«Взаимодействие ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников»
методическая разработка (старшая группа)

Коблова Ирина Николаевна

Этот материал могут использовать воспитатели в своей работе с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка».

«Взаимодействие ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников»

Воспитатель: Коблова И.Н.

2020г.

                                                «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи

начинается с малого- с любви к своей семье,

 к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит

 в любовь к родной стране, к её истории,

прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

 Л.С.Лихачев.

Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и

могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание

чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны

является одной из важнейших задач образования.

Понимая важность этого вопроса, одним из приоритетных направлений ДОУ

является работа по нравственно-патриотическому воспитанию, задача включена в

годовой план.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье,

родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с

окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Мы считаем, что задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком, гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В его основе лежит развитие нравственных чувств. Чувство любви и уважения к Родине начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, к отцу, бабушке, дедушке, к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Семья – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную лепту в семейное дело.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

В нашей группе осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мы опираемся на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Родители принимают участие в экскурсиях, оказывают помощь в оформление интерьера группы,  в благоустройстве территории детского сада. Провели беседы и консультации: «Патриотическое воспитание в ДОУ», «Патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края», «Наша Родина- Россия», «С чего начинается Родина», был оформлен стенд к 8 марта «Моя мама самая лучшая!», родители предоставили свои фото. Мы советуем родителям и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами, памятниками, музеями.

Большое место в приобщение детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фиксируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Издавна на Руси любили праздники и с особым почтением их отмечали. Народные праздники носили природно-земледельческий характер. В праздниках русского народа отражались характерные черты уклада жизни, быта, природного времени. Необходимо чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании. Народный праздник является для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.

В настоящее время мы определили основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в нашей группе. Это:

*народные и фольклорные праздники – Масленица, весенне-летние игры и забавы, Осенняя ярмарка ;

*государственно-гражданские праздники – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города (посёлка); (родители участвовали в изготовлении костюмов, разучивали стихи и песни , изготовлении поделок).

*международные праздники – День матери, Международный женский день, День Защиты детей;

*бытовые и семейные праздники - дни рождения, “Выпуск в школу” и др.

Так же очень важно знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Осуществить это можно практически через все виды деятельности детей. Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка. Русское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Это помогает детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

В своей работе мы широко используем все виды фольклора (сказки, былины, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.) В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема, “Защитников Отечества”. Воины, защитники Отечества есть практически в каждой семье, поэтому праздник – день Защитника Отечества - считается всенародным.

Оказывает наибольшее влияние на патриотическое воспитание детей подготовка и проведение праздников, развлечений, занятий, посвященных Дням воинской славы. Организация и проведение таких праздников являются основными направлениями патриотического воспитания детей, способствующими развитию личности гражданина и воспитания долга защитника Отечества. Эти праздники воспевают и поднимают на новую ступень смелость и отвагу, терпение к нуждам и выносливость народа, героизм взрослых и молодежи, победивших смертельного врага.

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Отечественной войны. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их трудовых и фронтовых подвигах) необходимо привить детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству” и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.  С помощью родителей в своей группе сделали альбомы: «Ордена и медали ВОВ», «Герои Дергачёвского района», «Бессмертный полк». Листая страницы этого альбома «Бессмертный полк» мы знакомимся  с героями-членами семьи. Для макета «Курская битва» родители предоставили нам экспонаты (игрушки: танки, солдатики), учили стихи о танковом сражении. В группе провели конкурс «Боевая техника ВОВ», конкурс рисунков на тему «Война глазами детей». Сделана папка-передвижка «75 лет-ВОВ», провели акцию «Журавли нашей памяти», родители приняли активное участие в изготовлении журавлей из бумаги. Семья Куватовых  принимавшая участие в празднике 23 февраля показала свою ловкость, смелость, находчивость. На примере таких праздников ребёнок играя  испытывает чувство гордости за своего папу и хочет быть таким же ловким, смелым, храбрым и т.д. Наши дети  принимали участие на РМО где читали стихи, пели песни ВОВ, танцевали . Большую помощь оказали нам родители учили стихи, песни , приобрели значки-георгиевские ленты к 75 летию великой Победы нашей страны над фашизмом.

Нашей главной задачей является расширение представлений детей о Великой Отечественной войне. Воспитание уважения и чувства благодарности к воинам – защитникам Родины. Продолжением данной работы является знакомство детей с городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Итак, делая вывод из всего вышесказанного, хотелось бы на этом закончить  следующими словами: важность воспитания гражданственности огромна, не только для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом. А задача воспитателя  в тесном сотрудничестве с родителями , несмотря на трудности – воспитать достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящего и гордящегося своей Родиной, городом в котором он живет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие МБДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников».

В рамках программы «Откуда Дон берёт начало?» в нашем детском саду проводится большая работа педагогов совместно с родителями и детьми, так же в нашей работе нам помогают социальные партнёры...

«Взаимодействие МБДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников».

laquo;Взаимодействие МБДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников»....

Взаимодействие ДОУ с семьей по патриотическому воспитанию дошкольников

Взаимодействие ДОУ с семьей по патриотическому воспитанию дошкольниковВоспитатель: Шепелева Ксения Николаевна...

Консультация для педагогов. «Взаимодействие ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников».

laquo;Взаимодействие ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников». Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает...

Взаимодействие ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников.

Взаимодействие Детского сада и семьи по патриотическому воспитанию...

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников, используя современные подходы с учётом возрастных особенностей».

Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих родных и близких. Это осуществимо, если педагоги...

Консультация для воспитателей на тему: «Взаимодействие ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников»

В материале представлены формы работы воспитателей с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию....