

В некоторых случаях (при легких формах заболевания) симптомы могут быть крайне «размытыми» и завуалированными, поэтому для постановки диагноза будут необходимы:
-проведение всестороннего медицинско-психологического обследования с использованием специальных тестов;
-длительное наблюдение за поведением малыша с анализом его коммуникативных способностей, бытовых навыков, игрового поведения и т. д.

Зачастую, если специалист имеет основания полагать, что малыш болен, но его симптоматика отличается от привычной картины РАС из-за неполного соответствия характерных признаков – ребенку будет поставлен диагноз атипичный аутизм. При этом в США атипичный аутизм (а также синдром Аспергера) больше не выделяются отдельными диагнозами – таким пациентам теперь ставят общий диагноз «РАС». Не в последнюю очередь эта мера связана с субъективностью специалистов при диагностике аутизма, когда один и тот же ребенок может получить разные диагнозы у разных врачей. Общий диагноз позволяет применять терапию без оглядок на «легкость» или «тяжесть» формы расстройства.

Прогнозы для ребенка

Наиболее благоприятные прогнозы имеют дети с АА без умственной отсталости, родители которых обратились к специалистам своевременно – на самых ранних стадиях проявления заболевания. Однако в остальных случаях ситуацию нельзя назвать однозначной, поскольку сценарии развития атипичного аутизма могут быть самыми различными.

Некоторые взрослые атипичные аутисты, не получавшие никакой терапии, самостоятельно научились бороться со своими особенностями, затрудняющими нормальную жизнь в социуме. При этом известны и случаи, когда у детей, начавших лечение до 5 лет, симптоматика АА сохранялась и во взрослом возрасте. Однако обе эти ситуации являются достаточно редкими, а в большинстве своем дети с атипичным аутизмом без умственной отсталости демонстрируют прекрасные успехи именно при помощи настойчивой терапии.

Благодаря правильно подобранной методике удается остановить прогрессирование АА, а иногда и привести состояние ребенка в полную норму (при условии отсутствия умственной отсталости). Конечно, не исключено, что ребенок с врожденным атипичным расстройством аутистического спектра будет несколько отличаться от ровесников, однако при этом он сможет вполне полноценно развиваться и обучаться в общеобразовательных учебных учреждениях.

Не исключено, что в дальнейшем пациент с АА должен будет постоянно наблюдаться у невропатолога и/или психолога, психиатра. Специалисты помогут в своевременном выявлении обострений и не допустят регресса состояния.

ВАЖНО! Если вы замечаете, что поведение вашего малыша бывает «странным» или «неправильным» – постарайтесь как можно быстрее пообщаться по этому поводу со специалистом.

Список литературы:

https://www.ooazeya.ru/sites/default/files/doc/grineva-autizm.pdf

http://www.corhelp.ru/obshhie-voprosy/autizm-raznye-stepeni-tyazhesti/

https://aba-kurs.com/sindrom-kannera/

https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fhealth.yandex.ru%2Fdiseases%2Fnerves%2Fasperger&utm_source=yandex&utm_medium=search&utm_campaign=yandex-searchster&utm_content=disease

http://moskovskaya-medicina.ru/sovety/autizm-ili-detskoe-dezintegrativnoe-rasstroystvo.html

https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/genetic/Rett-syndrome

https://sindrom.info/retta/

https://aba-kurs.com/atipichnyj-autizm/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика развития речи при тяжёлых формах аутизма

В данном матеиале подробно описаны основные этапы работы по развитию речи у детей, страдающих аутизмом. Такая работа проводится в группе кратковременного пребывания детей, где неотъемлемой частью корр...

Аутизм и высокофункциональный аутизм.

Признаки и физиологические отклонения. Поведенческие отклонения. Сложности в социализации....

2 апреля - Всемирный день распространения информации об аутизме «АУТИЗМ - ДИАГНОЗ, КОТОРОГО НЕТ!»

В 2005 году крупнейшей американской организацией Autism Speaks («Аутизм говорит») была придумана акция «Зажги синим». В знак солидарности с людьми с аутизмом и их семьями, а та...

Консультация для родителей. Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде? Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.

Консультация для родителей.Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде?Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.  Родителя...

"Аутизм - что это за болезнь. Рекомендации родителям ребенка, страдающего аутизмом."

           Аутизм - что это за болезнь?            Трудно оставаться равнодушным, наблюдая за тем, как ребенок бо...

Консультация для родителей "Что такое аутизм?" ко всемирному дню распространения информации об аутизме.

Многих родителей волнует вопрос, как понять, что у ребенка аутизм и в каком возрасте это заболевание проявляется впервые? Чаще всего такой диагноз ставят детям в возрасте от 3 до 5 лет и называют его ...

Детский аутизм- как организовать занятия для детей с аутизмом

Игра и ее роль в психическом развитии ребенка...