Этапы речевого развития
статья

Синявкина Екатерина Васильевна

Этапы развития речи у детей с 1 месяца до 3 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etapy_rechevogo_razvitiya.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

ЭТАПЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 

Примерный «график» развития речи малыша 

1 месяц 
Малыш начинает осваивать, так называемую, сенсорную речь: формируется речевой слух и сосредоточение - кроха прислушивается, когда к нему обращаются взрослые, и издает в ответ тихие гортанные звуки «г», «к». 

2 месяца 
Быстро отвечает улыбкой при общении. 
Кричит с разной интонацией. 
Начинает гулить. 

3 месяца 
Внимательно слушает обращенную к нему речь. 
Начинает различать интонацию взрослого. 
Гулит нараспев. 

4 месяца 
Продолжительно гулит нараспев. 
Отвечает взрослому (теперь малыш способен «поддержать» получасовой диалог с мамой и другими близкими). 
Пытается подражать интонациям взрослых. 

5 месяцев 
Продолжительно певуче гулит с цепочками звуков. 
Различает ласковый тон (оживляется, улыбается, смеется, гулит в ответ) и строгий (пугается, хнычет, кричит). 

6 месяцев 
Лепечет, произносит отдельные слоги («ба», «ма», «на»). 
Подолгу общается сам с собой. 
Узнает по голосу близких. 

7 месяцев 
На вопрос «где?» ищет знакомый предмет или игрушку и указывает на него (нее) пальцем. 
Продолжительно и активно лепечет. 

8 месяцев 
Начинает понимать и выполнять простые просьбы типа «дай ручку». 
Пытается повторять за взрослыми слоги и жесты. 

9 месяцев 
Выполняет более сложные просьбы: «поцелуй маму», «принеси шарик». 
Знает свое имя, откликается на зов. 
Привлекает к себе внимание словами и жестами. 
Говорит с разной интонацией. 

10 месяцев 
Повторяет за взрослым новые слоги. 
Произносит первые лепетные слова («ма-ма», «па-па», «ба-ба»). 
По просьбе взрослого показывает части своего и чужого лица и тела: глазки, носик, ушки и т. д. 

11 месяцев 
Говорит «дай», «на» и т. д. 
Понимает значение слова «нельзя». 

1 год 
Легко повторяет новые слоги. 
Машет головой в знак отрицания и ручкой на прощание. 
Произносит 6 -10 облегченных слов («ням-ням», «ля-ля»). 

1-1,5 года 
Интенсивно пополняет свой пассивный словарный запас. 
Выполняет поручения взрослых. 
Подолгу эмоционально лепечет, подчеркивая «смысл» мимикой, жестами, интонацией. 
Подражает различным звукам (мяукает, жужжит). 
Называет свое имя и показывает на пальчиках возраст. 
Пытается связать в предложение два слова. 
В 1,5 года произносит около 30 простых по звуковому составу слов. 

1,5-2 года 
Понимает смысл слова, фразы, активно анализирует речь взрослых. 
Пытается соотнести слова с абстрактными значениями, хотя и понимает их часто по-своему. Например, связывает слово «мужчина» только со своим папой. 
Подражая взрослым, легко произносит знакомые и незнакомые слова – как адресованные ему, так и случайно услышанные от окружающих. 
Говорит фразами. Начинает понимать грамматический строй речи. 
Строит интонационно четкие вопросительные и восклицательные предложения. Очень любит задавать вопросы «что это?», «кто это?». 
В 2 года имеет активный словарный запас из 100-300 слов. 

2-2,5 года 
Говорит существенно «чище», владеет большей частью звуков родной речи. 
Достаточно связно строит предложения (структура речи приближается к речи взрослого, хотя правила грамматики использует еще неточно, заменяя их собственными). 
Активно использует новые слова во время диалогов со взрослыми. 
Задает вопросы «когда?», «где?». 
В 2,5 года имеет словарный запас из 500-1000 слов (в этом возрасте мальчики обычно несколько отстают от девочек – менее активно используют в речи новые слова, но к 3 годам догоняют ровесниц). 

2,5-3 года 
Понимает почти все, что ему говорят (пассивный словарный запас растет очень быстро). 
Произносит артикуляционно-сложные звуки и слоги (иногда правильное произношение сочетается с выдуманным). 
Дополняет речь ритмичными движениями, жестами, мимикой. 
Постоянно задает вопросы (в том числе «почему?» и «зачем?») и легко отвечает на те, что адресованы ему. 
Использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. 
Достаточно свободно говорит (может рассказать о прошедшем дне, однако пересказать текст еще не способен). 
Может начать ругаться, используя бранные слова, которые где-то услышал (не ругайте ребенка, ведь это тоже одно из проявлений развития речи – просто объясните, почему некоторые слова лучше не произносить). 
В 3 года имеет словарный запас из 2000-3000 слов. Грамматический строй речи практически аналогичен строю речи взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы речевого развития

Презентация - консультация для воспитателей и родителей....

Этапы речевого развития ребёнка.

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, счастливым, общительным. К сожалению, не каждый ребенок может легко вступать в контакт со сверстниками и со взрослыми. И причины тому могут быть с...

Этапы речевого развития

В качестве консультации родителей можно предложить информацию о речевом развитии ребёнеа с 0 до 3 лет в норме в онтогенезе. Особый интерес это вызывает у родителей, чьи дети посещают логопедическую гр...

Консультация для родителей "Этапы речевого развития"

Речевое развитие ребёнка можно условно разделить на несколько этапах, которые могут стать для родителей определёнными ориентирами для самостоятельного определения уровня развития речи своего малыша...

Статья "Этапы речевого развития детей дошкольного возраста"

Статья направлена на обзор и анализ становления речи ребенка дошкольника....

Этапы речевого развития ребёнка от 0 до 3 лет

Этапы развития речи ребенка до 3 лет....

Этапы речевого развития детей от 3 до 7 лет

Предлагаю ознакомиться с этапами развития речи детей дошкольного возраста....