Инструкция для родителей "Как лучше запомнить шахматные фигуры"
консультация (средняя группа)

Рахимова Людмила Васильевна

Для лучшего запоминания шахматных фигур, для изучения шахматной доски и ее отличия от шахматного поля нами были подобраны игры и стихотворения, позволяющие детям и их родителям познакомиться поближе с этой увлекательной игрой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_luchshe_zapomnit_shahmatnye_figury.docx36.19 КБ

Предварительный просмотр:

Инструкция.

«Как лучше запомнить шахматные фигуры».

  1. Внимательно изучите  шахматную доску и шахматное поле. (Для лучшего понимания предложите ребенку сделать шахматную доску своими руками из 64 черно – белых полей).
  2. Рассмотрите и выучите название шахматных фигур на шахматной доске. (Для успешного запоминания поиграйте в игры: «Большая и маленькая», «По росту», «Волшебный мешочек», «Кто я?»; обыграйте сказки: «Теремок», «Репка».)

«Большая и маленькая»

Поставьте перед ребенком 6 фигур и предложить выбрать самую высокую и назвать ее, убрать ее в сторону и выбрать из оставшихся самую высокую – назвать, убрать в сторону, выбрать самую низкую – назвать…

«Волшебный мешочек»

В мешочке спрятаны фигуры, ребенок опускает в него руку, на ощупь определяет, что это за фигура, называет ее, только после этого вытаскивает ее и проверяет.

«По росту»

Предложите расставить фигуры по росту и назвать их. Обратите внимание детей на то, что король самая высокая фигура.  

«Кто я?»

Ребенку на голову надевается «корона»  с фигурой, он должен угадать, что это за фигура, для этого он задает вопросы играющим, на которые они могут ответить «да» или «нет».

«Шахматный теремок»

Для игры необходимы шахматы, которые складываются в коробку. Делаете из нее импровизированный «теремок». Сказка начинается: «Шла по лесу пешка, увидела теремок, обошла его, посмотрела, понравился ей домик, зашла и стала в нем жить…»

Последний Король, ему места не хватает, он разрушает домик, встав на крышу.

«Репка»

Понадобится клубок – это репка, дальше по тексту сказки. Дед – это король, бабка – это ферзь и т. д.

  1. Разберите с ребенком, как ходит каждая фигура. (Для лучшего запоминания предложите ребенку запомнить  стихи.)https://arhivurokov.ru/multiurok/8/6/0/860110af9fa34ba68607fea4ef9ff04c94ef8511/phpUw2khn_shahmaty_1_4.jpeg

 Я смотрю на первый ряд, по краям ладьи стоят.

 Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо,

           Не петляет – прыг да скок, не шагнёт наискосок.

           Так от края и до края может двигаться она,

           Эта башня боевая, неуклюжа, но сильна.

           Шаг тяжёлый у Ладьи, в бой её скорей веди!

 Ладья ходит на любое расстояние по горизонтали и вертикали.

        Рядом вижу я коней, нет фигуры их хитрей.https://arhivurokov.ru/multiurok/8/6/0/860110af9fa34ba68607fea4ef9ff04c94ef8511/phpUw2khn_shahmaty_1_6.jpeg

        Не мила Коню неволя, перед ним простор широк.

        Очень ловко на два поля совершает Конь прыжок

        Замечательный прыжок: поле – прямо, поле – вбок

Конь ходит в форме буквы «Г»

            Меж коней заключены наши храбрые слоныhttps://arhivurokov.ru/multiurok/8/6/0/860110af9fa34ba68607fea4ef9ff04c94ef8511/phpUw2khn_shahmaty_1_3.png

            Если слон на белом поле встал вначале, (не забудь!)

            Он другой не хочет доли – знает только белый путь.

            А когда на поле чёрном слон стоит, вступая в бой,

            Ходит правилам покорный, чёрной тропкой – слон такой.

                      До конца игры слоны - цвету одному верны.

Слон ходит на любое расстояние по диагонали.

   И еще два поля есть, а на них король и ферзь.https://arhivurokov.ru/multiurok/8/6/0/860110af9fa34ba68607fea4ef9ff04c94ef8511/phpUw2khn_shahmaty_1_1.jpeg

   Король любит гладкий, расчищенный путь:

   В любую он сторону может шагнуть,

   Однако легко ты заметишь дружок,

   Что в силах он сделать не шаг, а шажок.

                            Всего одно поле – вот шага длина,

                            Не очень проворен Король – старина.

                            Зато начеку королевская рать

                           –Задача её – Короля охранять

                           Ведь если б Король беззащитный погиб.

                           Фигуры войну продолжать не могли б.

                           Запомни: Король всех главней, всех важней,

                           Нет в Шахматном войске важнее вождей.

Король ходит на одну клетку в любую сторону.

Ферзь в шахматах, можно сказать чемпион,https://arhivurokov.ru/multiurok/8/6/0/860110af9fa34ba68607fea4ef9ff04c94ef8511/phpUw2khn_shahmaty_1_5.jpeg

И шаг у Ферзя широк.

Ферзь может ходить как Ладья и как Слон,

И прямо и наискосок.

Направо, налево, вперёд и назад…

                           А бьёт он и вдаль и в упор.

                           И, кажется, будто Ферзю тесноват

                           Доски чёрно-белый простор.

                           Ферзь очень опасен вблизи и вдали

                          – Ты больше внимания Ферзю удели.

Ферзь ходит  на любое расстояние по вертикали, горизонтали или диагонали. Ферзь любит свой цвет. Белый -  на белом, черный -  на черном.

     А теперь без спешки идут на поле пешки.https://arhivurokov.ru/multiurok/8/6/0/860110af9fa34ba68607fea4ef9ff04c94ef8511/phpUw2khn_shahmaty_1_2.jpeg

     Пешка, маленький солдат, лишь команды ждёт,

     Чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд.

      На войну, не на парад, Пешка держит путь,

      Ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть.

                            Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой.

                            Первым ходом можно ей сделать шаг двойной.

                            А потом вперёд, вперёд, за шажком шажок.

Ну, а как же Пешка бьет? Бьет наискосок!

  1. Старайтесь не отказывать ребенку в игре в шахматы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность ОО "Познание" Тема:"Ход шахматной фигуры Ферзь"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению дошкольников игре в шахматы (подготовительная к школе группа)...

Презентация-конспект занятия на тему "Шахматные фигуры "

Тема: Шахматные фигуры.Цель:- обобщить знания детей об особенностях шахматных фигур и их передвижении на шахматной доске.- воспитывать интерес к игре в шахматы.- воспитывать у ребенка настойчивость, в...

Интерактивная игра "Покажи правильно шахматную фигуру"

quot;Покажи правильно шахматную фигуру"...

Презентация "Ребус-шахматные фигуры"

Рашение ребусов поможет закрепить знания о шахматных фигурах в занимательной форме....

Инструкция для родителей "Как лучше запомнить шахматные фигуры"

Инструкция для родителей "Как лучше запомнить шахматные фигуры"....

Шахматная интеллектуальная викторина «В стране шахматных фигур»

Шахматная интеллектуальная викторина«В стране шахматных фигур» для детей подготовительной группыобщеразвивающей направленности 6-7 летинтеграция образовательных областей(социально-ком...