Консультация для родителей "Личность формируется в семье"
консультация

Голованова Мария Николаевна

"Внутренний мир ребенка" - это всегда отражение мира внешнего. А что есть внешний мир для ребенка? Конечно, в первую очередь, это его семья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_-_lichnost_formiruetsya_v_seme.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Личность формируется в семье»

Человек как личность развивается на протяжении всей своей жизни, однако самые главные личностные свойства и способности, психологический фундамент личности формируется в дошкольном возрасте. От того, каким было у человека детство, зависит весь склад его личности и во многом его жизненная судьба. В этом возрастном периоде складываются важнейшие психологические условия внутреннего свободного действия. Почему же так важно в этом плане семейное воспитание?

Ребенок как личность существует и развивается в общении с другими, а в первую очередь близкими ему людьми. Чтобы мир предстал ему таким, каков он есть, общение должно быть полноценным, универсальным. Качеством универсальности обладает только общение, которое ребенок имеет в семье.

Что же есть такое в семье, что так трудно воспроизвести в государственном учреждении? Безусловно, первое место в этом плане занимает бескорыстная любовь родителей к своему ребенку. Эмоциональное благополучие ребенка базируется на уверенности в том, что его любят близкие, родные люди. И на протяжении всего дошкольного возраста ребенок не перестает нуждаться в постоянном подкреплении этой уверенности, в любви со стороны родителей. К сожалению, родители не всегда понимают, насколько важно не просто любить своих детей, но и уметь показать свое отношение и свои чувства ребенку.

Не надо бояться, что ласки, поцелуи могут быть чрезмерными и сделают из малыша избалованного неженку. Это как раз то в чем ребенок больше всего нуждается, особенно, если по каким-то причинам он испытывает психологический дискомфорт, например во время болезни.

В то же время не зря говорилось о бескорыстной любви, так как любовь тоже бывает разная, в том числе эгоистическая, неистинная. Довольно распространенным является тип матерей, сверх всякой меры опекающих своего ребенка. Чаще всего это бывает единственный, субъективно трудно доставшийся, выстраданный ребенок. Мать искренне считает, что так, как она, наверное, никто не любит свое чадо. Все помыслы матери устремлены на ребенка, однако ему самому нет жизни от этой любви и заботы. Плотная опека со стороны матери не оставляет никакого места его собственной активности, личной инициативе и самостоятельности.

Последствия такого типа отношений между матерью и ребенком бывают самыми печальными. На формировании личности ребенка это сказывается трагическим образом.

Специальное изучение влияния семьи на психическое развитие ребенка показало, что решающее значение здесь имеет тип отношений между родителями и ребенком. Занимаемая родителями в первую очередь матерью, позиция, отношение к ребенку в семье во многом определяют весь ход его психического развития, формирующиеся у малыша способности и черты характера. При всем разнообразии этих отношений, зависящих от семейных традиций, образованности родителей все же можно выделить два основных типа отношений к детям. В одном случае точкой отсчета и главным ориентиром является ребенок, а в другом – взрослый, его жизненные принципы, установки и предрассудки. Только при первом типе отношений оказывается возможным настоящее взаимопонимание между ребенком и взрослым, только в этом случае устанавливается эмоциональная атмосфера, необходимая для полноценного развития ребенка.

Иногда спрашивают: как достичь такого взаимопонимания? Как избежать трудностей в воспитании детей? Что нужно делать сейчас, пока дети еще маленькие, чтобы не упустить чего-то самого важного? По-видимому, на такие вопросы нельзя дать универсальный ответ. Тем не менее, можно сказать, что главный секрет воспитания в том и состоит, что для этого как раз ничего специально делать не нужно. Напротив, следует довериться естественному ходу жизни, прислушиваясь к внутреннему чувству, позволяющему безошибочно распознавать, где мы движимы бескорыстной любовью, а где – себялюбием и предрассудками.

Из такого факта, что ребенок закономерно оказывается в самом центре жизни семьи и занимает исключительное положение в системе жизненных отношений родителей, никак не следует вывод о вседозволенности и безнаказанности поведения детей. Если мы будем потакать всем прихотям и капризам детей, если не будем должным образом реагировать на их проказы и проступки, то этим самым можем принести им много вреда. Ведь есть совершенно недопустимые вещи, которые должны немедленно пресекаться. Есть ситуации, когда правильней и по-человечески понятнее, в том числе и самому ребенку, будет непосредственная эмоциональная реакция на его проступок, даже сопровождаемая наказанием, чем отстраненность взрослого или нравоучительная нотация родителей.

Попустительствуя детям, идя у них на поводу, когда они просто капризничают и даже намеренно испытывают наше терпение, мы не только не предоставляем им необходимую для становления личности внутреннюю свободу, но, напротив, способствуем черному делу порабощения ребенка его же желаниями и страстями. Не может быть внутренней свободы без нравственных ориентиров, как не может быть формирования гармоничной личности без нравственного воспитания.

При всей универсальности и незаменимости семейного общения все же современная семья не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и всестороннего развития личности ребенка. Детям крайне нужно общение с другими детьми. Детский сад может и должен восполнить эту сторону жизни ребенка.

Воспитание личности не требует каких-то специально организованных занятий с детьми, хотя ребенок как личность развивается и тогда, когда вы учите его строить и рисовать, и когда читаете ему книгу, едете с ним в троллейбусе, смотрите телевизор. Важно, чтобы все это было вашим общим делом, понятным и близким ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Здоровый образ жизни формируется в семье"

Материал для родителей по формированию основ здорового образа жизни...

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни формируется в семье»

Цель: Способствовать сознанию родителями ответственности за формирование у ребенка бережного отношения к своему здоровью. Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе пост...

консультация для родителей на тему. Здоровый образ жизни формируется в семье.

Тема: «Здоровый образ жизни формируется в семье» Цель:  Способствовать сознанию родителями ответственности за формирование у ребенка бережного отношения к своему здоровью....

Консультация для родителей Здоровый образ жизни формируется в семье

Консультация для родителей Здоровый образ жизни формируется в семье...

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни формируется в семье»

Консультация для родителей«Здоровый образ жизни формируется в семье»...

Консультация для родителей "Здоровый образ жизни формируется в семье"

Цель:Способствовать сознанию родителями ответственности за формирование у ребенка бережного отношения к своему здоровью....