Консультация для педагогов и родителей "Логическое мышление - залог успеха"
консультация

Ефременкова Наталья Владимировна

Одной из наиболее актуальных проблем в дошкольной педагогике является проблема подготовки детей к школе. Ежегодно первого сентября школы распахивают свои двери перед самыми маленькими учениками — первоклашками. Возникает вопрос, а готов ли ребёнок к новому этапу своей жизни? Сможет ли успешно овладеть знаниями? Проводя, диагностику подготовительных к школе групп я заметила, что некоторые дети плохо мыслят логически, затрудняются анализировать, сравнивать, делать умозаключения. А логическое мышление-залог успеха. Логические мысли помогают детям выстраивать четкую картину происходящего, понимать и оценивать вещи и явления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_logicheskogo_myshleniya_-_zalog_uspeha.docx114.91 КБ

Предварительный просмотр:


                                                АДМИНИСТРАЦИЯ

городского округа Химки Московской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7

КОНСУЛЬТАЦИЯ

 ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –

ЗАЛОГ УСПЕХА

Подготовила и провела

Педагог-психолог  МБДОУ «Детский сад № 7»

Ефременкова Наталья Владимировна

                                                       Химки 2018 г

 Развитие логического мышления – залог успеха

Одной из наиболее актуальных проблем в дошкольной педагогике является проблема подготовки детей к школе. Ежегодно первого сентября школы распахивают свои двери перед самыми маленькими учениками — первоклашками. Возникает вопрос, а готов ли ребёнок к новому этапу своей жизни? Сможет ли успешно овладеть знаниями?

Проводя, диагностику подготовительных к школе групп я заметила, что некоторые дети плохо мыслят логически, затрудняются анализировать, сравнивать, делать умозаключения.

А логическое мышление-залог успеха. Логические мысли помогают детям выстраивать четкую картину происходящего, понимать и оценивать вещи и явления.

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, рассуждений.

Выделяют три вида мышления:

Наглядно-действенное. Познание происходит с помощью манипулирования предметами, игрушками.

Наглядно-образное. Познание происходит с помощью представления предметов, явлений.

Словесно-логическое. Познание с помощью понятий, слов, рассуждений.

Логика-это рассуждение. Логическое мышление-способность рассуждать. А как развить логическое мышление, что для этого нужно? Для дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Именно игры способны увлечь ребенка и добиться успеха.

Занятия на развитие логики принесут свои плоды в школе. Ребенок будет намного быстрее схватывать материал, и в следствии чего учеба окажется приятным и захватывающим процессом.

Что же такое логические игры? Как в них играть?

1.Самым доступным материалом являются счетные палочки. С помощь их ребенок будет лучше ориентироваться в пространстве, логически мыслить

А сейчас я предлагаю поиграть. Я читаю стихотворение, а вы с соответствием текста выкладываете палочки.

Мы 6 палочек возьмем, и построим новый дом.

Если 2 переложить, в доме том не смогут жить.

Он уже не дом, а флаг. Кто сумеет сделать так?

Захотелось покопать - надо палочку убрать и переложить другую. Так лопатку получу я. А у вас она готова?

Передвинем палку снова, а внизу одну возьмем и в коробку уберем. Вышел стульчик. Отдыхайте!

Сколько палочек? Считайте! Их четыре! Ножки вы раздвиньте шире,

Спинку надо положить - будет стул столом служить!

2.Словесные задачки или задачки для ума. Предлагаю вам подумать и дать правильный ответ.

  • Сколько конфет лежит в пустой вазе?
  • Коля шел в лес. Ему навстречу попались 3 охотника. У каждого их них было по ружью. В каждом ружье по два патрона. Сколько человек шло в лес?
  • Марина и Таня пили разные соки яблочный и виноградный. Марина не пила яблонный сок. Какой сок пила Таня?
  • Сок можно есть ложкой. (Да, если он замороженный)
  • Мороженое можно выпить. (Да, если оно растает)
  • Снег бывает только зимой. (Он бывает весной и осенью, а в некоторых местах он лежит и летом, и зимой — например, на полюсах)
  • По воде можно ходить. (Да, если она замерзнет)
  • Все птицы летают. (Не все, есть птицы, которые не летают, например: курица, индюк, страус, киви, пингвин)
  • Стоят два барана. Один смотрит налево, другой направо. Видят ли они друг друга?
  • На сосне растет 5 яблок. Одно яблоко упало. Сколько яблок осталось расти на сосне?
  • Послушай рассказ об утенке: «Как-то на лужайке подошла к утенку коза. «Ой, какой же ты маленький», — сказала она утенку. Утенок отбежал от козы и слышит, — в траве жук жужжит: «Ого, какой большой утенок!». Утенок призадумался: «Большой я или маленький?» Помоги утенку ответить на этот вопрос.
  • Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут будут варить 2 яйца?
  • На ветке сидели 3 птички. Две птички улетели. Сколько птичек улетело?
  • Вова проснулся утром и увидел в окно голубое небо, яркое солнышко. Он удивленно воскликнул: «Мама, а совсем недавно был сильный дождь!». А теперь ответь на вопрос: «Как Вова догадался, что был дождь, ведь он в это время крепко спал?»
  • Саша одевался, чтобы пойти в школу. Мама подошла к закрытому окну, посмотрела на улицу и сказала: »Какой сильный ветер! Одевайся потеплей». Ответь на вопрос: «Как мама узнала, что на улице сильный ветер, ведь окно закрыто?».
  • На улице дул сильный ветер и шел дождь. Саша сидел в комнате и смотрел картинки в книжках. Ему хотелось гулять, а в такую погоду не погуляешь. В комнату вошел папа, подошел к окну, посмотрел в него и сказал: «Какой сильный дождь! Но скоро он кончится, собирайся гулять». Ответь на вопрос: «Как папа узнал, что дождь скоро кончится?».

3.Загадки

Определение загадки: загадка-это краткое описание предмета или явления, заключающее в себе замысловатую задачу.

  • Три брата бегут по одной дорожке:1 впереди,2 позади. Эти двое бегут, но переднего догнать не могут. (велосипед)
  • 4 крыла, а не бабочка. Крыльями машет, а не с места. (ветряная мельница)
  • 5 братьев: годами равные, а ростом разные (пальцы)


-чтобы научить детей отгадывать загадки, надо наблюдать выделять признаки предметов, сравнивать и анализировать.

4.Логические игры.

  • ИГРА «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ» Эта игра развивает способность к обобщению и абстрактному мышлению. Вы называете группы слов, объединенных по общему признаку, и просите ребенка назвать их одним словом.

Примеры заданий:

Дом, сарай, хижина, небоскреб» (здание);

Брат, сестра, бабушка, тетя, папа» (родственники) ;

Карандаш, тетрадь, бумага, ручка, альбом для рисования» (канцтовары);

Поезд, велосипед, самолет, автомобиль, корабль» (транспорт);

Игорь, Сергей, Иван, Кирилл» (мужские имена);

Вишня, клубника, смородина, крыжовник, арбуз» (ягоды);

Стол, кровать, шкаф, стул, кресло» (мебель).

  • ИГРА «АССОЦИАЦИЯ».

У каждого человека с раннего детства формируются свои ассоциативные представления о предметах и явлениях. Это своеобразный ключ к пониманию типа мышления. В этой игре дети учатся разграничивать понятия существенных и второстепенных признаков предмета.

Объясните ребенку задание следующим образом: «Сначала я скажу одно слово. Оно будет главным. Потом прочитаю еще ряд других, которые относятся к этому слову. Твоя задача назвать то, без чего главное слово никак не может обойтись».

Обсуждайте каждое предложенное слово, пусть ребенок обосновывает свои ответы, а вы помогайте ему выделять существенные признаки.

Примеры заданий:

Комната (стены, кровать, пол, потолок, телевизор, ковер, люстра);

Человек (тело, мозг, платье, шляпа, кольцо, ноги);

Магазин (покупатели, товар, музыка, телевизор, деньги, продавец, кровать);

Дерево (корни, цветы, вода, воздух, ствол, скамейка, солнце, листья).

  • ИГРА «ДОРИСУЙ ФИГУРУ»

Вам понадобится тетрадь в клеточку и хорошо заточенный карандаш. На листе проведите ось и относительно нее по клеточкам нарисуйте половину какой-нибудь фигуры (елка, дом, человек). Попросите ребенка дорисовать вторую половину. Как показывает практика, далеко не всегда дети понимают это задание и дорисовывают фигуру в «вольном стиле».

  • ИГРА «ВЫЛОЖИ ПО ПАМЯТИ». Детям предлагается образец схематичного изображения предмета. Затем убирается. Дети из палочек выкладывают по памяти изображение (либо рисуют его карандашами). Игры-головоломки. Направлены на развитие произвольного внимания, памяти, логического мышления. Для игры необходимы счетные палочки по15-20 штук на каждого ребёнка. Следует также развивать умение у ребенка сначала продумывать свои действия, а потом их осуществлять. По мере накопления детьми опыта в решении подобных задач методом вначале «проб и ошибок», затем мысленно практического плана, дети все меньше допускают ошибки.
  • ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ БАБОЧКИ» Данное задание развивает ориентировку на плоскости, развивает внимание, сообразительность. Каждому ребенку дается карточка, расчерченная на 4 пронумерованных квадрата и фишка-бабочка. Педагог говорит детям, а дети выполняют задания: «Ситуация: бабочка находится в левом верхнем квадрате . Передвигаем фишки направо , вниз , вверх, налево , вниз ,направо СТОП ! Бабочка должна находиться в клетке № 4».

Игра «Чем похожи и чем отличаются? », игра «Подбери пару к слову», Игра «Что это? Кто это? », игра «Разложи картинки по группам», игра «Закрой лишнюю картинку», Задание «Нарисуй и зачеркни», Игра «Подбери парную картинку» и т.д.

5.Упражнения на развитие умения анализировать (сравнивать, обобщать)

  • Упражнение  «Третий лишний»

Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения способом выделения существующих признаков.

  • Яблоко, вишня, помидор.
  • Час, килограмм, минута.
  • Козленок, корова, теленок.
  • Шапка, шарф, кепка.
  • Мыло, веник, мочалка.
  • Карандаш, стакан, ложка.
  • Кастрюля, сумка, чемодан.
  • Колбаса, молоко, молоток.
  • Телевизор, холодильник, диван.
  • Кошка, собака, волк.
  • Упражнение  «Смысловой ряд»

Какое будет четвертое слово:

  • Лиса — нора, медведь — ... (берлога)
  • Больница — лечение, школа —.... (обучение)
  • Сахар — сладкий, лимон — ... (кислый)
  • Рыба — вода, птица — ... (небо)
  • Утка — утенок, курица — ... (цыпленок)
  • Птицы — перья, звери — ... (шерсть)
  • Осень -—зима, дождь — ... (снег)
  • Кастрюля — половник, тарелка — ... (ложка)
  • Куртка — замок, шуба — ... (пуговица)
  • Тепло — вода, морозно — ... (лед)
  • Упражнение  «Путаница»

Что ты должен положить в свой портфель (ранец)?

hello_html_1c2d4cbd.png


  • Упражнение  «Деление целого на части»

Назовите ребенку слова (например, дуб, лиса, ромашка, апельсин, лук, лес, машина и др.)

Задание ребенку:

— Выбери любое слово (предмет). Теперь подели; этот предмет на части.

Например, дуб — целое, а части — ствол, ветви, сучья, листья и т. д.

  • Упражнение  «Сравни»

Найди жука, который отличается от всех остальных. Чем он отличается?



hello_html_m17baafdc.jpg


Найди одинаковые чашки.

hello_html_79907e82.png

  • Упражнение «Определение последовательности событий»

1. Расскажи, что сделали с яблоком? Покажи на рисунке целое яблоко. Как художник изобразил, что стало с яблоком?



hello_html_3249deac.png


2. Перед ребенком положить произвольно 3-4 картинки, связанные единым сюжетом. Предложить ему расположить их в порядке действий, отраженных в сюжете, составить рассказ.

  • Упражнение  «Поиск закономерностей»

Вариант 1.

Продолжить перечень слов.

Как можно назвать одним словом следующие предметы?

  • Март, апрель, май, июнь... — месяцы.
  • Хлеб, молоко, колбаса, макароны... — продукты.
  • Стол, стул, шкаф, диван... — мебель.
  • Ромашка, василек, одуванчик, лютик... — полевые цветы.
  • Туфли, сапоги, валенки, сандалии... — обувь.
  • Холодильник, утюг, пылесос, телевизор... — бытовые электроприборы.
  • Роза, гвоздика, астра, тюльпан... — садовые цветы.
  • Карандаш, ручка, тетрадь, пенал... — школьные принадлежности.
  • Компот, каша, борщ, хлеб... — еда.
  • Тарелка, чашка, ложка, стакан... — посуда.
  • Машина, кукла, кубики, пирамидка... — игрушки.
  • Молоток, топор, пила, лопата... — инструменты.
  • Дуб, береза, осина, клен... — деревья.


Вариант 2.

Рассмотреть каждую строчку и каждый столбик. Какая здесь закономерность? Найти закономерность в расположении фигур. Нарисовать недостающую фигурку.



hello_html_740d8918.png

Вариант 3.

Подумать, каких фигур нет в клеточках. Нарисовать их и раскрасить, чтобы получился красивый коврик.


hello_html_m6b553221.jpg


Вариант 4.

Продолжить узор (ряд).Рассмотреть узор, который начат на листке. Найти закономерность. Дорисовать такой же узор до конца строки.


hello_html_4cf4980.png


Также мы можем использовать логические блоки Дьеныша, палочки Кюизенера

1. Логические блоки Дьенеша.

Логические блоки Дьенеша различаются по четырем свойствам: формой, цветом, размером, толщиной. В набор блоков входят геометрические фигуры круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение. Более того, используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Игры с блоками Дьенеша можно начинать с детьми двух лет.

2. Палочки Кюизенера, данный дидактический материал разработан бельгийским математиком Х. Кюизенером.

Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовке детей к школе, как одно из современных технологий обучения. Используя палочки, реализуется один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности.

3. Технология Дары Фрёбеля – является эффективной технологией по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность. Ф. Фребель разработал свой первый в мире дидактический материал для детей дошкольного возраста. Он получил название «дары Фребеля». В дары Фребеля входили разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, изготовлен он из качественного натурального материала (дерева и хлопка). Дары пронумерованы по степени сложности. Всего 6 основных наборов. Первый набор предлагается ребенку уже с начала первого года, последующие вводятся позже, по мере готовности ребенка к новым знаниям. Игровой набор «Дары Фрёбеля» может быть использован для развития социальных и коммуникативных умений, сенсорного развития, развития мелкой моторики, развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной)деятельности, формирования элементарных математических представлений, развития логических способностей. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка.

У ребенка должны быть развиты все виды мышления: практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Только развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности.

Выше перечисленные задания и упражнения, которые на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учат строить правильные суждения, проводить несложные доказательства без предварительного освоения самих законов и правил логики, отыскивать несколько возможных решений, обосновывать существование каждого из них.

Развитию логического мышления ребенка помогут задания, которые научат:

  • описывать признаки предметов;
  • классифицировать предметы по цвету, форме, размеру, по их функции в жизни;
  • сравнивать предметы между собой;
  • узнавать предметы по заданным признакам;
  • определять последовательность событий;
  • обобщать;
  • давать определения тем или иным понятиям.


Таким образом, можно сделать вывод, развивающие упражнения, игра являются эффективным средством математического и сенсорного развития детей дошкольного возраста, что в дальнейшем помогает развитию логического мышления. Ведь играя, ребенок испытывает огромную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Развивая логическое мышление у дошкольников, мы должны помнить, что высокий уровень сформированности основных операций логики- залог успешного овладения школьной программы и дальнейшего развития личности.



Список литературы.

  1. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М., 1996.
  2. Тихомирова Л. Ф. , Басов А. В. Развитие логического мышления детей. – Академия развития, 1997.
  3. Логика / под ред. О. Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.
  4. Азбука логики / Л. Я. Береславский. – М., 2001.
  5. Черенкова Е. Первые задачки. Развиваем логику и мышление для детей 3-6 лет. – М., 2008.
  6. Кузнецова А. 205 Развивающих игр для детей 3-7 лет. – М., 2008.
  7. Ефанова З. А. Развитие мышление. – Волгоград: ИТД «Корифей» 2010.
  8.  Управителева Л. В. Подготовка к школе в детском саду счет, чтение, речь, мышление. – Академия развития, 2006.
  9.  Панова Е. Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ. Младший, старший возраст. Выпуск 1, 2. – Воронеж, 2007.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Оптимальная двигательная активность – залог гармоничного развития»

           В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это не удивительно: современному обществу нужны личности т...

Консультация для педагогов «Дисциплина на улице - залог безопасности»

Консультация для педагогов. «Дисциплина на улице - залог безопасности» Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий: выход на проезжую часть в неустановленно...

Консультация для родителей "Музыка в семье - залог успеха"

Гармонично развитые дети-это успешные взрослые в будущем!...

Консультация для педагогов «Дисциплина на дороге-залог безопасности»

.      «Жизнь есть дар, и тот, кто ее не ценит, этого дара не заслуживает»Леонардо да Винчи Ответственность за нее необходимо воспитывать в детях, ведь и...

Консультации для педагогов на тему: «Дыхание – залог здоровья».

Дыхательная гимнастика — это упражнения лечебного и общеукрепляющего характера, которые назначаются детям часто болеющим простудными заболеваниями и имеющим проблемы с речью. Гимнастика мож...

Консультация для родителей "Правильное речевое дыхание – залог успеха в освоении правильного произношения звуков"

Для того чтобы речь была плавной, мелодичной и красивой, необходимо правильное речевое дыхание. Бывает так, что дети проглатывают слова, торопливо и неразборчиво говорят. Регулярные занятия подкоррект...