Целевые ориентиры дошкольного образования - социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка
консультация (младшая группа)

Ефименко Юлия Викторовна

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tselevye_orientiry.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Целевые ориентиры развития ребенка в соответствии с ФГОС ДО

Целевые ориентиры дошкольного образования - социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте

·     ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

·     использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

·     владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

·     стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

·     проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

·     проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

·     у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

.  ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

·     ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

·     ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

·     ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

·     у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

·     ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

·     ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Целевые ориентиры Образовательной программы ДОУ выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Планируемые результаты освоения Образовательной программы ДОУ конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.

Планируемые промежуточные результаты освоения

Образовательной программы ДОУ

для детей от 2 до 3 лет


 Знаком «Звездочка» * отмечены планируемые результаты Образовательной программы ДОУ в части, формируемой участниками образовательного процесса.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Навыки самообслуживания и действия с бытовыми предметами

·     2,5 года — подражает многим действиям взрослых с бытовыми предметами;

·     в игре действует взаимосвязано и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т.д.);

·     самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы.

·     3 года — подражает многим действиям взрослых с бытовыми предметами;

·     в игре исполняет определенную роль (мамы, машиниста...);

·     одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при незначительной помощи взрослого.

·     Умеет самостоятельно есть.

·     Проявляет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).

·     При небольшой помощи взрослого пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

·     Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания.

Эмоциональное развитие

·     Может сопереживать плачущему ребенку.

·     Получает положительные эмоции от похвалы и одобрения со стороны взрослых; понимает психологическое состояние других людей.

·     Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературно-художественные произведения (потешки, песенки, сказки, стихотворения).

·     Эмоционально и заинтересованно следит за развитием действия в играх - драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей.

·     Проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов (игрушки) и объектов природы (растения, животные).

·     Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения, различает веселые и грустные мелодии.

Развитие игровых навыков

·     Принимает участие в играх (подвижных, театрализованных, сюжетно-ролевых), проявляет интерес к игровым действиям сверстников.

·     Имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице (не бегать, не кричать, выполнять просьбы взрослого) и соблюдает их.

·     Соблюдает правила элементарной вежливости. Самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе).

·     Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.

·     Проявляет желание самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.

·     Принимает активное участие в продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

·     Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника.

·     Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу.

·     Самостоятельно выполняет игровые действия с предметами, осуществляет перенос действий с объекта на объект.

·     Использует в игре замещение недостающего предмета.

·     Общается в диалоге с воспитателем.

·     В самостоятельной игре сопровождает речью свои действия. Следит за действиями героев кукольного театра.

·     Выполняет простейшие трудовые действия (с помощью педагогов). Наблюдает за трудовыми процессами воспитателя в уголке природы.

·     Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду. Соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными.

·     Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Конструктивная деятельность.

·     2 года - ориентируется в 2-3 контрастных величинах предметов; подбирает по образцу взрослого 3 контрастных цвета; методом проб и ошибок пытается разрешить проблемную ситуацию;

·     3 года - имеет представление о 5-6 формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник), 8 цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный)

·     С помощью взрослого сооружает разнообразные постройки, используя большинство форм.

·     Разворачивает игру вокруг собственной постройки.

·     Различает один и много предметов.

·     Различает большие и маленькие предметы, называет их размер. Узнает шар и куб.

Формирование целостной картины мира.

·     Различает и называет предметы ближайшего окружения.

·     Называет имена членов своей семьи и воспитателей.

·     Узнает и называет некоторых домашних и диких животных, их детенышей.

·     Различает некоторые овощи, фрукты (1-2 вида).

·     Различает некоторые деревья ближайшего окружения (1-2 вида).

·     Имеет элементарные представления о природных сезонных явлениях.

*Ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу.

* С удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины;

* Проявляет интерес к окружающему миру природы, участвует в сезонных наблюдениях.

Образовательная область «Речевое развитие»

·     2 года — активный словарный запас — 200-300 слов;

·     средняя длина предложений — 2-4 слова;

·     понимает несложные рассказы по сюжетной картинке;

·     способен узнать то, что видел, слышал несколько недель тому назад; избегает общения с незнакомыми взрослыми.

·     3 года — активный словарный запас составляет до 1500 слов;

·     начинает использовать сложные предложения;

·     правильно реагирует на словесные указания; получает удовольствие от общения со сверстниками.

·     Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.

·     Может по просьбе взрослого или по собственной инициативе рассказать об изображенном на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта.

·     Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

·     Может поделиться информацией («Ворону видел»), пожаловаться на неудобство (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает).

·     Сопровождает речью игровые и бытовые действия.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Восприятие смысла музыки, сказок, стихов

·     С интересом слушает доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы; рассматривает картинки, иллюстрации. При повторном чтении проговаривает слова, небольшие фразы.

·     Рассматривает иллюстрации в знакомых книжках с помощью педагога и самостоятельно.

·     Узнает знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий - низкий).

·     Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы.

·     Двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки.

·     Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.

·     Проявляет активность при подпевании и пении, выполнении простейших танцевальных движений.

·     Называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен.

Изобразительная деятельность

·     Знает, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать.

·     Различает красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета.

·     Умеет раскатывать комок пластилина прямыми и круговыми движениями кистей рук; отламывать от большого комка пластилина маленькие комочки, сплющивает их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая, их друг к другу.

·     Лепит несложные предметы.

Конструктивно-модельная деятельность

·     Сооружает элементарные постройки по образцу, проявляет желание строить самостоятельно.

·     Ориентируется в помещении группы и участка детского сада.

·     Имеет такие качества личности как: воображающий, придумывающий, способный к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности.

Образовательная область «Физическое развитие»

·     2,5 года — подпрыгивает, одновременно отрывая от земли обе ноги, с поддержкой; перешагивает через несколько препятствий; нагибается за предметом.

·     3 года — поднимается вверх по лестнице в 10 ступеней высотой 12-15 см, поочередно ставя ноги на каждую ступеньку; подпрыгивает на обеих ногах без поддержки; стоит на одной ноге в течение 10с; уверенно бегает; может ездить на трехколесном велосипеде. Умеет ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей. Может прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед и т. д. Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч. Умеет ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу.

* Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, свой пол, имена членов своей семьи.

*Имеет первичные представления о себе как о человеке, знает названия основных частей тела, их функции.

*Проявляет умения самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием и укреплением здоровья (с удовольствием делает зарядку, ленивую гимнастику)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования - социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования"

В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного...

Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определённых ФГОС

Структура игры, виды игр , роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования....

Целевые ориентиры дошкольного образования как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка

Мониторинг в детском саду! За и против.Мониторинг нужно проводить не для оценки уровня освоения программы, а для оценки индивидуального развития каждог...

Целевые ориентиры дошкольного образования, как социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка дошкольного возраста.

Цель работы: рассмотреть целевые ориентиры дошкольного образования,как социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка дошкольного возраста....

Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования

Существует множество вариантов развития ребенка, т.е. каждый ребенок   развивается индивидуально, пластично, гибко и на основании этой специфичности детства невозможно требовать от дошкольни...

Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определенных ФГОС

Игра -это не только развлечение времяпровождение, вызывающее массу положительных эмоций, но и ценно для развития здорового, жизнерадостного малыша....

Семинар для педагогов "Хорошая речь-важнейшее условие достижения целевых ориентиров дошкольного образования"

Семинар для педагогов дошкольного учреждения  "Хорошая речь-важнейшее условие достижения целевых ориентиров дошкольного образования"...