Консультации для родителей
консультация

Кондратюк Ольга Сергеевна

Предварительный просмотр:

  • Уважайте ребенка и принимайте его таким, как он есть. Будьте реалистичны в ваших ожиданиях и требованиях.
  • Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Изо дня в день время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку. Расписание нужно поместить так, чтобы ребенок мог его видеть. Эффективный способ напоминания для детей с СДВГ — применение специальных листов-памяток, которые напоминают о

важнейших делах и вывешиваются на видном месте. Кроме текста на этих листах можно

разместить соответствующие рисунки. После выполнения какого-либо задания ребенок

должен сделать определенную пометку.

  • Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
  • Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительный контакт.
  • В определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.
  • Избегайте мест и ситуаций, где собирается много людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее действие. Во время

игр ограничивайте ребенка одним партнером.

  • Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с

кубиками, раскрашивание и т. п.).

  • В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз,

когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах, повысит его самооценку. Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

  • Давайте ребенку возможность для расходования избыточной энергии. Полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, бег.
  • Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  • Ограничивайте выбор, но не навязывайте его.
  • Научите ребенка устраивать тихие перерывы.
  • Заранее договаривайтесь с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т. д. Желательно, чтобы об истечении времени ребенку сообщал не взрослый, а заведенный заранее

будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребенка

  • Выработайте совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
  • Выработайте и расположите в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада, дома. Просите ребенка вслух проговаривать эти правила.
  • Постарайтесь создать для ребенка тихую спокойную атмосферу в доме, следите за тем, чтобы звук телевизора, магнитофона или радио был слегка приглушенным, старайтесь не

разговаривать друг с другом или с ребенком на повышенных тонах.

  • Постоянно общайтесь с ребенком, читайте ему книги и обсуждайте их вместе, просите его помочь вам в выполнении домашних дел, дарите ему свое внимание и тепло. Относитесь с

должным пониманием к проявлению его индивидуальных особенностей.

  • Зная своего ребенка, проанализируйте, в какие часы суток и дни недели он допускает неадекватное поведение, и спланируйте это время так, чтобы отвлечь ребенка каким-то интересным занятием, привлекательным для него и дающим возможность реализовать накопленную энергию и чувства.
  • Будьте последовательны в своем воспитании. Если вы что-то запретили ребенку, то нельзя отменять этот запрет без каких-либо веских причин. Если вы попросили ребенка о чем-то,

добейтесь, чтобы он выполнил вашу просьбу, и поблагодарите его за это. Требований и

запретов к гиперактивным детям должно быть немного, но взрослые должны быть тверды и последовательны. Нельзя поддаваться настроению и в одних и тех же ситуациях то хвалить, то ругать, то оставаться безразличным к ребенку. Следите четко за выполнением ваших требований.

  • Инструкции, которые мы даем ребенку, должны быть понятными для него и очень короткими (желательно не более 10 слов). Чтобы импульсивный ребенок понял вас, прежде чем что-то сказать, продумайте и взвесьте каждое слово, затем установите контакт глаз

с ребенком, спросите, готов ли он вас слушать, и после этого говорите, подчеркивая голосом все ключевые слова.

  • В минуты, когда ребенок плохо понимает вас и не слушает, что вы ему говорите, используйте технику «заезженной пластинки» — уверенным голосом повторите свое

обращение к нему слово в слово 3—4 раза, делая длинные паузы. Обязательно добейтесь

своего, не меняя тактики. Когда ребенок выполнит вашу просьбу, похвалите его или просто скажите спасибо.

  • Научите ребенка способам совладания с гневом, ведь ребенок иногда и сам теряется от бурных проявлений собственных эмоций. Объясните ему, что он имеет право на любые

эмоции, но при этом покажите ему безопасный способ их проявления.

  • Иногда гиперактивный ребенок, перевозбудившись, не может сам остановиться. Помогите

ему, например, если это приятно ему, вместо нотаций и замечаний просто подойдите и крепко обнимите его. Иногда в такие минуты можно даже почувствовать, как ребенок «сдувается, будто воздушный шарик», прижимается к вам. Воспользуйтесь минутой затишья и предложите ребенку посидеть, полежать вместе, почитать книжку.

  • Старайтесь предотвращать плохое поведение ребенка. О том, что он должен делать в поездке или в походе в магазин, договаривайтесь с ним заранее. Скажите ему, что при

переходе через дорогу он должен держать вас за руку, а в магазине стоять рядом и если он выполнит эти ваши просьбы, он получит небольшую награду.

               

РЕКОМЕДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

images.jpg

Педагог-психолог:

Кондратюк О.С

  • Иногда родители в порыве гнева и нетерпения в ответ на бурные проявления и непослушание шлепают ребенка, однако эта мера воздействия может только усилить реакцию и вызвать негативные эмоции, протест ребенка. Кроме того, скорее всего, ребенок очень скоро переймет вашу манеру поведения в подобных ситуациях и будет позволять себе в общении со сверстниками и с вами проявлять агрессивные чувства и действия.
  • Используйте систему своеобразной «скорой помощи» при общении с гиперактивным ребенком:
  • предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность);
  • задать неожиданный вопрос; отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить,

повторить действия ребенка);

  • не приказывать, а просить (но не заискивать);
  • выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас);
  • сфотографировать ребенка или повести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;
  • оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);
  • не настаивать на том, чтобы ребенок, во что бы то ни стало, принес извинения;
  • не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит);



Предварительный просмотр:

                                «Что делать, если ребенок заикается?»

Заикание — своеобразное нарушение плавности речи. Начинается оно у детей с запинок, повторения или растягивания звуков и слогов в слове. Позже оно начинает сопровождаться заметным напряжением органов артикуляционного аппарата, дыхания, голоса. Попытки произвольно, по замечанию родителей, по заданию, преодолеть эти запинки обычно усиливают заикание,
У детей раннего возраста (в два, два с половиной, три года) оно может возникнуть «внезапно» в результате психотравмы — испуга, конфликта, при изменении условий жизни: неохотного хождения в детский сад, ревности к младшему брату или сестре (при бестактном поведении родителей). При этом заикание может то стихать, то появляться вновь, волнообразно, как бы рецидивируя. Заикание может иметь как острое психогенно-реактивное, так и постепенное начало. Внешним симптомом заикания являются тонические или клонические, или смешанные судороги, возникающие в органах речи больного. В зависимости от локализации судорог различают артикуляторную, голосовую, дыхательную, смешанную формы заикания. При заикании могут иметь место насильственные движения чаще в области мышц лица. Затруднения в речевой моторике могут сопровождаться сопутствующими движениями (постукивание, подергивание головой, корпусом). Отмечается общее напряжение, скованность движений, двигательное беспокойство. В дальнейшем у заикающихся формируются психические особенности, проявляющиеся в страхе речи, сложностях общения, логофобии.
Логофобии, как правило, не зависят от тяжести заикания, а являются индивидуальной патологической эмоциональной реакцией пациента на дефект речи. Фиксированность на дефекте является одним из основных факторов, усиливающих его.
Различают три степени тяжести: легкая, средняя, тяжелая. По течению заикания выделяют: постепенное, волнообразное, рецидивирующее.
Проводится только комплексная реабилитация, которая включает:
- индивидуальные или групповые логопедические занятия по специально разработанным программам;
- логоритмические занятия, целью которых является развитие ритмической организации речи и движений;
- психологические занятия, направленные на развитие социальной адаптации у детей и подростков;
- психотерапевтические занятия с родителями и детьми, целью которых является формирование здоровой личности ребенка (познавательной, эмоциональной, поведенческой сторон) ;
- медицинское лечение, которое проводится дифференцированно и включает общеукрепляющую, седативную и синдромную терапию (электрофорез, электросон, массаж, ЛФК).
Целесообразно после основного курса коррекции проведение поддерживающего курса наблюдения 3 раза в год, которое включает в себя осмотр логопеда, психолога, психиатра, чаще при самостоятельном к ним обращении.
Основным условием снятия заикания является мир в семье. Все вопросы по воспитанию ребенка должны решаться тогда, когда ребенок спит. В тех случаях, когда брак родителей распался, нельзя восстанавливать ребенка против отца, матери и других членов семьи. Ребенок не должен быть свидетелем семейных конфликтов, так как это закрепит у него заикание. Неспроста заикание называется логоневрозом.
Ни в коем случае не обсуждайте заикание ребенка в его присутствии с врачами и знакомыми. Желательно, чтобы ребенок вообще не слышал этого слова. Если в семье заикается кто-то из взрослых, то тот наверняка уже занимался с логопедом и знает, что говорить надо медленно, следя за своим речевым дыханием.
Для преодоления заикания необходимо, прежде всего, понять причину его возникновения. Оно чаще всего возникает в момент бурного развития у ребенка ситуативной речи, при непосильных речевых заданиях ему. Например, при поступлении в детский сад резко меняется не только среда привычной жизни малыша, но и необходимость в большем количестве общаться со значительной группой детей и новыми взрослыми (воспитательницами и другим персоналом). Ребенок оказывается в стрессовой ситуации. Чтобы ее преодолеть, надо на некоторое время взять его совсем из детского сада.
Не «прозевайте» момент возникновения заикания. Возьмите бюллетень, окружите ребенка усиленным вниманием: как можно чаще берите его на руки, удобно устраивайтесь на диване так, чтобы его головка или ручки прижимались к вам. Помогайте ему играть с куклами, машинками. На прогулках (в парке, а не во дворе) избегайте встреч с говорливыми знакомыми. При приготовлении пищи для малыша исключите все продукты, которые могут вызвать аллергию. Аллергия, простуда ослабляют организм и являются «хорошей» подкормкой заиканию. Но не забывайте о витаминах. Насильно не кормите ребенка. Например, если он ест только картошку и огурцы — пусть ест. Не желает, есть икру — не надо. В это время не водите ребенка в поликлинику. Дети, как правило, боятся людей в белых халатах. Но проконсультироваться у логопеда и врача надо. Не приглашайте гостей. Смягчите ревность к младшему ребенку. Объясните заикающемуся малышу, что он самый, самый любимый, умный и добрый. Будьте вежливы с ребенком.
Позже, когда заикание стихнет, приведите его в детский сад, в новый коллектив на несколько часов. Хорошо, если какое-то время он побудет там с мамой, общающейся с воспитательницей или другими сотрудниками. Спокойное поведение матери положительно скажется на состоянии ребенка, который постепенно освоится с помещением детского сада, присмотрится к игрушкам, к детям и как бы «плавно» войдет в новую среду.
Желательно понаблюдать, в каких ситуациях ребенок заикается больше. Как правило, оставаясь «наедине» со своими игрушками и разговаривая с ними, малыш перестает заикаться. Поэтому можно рекомендовать так называемый «режим молчания», когда ребенок в присутствии занятых каким-либо спокойным трудом родителей, также спокойно, молча занимается игрой в любимые игрушки. Не задавайте ребенку излишние, зачастую совсем ненужные вопросы, побуждающие его к ответам, без которых можно обойтись. Не просите ребенка выступать перед «публикой», читать стихи, петь песни и танцевать. Дети очень любят слушать уже знакомые, «тысячу» раз прочитанные сказки или маленькие рассказы. Поэтому, если в доме появилась новая, и, как кажется родителям, невероятно интересная книга, то сначала оставьте ребенка «наедине» с этой книгой, чтобы он рассмотрел ее картинки.
Книги со страшными для малыша картинками приносить в дом не надо, а если это уж сказка о бабе Яге, то сначала расскажите ребенку, как герой книги ее перехитрит, и баба Яга или Кощей будут побеждены отважным героем. И все же эти сказки лучше рекомендовать лишь после достижения ребенком пятилетнего возраста, до этого должно использовать более добрые сказки. Ребенок должен получать радость от общения с книгой.
Речь взрослого при рассказе по картинкам должна быть плавной, ненапряженной, общение с ребенком должно носить дружеский характер. Дети любят «свои», домашние сказки о приключениях их игрушек. Эти сказки, сочиняемые мамой на сон грядущий, требуют многократного повторения, изо дня в день, постепенного дополнения и развертывания сюжета. Так можно придумывать сказки о самостоятельном мячике или кукле и ее друзьях, о тракторишке-хвастунишке, о палочке-выручалочке, о солнышке, которое утром встает, днем на все посмотрит, улыбнется, на кого-то посердится или заплачет, поэтому пойдет дождик, а вечером пойдет спать и т. п. Фантазии мам можно позавидовать. Если собрать все сказки мам, то можно составить множество книг. Мамины сказки всегда добрые, спокойные, убаюкивающие.
Желательно, чтобы заикающийся ребенок, особенно до пяти лет, не много смотрел телевизор, так как нет-нет, а на экране внезапно появляются различные рекламы, пугающие ребенка не только своим резким и громким появлением, но и содержанием. Если же ваш ребенок уже привык к каким-то добрым детским передачам, то хорошо, если кто-то из взрослых будет сидеть рядом с ним и объяснять ему что-то непонятное, а прежде всего из чего сделаны куклы на телевидении, почему они такие веселые, необычные, кто эти куклы делает.
Ребенок должен знать, что в кино не настоящие живые куклы — что они придуманные, и он может сделать их с мамой из перчатки или другого материала.
Ребенок учится говорить, подражая речи окружающих, поэтому постарайтесь говорить с заикающимся ребенком нараспев, медленно, короткими предложениями без излишней эмоциональности, плавно. Но не требуйте от ребенка говорить медленно, не фиксируйте его внимание на речевом «спотыкании». Надо организовать речевой режим трех-четырех летнего заикающегося ребенка так, чтобы у него реже возникала необходимость говорить, отвечать на ваши вопросы.
Желательно, чтобы малыш привыкал играть с настольными играми, в лото, учился через раз, по очереди, выигрывать и проигрывать учился справедливости, преодолевая избалованность и капризы. Игра в мозаику не только успокоит его и внушит ему уверенность в умении складывать из частей целое (предварительно покажите ему, как это делается, но и разовьет у него мелкую моторику пальцев обеих рук. Для рисования давайте ребенку большие листы бумаги (обычный печатный лист или альбом). Ребенку нужен простор. Для рисования лучше давать фломастеры, краски или большие, «толстые» карандаши, так как обычные цветные карандаши быстро ломаются, начинается поиск заменителя, ребенок начинает нервничать.
Всегда хвалите ребенка за рисунки, лепку из пластилина, конструирование. Собирайте их в папку или коробку, создавая коллекцию. Уважайте труд ребенка.
Не доводите ребенка до слез. Это всегда приводит к усилению заикания. Научитесь отвлекать его от переживаний, и ни в коем случае не требуйте чего-либо от ребенка в повелительном тоне. Приучайте его к аккуратности, убирая игрушки, складывая одежду или шнуруя ботинки вместе. Щадите ребенка, и если нервничаете сами, спешите, опаздываете, то в этом виноват не ребенок, а вы и только вы, так как вы сами оказались недостаточно организованными. Ваша нервозность приводят к повышенному темпу вашей речи, резким интонациям — обратитесь к своему невропатологу, он даст вам успокаивающие лекарства, снимет стрессовое состояние во благо ребенку.
Умейте признавать перед ребенком свою вину и покажите своим примером, что нет ничего страшного в признании своих ошибок, это приведет к доверию ребенка к вам, к тому, что он не будет бояться вас, не будет бояться признаться в своем грехе. Не бойтесь, разбив чашку или уронив ложку, сказать при ребенке: «Ах, я растяпа! » или «Опять уронила! ». Слыша это, ребенок не будет испытывать чувство неуверенности, боязни и сможет без запинок рассказать о своей «беде» - рассыпал мозаику, отломал колесо у машины.
Помните, что вы ближайший и самый верный друг ребенка на всю его жизнь. Ребенка надо воспитывать на похвале, а не на окрике. Тогда и он будет в будущем вашим опорой.
Если заикание закрепилось, зафиксировалось, обязательно обратитесь к логопеду. Обострение заикания может наблюдаться в кризисные периоды (3- 7- 9-11-13, при поступлении ребенка в школу, смене учителей, нарастании учебной нагрузки. При обострении всегда консультируйтесь у психоневролога и логопеда.
Памятка для родителей.
1. Соблюдать режим дня.
2. Не перегружать ребенка развивающими стимулами, особенно эмоционально окрашенными, включая и эмоциональную игру.
3. Строго придерживаться медикаментозных назначений, сделанных врачом.
4. В период психокоррекционной работы с ребенком воспитывать его щадящим способом (не применять психотравмирующих наказаний; какие-то проступки, не опасные для жизни и здоровья, оставлять незамеченными) .
5. Большую часть дня заниматься теми видами деятельности, которые не требуют развернутой речи.
6. Стараться предупреждать запинки, произнося за ребенка то, что он хотел бы сказать или отвлекать его от речи тем или иным способом.
7. Никогда не сообщать ребенку, что он сказал плохо, и не просить, чтобы сказал хорошо.
8. Тактично напоминать вдохнуть больше воздуха и потом говорить (добиваться неосознанного, рефлекторного вдоха) .
9. Не требовать от ребенка, чтобы он говорил ритмизованно, но самим чаще говорить и читать с ритмом, чтобы «сработал» обезьяний рефлекс, и ребенок мог воспользоваться приемом ритмизации речи самостоятельно.
10. Стараться несколько раз в течение дня играть с ребенком в «ручки», сжимая то одну, то другую в такт произносимому тексту.
11. Следить за степенью постоянной физической нагрузки до ощутимой усталости, но не до изнеможения (ходьба, бег, плавание, велосипед, ритмические танцы, спортивные кружки) .
12. Первоначально ограничив контакты с детьми и взрослыми, на этапе улучшения организовать общение ребенка с другими детьми, контролируя эмоциональное перевозбуждение и конфликты.



Предварительный просмотр:

Филиал № 3 Муниципального автономного дошкольного

образовательного учреждения

«Верхнекетский детский сад»

Верхнекетского района Томской области

Консультация для родителей

«Психологическая помощь детям
с общим недоразвитием речи (ОНР)

и их родителям»

Педагог-психолог: Кондратюк О.С

Первый свой опыт общения с близкими людьми ребенок получает в семье. Если между ребенком и окружающими людьми возникает преграда и его контакты со старшими резко обедняются, то нормальное речевое развитие замедляется или же прекращается. При полноценном общении с окружающими дети быстро осваивают речевой опыт старших, что способствует формированию личности в целом, развитию основных психических процессов.

Родители должны внимательно относиться к общению с ребенком, уже в доречевой период. Хорошо, если ребенок узнает близких по голосу, поворачивает голову на зов, следит за губами говорящего, пытается подражать ему - все это способствует его речевому развитию, воспитанию слухового восприятия, становлению и развитию фонематического слуха (умение различать речевые звуки). Особенно большое внимание в первый год жизни нужно уделять развитию мелкой моторики рук, потому что центры, ответственные за движения руки, артикуляционные движения (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба), находятся в коре головного мозга в ближайшем соседстве. Развивая мелкую моторику рук, мы тем самым как бы готовим почву для артикуляторных движений. Помимо игр, развивающих ручной праксис («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Маленькие ножки шагают по дорожке» и т. д.), хорошо проводить массаж пальцев, особенно тщательно массируя их кончики, используя винтообразные движения то в одну сторону, то в другую сторону (до десяти раз).

Если же сенситивный период упущен, то возможны проблемы не только с устной речью, но и с письменной. И насколько родитель готов к осознанию и принятию дефекта своего ребенка, будет зависеть психологический климат в семье, характер личностных отношений и результаты развития.

Следует отметить, что, в целом, у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) отмечается высокий уровень тревожности (тест Амена) и низкие показатели в детском тесте Кеттелла по факторам А (общительность-замкнутость) и Н (социальная робость-смелость). У родителей же таких детей выявлен высокий уровень родительских притязаний на развитие ребенка, что дополнительно обостряет внутриличностные проблемы ребенка. Это связано с незнанием особенностей развития личности, так и нежеланием принять своего ребенка таким, как он есть. Поэтому работа должна вестись одновременно и с детьми и с их родителями.

В работе с детьми с ОНР хорошо зарекомендовали себя, так называемые, группы общения. Это небольшие группы, состав которых варьируется от 5 до 7 человек. Работа в этих группах ведется в следующих направлениях:

  1. повышение самооценки ребенка;
  2. обучение его способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
  3. развитие техники вербальной и невербальной коммуникации;
  4. выработка навыков владения собой, путем проигрывания различных ролей и ситуаций («искусство быть собой», «искусство быть другим»);
  5. организация общения в условиях групп кооперации;

Для снятия мышечного напряжения детям рекомендуются такие упражнения, как:

  1. «Драка»: направлено на расслабление мышц нижней части лица и кистей рук, обучение навыку произвольного снятия чувства тревоги, страха.
  2. «Котенок»: снятие эмоционального и мышечного напряжения, установление эмоционально положительного настроя в группе.
  3. «Покатай куклу»: повышение уверенности в себе.
  4. «Это я, узнай меня!»: развитие эмпатии.
  5. «Доверяющее падение»: снятие мышечных зажимов и т. д.

Для снятия психоэмоционального напряжения хорошо подходят занятия с применением элементов музыкотерапии. Известно, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему, облегчает установлению контакта с людьми (музыка Баха, Моцарта, Бетховена) Музыка Франсиса Гойи успокаивающе действует на нервную систему. Так же ее уравновешиванию способствует фонограмм леса, пение птиц (пьесы из цикла «Времена года» Чайковского). Цель занятий с использованием музыкотерапии: создание положительного эмоционального фона (снятие тревожности), стимуляция двигательных функций, развитие сенсорных процессов (ощущения, восприятия) и представлений, растормаживание речевой функции.

Музыкотерапия актуальна именно при работе с детьми-логопатами, т. к. для них важным является тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа и ритма, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков.

Приобрести уверенность в себе, повысить свою самооценку, отработать навыки поведения в той или иной ситуации хорошо помогают следующие упражнения:

  1. «Мимические упражнения».

Мимика говорит без слов о тех или иных чувствах и настроениях человека. Основные эмоции, которые можно выразить при помощи мимики: интерес, радость, удивление, печаль, страдание, отвращение, гнев, презрение, страх, стыд, вина. Имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет и психопрофилактический характер:

  • благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций,
  • активные мимические и пантомимические проявления чувств могут предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию,
  • могут быть найдены первопричины нервного напряжения у детей.
  1. «В лесу родилась елочка»

Упражнение направлено на развитие просодической речи (тембр, выразительность интонации) и обучение ребенка передавать то или иное эмоциональное состояние при помощи речи. Кроме того, данное упражнение дает ему возможность побыть в другом образе.

Следующие упражнения помогают развитию речи ребенка.

1) «Составь загадку».

Упражнение направлено на обогащение словарного запаса ребенка, развитие логического мышления. Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причем в них должны быть представлены все части речи – существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Должны присутствовать в словаре ребенка и обобщающие слова. Загадки с детьми составляются разными способами – это и подбор признаков к определенному предмету, подбор возможных действий к предмету, подбор предметов к заданному действию, нахождение общих названий (обобщающих слов) для группы однородных предметов.

2) «Да и нет, не говорите, черное с белым не берите»

3) «Чистоговорки»;

4) «Придумай стихотворение» и т. д.

В работе с родителями основное внимание уделяется как раскрытию особенностей развития личности ребенка, так и обучению родителей различным техникам, применяя которые ежедневно, они могут в домашних условиях помочь детям регулировать свое психоэмоциональное состояние и совершенствовать речь. В этом отношении очень хорошо зарекомендовала себя дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой. Было отмечено, что работа по данной методике улучшает у дошкольников психические функции памяти, внимания, речи, мыслительных процессов, благотворно влияет на эмоциональное состояние, а также повышает усидчивость на занятиях, корректирует поведение детей, способствует тренировке легких при пневмонии, помогает людям, страдающим астмой, снижает артериальное давление, способствует восстановлению функций голосовых связок, благотворно влияет на функциональное состояние нервной системы, на тонус коры головного мозга, на общее эмоциональное состояние человека. Еще одна методика, на которую следует обратить внимание родителей – это методика нетрадиционных способов оздоровления детей Т. В. Нестерюк. Предлагаемая система занятий комплексно воздействует на развитие ребенка. Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе, без, принуждения. Дозировка и темп зависят от возраста детей, настроения на данный момент от их состояния здоровья.

Основными целями проведения этих игровых упражнений являются

- профилактика простудных заболеваний, закаливание детей;

- развитие у детей умения быть здоровыми, внимательными, чуткими;

- обучение освобождаться от стрессов, перенапряжения;

В процессе игры дети «плачут» и смеются, могут вволю покричать и погримасничать, свободно выражая свой эмоции; они полностью раскрепощены и не думают о терапевтическом эффекте, который дают эти упражнения. Для них это только игра, а в результате, кроме радостного настроения и хорошей мышечной нагрузки, дети успокаиваются, становятся добрее, мягче.

Предлагаем вашему вниманию элементы вышеуказанных техник и методик. Они достаточно просты в применении и родители легко могут научиться проводить данные упражнения с детьми ежедневно в домашних условиях.

Психогимнастика

  1. Игра «Веселая пчелка». Вдох свободный. На выдохе произнести звук «з-з-з-з». Представляем, что пчелка села на нос, руку, ногу. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определенный участок тела.
  2. «Остров плакс». Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но дети-плаксы отталкивают его и продолжают реветь. При этом головы должны быть подняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипывание - вдох без выдоха (3-5 минут). Благодаря этому упражнению происходит насыщение крови кислородом.
  3. «Холодно - жарко». Подул холодный северный ветер, дети съежились в комочки. Выглянуло летнее солнышко, можно загорать. Дети расслабились, обмахиваются платочками или веерами (2-3 раза). Происходит расслабление и напряжение мышц туловища.

Дыхательная гимнастика

Цель - научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

  1. Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице - вдох. Вдох левой ноздрей, правая ноздря закрыта, выдох правой (при этом закрыта левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.
  2. Сделать 8-10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.
  3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м - м - м -м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.
  4. Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г - м - м - м», на выдохе то же самое, закрыть левую ноздрю.
  5. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-легочный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

«Полет самолета»

Дети-самолеты «летают» со звуком «у». При выполнении пилотажа взлет - звук направляется к голове, при посадке - звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в заданном темпе по представлению.

Мимические упражнения.

  1. Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить его. Совсем 
    расслабить. Постараться сохранить лоб абсолютно гладким хотя бы в 
    течение одной минуты.
  2. Нахмуриться (сердитесь) - расслабить брови.
  3. Расширить глаза (страх, ужас) - расслабить веки (лень, хочется подремать).
  4. Расширить ноздри (вдыхаем - запах; выдыхаем страстно) - расслабление.
  5. Зажмуриться (ужас, конец света) - расслабить веки (ложная тревога).
  6. Сузить глаза (китаец задумался) - расслабиться.
  7. Поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение) - расслабиться
  8. Оскалить зубы - расслабить щеки и рот.
  9. Оттянуть вниз нижнюю губу (отвращение) - расслабление.

Цель этих упражнений - усилить мышечное чувство лица.

В процессе занятий родители могут видоизменять те или иные упражнения, добавлять свои собственные, вносить элементы игры. С этой целью, в качестве примера, можно воспользоваться и ролевой гимнастики В. Леви, например:

Посидеть как: пчела на цветке, побитая собака, невеста на свадьбе, наездник на лошади, преступник на скамье подсудимых и т. д.

Походить как: младенец, глубокий старик, лев, пьяный, горилла, артист на сцене и т. д.

Улыбнуться как: кот на солнышке, собака своему хозяину, само солнышко и т. д.

Попрыгать как: кузнечик, козел, кенгуру и т. д.

И дальше в том же духе! Побольше фантазии и игры! Ведь именно в этом случае родители хоть на короткое время «возвращаются» в детство, а значит, они способны лучше понять, почувствовать своего ребенка и помочь ему. Ведь главная задача воспитания - создать вокруг ребенка такую среду, чтобы он мог развиваться сам, активно строя свою неповторимую личность. И только в таком совместном творчестве рождается гармоничная, конкурентоспособная, а, главное, счастливая личность!

Литература:

  1. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. Ред. Л. М. Шипицыной //СПб. ,1998
  2. Леви В. Л. Искусство быть собой // М. : Знание, 1990.
  3. Леви В. Л. Искусство быть другим // М. : Знание, 1980.
  4. Лютова Е. К. , Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. // СПб. : Речь, 2003.
  5. Нестерюк Т. В. Дыхательная и звуковая гимнастика// М. : - Издательство "Книголюб", 2007.(Педагогика оздоровления).
  6. Щетинин М. Н Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой // М. :- Издательство АСС-центр, 2009.



Предварительный просмотр:

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ГРЫЗЕТ НОГТИ?


    Наиболее распространенными патологическими привычками у детей дошкольного возраста являются такие привычки, как сосание предметов, сосание пальца, грызение ногтей, онанизм (мастурбация). Реже у дошкольников встречаются болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация). В основе патологических привычек лежит фиксация тех или иных действий. Для того чтобы помочь детям избавиться от патологических привычек, родителям и педагогам необходимо, прежде всего, понимать природу этих привычек.
   Дети часто грызут ногти - для них это способ успокоиться, снять стресс. Поводов для тревоги у ребенка предостаточно – мы, взрослые, часто не подозреваем о них или недооцениваем степень их воздействия.
Чтобы успокоиться, дети часто грызут 
ногти, обкусывают заусенцы, сосут палец, раскачиваются взад-вперед (младенцы) или прикасаются к волосам. Прежде всего, важно понять, почему ребенок так подбадривает, успокаивает себя. Ведь стрессам подвержены не только мы, взрослые, но и наши дети, включая самых маленьких.
  Поводов для тревоги у них предостаточно – взрослые часто не подозревают о них или недооценивают степень их воздействия. Дети боятся заболеть или потерять родителей; боятся скуки, страшатся идти в школу, опасаются, что с ними никто не захочет дружить. Еще один источник стрессов – приближение Нового года, ожидание переезда на новую квартиру, и конечно же, рождение младшего брата или сестры.
  Возможно, характер и темперамент вашего ребенка таков, что подобный стресс для него может вызвать у него отчаяние, ощущение катастрофы. Если 
ногти обгрызаются в кровь, а волосы ребенок не гладит, а выдергивает, значит, тревога достигла пика и необходимо прибегнуть к консультации специалиста. Иногда бывает достаточно нескольких сеансов психолога, чтобы устранить ее. Если же пока дело не дошло до такой серьезной стадии, вы можете при случае напомнить ребенку, что не следует причинять себе вред и важно заботиться о своей гигиене. В целом, старайтесь не сосредотачивать пристальное внимание на ногтях, иначе вы рискуете дать еще один повод для стресса.
  Лучше уделить больше внимания его самочувствию, поговорить по душам, чтобы помочь выразить беспокойство, научить справляться с тревогой. Подумайте также, не отзывается ли бессознательно ваш ребенок на ваши собственные тревоги и взрослые проблемы, и если да, то в какой мере? Постарайтесь смягчить немного свои требования к нему во всех областях: воспитании (вы не слишком строги?), школьных и внешкольных занятиях. Очень важно, чтобы у ребенка оставалось достаточно времени на то, чтобы помечтать и сбросить напряжение.

    Известно, что патологические привычки уменьшают отрицательные эмоциональные переживания у ребенка (неудовлетворенность, противоречивые чувства к близким ребенку людям) и способствуют снятию эмоционального напряжения. Фиксации патологических привычек помогает и чувство удовольствия, которое испытывает ребенок, и повышенное внимание окружающих взрослых к этим действиям ребенка. Необходимо помнить, что при подавлении патологических привычек у ребенка усиливается чувство внутреннего напряжения. Более того, подавив одну привычку у ребенка дошкольного возраста, мы тут же получаем взамен другую. Особая трудность заключается в том, что в большинстве случаев у дошкольников отсутствует стремление к преодолению патологических привычек, более того, часто отмечается активное сопротивление попыткам взрослых устранить привычные и приятные для ребенка действия (понимание патологических привычек как отрицательных появляется у ребенка лишь к концу дошкольного возраста). Наряду с общими чертами патологические привычные действия имеют присущие каждому из них особенности, а значит, и способы преодоления.

Что нужно делать:

© Необходимо понять, почему ребенок грызет ногти (компенсирует недостающее внимание к себе, стабилизирует свое эмоциональное состояние и др.). Прежде чем пробовать отучить ребенка, необходимо подумать, что можно предложить ребенку взамен этой привычки, доставляющей удовольствие;

© Установить доверительный контакт с ребенком, позаботиться о своевременном успокоении ребенка и снятии беспокойства;

© Создать условия для разнообразия впечатлений ребенка и использования при взаимодействии с ребенком подвижных, эмоционально насыщенных игр;

© Необходимо научить ребенка адекватным способам выражения агрессии. Позволять ребенку свободно, адекватными способами выражать свою агрессию, гнев. Для этого дома необходимо иметь специальную подушку, например которой ребенок может при необходимости выражать свои негативные чувства;

© Нужно не просто отказаться от упреков, угроз и наказания, но и понимать то, что происходит с ребенком, переключать, отвлекать его в момент обгрызания ногтей. Необходимо уменьшить чрезмерные требования к ребенку со стороны воспитывающих взрослых. Нужно переключать пальцы малыша на более интересное и не менее приятное занятие всякий раз, когда замечаете у ребенка проявление этой привычки;

© Необходимо настроиться на длительный период затухания этой привычки, который обычно примерно равен периоду ее протекания.

Что делать не нужно:

  • Наказывать и всячески стыдить за такую привязанность;
  • Говорить об этом суррогатном друге, то есть фиксировать словами, подчеркивать и закреплять патологическую привычку постоянными напоминаниями;
  • Пытаться запретить ребенку грызть ногти, тем самым привлекая к этой патологической привычке негативное внимание малыша.
  • Излишне ограничивать действия и проявления ребенка, способствуя усилению его напряжения и беспокойства.
  • Интеллектуально перегружать ребенка в ущерб другим сторонам психического развития;

   Важно знать, что иногда такие методы, как намазывание горчицей, например, помогают отучить ребенка от привычки. И эти случаи дают родителям возможность думать, что они проблему решили. Однако напомним, что особенность психики ребенка дошкольного возраста в том, что он легко находит замену одной привычки на другую. Если ребенок сосет палец, грызет ногти, бесполезно пытаться запретить ему это делать, необходимо понять, почему он это делает. Это вернейший способ успокоиться, успокаивает и заставляет на время забыть физическую и душевную боль.

   Когда ребенок грызет ногти или сосет палец, это возвращает его в период младенчества. Таким способом он дает выход своей агрессии, напряженности, психологического дискомфорта, раздражения и получает удовольствие. Если ребенок не выражает эти свои отрицательные чувства, они копятся у него и, не находя выхода, переполняют ребенка.

   Обгрызание ногтей — легко возникающая привычка, которая носит непроизвольный, автоматизированный характер, избавиться от нее чрезвычайно трудно.



Предварительный просмотр:

Что такое «минимальная мозговая дисфункция»?

Как вести себя родителям, если у ребенка диагноз ММД.

ММД – это органическое нарушение мозга, которое происходит при родовых травмах, при отягощенной беременности или при серьезных инфекционных заболеваниях ребенка на первых месяцах жизни. В чем она проявляется? Мозг развивается медленнее, чем физическое развитие ребенка. 

Вспомните:                                                                                                                 
Возможно, на первом году малыш вызывал беспокойство у врачей в связи с повышенной возбудимостью,  нарушениями мышечного тонуса,  гипертензионным синдромом или другими   проявлениями, так   называемой  перинатальной  энцефалопатии. И если да, не пренебрегали ли  вы их рекомендациями, считая, что «само пройдет»?    

Ваш ребенок засыпает с трудом, обычно просыпается несколько раз за ночь, ворочается и вскрикивает  во сне. Скорее всего, он рано (до 6 лет)  отказался от дневного сна.  

Шумным и беспокойным, а порой агрессивным поведением напоминает маленького разбойника, не признает запретов, ему трудно сосредоточиться на книге или настольной игре, требующей повышенного внимания и терпения.   

Часто бывает не в настроении, плачет и капризничает по малейшему поводу, выглядит хмурым как осенний день и  отличается  рассеянностью. Чувствует и ведет себя неважно при перемене погоды и магнитных бурях. Периодически жалуется на головную боль.

Плохо приживается в детском коллективе, с трудом привыкает к новой  обстановке.  Кажется неловким и неуклюжим, не вписывается в подвижные игры, требующие    слаженности движений.  

Быстро стаптывает обувь, при ходьбе немного косолапит (ставит ноги носками внутрь), нагружает не всю стопу целиком, а только ее внутренний  край и носочки.   

Заикается или неправильно произносит слова, не так хорошо, как хотелось бы, запоминает детские  стихи,  не может внятно пересказать отрывок из только что прочитанной сказки.

Перед засыпанием ритмически покачивает головой или раскачивается туловищем, сосет пальцы, обкусывает ногти, машинально перекатывает в руках мелкие предметы или наматывает прядь волос на палец, гримасничает - словом, замечен во вредных привычках.    
Если некоторые из этих проблем (необязательно все сразу!) есть у вашего ребенка, не откладывайте визит к невропатологу до 6 - 7 лет.   И чем раньше это сделать, тем лучше.    
Если проглядели ее в детсадовском возрасте, еще не все потеряно для начинающего школьника. Просто лечиться и учиться нужно будет одновременно. От вас, мама и папа, зависит, чтобы оно не растянулось на долгие школьные годы, а произошло как можно скорее! 

Рекомендации по организации режима дня и места для занятий Вашего ребенка:

Установите очень четкое расписание повседневных дел. Составьте распорядок дня, в котором  определите время  утреннего подъема, часы  для еды, игры и т.д. Следуя этому расписанию, проявляйте гибкость и упорство, т.к. ребенок  все равно будет его нарушать.

Постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть, которая будет собственной, особой территорией. Избегайте при этом ярких цветов и сложных композиций в оформлении этой комнаты. Поставьте рабочий стол  так, чтобы ребенок видел  перед собой гладкую пустую стену, на которой ничто его не отвлекает. Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок.

Учите ребенка выполнять новые или сложные задания, используя для этого  сочетание практических действий с коротким, ясным объяснением в спокойном тоне. Повторяйте эти уроки. Проявляйте терпение, т.к. для  закрепления различных  навыков и умений ребенку с повышенной   активностью требуется больше времени, чем для здоровых детей.

Предлагайте ребенку не больше одного дела одновременно. 

Избегайте по возможности больших скоплений людей. Магазины, рынки и т.п. оказывают на ребенка чрезмерно возбуждающее действие/

Оберегайте ребенка от переутомления, т.к. оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию  двигательной активности. Не позволяйте ему  подолгу сидеть у телевизора или у компьютера. 

Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и  самоконтроля.

Специальная поведенческая программа. 

Изменение психологического микроклимата в семье.

Уделяйте ребенку достаточно внимания.

Проводите свободное время всей семьей.

Не допускайте ссор в присутствии ребенка.

Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное   задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную  или знаковую систему вознаграждения. Заведите дневник   самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в  школе. 

Не прибегайте к физическому наказанию, ваши отношения с ребенком   должны основываться на доверии,  а не на страхе.

Определите для ребенка круг обязанностей, которые имеют существенное  значение для его развития, задания должны быть в пределах  его  возможностей, а исполнение обязанностей следует держать под   постоянным наблюдением и контролем.

Воспитывайте в ребенке навыки самоуправления гневом и агрессией, развивайте у него осознанное торможение, учите  контролировать себя. Перед тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 1 до 10.

Старайтесь расшифровать сигналы, предупреждающие возможности  взрыва в поведении ребенка, спокойно вмешивайтесь в ситуацию, чтобы избежать неприятностей, постарайтесь отвлечь его и спокойно обсудить возникшую конфликтную ситуацию. 

Ограничивайте число товарищей по играм одним, самое большое, двумя  детьми одновременно, лучше  всего приглашать детей к себе в дом, т.к. здесь вы можете обеспечить контроль за ситуацией.

Не нужно принуждать таких детей читать, писать, заниматься раскрасками,  имеется в виду, прямо заставлять. А вот создавать косвенные условия для  такой деятельности важно.

Если ребенку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по  всем   предметам,  достаточно иметь хорошие  отметки  по 2-3 основным.

Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию, полезна ежедневная  физическая активность на  свежем воздухе –  длительные прогулки, бег и т.д., но не переутомляйте его.

Воспитывайте у ребенка интерес к какому–либо занятию. Ему важно   ощущать себя умным и  компетентным. 

Помните, вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко  оказываются результативными. Для гиперактивных  детей наиболее   действенными будут средства убеждения «через тело»: лишение   удовольствия,  лакомства, привилегий;  запрет на приятную деятельность   (компьютер, телефонные разговоры и т.д.); прием «выключенного времени»  (досрочное отправление в постель); внеочередное дежурство по кухне и т.д.

Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо эмоциональное   подкрепление, знаки «принятия». 

Помните, что невозможно добиться исчезновения  гиперактивности,  импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет, признаки гиперактивности исчезают по мере  взросления,  а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой  жизни.

Важно научить ребенка управлять своими эмоциями и поведением, контролировать отрицательные черты характера, развивать особенности личности.

И еще:

Проявляйте достаточную твердость и последовательность в воспитании.

Следите за своей речью, говорите всегда медленно, спокойным голосом.

Старайтесь, по возможности, держать свои эмоции в охлажденном состоянии, укрепляя нервы для того, чтобы выдержать ожидаемые эксцессы.

В своих отношениях с ребенком старайтесь придерживаться «позитивной  модели», хвалите его в    каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи, помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и  замечания, но чувствительны к  малейшей похвале.

Не давайте ребенку категорических указаний, избегайте непрерывного  отрицательного реагирования, чаще говорите «да»,   избегайте слов «нет»,  «нельзя», «прекрати»

Стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии.

Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку, старайтесь  ставить перед ним задачи,   соответствующие его способностям. 

Реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия   ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате  одного и т.д.).

Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинение за проступок.

Помните, ваше спокойствие – лучший пример для ребенка!
Примите как данность, что у ребенка слабая нервная система. Поверьте: он и рад бы стать паинькой, да с самим собой у него сладу нет. Будьте ровны и доброжелательны, проявляйте выдержку и не обостряйте ситуации. Примерно в трети конфликтов уступайте и только иногда запрещайте. 

Все без исключения домашние должны неукоснительно придерживаться единой стратегии воспитания, чтобы детскую психику не «штормило» от педагогических разногласий взрослых.

Ребенку надо ложиться спать, вставать по утрам, есть, ходить на прогулку в одни и те же раз и навсегда определенные часы. Привычные действия служат своеобразными сигналами точного времени, синхронизирующими работу нервной системы, а отступления от режима вносят разлад в нервные процессы. Заранее предупреждайте ребенка обо всех переменах: посещении врача, поездках, если планируете пригласить няню, отлучиться по делам, переставить мебель в детской, избавиться от лишних игрушек... Это даст ему время подготовиться к предстоящему событию и исключит ненужные конфликты. 

Приглашая гостей, постарайтесь, чтобы привычный детский распорядок не нарушался, а контакт с пришедшими был минимальным.

Никогда не выясняйте отношений в присутствии ребенка - ссоры взрослых до крайности истощают детскую психику. 

Очень важно, чтобы в воспитании активно участвовал папа. Маме, задерганной капризами единолично исполнять эту обязанность не под силу: ей требуется хотя бы пару часов отдохнуть: побыть одной, расслабиться, отвлечься. 

Наложите запрет на телевизор и компьютерные игры: мелькание кадров (даже когда сериал смотрят взрослые, а ребенок занимается своими делами в той же комнате) может при минимальной мозговой дисфункции спровоцировать судорожный приступ. 

Организуйте детский досуг с пользой для здоровья, выделив время для занятий физкультурой, плаванием и подвижных игр на свежем воздухе, улучшающих координацию и точность движений.

Пусть побольше рисует, вырезает, лепит, складывает картинки из мозаики и пазлов, занимается конструированием - это поможет разработать мелкую моторику рук, развить зрительную память и пространственную ориентировку. Размеренный ритм гармонизирует и оздоравливает нервную систему. По этой же причине полезны занятия бальными танцами и художественной гимнастикой (девочки).

К  весеннему равноденствию:

Для детей, страдающих ММД, весна - не лучшее время года. Когда организм перестраивается на работу в новом температурном и световом режиме, ослабленная нервная система, отвечающая за адаптацию к переменам, испытывает двойное напряжение.

В такие моменты ребенку труднее контролировать поведение и эмоции, он быстрее утомляется, жалуется на головную боль, приносит из школы плохие отметки.   

Особенно тревожно, если сезонное ухудшение совпало с экзаменами или периодами быстрого роста - так называемого физиологического вытяжения - (первый - в 5-6, второй -в 12-14 лет), предъявляющими повышенные требования к детскому организму.

Посоветуйтесь с невропатологом о том, как избежать сезонных срывов.

Но вот курс так называемой гидротерапии можете провести сами:

Ребенку понравится принимать лечебные ванны через день в течение месяца. Условия такие: температура воды - 36-37', первая процедура - не дольше 3-5 минут, затем постепенно увеличивается до 10-15 минут. Проследите, чтобы не погружался в воду по самые плечи: верхняя часть грудной клетки и область сердца должны оставаться над поверхностью.

Эффект будет сильнее, если добавите в ванну успокаивающий настой из мяты, пустырника, зверобоя или корня валерианы, заваренный из расчета столовая ложка сырья на 1 л воды. 

Хвойная снимет напряжение, окажет расслабляющее действие на нервную систему возбудимого ребенка (полоска стандартного брикета или чайная ложка натурального жидкого хвойного экстракта на 10 л воды)

Соляная прогонит слабость, сделает вялого и безучастного ребенка более собранным, обострит внимание и память. Готовят ее из расчета 2 столовые ложки поваренной или морской соли на 10 л воды.

После процедуры ополосните ребенка водой на 1° прохладнее, чем в ванне, слегка «промокните» махровым полотенцем, не растирая, наденьте пижаму и уложите в постель. Сладкий сон, приятное пробуждение и прилив сил утром ему гарантированы! 



Предварительный просмотр:

11 способов сказать ребенку «нет» и быть услышанным

Казалось бы, что сложного в том, чтобы сказать ребенку «нет» и добиться

желаемого эффекта? Однако каждый родитель знает, что часто отказы и

запреты становятся причиной слез, истерик и вспышек агрессии. Так как этого избежать?

1. «Нет» должно произноситься редко.   Если ребенок будет слышать от вас «нет» с интервалом в 5 минут, то очень быстро перестанет на него реагировать. Если  же употреблять слово «нет» редко и на фоне многих «да», оно будет восприниматься как стоп-сигнал, как что-то очень важное.

2. Первое «нет» играет важную роль. Запрещать ребенку какое-либо действие в первый раз нужно спокойным  уверенным тоном, с серьезным выражением лица и с приведением понятных причин. Важно, чтобы ребенок сразу усвоил, почему, например, нельзя рисовать на стенах фломастером.

C:\Users\Наталья\Desktop\74287655a8bb16821bfbf9e99f.jpg

3. Говоря безапелляционное «нет», приготовьтесь потрудиться.  

Если вы уже решили отказать, то не бойтесь встретиться с эмоциями ребенка. Да он может заплакать, закричать. Это нормально. Чтобы облегчить переживания ребенка, постарайтесь разделить их с ним. Обнимите его, посочувствуйте, скажите о том, что вы понимаете его, но так делать нельзя, и точка. Главное, не отменяйте запрет! Ребенок смирится с невозможностью сделать задуманное, но при этом не будет одинок в своих переживаниях и будет чувствовать вашу любовь и поддержку.

4. Недостаточно отказать, нужны объяснения.  Если ребенок не понимает, почему чего-то нельзя, вероятность того, что он захочет повторить это действие снова, увеличивается. Любой отказ должен сопровождаться аргументацией. Однако учтите, что, когда малыш сердится или огорчен, он просто не в состоянии воспринимать долгие и сложные объяснения, почему нельзя.  Длинные нотации он, скорее всего, пропустит мимо ушей, поэтому формулируйте предложения коротко и на доступном ему языке.

5. «Да» может означать отказ.  Дети слышат «нет» так много раз, что со временем они перестают верно трактовать это слово. Поэтому стоит взять на заметку, что «да» тоже может означать «нет». Например, если ваш ребенок хочет новую игрушку во время покупок в супермаркете, вы можете ответить: «Да, если это то, что ты хочешь получить на Новый год». Таким образом, ваш ребенок получит желаемое и научится идти на компромиссы.

6. Никаких криков! «Нет» произносится нейтрально.  В зависимости от того, как вы произносите «нет», меняется его значение. Если ваш отказ выражается на повышенных тонах, то это схоже выяснению отношений, а не воспитание. То же самое касается «нет» с улыбкой на лице. Ребенок рассуждает так: «Родитель говорит зло, значит, он меня не любит; родитель говорит весело, значит, он просто играет».

7. Отказывайте, предлагая при этом вариацию. Когда вы предлагаете ребенку вариацию, у него не возникает ощущения очередного отказа. Например, «Я не разрешаю тебе играть с этими чашками, но ты можешь взять из шкафа набор цветных пластиковых стаканчиков и делать с ним что хочешь». Как правило, дети охотно и очень быстро соглашаются на выбор.

8. Не давайте ложных надежд.  Родители часто говорят детям «не сейчас». Но если не сейчас, то когда? Если вы не будете сдерживать свои обещания, у малыша могут возникнуть проблемы с доверием. Дайте ребенку конкретную информацию, чтобы он мог понимать, сколько чего-то стоит ждать. Например: «Не сейчас, дорогой. Мы купим тебе это на день рождения».

9. Отказ должен быть системным.  Любой категоричный запрет должен оставаться таковым всегда, в любой ситуации. Иначе малыш попросту не поймет, почему одно и то же действие было запретным вчера, а сегодня вдруг стало доступным. Он может решить, что все «нет» зависят от настроения родителей и на самом деле не таят совершенно никакой опасности.

10. Ваше «нет» не может трансформироваться в «да» у других членов семьи. Вводя ограничения для детей, обязательно оговаривайте и согласовывайте их с другими членами семьи, чтобы ваши позиции совпадали. В противном случае ребенок может начать манипулировать вами. Придерживайтесь установленных правил и сами. Если вы разрешаете ребенку есть только за кухонным столом, а сами перекусываете в гостиной на диване, ребенок скорее последует вашему примеру, чем вашему запрету.

11. Поощряйте ребенка за хорошее поведение.  Если ребенок услышал ваше «нет» и последовал запрету, то такое поведение вашего ребенка нужно положительно отмечать и закреплять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...