Что должен знать и уметь ребенок, поступающий в первый класс
консультация (подготовительная группа)

Что должен знать и уметь ребенок, поступающий в первый класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс общеобразовательной школы в  соответствии с требованиямиФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт).

Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.

Общий кругозор.

7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:

  • свое имя, фамилию и отчество;
  • свой возраст и дату рождения;
  • фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;
  • имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
  • свой адрес – город(поселок, деревню), улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру, номер домашнего телефона(если есть);
  • страну, в которой живет, и её столицу;
  • основные достопримечательности своего города(поселка, деревни;
  • основные цвета и их оттенки;
  • части тела человека;
  • предметы одежды, обуви, головные уборы  и понимать разницу между ними;
  • профессии, виды спорта;
  • виды наземного, водного, воздушного транспорта;
  • известные русские народные сказки;
  • великих русских поэтов (ПушкинА.С., Толстой Л.Н., Тютчев Ф.И., ЕсенинС.А. и др. и их самые известные произведения).

Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных  местах и на улице).

Развитие речи(русский язык, подготовка к освоению грамоты)

Уровень развития речи детей является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь:

  • четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;
  • выделять определенный звук в слове интонацией;
  • определять место звука в слове  (звук находится в начале, середине или в конце слова);
  • определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», кошка»);
  • произносить слова по слогам с хлопками или притопами (делить слова на слоги);
  • называть слово по его порядковому номеру в предложении ( например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);
  • различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род (в игровой форме);
  • знать разницу между гласными и согласными звуками;
  • знать, что есть звук, слог, слово.  Слог состоит из звуков. Слово можно разделить на слоги.  Количество слогов в слове определяется количеством в слове гласных звуков;
  • слова, связанные между собой  по смыслу называется предложением.  Предложение состоит из слов. Несколько предложений - это рассказ. Рассказ состоит из предложений.
  • называть группу предметов обобщающим словом (чашка, тарелка, стакан – это посуда);
  • отвечать на вопросы и уметь их задавать;
  • составлять рассказ по картинке;
  • последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например сказку)или только что прослушанный рассказ;
  • понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова;
  • сказать несколько предложений о заданном предмете; ( Это яблоко. По цвету оно красное, на вкус кисло-сладкое. Яблоки растут на фруктовых деревьях.);
  • составлять предложение из 3-5 предложенных слов;
  • различать по жанру –стихотворение, рассказ сказка;
  • заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
  • отгадывать загадки;

Для развития речи самое полезное – это читать вместе с ребенком и обсуждать прочитанное. Учите будущего школьника четко и последовательно выражать мысли, анализировать описываемые события, чтобы в будущем он с легкостью мог отвечать на уроках. Поощряйте ребенка к высказыванию развернутых фраз, уточняйте детали и его мнение, задавайте вопросы: «Почему ты так думаешь» как ты считаешь, а что было бы, если…?» и т.п.

Полезными будут игры для развития словарного запаса: в антонимы (мокрый – сухой, темный- светлый), угадывать слово по описанию;

Математика, счет

  • знать цифры от 0 до 9;
  • уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);
  • уметь называть числа в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним;
  • понимать смысл знаков «+», «-», «=», «<» «>»  и уметь сравнивать числа от 0 до 10 (2<6, 9=9, 8>3);
  • уметь обозначать количество предметов с помощью цифр;
  •  уметь сравнивать количество предметов в двух группах;
  • решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
  • знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);
  • уметь сравнивать предметы по размеру. Форме, цвету и группировать их по этому признаку;
  • ориентироваться в понятиях «лево –право», «вверху –внизу», перед», «между», «за». Уметь ориентироватьсяна листе бумаги в клетку и в пространстве.

Моторика, подготовка руки к письму

Будущий первоклассник должен уметь:

  • правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
  • складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу;
  • рисовать геометрические фигуры, животных, людей;
  • закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры;
  • проводить без линейки прямую  горизонтальную или вертикальную линию;
  • писать по образцу печатные буквы;
  • аккуратно вырезать из бумаги (Разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники. Вырезать круги, овалы, вырезать фигуры по контуру);
  • лепить из пластилина,глины; клеить и делать аппликации из цветной бумаги;

Развитая моторика не только помогает ребенку выполнять необходимые задания в школе, но и тесно связана с овладением навыком письма и качеством речи.

Окружающий мир

Что должен знать первоклассник, идя в школу, об окружающем мире.

  • различать домашних, диких животных, уметь называть детенышей животных. Знать, какие животные обитают на юге, а какие на севере;
  • называть несколько зимующих и перелётных птиц, различать птиц по внешнему виду (дятел, воробей, голубь, ворона);
  • знать и различать растения, характерные для родного края, и называть их особенности(ель, берёза, сосна, лиственница, подсолнух, клевер, ромашка и т.п.);
  • знать названия 2-3 комнатных растений;
  • знать названия овощей, фруктов, ягод;
  • иметь представление о различных природных явлениях;
  • называть в правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена года, а также знать основные приметы каждого времени года (весна – распускаются почки на деревьях, тает снег, появляются первые цветы), стихи и загадки о временах года.

Что еще должен уметь будущий первоклассник

1.Понимать и точно выполнять задания взрослого из 5-6 команд.

2.Действовать по образцу.

3.Действовать в заданном темпе, без ошибок, сначала под диктовку, а затем самостоятельно, в течение 4-5 минут (Например, взрослый просит нарисовать узор из фигур: «кружок -квадрат - кружок-квадрат», а дальше ребенок некоторое время продолжает рисовать узор уже сам).

4.Видеть причинно –следственные связи между явлениями.

5. Внимательно, не отвлекаясь, слушать или заниматься монотонной деятельностью 30-35 минут.

6.Запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 шт.)

7.Сохранять правильную осанку, сидя за партой в течение 30-35 минут.

Выполнять основные физические упражнения (приседания, прыжки, наклоны) играть в простые спортивные игры.

9.Без стеснения находиться в коллективе детей и взрослых.

10. Уметь вежливо общаться с взрослыми: здороваться, прощаться, не перебивать, правильно просить о помощи. Говорить «Пожалуйста» и благодарить за оказанную помощь, извиняться при необходимости.

11. Мальчику пропускать девочек и женщин вперед, открывать перед ними дверь, помогать. Девочке правильно реагировать на агрессивное поведение мальчиков (когда дергают за косички, толкают, отбирают вещи).

12. Разговаривать спокойно, без крика и лишних эмоций.

13. Следить за аккуратностью своего внешнего вида и чистотой личных вещей.

14.Ориентироваться во времени.

15. При необходимости обращаться за медицинской помощью.