Влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Баклыкова Юлия Евгеньевна

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx15.12 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Тема: Влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста.

Проблема формирования словаря дошкольников занимает важнейшее место в современной педагогике и является одной из актуальнейших проблем. Во первых, формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребёнка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления. Во вторых для овладения детьми чтением, письмом и счётом необходим достаточный уровень овладения лексической системой языка. В третьих, словарный запас оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации ребёнка в целом.

Огромную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребёнка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, необходимо удовлетворять. Чем раньше начать знакомство ребёнка с художественной литературой, тем лучше для него.

Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребёнка играет художественная литература.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношении. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Например, потешки и колыбельные песни – бесценный материал, который позволяет ребёнку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм. Они обогащают словарь детей за счёт того, что содержат много сведений о предметах окружающего мира, обучают детей образовывать однокоренные слова (котя, котенька, коток). Повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух , помогают запоминать слова и выражения.

А сказки? Именно в русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребёнка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развивается мышление и воображение. Чтение русских народных сказок раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своём творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова.

Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика с характером и поведением определяют художественную ценность русской народной сказки. В повествовании сказок часто повторяются выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и другие. Используются одни и те же средства поэтического языка, например постоянные эпитеты – «море синее», «лес дремучий» и так далее. Ребёнок, постоянно слыша в тексте сказки подобные выражения, делает их достоянием собственной речи.

Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами. Образные выражения проникают из сказок, отделяются от них, рождаются в «живой» разговорной речм. Например, «конь вороной», «мороз трескучий», «стрелец – молодец» и многие другие образно характеризуют поведение людей и явление природы.

Особое значение для развития речи дошкольника имеет загадка. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на развитие словаря детей. Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Например, помимо основного значения глагола идти «передвигаться», ребёнок осознаёт и другие: действует механизм «идут часы».

Таким образом, художественная литература имеет огромное значение в воспитании детей и является одним из могучих средств развития и обогащения их речи. Перед дошкольным учреждением стоит увлекательная задача – заложить семена любви и уважения к книге, к художественному слову.

Литература.

  1. Алексеева М.М, Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учебное пособие для студентов и высших и средних педагогических учебных заведений. 2006 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспи­тания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обо­гащение речи ребенка. В п...

Влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста

Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее важных и сложных проблем отечественной педагогики и психологии, так как дает представление не только об общих закономерностях развит...

«ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Доклад«ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   НА РАЗВИТИЕ  СЛОВАРЯ  ДЕТЕЙ     ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

«ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Своевременное раз- витие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился...

Влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста"

Влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста"...

"Влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста"

quot;Влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста"...