Консультация для родителей
консультация (старшая группа)

Консультация для родителей на тему: «Как отвечать на детские вопросы?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Как отвечать на детские вопросы?»

В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток знаний, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые.

 Источником  познавательных вопросов является разнообразный опыт ребенка. Вопросы возникают у него при непосредственном ознакомлении с какими – либо предметами и явлениями, в общении  со взрослыми и сверстниками, иногда являются результатом собственных рассуждений.

 На протяжении дошкольного возраста детские вопросы изменяются и по форме. Малышей интересует название предметов, их свойства, качества. Они задают вопросы в форме  Где? Кто? Что? Какой? Когда?

 Дети среднего дошкольного возраста свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем мире.

Вопросы усложняются и выражаются в форме Зачем? Почему?

 В старшем дошкольном возрасте типичным является последовательность вопросов,  о каком – либо предмете или явлении.

 Наибольшее количество вопросов  задают дети в пятилетнем возрасте.

А вот в старшем дошкольном возрасте количество вопросов начинает уменьшаться почему?

Спад в детских вопросах связан с условиями воспитания и обучения старших дошкольников: взрослые не поощряют их любознательность, часто выражают неудовольствие по поводу вопросов: « Надоели твои вопросы! Помолчи, ты уже большой, а все спрашиваешь и спрашиваешь!».

В результате у детей развивается предубеждение к своим вопросам: им кажется, что задать вопрос – это показать свое незнание.

Игра упражнение «РАЗМЫШЛЯЛКА».

«Шляпа вопросов».

Смысл игры. На листочках написаны вопросы для размышления сложить  их в шапку, и родители по очереди вытягивают и зачитывают вопрос, кому – что достанется (можно работать парами).

Вопросы:

Как в вашей семье относятся к  вопросам детей?

Считаете ли вы, что детские вопросы и правильные ответы на них содействуют развитию ребенка?

О чем спрашивает ваш ребенок?

Можно ли по вопросам ребенка судить об его любознательности, интересах?

К кому  из членов вашей семьи ребенок обращается чаще и почему?

Какие вопросы ребенка ставят вас в тупик?

Ответы на какие вопросы не вызывают затруднений?

Всегда ли ребенок удовлетворен тем, как вы отвечаете на его вопросы?

 

    Отвечая на детские вопросы, не стремитесь к исчерпывающим  и полным ответам. Отвечая на вопрос ребенка, побуждайте его к новым размышлениям, наблюдениям. Целесообразно иногда вместо ответа предложить ребенку встречный вопрос: «А ты как  думаешь сам?». Не всегда ребенок выскажет правильное предположение, но то, что он задумается, будет искать ответ самостоятельно, благоприятно скажется на развитии его любознательности.

Памятка для родителей на тему                                                                                                                                                «Как отвечать на детские вопросы?».

 

    Относитесь к вопросам ребенка с уважением, не отмахиваясь от них. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

   Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи.

   Ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

   Поощряйте самостоятельную мыслительную  деятельность ребенка, отвечая на его вопрос встречным: «А ты как думаешь?».

   В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, почитать ему книгу, рассмотреть вместе иллюстративный материал.

     Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства, воспитывайте  чуткость, гуманность, тактичность к окружающим людям.

     Если ответы на вопросы ребенка требуют сообщения сложных, недоступных пониманию дошкольника знаний, не бойтесь ему сказать: «Пока ты мал и не сможешь многое понять. Будешь учиться в школе, многое узнаешь, сможешь сам ответить на свой вопрос».

                                                                                                                                                                   

Консультация «  ДЕТСКИЕ СТРАХИ И КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ »?

Детские страхи - проблема, знакомая почти всем. Но у кого-то с возрастом они бесследно прошли, а кому-то серьезно помешали полноценно реализовать себя в жизни.http://www.7ya.ru/pub/baby-health/img/famaly.jpg

На самом деле детские страхи, по мнению психологов, бывают полезными. Именно они помогают малышу познавать окружающий мир, запоминать опасности, которые в нем таятся, и избегать их в будущем. Но "правильные" страхи, сыграв свою положительную роль, должны со временем исчезнуть. А если они остаются на многие годы, это, считают специалисты, является очень тревожным сигналом психологического неблагополучия личности.  Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей.
Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрозы (реально существующей или надуманной, внушенной).
Психологами доказано, что беспокойство матери в период беременности является первым «опытом» беспокойства у ребенка. Во второй половине беременности интенсивно развивается кровеносная система плода, и он получает через плаценту и пуповину гормонально опосредованную порцию беспокойства всякий раз, когда мать находится в состоянии тревоги.
Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития. Для здорового, нормально развивающегося ребенка испуг и страх – естественная реакция познания окружающего мира. В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в последующие годы. Для каждого возрастного отрезка свойственны свои страхи.
Ребенок чего-то боится, если у него наблюдаются следующие поведенческие проявления: беспокойный сон с кошмарами, трудности при засыпании, боязнь темноты, пониженная самооценка и т.д.
Так, Захаров А.И., выделяет следующую периодику проявления страхов у детей:
- Новорожденные пугаются резких звуков, приближения больших предметов.
- В 7 месяцев ребенок проявляет сильное беспокойство при долгом отсутствии матери. Подобный страх максимально выражается у девочек до 2,5 лет и у мальчиков до 3-х лет.
- В 8 месяцев появляется страх перед незнакомыми людьми, особенно женщинами, не похожими на мать. Обычно этот страх проходит к середине 2-го года жизни при отсутствии неблагоприятных факторов (помещение в больницу, падение, болезненные процедуры, т.д.).
- В 2 года – боязнь неожиданного появления незнакомого резкого звука, боли, высоты, одиночества, может возникнуть страх перед животными, движущемся транспортом. Чаще всего малыш этого возраста боится темноты.
- В 3 года появляется страх перед наказанием. Страх у детей этого возраста выражен значительно меньше, если отец принимает участие в воспитании, не подавляется чувство «Я» (малыш должен иметь возможность выражать свои эмоции, переживания).
- От 3 до 5 лет многие дети боятся сказочных персонажей (чаще Бабу Ягу, Кощея, воображаемых «чудовищ»), боли, неожиданных звуков, воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства. Особенно часто последние страхи встречаются у детей, чьи родители беспокойны и в то же время излишне принципиальны.
- В 6 лет иногда появляется страх смерти (своей и родителей), он проявляется не прямо, а в боязни нападений, пожаров, стихии.
Дошкольники чувствительно реагируют на конфликты в семье, это усиливает страхи. Страхи часто проявляются при хирургических операциях у детей, при заболевании кого-то из взрослых в семье.
- В 7-8 лет прежние страхи, как правило, смягчаются, но появляются новые: боязнь опоздать, получить плохую оценку, т.е. быть не успешным.
В подростковом возрасте страхи встречаются редко, может быть общее состояние тревожности.
 
ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ СТРАХИ НОСЯТ ВРЕМЕННЫЙ, ПЕРЕХОДЯЩИЙ, ВОЗРАСТНОЙ ХАРАКТЕР
С НИМИ НЕ НУЖНО БОРОТЬСЯ, ПРОСТО ПОДДЕРЖИТЕ РЕБЕНКА, ПРИНИМАЯ ТАКУЮ ОСОБЕННОСТЬ
ЕГО ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
 
Но бывают другие страхи, их называют «невротические». В их основе – психическое потрясение, травма, неумение взрослого справляться с возрастными проблемами ребенка, жестокость в отношениях, конфликты в семье, высокая тревожность у родителей. Такие страхи сами не проходят, необходима помощь специалистов (психолога, психотерапевта), изменение стиля воспитания. Помогают преодолеть страхи игровые методы коррекции: «рисование страхов»; сочинение сказочных историй с хорошим концом и проигрывание их в семье.
 
КАК ИЗБЕЖАТЬ ПОЯВЛЕНИЕ СТРАХОВ У ВАШЕГО МАЛЫША?
 

•    Никогда не запирайте ребенка в темном незнакомом помещении.
•    Не пугайте малыша (отдам чужой тете, придет Баба Яга и утащит, не подходи, собака укусит, т.д.).
•    Превращайте злых героев в добрых (придумывайте сказки - как Бабка Ежка стала доброй, как чудовище помогло девочке выбраться из леса и т.д.).
•    Не перегружайте фантазию ребенка: игрушки должны соответствовать возрасту, исключите агрессивные фильмы, мультфильмы и книги (в 3 года малыш может испугаться волка из «Красной Шапочки», а 2-х летнему карапузу ни к чему покупать робота с оружием или мягкого крокодила с раскрытой пастью.)
•    Готовьте ребенка заранее к поступлению в детский сад и школу.
•    Повышайте самооценку малыша.
«Разберитесь» с собственными страхами.  Вы можете «заразить» ими ребенка (боязнь собак, страх смерти, боязнь транспорта, самолета, т.д.). Например, «не ходи туда, собака тебя укусит …», «если не будешь спать, придет злой человек и заберет тебя» и т.д.
Учитывайте, что более всего подвержены страхам эмоционально-чувствительные и впечатлительные дети, а также дети, у которых хорошо развито воображение
.
 
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ, ЕСЛИ ОН ИСПЫТЫВАЕТ СТРАХ?
 
•    Выясните причину страха.
•    Все дети любят фантазировать, воспользуйтесь этим, пусть ребенок рисует свои страхи, сочиняет сказки, в которых он сильный и смелый.
•    Если малыш боится темноты, замкнутого пространства – зажгите лампу, откройте дверь, положите ему в кровать любимую игрушку.
•    Может пригодиться игрушечное оружие, оно поможет малышу чувствовать себя увереннее (положите на ночь рядом с кроватью, что бы он мог «защититься»).
•    Учите преодолевать страх с помощью игр, рисования, проигрывания ситуаций (если боится врача - поиграйте в больницу; если боится темноты, поиграйте в разведчиков и т.д.).
•    Поощряйте развитие самостоятельности, пусть ребенок чувствует, что он многое умеет, многое знает.
•    Устранение страхов требует терпения и поддержки родителей. За страхи нельзя ругать, наказывать, стыдить.
•    Помните, что ребенок еще не может управлять своим поведением, поэтому словесные убеждения малоэффективны.
•    Не запугивайте ребенка (часто неосознанно).
•    Не злоупотребляйте просмотром фильмов, чтением сказок.
•    Будьте терпимы к ребенку и помните, что в Ваших силах вытеснить страх из души малыша навсегда. Оставлять его там нельзя, потому что в будущем это может привести к проблемам (неврозы, повышенная тревожность, раздражительность, необщительность, замкнутость, агрессивность и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...