Семинар-тренинг "Нет насилия в семье"
консультация

Шульга Валентина Владимировна

Насилие нельзя регулировать и употреблять только до известного предела. Если только допустить насилие — оно всегда перейдет границы, которые мы хотели бы установить для него.

Лев Николаевич Толстой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_trening_net_nasiliya_v_seme.docx31.6 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар- тренинг для родителей  «Нет насилия в семье»

1

Здравствуйте уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас! Каждый человек всю свою жизнь проводит в семье. Сначала в родительской, потом в своей собственной, затем, возможно, в семье своих детей. Со временем состав семьи меняется, меняются обязанности, заботы. Мы редко задумываемся над значением привычных слов: «мир», «семья». Но ведь мир на Земле, мир в  стране начинается с мира в семье.

      Семья — это школа любви для взрослых и детей. В семье люди становятся личностями, особенными и неповторимыми. В суете повседневной жизни мы не всегда успеваем поговорить друг с другом. А если выпадает свободная минута, мы слишком долго ищем повод или предлог для разговора.

2

    Сейчас часто и много стали говорить о жестоком отношении к детям со стороны взрослых. И мы сегодня поговорим с вами на эту животрепещущую тему.

Вам предлагается объединиться в 4 группы. Задача для группы - продемонстрировать вид насилия; задания для других групп - назвать данный вид насилия,  в чем выражается каждый вид насилия.

3

  Насилие в семье – это не только побои, нанесение  ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение,  издевательства, различные формы  пренебрежения, которые ранят детскую душу.

            Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым  количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода.  Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

4

  1. Физическое. Выражается в побоях, щипках, пощечинах и т.д. Побои могут наноситься как рукой, так и с использованием предметов. Этот вид насилия легче всего определить, так как после него у пострадавшего могут быть синяки и кровоподтеки на лице, губах, туловище, ожоги, переломы или растяжения, участки без волос на голове. Иногда может случиться так, что после физического насилия не остается «следов», след от пощечины, щипков и легкого удушения быстро проходит, а некоторые удары могут не оставить синяков, но при этом могут пострадать внутренние органы.
  2. Психологическое. Этот вид насилия проявляется в запирании кого-то в маленьком и темном

помещении, когда не дают еды и питья, связывают или оставляют ребенка одного, не смотря на то, что он боится оставаться один или в силу своего маленького возраста не может быть один и нуждается во взрослых. Этот вид насилия как и другие имеет свой целью подавить другого человека, сделать его более подвластным. Часто такое насилие осуществляется в отношении пожилых людей        и        заставляет        их        чувствовать        себя        «сумасшедшими».

  1. Эмоциональное

- открытое неприятие и критика ребенка;

  • оскорбление и унижение его достоинства;
  • угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;
  • преднамеренная        физическая или        социальная        изоляция ребенка;
  • предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его

возрасту        и        возможностям;

  • ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, нарушение доверия ребенка;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка

психическую        травму.

  1. Сексуальное.
  2. К нему относятся: принуждение одеваться в очень открытую одежду, в которой человек чувствует себя неловко, нежелательные прикосновения к определенным частям тела, нежелательные поцелуи, половой акт, сексуальные действия в присутствии ребенка.

Мы выделили 4 вида насилия, и хочется отметить, что один не лучше другого, правда?

5

Причины насилия в семье Выделяют большое количество причин, которые могут привести к насилию в семье. Самыми распространенными факторами становятся:

  • алкоголизм и наркомания, которые стремительно распространяются в обществе;
  •  кризис нравственности, культуры;
  • СМИ, которые всё время рассказывают о насилии, терроризме, вандализме, садизме и прочем. Внутренние же причины зависят от самой личности, его жизненного и семейного опыта, психологического состояния, образования, самосознания, стиля жизни.

 В связи с этим причинами возникновения домашнего насилия могут быть:

  • один из членов семьи не работает; нерешённая жилищная проблема; алкоголизм, пьянство, наркомания;
  • неполная семья; один из родителей не родной для ребёнка
  • у ребёнка проблемы со здоровьем или он инвалид;
  •  нежелательный ребёнок;
  • трудный ребёнок;
  • отсутствие некоторых моральных ограничений.

6

  1. Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:

•        обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6)

•        защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)

•        обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)

•        признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)

•        защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34)

•        защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)

•        меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

  • за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136)
  • за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157)

Семейный кодекс РФ гарантирует:

  • право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)
  • право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56)
  • лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69)
  • немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)

            Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех  образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56)

Игра «Волшебный сундучок»

Чтобы вспомнить, какие права имеют дети, предлагаем поиграть в игру. Из ящика поочередно будут выниматься предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо определить, какое право обозначает каждый предмет.

1. Свидетельство о рождении

- Что это за предмет? О каком праве он вам напоминает? (право на имя)

2. Сердечко. - Какое право может обозначать сердце? (право на заботу и любовь)

3. Домик- Как вы думаете, почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (право на имущество)

4. Конверт. - О чем напомнил этот конверт? (никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)

5. Букварь. - О каком праве напоминает это книга? (о праве на обучение, образование)

  1. Игрушечные утенок и утка. - О чем напоминают эти игрушки? (о праве ребенка быть вместе с мамой)

7.Витамины - (право на здоровье)

7

Предлагаем вам обсудить ситуации и высказать свое мнение.

Ситуация №1

Ира играла у открытого окна. На подоконнике стоял горшок с любимым маминым цветком. Со двора Иру окликнули подруги, она подняла руку, чтобы помахать им, и ... горшок с цветком перевернулся и оказался на земле. Услышав шум, в комнату вбежала мама. Не разобравшись, она отругала и отшлепала девочку.

Какие права ребенка были нарушены?

Ситуация №2

Утро. В групповой комнате необычное оживление: в игровой комнате появились новые игрушки. Все ребята внимательно рассматривают их. Намечается интересная игра. Только Вася, уединившись, безучастно смотрит на детей.

-Что ты такой грустный? Уж не заболел ли? - спрашивает его воспитатель.

-Да нет... я так, - шепчет мальчик, отвернувшись к стенке, чтобы никто не увидел навернувшиеся на глаза слезы. И вдруг, уткнувшись в платье воспитателя, всхлипнул:

-Мне жаль маму... Папа опять пришел поздно и пил вино с дядей Толей. А мама все плакала. Папа шумел всю ночь.

Как отражается поведение отца Васи на состоянии ребенка? Какую по вашему мнению, помощь может оказать детский сад семье в создании здорового быта?

Ситуация №3

Мальчик 4 лет, сидя за столом, во время обеда разговаривает. Он отвлекает других детей, которые тоже начинают активно обсуждать новые игрушки, купленные ему родителями. За другим столом дети уже поели и стали

заниматься подготовкой ко сну. Воспитатель постоянно делает замечания, пытаясь заставить детей, есть молча.

Нарушает ли воспитатель права ребенка? Что делаете Вы в подобной ситуации?

Ситуация №4

Воспитатель забрал ремень у ребенка, которым тот размахивал во время раздевания после прогулки, и убрал на шкаф. Вечером отец мальчика потребовал объяснения от воспитателя, второй смены, поскольку, по его мнению, были нарушены права ребенка.

Как считаете Вы? Было ли в данном случае нарушено право ребенка? Какое?

8

Профилактика насилия в семье

Насилие в семье можно предотвратить, но для этого нужно предпринять множество мер:

  • Изменить методы воспитания мальчиков и девочек, которым не будут внедряться традиции прошлого.
  • Будут внедряться новые, конструктивные модели поведения для решения спорных ситуаций.
  •  Будет вырабатываться любовь и терпимость к особенностям противоположного пола.
  • Будет внедрена цензура.
  • Будет порицаться насильственное поведение, наказываться и даже преследоваться законом.
  •  Будут проводиться все профилактические меры по предотвращению развития индивидуальных качеств, которые ведут к агрессивному поведению.

Памятка родителям "Как общаться с ребенком".

  • С целью воспитания у детей доброты во всех ее проявлениях - любви к людям, доброжелательности, сострадания, добросердечной услужливости рекомендуем:

  • Общение родителей с детьми должно составлять не менее 3-4 часов в сутки, в том числе до одного часа - совместный общественно-полезный труд взрослых и детей; организация совместных игр и занятия спортом - не менее одного часа.
  • Не кричите на детей, и вы убедитесь, что ребенок научился вас слышать.
  • Не злоупотребляйте алкоголем, курением, не приносите домой чужое. Помните, что дети копируют вас, они - отражение вашей семьи.
  • Прибегайте к эмоции страха только в крайнем случае, но доводите начатое дело до конца, помня, что воспитывают мелочи и секунды.
  • Помните, что воспитание - это передача детям вашего жизненного опыта. Чем выше ваша чувственная сфера, тем больше вы можете сопереживать чужой беде и радости. Будьте милосердны.

9

Уважаемые родители, мы завершили наше собрание и отметили для себя, что выбранная тема была для вас интересна и актуальна.

И мы просим вас дать характеристику прошедшего собрания с помощью трилистника. Раскрасьте один из лепестков трилистника, выбрав цвет соответствующий вашему отношению к прошедшему семинару:

Красный- Я узнал много нового и буду обязательно это использовать;

Желтый - Я это знал, но мне это было интересно;

Синий - Я не всё понял, но я доволен.

Всем большое, спасибо за активное участие, до свидания!

Анкетирование  для определения представлений о допустимости насилия во взаимоотношениях с детьми.

Согласны ли вы со следующими утверждениями?

  • Ребенка можно шлепнуть, потому что боль невелика, а польза несомненна.  ___________________
  • Меня в детстве тоже порой поколачивали, но это мне не повредило. _________________
  • Ребенка можно ударить только тогда, когда уже нет других способов воздействия.________________
  • Порой так рассердишься-разъяришься, что нет сил вытерпеть детскую наглость, и рука сама поднимается.__________________
  • Чтобы наставить дитя «на путь истинный», применять средства физического наказания можно и нужно._______________
  • Как бы я ни был(а) рассержен(а) и возбужден(а), я всегда могу удержаться, чтобы не ударить ребенка_________________________

Анкетирование  для определения представлений о допустимости насилия во взаимоотношениях с детьми.

Согласны ли вы со следующими утверждениями?

  • Ребенка можно шлепнуть, потому что боль невелика, а польза несомненна.  ___________________
  • Меня в детстве тоже порой поколачивали, но это мне не повредило. _________________
  • Ребенка можно ударить только тогда, когда уже нет других способов воздействия.________________
  • Порой так рассердишься-разъяришься, что нет сил вытерпеть детскую наглость, и рука сама поднимается.__________________
  • Чтобы наставить дитя «на путь истинный», применять средства физического наказания можно и нужно._______________
  • Как бы я ни был(а) рассержен(а) и возбужден(а), я всегда могу удержаться, чтобы не ударить ребенка_________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию "Насилие в семье: виды, формы, последствия"

Представленная презентация используется на родителском собрании. посвященном профилактике жестокого обращения с детьми...

Психологическое насилие в семье

Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений. В работе раскрыто понятие "Психологическое насилие", описаны особенности внешнего вида и поведения детей, подвергающихся психологическ...

Профилактика насилия в семье

Консультация для родителей...

Родительское собрание "Насилие в семье"

Воспитание детей очень сложная жизненная задача каждого, кто стал мамой или папой....

Насилие в семье (профилактика)

Беседа с родителями и их детьми...

Насилие в семье

Ознакомившись с данным материалом, вы узнаете о видах насилия, признаках характерезующих детей к которым применяют насилие, о психологических характеристиках родителей совершающих насилие....

брошюра "Предупреждение насилия в семье"

"Предупреждение насилия в семье"...