Главные вкладки

    Что должен знать и уметь ребенок, поступающий в первый класс
    консультация (подготовительная группа)

    Что должен знать и уметь ребенок, поступающий в первый класс

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс общеобразовательной школы в  соответствии с требованиямиФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт).

    Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.

    Общий кругозор.

    7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:

    • свое имя, фамилию и отчество;
    • свой возраст и дату рождения;
    • фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;
    • имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
    • свой адрес – город(поселок, деревню), улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру, номер домашнего телефона(если есть);
    • страну, в которой живет, и её столицу;
    • основные достопримечательности своего города(поселка, деревни;
    • основные цвета и их оттенки;
    • части тела человека;
    • предметы одежды, обуви, головные уборы  и понимать разницу между ними;
    • профессии, виды спорта;
    • виды наземного, водного, воздушного транспорта;
    • известные русские народные сказки;
    • великих русских поэтов (ПушкинА.С., Толстой Л.Н., Тютчев Ф.И., ЕсенинС.А. и др. и их самые известные произведения).

    Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных  местах и на улице).

    Развитие речи(русский язык, подготовка к освоению грамоты)

    Уровень развития речи детей является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь:

    • четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;
    • выделять определенный звук в слове интонацией;
    • определять место звука в слове  (звук находится в начале, середине или в конце слова);
    • определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», кошка»);
    • произносить слова по слогам с хлопками или притопами (делить слова на слоги);
    • называть слово по его порядковому номеру в предложении ( например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);
    • различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род (в игровой форме);
    • знать разницу между гласными и согласными звуками;
    • знать, что есть звук, слог, слово.  Слог состоит из звуков. Слово можно разделить на слоги.  Количество слогов в слове определяется количеством в слове гласных звуков;
    • слова, связанные между собой  по смыслу называется предложением.  Предложение состоит из слов. Несколько предложений - это рассказ. Рассказ состоит из предложений.
    • называть группу предметов обобщающим словом (чашка, тарелка, стакан – это посуда);
    • отвечать на вопросы и уметь их задавать;
    • составлять рассказ по картинке;
    • последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например сказку)или только что прослушанный рассказ;
    • понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова;
    • сказать несколько предложений о заданном предмете; ( Это яблоко. По цвету оно красное, на вкус кисло-сладкое. Яблоки растут на фруктовых деревьях.);
    • составлять предложение из 3-5 предложенных слов;
    • различать по жанру –стихотворение, рассказ сказка;
    • заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
    • отгадывать загадки;

    Для развития речи самое полезное – это читать вместе с ребенком и обсуждать прочитанное. Учите будущего школьника четко и последовательно выражать мысли, анализировать описываемые события, чтобы в будущем он с легкостью мог отвечать на уроках. Поощряйте ребенка к высказыванию развернутых фраз, уточняйте детали и его мнение, задавайте вопросы: «Почему ты так думаешь» как ты считаешь, а что было бы, если…?» и т.п.

    Полезными будут игры для развития словарного запаса: в антонимы (мокрый – сухой, темный- светлый), угадывать слово по описанию;

    Математика, счет

    • знать цифры от 0 до 9;
    • уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);
    • уметь называть числа в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним;
    • понимать смысл знаков «+», «-», «=», «<» «>»  и уметь сравнивать числа от 0 до 10 (2<6, 9=9, 8>3);
    • уметь обозначать количество предметов с помощью цифр;
    •  уметь сравнивать количество предметов в двух группах;
    • решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
    • знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);
    • уметь сравнивать предметы по размеру. Форме, цвету и группировать их по этому признаку;
    • ориентироваться в понятиях «лево –право», «вверху –внизу», перед», «между», «за». Уметь ориентироватьсяна листе бумаги в клетку и в пространстве.

    Моторика, подготовка руки к письму

    Будущий первоклассник должен уметь:

    • правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
    • складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу;
    • рисовать геометрические фигуры, животных, людей;
    • закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры;
    • проводить без линейки прямую  горизонтальную или вертикальную линию;
    • писать по образцу печатные буквы;
    • аккуратно вырезать из бумаги (Разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники. Вырезать круги, овалы, вырезать фигуры по контуру);
    • лепить из пластилина,глины; клеить и делать аппликации из цветной бумаги;

    Развитая моторика не только помогает ребенку выполнять необходимые задания в школе, но и тесно связана с овладением навыком письма и качеством речи.

    Окружающий мир

    Что должен знать первоклассник, идя в школу, об окружающем мире.

    • различать домашних, диких животных, уметь называть детенышей животных. Знать, какие животные обитают на юге, а какие на севере;
    • называть несколько зимующих и перелётных птиц, различать птиц по внешнему виду (дятел, воробей, голубь, ворона);
    • знать и различать растения, характерные для родного края, и называть их особенности(ель, берёза, сосна, лиственница, подсолнух, клевер, ромашка и т.п.);
    • знать названия 2-3 комнатных растений;
    • знать названия овощей, фруктов, ягод;
    • иметь представление о различных природных явлениях;
    • называть в правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена года, а также знать основные приметы каждого времени года (весна – распускаются почки на деревьях, тает снег, появляются первые цветы), стихи и загадки о временах года.

    Что еще должен уметь будущий первоклассник

    1.Понимать и точно выполнять задания взрослого из 5-6 команд.

    2.Действовать по образцу.

    3.Действовать в заданном темпе, без ошибок, сначала под диктовку, а затем самостоятельно, в течение 4-5 минут (Например, взрослый просит нарисовать узор из фигур: «кружок -квадрат - кружок-квадрат», а дальше ребенок некоторое время продолжает рисовать узор уже сам).

    4.Видеть причинно –следственные связи между явлениями.

    5. Внимательно, не отвлекаясь, слушать или заниматься монотонной деятельностью 30-35 минут.

    6.Запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 шт.)

    7.Сохранять правильную осанку, сидя за партой в течение 30-35 минут.

    Выполнять основные физические упражнения (приседания, прыжки, наклоны) играть в простые спортивные игры.

    9.Без стеснения находиться в коллективе детей и взрослых.

    10. Уметь вежливо общаться с взрослыми: здороваться, прощаться, не перебивать, правильно просить о помощи. Говорить «Пожалуйста» и благодарить за оказанную помощь, извиняться при необходимости.

    11. Мальчику пропускать девочек и женщин вперед, открывать перед ними дверь, помогать. Девочке правильно реагировать на агрессивное поведение мальчиков (когда дергают за косички, толкают, отбирают вещи).

    12. Разговаривать спокойно, без крика и лишних эмоций.

    13. Следить за аккуратностью своего внешнего вида и чистотой личных вещей.

    14.Ориентироваться во времени.

    15. При необходимости обращаться за медицинской помощью.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Что должен знать ребенок поступающий в первый класс.

    Перечень вопросов на которые должен знать ответы ребенок поступающий в первый класс....

    Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в первый класс.

    30 пунктов по которым можно определить готогв ли ребенок к школе....

    Что должен знать и уметь ребенок, поступающий в школу.

    Перечень вопросов, которые помогут оценить общее развитие ребенка и его функциональную готовность к школе....

    Выступление на РМО "Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?"

    Выступление на РМО  "Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?"...

    Что должен знать и уметь ребёнок, идущий в первый класс

    С чего следует начать родителям и педагогам...

    Памятка для родителей "Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс"

    К настоящему времени сформирован целый список того, что должен знать и уметь будущий первоклассник....

    Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?»

    Консультация для родителей "Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс?"...