КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
консультация

консультация  "Развитие речи у дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_rod_razvitie_rechi.docx33.15 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для  родителей

Развитие звуковой культуры речи у дошкольников

      Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте- одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями . Формирование у детей правильного звукопроизношения , четкой дикции происходит прежде всего под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия .Однако ведущая роль в этой работе принадлежит логопеду .При этом  занятий только с логопедом для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения недостаточно. Необходимо постоянно закреплять пройденный материал в группе дошкольного учреждения и в домашних условиях. При решении многих задач воспитания звуковой культуры речи в детском саду ведущими являются фронтальные формы работы с детьми в непосредственной образовательной деятельности. Но в силу разных причин некоторые дети плохо усваивают материал, неправильно произносят звуки или  вовсе их пропускают. В этом случае необходима, среди прочих, помощь родителей, как закрепляющий и упражняющий фактор. Не все родители, даже при большом желании, имеют навыки  работы по воспитанию звуковой культуры речи, владеют необходимыми методами и приемами. Одним из самых необходимых условий становления правильного произношения в домашней обстановке можно считать правильную, грамотно построенную, литературно выдержанную речь близких людей, окружающих ребенка дома. Именно она послужит  примером для подражания.

Не секрет, что ребенок, слыша дефекты речи от старших родственников, может перенять их, не подозревая об их неправильности. Особенно ярко это проявляется у детей младшего дошкольного возраста, когда запас впечатлений еще очень мал, работа речедвигательного аппарата несовершенна, но вместе с тем ярко выражена способность к подражанию. В таких случаях необходимо мягко, но настойчиво поправлять ребенка, не произнося неправильный звук.

     Помощь в этом должны оказывать воспитатели и родители. Правильное произношение звуков может быть сформировано лишь в том случае, если у  ребенка достаточно развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции: языка, губ, мягкого неба, маленького язычка; развито речевое дыхание, а так же если он умеет владеть своим голосом. Очень важно для выработки четкого звукопроизношения иметь развитый фонематический слух, так как именно это позволяет ребенку контролировать собственную речь.

      В основе работы по воспитанию звуковой культуры речи лежит последовательное, поэтапное изучение всех звуков родного языка.

Систематические занятия проводятся уже в первой младшей группе детского сада, то есть с детьми 2-летнего возраста. На этих занятиях малыши в

игровой форме знакомятся со своими органами артикуляции: языком, губами; учатся выполнять простейшие артикуляционные упражнения,

привыкают во время речевого общения смотреть на собеседника и следить за движениями его губ и языка. Дети учатся копировать эти движения,

достигая все более точного воспроизведения звуков родной речи.

  Таким образом, в процессе общения и на специально организованных занятиях у детей постепенно вырабатываются представления об

артикуляционных признаках каждого звука (положения органов артикуляции) и об ощущениях при движении органов артикуляции.

   Правильное произношение звуков не может также сформироваться и без развития у детей таких речевых навыков, как речевое дыхание, голос и умеренный темп речи. И воспитанию также необходимо уделять

достаточное внимание, начиная с преддошкольного возраста. Параллельно с этим следует развивать у детей слуховое внимание, так как неумение

вслушиваться в речь окружающих и свою собственную часто является одной из причин неправильного звукопроизношения. Поэтому  с самого раннего возраста детей учат различать разные шумовые звуки, отличать тихие звуки от громких, низкие от высоких. Учат узнавать по звучанию музыкальные игрушки, находить на слух источник звука, узнавать знакомых людей по голосу, прислушиваться и различать слова, сказанные шепотом и т.д.

       В первой младшей группе(дети 3-го года жизни)отрабатываются гласные звуки в таком порядке:

[а],[у],[и],[о],[э], а затем согласные звуки [м],[н],[п],[б].

Остальные звуки дети этого возраста произносят чаще всего  нечетко в силу физиологической особенности (большинство согласных звуков преддошкольники произносят при широко распластанном языке, а такое

положение языка изменяет направление выдыхаемой воздушной струи и приводит к искаженному произношению звуков - чаще всего смягчению).

       Во второй младшей группе (дети 4-го года жизни) после краткого повторения уже пройденных в предыдущей группе звуков работа ведется над гласным [ы] и согласными [ф]-[в],[т]-[д],[к]-[г],[х]. Особенностью звукопроизношения детей этого возраста по-прежнему является смягчение многих согласных и наличие замены свистящих ([с],[з],[ц]) и шипящих ([ш],[ж],[ч],[щ]),на более простые по артикуляции звуки[ф],[в],[т],[с]. Сонорные [л] и [р], как правило заменяются на[л],[й].

               У детей более старшего возраста- от 4 до5лет формируется фонематический слух, т.е. способность к анализу и синтезу речевых звуков,-слух, обеспечивающий восприятие фонем(минимальных звуковых единиц) родного языка. При этом следует отметить, что точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное его произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию.

      Артикуляционные упражнения выполняют перед зеркалом.

В случае,  если с ребенком занимается мама, ей лучше всего накрасить губы яркой помадой — это привлечет внимание малыша. Мама садится рядом с ребенком перед зеркалом, и, глядя на свои отражения, они вместе играют в

лягушат, обезьянок или котят, которые лакают молоко.

          В средней группе (дети 5-го года жизни) после повторения ранее перечисленных звуков ведется уточнение звука[й], а затем постановка свистящих([с],[з],[ц]) и шипящих([ш],[ж],[ч],[щ]) звуков. К этому возрасту окончательно исчезает смягченность речи, однако обычно еще отсутствуют звуки [л],[р], которые или пропускаются, или изменяются на мягкие звуки[л]или [й].

            Для детей старшего возраста артикуляционные упражнения должны быть объединены в комплексы. Выполняя упражнения под руководством педагогов и родителей , дети постепенно вырабатывают артикуляционные уклады, необходимые для произношения определенных групп звуков (свистящих [с],[з],[ц],шипящих [ш],[ж],[ч],[щ], сонорных[л],[р]).

   Взрослый следит за четкостью выполнения движений, за умением плавно и быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения на другое, за умением удерживать артикуляционную позу в течение 3-7секунд. Для того чтобы язык и губы приобрели необходимую подвижность и двигательные навыки закрепились, артикуляционную гимнастику необходимо проводить ежедневно по2-3 раза в день. Продолжительность ее — 10-15минут, причем среди выполняемых упражнений новым может быть только одно, а остальные даются для повторения и закрепления. В случае, если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а продолжается отработка старого задания.

Как уже говорилось, артикуляционную гимнастику выполняют, сидя перед зеркалом. Это дает ребенку возможность, ориентируясь на образец взрослого, контролировать качество собственного выполнения.

  Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений:  статические (связанные с удержанием определенной артикуляционной  позы) и  динамические (требующие многократного

повторения одного и того же вида движений).

    Статические артикуляционные упражнения должны выполняться четко и медленно по 5-10раз, в зависимости от возраста и возможностей ребенка, причем каждая артпоза удерживается в течение 3-7 секунд.

     Динамические упражнения проводятся под счет взрослого и выполняются по 10-20 раз подряд. Закрепление каждого звука сопровождается движениями пальцев рук (упражнение «Пальчики здороваются»), так как подобные движения пальцев способствуют более быстрому  усвоению отрабатываемого звука и введению его в речь.

     Чем старше ребенок, тем более сложные задания ему даются. Так, появляются игры, направленные на развитие фонематического слуха: «Угадай, чья эта песенка» - на различение похожих звукоподражаний и отдельных звуков;

«Повтори», когда от ребенка требуется произносить вслед за взрослым пары и цепочки слогов, близких в акустическом отношении. Аналогичные задания проводятся и на материале слов, когда ребенку предлагается дифференцировать на слух, а затем правильно вставить в контекст слова, отличающиеся друг от друга лишь одним звуком(по признаку твердости - мягкости; глухости —звонкости), например: мышка и мишка, Том и дом. А для того чтобы у дошкольника старшего возраста фонематический слух становился еще совершеннее, ему дается задание подобрать рифму в двустишиях (игра «Добавь словечко»).  Для автоматизации звуков во фразах детям для заучивания предлагают потешки, стихи, загадки, а для старших дошкольников - поговорки и скороговорки. С этой же целью в задания желательно включать грамматические игры, в которых дети попутно учатся правильно употреблять уменьшительно-ласкательные или, наоборот, увеличительные суффиксы, изменять существительные по родам, числам, а глаголы - по времени.    

         В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений детей к шести годам овладевают всеми звуками родного языка и правильно употребляют их в речи.

Речевой материал для упражнений

Автоматизация звука С в слогах.

СА - СА - СА -//- АС - АС - АС

СО - СО - СО -//- ОС - ОС - ОС

СУ - СУ - СУ -//- УС - УС - УС

СЫ - СЫ - СЫ -//- ЫС - ЫС - ЫС

***

- са -са -са - летит оса

- со - со - со - носи песок

- су - су - су - лови осу

- сы - сы - сы - у сома усы

Автоматизация звука З в словах.

За-ря, за-бор, за-пор, за-бег, за-вал, за-дел, за-бой, за-бил, за-был, за-пил, за-вёл, за-дал, за-рок, зу-бы, ва-за, ба-за, ро-за, по-за, ко-за, ло-за, та-зы, ту-зы, во-зы, ба-зы, ко-зы, ро-зы, ва-зы, по-зы, ло-зы, зал, зад, зол, зов, зоб, зонт, зуб, зуд, зубр, зыбь, ба-зар, вок-зал, вя-зал, ма-зал, у-зор, до-зор, по-зор, над-зор, при-зыв, от-зыв, аз-бука.

Автоматизация звука Ц во фразах и словосочетаниях.

Цветы в цветнике. -//- Цементом цементируют.

Цветы цветут. -//- Цветы цветут в цветнике целое лето.

Огурцы цветут. -//- У целого огурца два конца.

Кольцо на пальце. -//- Птицу кольцевать - кольцо одевать.

У кольца нет конца. -//- Цапля - птица и курица - птица.

Автоматизация звука Ш в текстах.

У мышки - мышата,

У кошки - котята,

У ерша - ершата,

У лягушки - лягушата.

***

У маленькой мышки большие штанишки,

Большие штанишки у маленькой мышки.

***

Шёл я, шёл,

Мешок нашёл,

В мешке том шишки -

Привет от мишки.

Речевой материал на дифференциацию всех звуков

Чиста и прозрачна вода ключевая,

Течёт она в речку, журча и играя.

***

Дождик шумит,

Ветер свистит,

Речка журчит,

А девочка спит.

***

Прочитай мне книжку

Про смешного мишку,

Про ежа с лягушкой

И с её подружкой.

***

Раскрасила яркими красками осень

Рябинки, берёзки в лесу,

Не тронула осень лишь елей и сосен -

Хранят они лета красу.

***

Журавли собираются в стаи

И курлычут, курлычут вдали -

Скоро, скоро они улетают,

Добрый, добрый вам путь, журавли!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...