Роль сказки в развитии речи детей
консультация

Сказки служат могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Они оказывают огромное влияние на развитие и  обогащение речи ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_skazki_v_razvitii_rechi_detey.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль сказки в развитии речи детей»

Сказки служат могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Они оказывают огромное влияние на развитие и  обогащение речи ребенка.

После рассказывания сказки необходимо побеседовать с ребенком, так как беседа помогает  детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить ее некоторые эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи и т.д.

Не менее важно рассматривание иллюстраций, так как они помогают понять сказку. Иногда полезно повторное чтение отрывков из текста. Можно попросить ребенка вспомнить и рассказать о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном.  Пересказать поступки героев, описания природы.

Эффективным приемом в беседах по сказке является ее драматизация или драматизация отрывков из знакомых сказок.

Игры со сказами:

В домашних условиях в эти игры можно играть со всей семьей.

1. «Отгадай название сказки».

Все участники бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.

Сивка……..

Гадкий………

Царевна…….

Гуси………….

Мальчик…….

Дюй……….

Доктор………

Заюшкина………

Мороз………..

Цветик……….

Золотой……….

Крошечка………

Аленький………

Конек………….

2. «Что лишнее?».

Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в загаданной сказке, но одно из них не относится к этой сказке.  Другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.

Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка «Лиса и заяц»)  

Машенька, утки, Ванюша, Баба-яга, гуси- лебеди (сказка «Гуси- лебеди»)

Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья- царевна (сказка «По- щучьему велению»).

3. «Сказочная чепуха»

Эта игра объединяет всех участников, развивает чувство юмора и у взрослых и у детей, дает заряд радости, помогает разрядить напряжение, переключиться с монотонного дела. За содержательную основу игры берется небольшая по объему сказка, придумывается игровая модификация. Интереснее разыгрывать сказки, действия в которых повторяются неоднократно: "Репка", "Теремок", "Лиса и заяц". Между участниками распределяются роли, каждому персонажу присваивается дежурная фраза, которую он произносит всякий раз по ходу сказки после названия его персонажа. Например: сказка "Репка".

Примерный набор дежурных фраз для персонажей сказки:

Репка – "Вау!"

Дед – "Я вам покажу!"

Бабка – "Чтоб тебя…"

Внучка – "Прикольно".

Жучка – "Сейчас спою".

Кошка – "Бубль гум".

Мышка – "Выходи, подлый трус!".

Посадил дед  (…) репку (…). Выросла репка (…) большая – пребольшая.

Стал дед  (…) репку (…) тянуть: тянет – потянет – вытянуть не может.

Позвал дед (…) бабку (…). Бабка (…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) – тянут – потянут – вытянуть не могут.

Позвала бабка (…) внучку(…). Внучка(…) за бабка(…), бабка(…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) – тянут - потянут – вытянуть не могут.

Кликнула внучка (…) Жучку (…). Жучка (…) за внучку (…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…)- тянут- потянут- вытянуть не могут. Кликнула Жучка(…) кошку(…). Кошка(…) за Жучку(…), Жучка(…) за внучку(…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…)- тянут- потянут – вытянуть не могут.

Кликнула кошка (…) мышку(…). Мышка(…) за кошку(…), кошка(…) за Жучку(…), Жучка(…) за внучку(…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…) – тянут- потянут – вытянули репку(…)!

4. «Мешок».

Взрослый говорит: «Я даю тебе мешок, ты клади в него на -ок». Малыш должен называть слова, оканчивающиеся на -ок (листок, колобок, чулок, гребешок). Можно играть до первой промашки (например, «пирог»). Или предложить малышу назвать определенное количество слов, а затем посчитать допущенные ошибки. За каждую ошибку придумывается «штраф» — выполнение какого-либо шуточного задания (рассказать скороговорку, стихотворение, отгадать загадку).

5. «Интервью».

Ребенку предлагают примерить на себя роль журналиста и взять интервью у каждого члена семьи или других родственников, особенно если есть повод (юбилей, недавняя поездка куда-то). Можно вместе с малышом продумать вопросы для каждого интервьюируемого. Роль микрофона может сыграть, к примеру, расческа или отвертка от игрового набора инструментов. Не нужно забывать и в подобном общении (спасибо, извините, простите за нескромный вопрос).

6. «Если бы да кабы».

Вместе с ребенком пофантазировать на тему, что было бы, если бы: «я стал волшебником», «я всегда оставался маленьким», «я стал невидимым», «зимы не было» и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Роль сказки для развития речи детей"

Сказки служат могучим и действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Они оказывают огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах с...

Консультация на тему: «Роль сказки в развитии речи детей раннего возраста».

Материал может использоваться для сообщения на педагогическом совете для воситателей или как информация для родителей....

Статья. Роль сказки в развитии речи детей

Роль сказки в развитии речи детей...

Роль сказки в развитии речи детей

Роль сказок в развитии речи детей...

Роль сказки в развитии речи детей

Консультация для родителей...