Веселые истории для артикуляционной гимнастики
консультация (старшая группа)

Все люди на свете любят сказ­ки. И любовь эта начинается в детстве. Волшебные, веселые и даже страшные — они всегда ин­тересны. «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», — писал А.С. Пушкин. И действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, скорее — это дружеский совет. Так почему бы не исполь­зовать его для исправления детс­кой речи?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Веселые истории для артикуляционной гимнастики

По мнению физиолога Е.Н. Винарской, эмоциональный дискомфорт отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи. Вот почему взрослым так важно поддержать интерес ребенка к выполнению артикуляционной гимнастики и обеспечить положительный настрой.Здесь на помощь может прийти сказка. Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве. Волшебные, веселые и даже страшные — они всегда интересны. «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», — писал А.С. Пушкин. И действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, скорее — это дружеский совет. Так почему бы не использовать его для исправления детской речи?

К одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно в логопедических группах, можно отнести принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать умения. Но одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают ребенку. Для того чтобы заинтересовать детей, все упражнения объединены в небольшие сказки.

Предлагаемые сказки придуманы для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад звуков ([к] — [г] — [х]; [ш] — [ж] — [ч] — [щ]; [л]; [р]), и для пассивной артикуляционной гимнастики. Истории с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности. Он заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит; 50% из того, что видит, 90% из того, что делает. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения.

Храбрый комар

 (для пассивной артикуляционной гимнастики)

Жил-был комар. Он каждое утро делал зарядку.

И чистил свой хоботок вот так (выполняется упражнение «Хоботок»).

А потом он весело улыбался себе (губы фиксируются двумя пальцами).

И всем насекомым, которые жили рядом с ним (губы фиксируются четырьмя пальцами).

Но однажды поселилась рядом лягушка, она широко открывала рот и тем очень пугала насекомых.

Комар набрался храбрости и полетел посмотреть на нее. Он сделал страшную мордочку, сверкая чистым хоботком (верхняя губа поднимается так, что обнажается верхняя десна, положение фиксируется двумя пальцами).

Когда такое увидела лягушка, она так растерялась, она даже испугалась и открыла от удивления рот (нижняя губа опускается так, что обнажаются десны, положение фиксируется двумя пальцами).

Лягушка тут же ускакала из этих мест и больше не возвращалась. Насекомые стали трубить победу в честь комара. Подняли свои язычки, приветствуя победителя (выполняется упражнение «Веселая змейка»).

А комар в ответ помахивал своим чистым хоботком (язык выпячивается вперед).

С тех пор все насекомые по утрам стали чистить свои хоботки и вытягивать вперед язычки.

Прекрасная Обжорка  

(к комплексу упражнений для отработки звуков [к] - [г] - [х]).

Гусеничка Обжорка все время хотела кушать. Она лопала всё, что попадало в ее поле зрения: и листочки, и цветочки, и веточки,

и плоды. А наевшись, сладко засыпала. И так было каждый день. И вот однажды она проснулась и замерла от страха, к ней тянул свой хобот слон

(выполняется упражнение «Хоботок»).

Но наша гусеница не растерялась и улыбнулась слону в ответ (выполняется упражнение «Улыбка»).

И слон решил удалиться подальше, чтобы не нарушать покой очаровательной дамы с такой прекрасной улыбкой.

Ах! Какой вежливый слон! Посмотрю на себя в зеркальце, — сказала гусеничка. — Ой, какой у меня бледный вид!

И гусеничка решила позаниматься, чтобы у нее стал вид более здоровый, когда вернется слон (выполняются упражнения «Лопатка» и «Иголочка»).

Она очень сильно проголодалась и тут же принялась за еду. Она ела, ела и ела... Но вскоре она опять взглянула в зеркало и принялась чистить зубки, ожидая слона (выполняются упражнения «Почистим зубки» и «Посчитаем нижние зубки»).

Затем Обжорка немножко посердилась, (выполняется упражнение «Киска сердится»).

свернулась катушечкой и сладко уснула (выполняется упражнение «Катушка»).

Настало время для Обжорки превратиться в куколку. И веточка, на которой сидела куколка, нежно ее убаюкивала и раскачивала вверх-вниз, как на качелях (выполняется упражнение «Качели»).

В один прекрасный миг вылетела из куколки прекраснейшая бабочка, она была такой красивой, что все вокруг замирали, когда она пролетала мимо. И однажды она увидела слона. Она села ему на ушко, а он затаил дыхание, чтобы не спугнуть такую красоту.

Трудолюбивая божья коровка

(к комплексу упражнений для отработки звуков [ш] - [ж] - [щ] - [ч])

Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего до

мика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.

Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, — говорили они.

Да ты просто красный жук, — вторили другие.

Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу (выполняется упражнение «Улыбка»). Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, — сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.

Божья коровка ее долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его (выполняется упражнение «Непослушный язычок»).

И он стал ровным, как лопаточка (выполняется упражнение «Лопатка»).

Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой (выполняется упражнение «Чашечка»).

и набрала дождевой водички для чая. Попила чайку с бубликом

(выполняется упражнение «Бублик»),

и снова за работу. На картинках она увидела лошадку,

(выполняется упражнение «Лошадка»), веселого маляра (выполняется упражнение «Маляр»), грибок  (выполняется упражнение «Грибок), и даже гармошку  (выполняется упражнение «Гармошка»).

Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились черненькие пятнышки.

Божья коровка, пора ложиться спать, — обратилось к ней солнышко.

Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя вареньем за такую чудесную книжку, — весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем

(выполняется упражнение «Вкусное варенье») и отправились спать. Солнышко за горку, а божья коровка под грибок  (выполняется упражнение «Грибок»).

А утром произошло чудо! Божья коровка вылетела из своего  домика и полетела на праздник, где собрались все жители поляны. Там одуванчик Большие Щеки открыл новый аттракцион. Можно было каждому прокатиться на парашютике  (выполняется упражнение «Парашютик»).

Божья коровка первая попросила одуванчика прокатить ее, и тут все увидели, что у нее появились... пятнышки. Они были кругленькими и блестящими и так прекрасно смотрелись на красной спинке. С тех пор все жители поляны ходят к божьей коровке в гости: кто поучиться, кто книжку посмотреть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Веселые истории для артикуляционной гимнастики.

Артикуляциооная гимнастика в виде веселого рассказа, дети с интересом слушают и выполняют задания....

Веселые истории для артикуляционной гимнастики

Истории для артикуляционной гимнастики...

Веселые истории для артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика– это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата...

Веселые истории для артикуляционной гимнастики звук [Ш], [Ж]

Для того чтобы заинтересовать детей, все упражнения объединены в небольшие сказки. Истории с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности....

ВЕСЕЛЫЕ ИСТОРИИ ДЛЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

По мнению физиолога Е.Н. Винарской, эмоциональный дискомфорт отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи. Вот почему так важно обеспечить на занятиях положительный настрой и поддержать интер...

Веселые истории для артикуляционной гимнастикик

Предлагаемые сказки придуманы для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад звуков   ([к] –  [г] — [х]; [ш] — [ж]—  [ч] ...

ВЕСЕЛЫЕ ИСТОРИИ ДЛЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

ХРАБРЫЙ КОМАР (для пассивной артикуляционной гимнастики) Жил-был комар. Он каждое утро делал зарядку. И чистил свой хоботок вот так. «Хоботок»* (Здесь и далее указаны названия упражнений...