Формирование самостоятельности и ответственности у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка

Тютикова Жанна Александровна

Данное родительское собрание посвящено формированию у родителей воспитанников представлений об особенностях формирования самостоятельности и ответственности ребенка дошкольного возраста. В ходе данного мероприятия родители знакомятся с закономерностями возрастного развития дошкольников и приемами родительского воспитания самостоятельности и ответственности. Кроме этого, в ходе собрания родителям предлагается выполнить медитативную практику, способствующую формированию у них навыков саморегуляции, самопознания и самоощущения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 7 «Дарование»

Формирование самостоятельности и ответственности у детей старшего дошкольного возраста

Выступление на родительском собрании

Юрга

2019

Составитель: Ж.А.Тютикова, педагог - психолог

Данное родительское собрание посвящено формированию у родителей воспитанников представлений об особенностях формирования самостоятельности и ответственности ребенка дошкольного возраста. В ходе данного мероприятия родители знакомятся с закономерностями возрастного развития дошкольников и приемами родительского воспитания самостоятельности и ответственности у ребенка.

Кроме этого, в ходе собрания родителям предлагается выполнить медитативную практику, способствующую формированию у них навыков саморегуляции, самопознания и самоощущения.

Данное родительское собрание будет полезно педагогам ДОУ в рамках работы с родителями воспитанников по вопросам личностного развития дошкольников.

Цель:  формирование у родителей воспитанников представлений об особенностях формирования самостоятельности и ответственности ребенка дошкольного возраста.

Задачи:

  • Создать комфортную атмосферу для введения участников встречи в тему и дальнейшую работу.
  • Познакомить родителей с закономерностями возрастного развития дошкольников и приемами родительского воспитания самостоятельности и ответственности у ребенка.
  • Предложить родителям медитативную практику, способствующую  формированию навыков саморегуляции  и самопознания.

Оборудование:

  • Стулья, ковер.
  • Магнитофон (музыка для релаксации).
  • Бумага, карандаши.
  • Варианты ответов под номерами для обратной связи (наглядность на магнитной доске)
  • Памятки для формирования самостоятельности и ответственности у детей старшего дошкольного возраста

План выступления

1. Раскрытие темы

Добрый день, уважаемые родители!

Все мы: родители и педагоги, занимаясь воспитанием детей дошкольного возраста, заинтересованы в том, что бы они стали, как можно быстрее самостоятельными и ответственными, понимали, где и как себя вести, были успешными и счастливыми. Не случайно список желаемых характеристик, я начала с личностных черт: самостоятельность и ответственность.

Самостоятельность – это способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно. У дошкольника это качество начинает формироваться на втором году жизни. И в этот период главным для родителей и воспитателей является умение правильно реагировать на поведение ребёнка, направлять, поддерживать и создавать все необходимые условия для этого.

Показателями самостоятельности старшего дошкольника выступают:

- стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей: умение выполнять работу по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий (полить цветы, если земля сухая; увидев беспорядок, устранить его);

- умение поставить цель деятельности: сознательность действий умение выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого;

- осуществить элементарное планирование: умение понять цель работы, предвидеть ее результат;

- реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели: умение давать достаточно адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль;

- использовать свою способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач: умение переносить известные способы действия в новые условия.

Каким образом  можно начать формирование у ребенка дошкольного возраста?

Посильная помощь – первый шаг к самостоятельности Легко приучить ребенка к самостоятельности можно регулярно поручая ему простые домашние дела. Делегировав ребенку часть своих обязательств, родитель не только сможет подарить себе немало свободного времени в будущем, но также приучить ребенка к ответственному отношению к дому, быту. Обычный ребенок дошкольного возраста сможет легко протирать в комнатах пыль, мыть и вытирать посуду и т.д. Поначалу, делать все это ребенок должен под контролем и руководством родителей. Затем ему можно предоставить больше свободы. Поддержка инициативности детей также должна означать расширение границ их личного пространства и предоставление ему права выбора.

Немаловажную роль в процессе формирования самостоятельности играет развитие навыков самообслуживания. Ребенок, умеющий самостоятельно одеваться, обуваться, быстрее других становится независимым и самостоятельным. Для того, чтобы ему было легче управляться с одеждой и обувью, лучше всего организовать для ребенка специальные шкафчики с низкими полками, вешалками и перекладинами, рассчитанными на его рост. Это позволит ребенку легко управляться с ними. Поскольку у дошкольников еще не очень хорошо сформировано представление о временах года, одежда, которая находится в его личном шкафчике, должна строго соответствовать сезону.

Важно, чтобы игровая деятельность дошкольника также приучала его к самостоятельности, инициативности и т.д. Для этого ему нужно организовать специальное место для хранения игрушек; сделать так, чтобы они все время были доступны ему.

Родители часто путают ответственность с послушанием, аккуратностью и успехами своего ребёнка на общественном поприще. Но ответственность – это нечто другое.

Ответственность – это искреннее и добровольное признание необходимости заботиться о себе и о других.

Детская ответственность начинается с нашей безусловной любви. Проявляя заботу о ребенке и делая это именно так, как нужно ему (без переборов и недоборов), мы показываем малышу его неповторимость, уникальность, самоценность. Только испытавший это человек сможет потом по-настоящему бережно относиться к другим людям. Чтобы признать ценность других людей и жизни вообще, человек сначала должен почувствовать ценность самого себя. Отсюда начинается забота, милосердие, чувство долга, желание и умение сотрудничать, желание брать на себя обязательства и выполняя их.

Выделяют следующие грани воспитания ответственности.

1 . Ребёнок должен ощущать себя равноправным членом семьи. Должен знать, что окружающие нуждаются в нём.

2. Не надо торопить, позвольте ребёнку выполнить ответственное задание в удобном для него темпе. А если у него не получается как нужно, ваша задача – убедить, что он растёт, учится, каждый день у него прибавляется и опыта, и умения.

3. Вместо того чтобы делать замечания и ругать за плохо выполненную работу (или за некорректный поступок), сделайте так, чтоб ребёнок на собственном опыте узнал, к каким результатам ведёт безответственность.

4 . Поручайте ему посильное дело, чтобы он понимал: если не выполнит, подведёт и себя, и других. Не надо, жалея ребёнка, брать всю ответственность на себя.

5. Поначалу дети легко забывают о том, что им поручили. Придумайте какие-либо сигналы -“напоминалки”. Например, звонок будильника или картинка (в тему).

6. Родители часто не подозревают, что дети способны и на большее. Если вы никогда не советуетесь с ребёнком и раз за разом поручаете ему слишком простенькие и однообразные занятия, он может посчитать (и посчитает), что ему не доверяют, он слишком маленький.

7. Когда ребёнок не справился с работой или повёл себя безответственно, постарайтесь понять его и показать, как надо делать. Покажите, что вы тоже заинтересованы в том, чтобы у него всё получалось как надо, что вы понимаете его, верите в его силы.

8. Постарайтесь сделать так, чтобы у ребёнка забота о других (и забота о себе тоже) связывалась с положительными эмоциями.

Трудно вырабатывать ответственность у ребёнка, если:

– Если вы постоянно требуете больше того, что ребёнок способен сделать, – это убивает чувство ответственности буквально на корню.

6. Родители часто не подозревают, что дети способны и на большее. Если вы никогда не советуетесь с ребёнком и раз за разом поручаете ему слишком простенькие и однообразные занятия, он может посчитать (и посчитает), что ему не доверяют, он слишком маленький.

7. Когда ребёнок не справился с работой или повёл себя безответственно, постарайтесь понять его и показать, как надо делать. Покажите, что вы тоже заинтересованы в том, чтобы у него всё получалось как надо, что вы понимаете его, верите в его силы.

8. Постарайтесь сделать так, чтобы у ребёнка забота о других (и забота о себе тоже) связывалась с положительными эмоциями.

Трудно вырабатывать ответственность у ребёнка, если:

– Если вы постоянно требуете больше того, что ребёнок способен сделать, – это убивает чувство ответственности буквально на корню.

– Если вы не проверяете, не контролируете. Сам себя контролировать он пока не может.

– Если забываете поощрять (благодарить, награждать, отмечать, хвалить).

– Если никогда не советуетесь с ребёнком. Не надо думать, что “он такое насоветует!”.

Изначально дети хотят быть хорошими и очень гордятся, когда им доверяют и спрашивают их мнения.

Давайте помнить, что, даже если родители не задумываются о своих приоритетах, они бессознательно передают их детям своими словами и действиями. Как все настоящее, настоящая ответственность не насаждается извне, с помощью угроз и наград, она бережно взращивается, она идет изнутри, от сердца маленького человека. И подкрепляется нашим ежедневным примером.

2. Медитация «Садовница»

Введение в состояние расслабление через дыхание.

- Представьте себе, что Вы садовница в своем саду. Осмотритесь по сторонам. Вокруг то, что Вы уже с любовью посадили…, рассмотрите какие есть в Вашем саду цветы…, кустарники…, деревья…., как они гармонируют друг с другом…

Если что - то Вам не нравиться, Вы легко можете поменять, подстричь, пересадить…., полить…., подрыхлить….

Рассмотрите внимательно, все, что находиться в Вашем саду…, обратите внимание, на то, что откуда - то среди Ваших прекрасных цветов и кустарников появились мощные неприятные сорняки…., отметьте, что Вы чувствуете, глядя на них? Уберите, все, что Вам не нравиться….для этого в Вашей корзинке есть необходимый садовый инструмент….все в Ваших руках….

Окиньте взором свой сад, рассмотрите, как он преобразился после прополки сорняков… полюбуйтесь его красотой…. Почувствуйте радость и удовлетворенность от своей работы и заботы о нем… Оглядите еще раз свой сад, запомните его …, запомните чувство радости … и на счет три Вы откроете глаза и вернетесь назад в нашу комнату, а внутри Вас останутся радость, удовлетворенность и уверенность, что красота Вашего сада в Ваших руках.

Ритмично:

- Раз: пальцы рук сжались в кулаки, ноги почувствовали пол.

- Два: по спине пробежал холодок и спина немного напряглась.

- Три: Вы медленно открываете глаза…., медленно возвращаетесь назад в комнату… Обязательно вытягиваете вверх руки, вдох…, вытягивайте позвоночник…, выпрямляйте и вытягивайте ноги…. носочки ног. Выдох и расслабились… (3 раза растягивание и расслабление).

- Поделитесь, пожалуйста, уважаемые родители, как Вам было в этом упражнении? Что удалось, что не получилось, что чувствовали?

- Данная медитативная практика раскрывает роль родителя в процессе воспитания и развития своего ребенка. Ребенок в образе красивого сада может преображаться, развиваться и формироваться в условиях любви, заботы и грамотного отношения родителя - садовницы. Родители могут осознанно принимать в этом процессе активные необходимые действия, не запуская и не допуская распространение разных сорняков - вредных привычек, деструктивных черт характера, нежелательных форм поведения.

- Я желаю Вам, уважаемые родители, помнить и применять тот опыт, который вы сегодня получили. Памятки с правилами для установления сотрудничества со своим ребенком могут Вам помочь (раздаются памятки).

3. Обратная связь - рефлексия встречи

- Уважаемые родители, в качестве обратной связи, выберите для себя номер того утверждения, которое Вам подходит. Запишите его на листочках, которые Вам предложены. Спасибо, Ваше мнение нам очень ценно.

Список литературы

1. Акулова Е. Формируем у детей самостоятельность и ответственность. // Дошкольное воспитание [Текст]. - 2009. - №9 - с. 52-

2. Борисова О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника. // Детский сад от А до Я [Текст]. - 2008. - №1 - с. 124-132.

3. Букина Н. Что мешает нашим детям быть самостоятельными. // Дошкольное воспитание [Текст]. - 2007. - №12 - с. 28-33.

Интернет ресурс: 

1. https://gazeta-pedagogov.ru/10-pravil-vospitaniya-samostoyatelnosti-u-doshkolnika/  © gazeta-pedagogov.ru

2.https://detki.guru/kak-nauchit-rebyonka/razvitie-samostoyatelnosti-u-doshkolnikov.html

3.https://kidspower.ru/kak-vospitat-v-rebenke-otvetstvennost-i-samostoyatelnost-razvitie-kachestv-u-detey-doshkolnogo-i-shkolnogo-vozrasta-2/

Приложение 1

Правила установления сотрудничества с детьми

(описанные в книге Джона Грэя «Дети с небес»)

Памятка для родителей

Просите, а не приказывайте и не требуйте. Используйте следующие фразы, которые приглашают вашего ребенка к сотрудничеству: «Сделай, пожалуйста,…», «Не сделаешь ли ты…?».

Откажитесь от риторических вопросов, которые провоцируют плохое поведение ребенка: «Почему ты бьешь братика?», «Почему все игрушки разбросаны?».

Говорите прямо. Вместо «пустых» фраз используйте позитивные просьбы: «Ведите себя, пожалуйста, тише» (вместо «Дети, вы слишком шумите»), «Не перебивай меня, пожалуйста» (вместо «Ты снова меня перебиваешь»).

Откажитесь от объяснений, уже известных ребенку. Не надо объяснять четырехлетнему ребенку, зачем чистить зубы, иначе он будет только сопротивляться вашим доводам. Просто скажите: «Не почистишь ли ты зубы?».

Откажитесь от лекций. Если лекции нацелены на то, чтобы мотивировать определенное поведение, ребенок утрачивает желание сотрудничать. Другое дело, если он сам просит совета.

Не пытайтесь манипулировать ребенком с помощью чувств. Когда родители делятся с детьми своими негативными переживаниями: «Мне не нравится…», дети начинают чувствовать слишком большую ответственность за настроение родителей и стараются подстроиться под их желания.

Волшебное слово, чтобы добиться сотрудничества – это слово «давай». С его помощью укрепляется естественная связь между родителями и детьми.

Приложение 2

Путь развития ребенка

Принятие                Границы

Права                Обязанности

            Баланс

Самооценка

Самостоятельность

Ответственность  

Приложение 3

Обратная связь

1. Впервые слышу - было интересно.

2. Уже об этом что - что слышал(а) - пробую применять.

3. Нахожусь в процессе - взял(а) для себя новую информацию, начну применять уже сегодня, завтра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурств"

Раскрывается важность проблемы воспитания чувства ответственности в процессе разных видов дежурств....

Роль игры в формировании ответственности у детей старшего дошкольного возраста

Ответственность – один из самых сложных феноменов в теории волевых качеств. Его называют «качеством высшего порядка» из-за тесной взаимосвязи с эмоциональной, нравственной и мировозз...

"Как воспитать самостоятельность и ответственность у детей старшего дошкольного возраста".

Детская ответственность начинается с нашей безусловной любви. Проявляя заботу о ребенке и делая это именно так, как нужно ему без переборов и недоборов, мы показываем юной личности ее неповторимость ,...

Консультация для родителей. «Как воспитать самостоятельность и ответственность у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей.«Как воспитать самостоятельность и ответственность у детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей "Как воспитать самостоятельность и ответственность у детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей "Как воспитать самостоятельность и ответственность у детей старшего дошкольного возраста...

«Как воспитать самостоятельность и ответственность у детей старшего дошкольного возраста»

Мы часто путаем ответственность с послушанием, аккуратностью и успехами своего ребёнка на общественном поприще. Но ответственность - это нечто другое.Ответственность - это искренн...

Консультация для родителей «Как воспитать самостоятельность и ответственность у детей старшего дошкольного возраста»

Мы часто путаем ответственность с послушанием, аккуратностью и успехами своего ребёнка на общественном поприще. Но ответственность - это нечто другое....