Папка - передвижка "Автоматизация звуков в домашних условиях"
консультация

Ольхова Дарья Андреевна

Папка - передвижка "Автоматизация звуков в домашних условиях"

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

https://nsportal.ru/sites/default/files/media/2017/04/10/133521-bud.per_.jpg


Каждый родитель мечтает о правильной, "чистой" речи своего ребёнка. Путь к правильному звукопроизношению достаточно сложен и трудоёмок.

Что такое «автоматизация»?  Это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка.

Необходимы ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, постоянные занятия по введению и закреплению произношения поставленного звука в слогах, предложениях, текстах, и самое главное - в бытовой речи.

Очень часто можно наблюдать такую ситуацию: на занятиях у логопеда ребёнок произносит звуки правильно, но выйдя за порог логопедического кабинета тут же забывает о своём звукопроизношении и дальше общается на своём привычном языке, как будто и звуков-то никогда не произносил! Это вполне понятно и объяснимо - тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и ребёнку требуется постоянно прилагать некоторые усилия для правильного произнесения звука. При автоматизации звука в речи, неоценимо важной становится роль родителей. Ведь именно Вы, общаясь со своим ребенком "один-на-один", имеют возможность постоянно контролировать его речь. Это постоянное наблюдение за речью ребёнка, тактичное и ненавязчивое исправление неправильно произносимых звуков, способствует тому, что работа по автоматизации будет быстрой и успешной.

Зачастую "сломать" старый речевой стереотип бывает очень трудно.

Все дети разные и задача родителей заключается в том, чтобы найти правильный подход к своему ребенку. Родителям необходимо научиться "правильно", с особой осторожностью, указывать на ошибки детей. Вот несколько вариантов:

  • надо обязательно рассказать своему ребёнку о том, как Вам приятно слышать правильно произнесённые звуки и слова. Услышав в речи сына или дочери неправильно произнесенный звук нужно тактично попросить порадовать Вас и произнести неправильное слово еще раз, но уже "красиво".

  • -можно "удивиться" куда же пропал правильный звук? Затем ненавязчиво предложить отыскать "потерянный" звук и произнести слово еще раз.

  • -порой можно исправить ошибку в параллельном режиме, давая ребенку правильный образец. т. е. малыш неправильно произнес слово-взрослый тут же утрированно чётко повторяет это слово.

  • -хорошо определить в доме "место правильной речи", где ребенок должен стараться произносить поставленные звуки правильно, и постепенно расширять его.

Игровые приёмы в работе над автоматизацией звуков

Что же поможет нам разнообразить скучные занятия и сделать эту работу более увлекательной?
Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики.

«Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца.
«Цветок». Заданный слог (слово) проговаривается с постепенным разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
«Крыша». Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы. На каждое соединение произносим заданный слог (звук, слово).
«Пианино». Стучим по столу пальцами, имитируя игру на фортепиано. На каждое прикосновение называем слог или слово.
«Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1-4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.

      Если Ваш ребёнок любит рисовать или лепить, то ему отлично подойдут упражнения из второй группы приёмов. Это самая творческая группа. Автоматизация звука происходит в процессе продуктивной деятельности (когда результат деятельности какой-нибудь продукт – рисунок, аппликация и т. д.). Можно назвать следующие приёмы - рисование палочек, клеточек, кружочков, камешков, цветочков при одновременном произнесении материала. Интереснее будет, если это рисование будет по заданию.

    Например, нарисуем забор, чтобы коза не зашла в огород. Ребёнок проговаривает слово и рисует палочку – дощечку забора. Рисовать можно чем угодно: мелом, карандашами, красками. Можно рисовать на песке, манке.

  Лепка шариков из пластилина.

    Самая большая группа приёмов - упражнения с различными предметами.
Песочные часы – проговариваем речевой материал до тех пор, пока в часах не закончится песок.
Юла (маленький волчок) – проговариваем речевой материал, пока крутится волчок или юла. Можно использовать маленький волчок, который раскручивается пальцами. В этом случае упражнение будет развивать и мелкую моторику пальцев рук ребёнка.
Массажный мяч – проговаривание речевого материала сопровождается действиями с массажным мячом – поглаживанием, катанием, сжиманием.
Скрепки - скрепляем, друг с другом и получаем цепочку. Интереснее ребёнку будет, если скрепки разноцветные. На каждую скрепку называем звук (слог, слово, предложение).
Мяч - взрослый называет звук (слог, слово) и бросает ребёнку мяч. Ребёнок ловит мяч, повторяет речевую единицу и бросает мяч взрослому.
Сортировка мелких предметов - большой ёмкости перемешаны различные мелкие предметы. Это могут быть макароны разных сортов, фасоль, разноцветные пуговицы или бусины. Понадобятся и более мелкие ёмкости по количеству сортов предметов. Взрослый даёт задание, например, разложить пуговицы по размеру. Если ребёнок берёт крупную пуговицу, то он проговаривает слог «ша», если мелкую – то «шу», пуговицу среднего размера – «шо». Можно предложить припоминать слова с заданным звуком в начале, середине, конце.

Можно использовать различные дорожки и лабиринты. Их можно встретить в детских журналах, в интернете или нарисовать самим. Ребёнку предлагается произносить заданный звук до тех пор, пока он «бежит» по дорожке.
Можно выложить дорожку цветными камешками или ракушками для какого-нибудь героя.

Многие выше перечисленные приёмы способствуют не только повышению интереса ребёнка к занятиям, но и развивают дополнительные процессы: мелкую моторику, внимание, мышление, ловкость.


Необходимо помнить, что самое главное при выполнении всех этих упражнений – следить за правильным произнесением автоматизируемого звука и соблюдать рекомендации учителя – логопеда!

http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkBjhuSVC1JNGgl7zSWfnEHqaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей На тему: « Ура! Звук родился» Как закрепить правильное произношение поставленных звуков в домашних условиях.

Конспект семинара-практикума для родителей, целью которого является оказание помощи родителям в овладении основными приёмами автоматизации поставленных звуков....

папка-передвижка "Автоматизация звуков в домашних условиях"

Данный консультативный материал предназначен для знакомства родителей с приемами и игровыми упражнениями, которые можно использовать для автоматизации звуков в домашних условиях. Данные приёмы способс...

Папка передвижка "Игры в домашних условиях"

консультации для родителей...

Папка-передвижка "Как в домашних условиях развивать речь ребенка"

Папка-передвижка "Как в домашних условиях развивать речь ребенка"...

Автоматизация звуков в домашних условиях . Игры для автоматизации звука.

Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаю...

Работа над звуками в домашних условиях (звук Ш)

Работа над звуками в домашних условиях. Автоматизация и закрепление звука Ш....

Папка-передвижка для родителей "Автоматизация звуков в домашних условиях"

Папка-передвижка для родителей "Автоматизация звуков в домашних условиях"...