мастер-класс для родителей
методическая разработка (старшая группа)

Карачева Наталья Владимировна

Цель: формирование представлений родителей об инновационной технологии «Синквейн» и ее значении в развитии речи у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №8 с. Кривояр Ровенского муниципального района Саратовской области»

             Мастер-класс для родителей воспитанников

Тема: « Использование технологии «Синквейн» в работе с детьми старшего дошкольного возраста».

                                              Воспитатель: Карачева Наталья Владимировна

                                                   

                                    Пояснительная записка

 Данная методическая разработка (мастер класс) посвящена проблеме развития речи у детей старшего дошкольного возраста и может быть полезна как родителям, так и педагогам. Для этого родителям воспитанников предлагается познакомиться с инновационной технологией «Синквейн», которая позволяет решить проблемы с речью у дошкольников, развить образную речь в игровой форме.

 Актуальность и целесообразность использования  технологии «Синквейн»  объясняется тем, что данная методика:

- развивает творческие и интеллектуальные способности ребёнка;

- способствует обогащению и актуализации словаря;

- является диагностическим инструментом;

- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память,   внимание, мышление)

 -используется  для закрепления изученной темы;

-является игровым приемом.

Цель: формирование представлений родителей об инновационной технологии «Синквейн» и ее значении в развитии речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: познакомить участников с технологией «Синквейн» и правилами его составления; путём выполнения практических заданий формировать у участников навыки самостоятельного составления синквейнов на заданную тему; дать представления о роли данной технологии в развитии речи у старших дошкольников; стимулировать внедрение современной технологии в работу родителей с детьми.

                                              Содержание

( СЛАЙД 1)

 Добрый день  уважаемые родители!

 Уделяя большое внимание художественно-эстетическому воспитанию детей, я понимаю, что восприятие красоты природы, живописи, музыки непременно связано с речью. Они находятся в тесной взаимосвязи.  Поэтому я применяю интеграцию области «Художественно-эстетическое развитие» с другими образовательными областями, в том числе и с областью «Речевое развитие». Для этого использую чтение рассказов, легенд и сказок при знакомстве с декоративно-прикладным искусством, чтение и разучивание стихотворений в процессе наблюдения за растениями и животными, элементарное словесное творчество, творческое рассказывание при описании того или иного рассматриваемого объекта.

 Работая в старшей группе, я начала применять инновационную технологию «Синквейн»  для обобщения накопленных впечатлений на прогулках, а так же для закрепления изученной темы  у детей старшего дошкольного возраста.

 Хочу познакомить с этим нововведением и Вас, уважаемые родители, для того чтобы вы смогли применять его во время совместных прогулок в свободное время, что бы ребёнок понаблюдав за тем или иным объектом, мог выразить свои накопленные эмоции и впечатления при помощи занимательного составления «синквейна».

(СЛАЙД 2)

Решение проблем речи у детей дошкольного возраста является актуальной темой.

У старших дошкольников, часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас. Дети  затрудняются в пересказе и составлении рассказов.

Технология «Синквейн» используется как метод развития  образной речи, позволяющий  быстро получить результат.  Это  не противоречит  образовательной  программе ДОУ.

(СЛАЙД 3)

Актуальность и целесообразность использования  синквейна  объясняется тем, что:

- открываются новые творческие интеллектуальные  возможности;

- способствует обогащению и актуализации словаря;

- является диагностическим инструментом;

- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)

 используется  для закрепления изученной темы;

является игровым приемом.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как  увлекательная игра - ведь сочинять весело, полезно и легко. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Дети должны иметь достаточный словарный запас, владеть обобщением, понятиями: слово-предмет, слово - действие, слово-признак, уметь согласовывать слова в предложении.

Самое главное: Синквейн – получается у всех!

 Попробуем все-таки узнать подробнее, что же такое синквейн.

(СЛАЙД 4)

 Слово синквейн (англ. Cinquain) очень простое и происходит от французского слова «пять», что означает почти дословно «стихотворение из пяти строк, которые строятся по определенным правилам.

(СЛАЙД 5)

Правила составления  синквейна таковы:

1- я строка - Одно слово, обычно существительное, отражающее главную тему.
2- я строка - Два слова, прилагательные, описывающие главное существительное.

3- я строка - Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

4- я строка - Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

5- я строка - Слово, связанное с первым, отражающее сущность темы (ассоциация, синоним).


Синквейн это попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение о предмете, который и является темой синквейна, или просто краткая  характеристика.

Итак, свой мастер – класс я назвала « Учимся писать синквейны о цветах».

 Чтобы родители могли взять для себя те приемы работы, которые я покажу, необходимо применить их на практике. Приглашаются участники(4 человека).

(СЛАЙД 6)

А я хочу процитировать замечательное стихотворение:

Цветы, как люди, на добро щедры

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры…

/Ким Жанэ/

И  наше с вами общение хотела бы начать с вопроса: Какие ассоциации у Вас вызывают цветы?

( выставляю кружок на магнитную доску)  участникам раздаю лепестки для ответов.

Подумайте, с чем у вас ассоциируется слово «Цветы»?

Я попрошу Вас выбрать для себя то, что ближе  лично к вам и записать буквально одно слово-синоним на своих лепестках.

Кто готов?

Свои лепестки прикрепите к  кружочку, который определяет главное.

( участники прикрепляют лепестки к сердцевине)         (зачитываю)

 (СЛАЙД 7)

Ваши  определения совпали с моими.

Мы определяли главное слово,  а в итоге  получился вот такой цветик-семицветик.  (показ)

Я благодарю вас.

Посмотрите, у нас получилась интересная формула:

Когда нас окружают цветы, то рядом с нами лето, красота, дети, любовь, нежность, аромат.

Уважаемы родители, давайте попробуем вместе  составить синквейн   на тему: «Цветы».

Обратите внимание на экран.

(СЛАЙД 8)

Итак, 1 строка – Цветы – (главное слово)

         2 строка – какие они? (прекрасные, ароматные, нежные)

         3 строка – что они делают?   (радуют, волнуют, удивляют)

         4 строка – предложение, афоризм или пословица о цветах ( Цветы делают нашу жизнь прекраснее).

         5 строка – синоним или как по-другому можно назвать цветы? (Чудо природы )

(СЛАЙД 9)

Цветы.

 Прекрасные, ароматные, нежные.

 Радуют,  волнуют, удивляют.

Цветы делают нашу жизнь прекраснее.

Чудо природы.

Уважаемые мамы и папы, полученные вами знания, я предлагаю использовать на конкретном примере  (даю участникам картинки с изображением цветов: одуванчик, ромашка, ландыш, колокольчик, на обратной стороне участники записывают свой синквейн о данном цветке.)

Пожалуйста, работайте. Подсказка на экране.

Пока участники углубились в творчество, я попрошу вас - уважаемые зрители поиграть.

Мы с вами тоже попробуем составить маленький рассказик со словом …

Вы догадались (роза. Выставляю рисунок на доску).

Я прошу уважаемых бабушек  подобрать слова признаки.

Дорогие мамы подберите, пожалуйста, слова - действия?

Педагоги, выразите свое отношение.

Ну, а папам я предлагаю подобрать слова-ассоциации.

Начинаем.

Роза

Величественная, бархатная

Завораживает, манит, восхищает

Роза-королева цветов

Любовь

Вы не возражаете, я выберу вот эти слова. Посмотрите,  какой замечательный у нас получился синквейн.  (СЛАЙД 10), (прочитываю).

Наши участники готовы. Пожалуйста! (участники зачитывают свои синквейны).

Конечно же, в  работе с детьми  дошкольного возраста используются различные предметы, игрушки для подбора слов-признаков, опорные картинки, где дети упражняются в подборе действий.

Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и строк.

Уважаемые родители, сейчас мы находимся на заключительном этапе нашего мастер-класса.

 Как было сказано ранее - одним из самых распространенных приемов рефлексии является синквейн, и сейчас я постараюсь выразить свое отношение к нему. Что для меня синквейн?

(СЛАЙД 11)

Синквейн

Инновационный, оригинальный

Обобщает, описывает, развивает

Заставляет думать, сочинять

Творчество

Ну, а мне хотелось бы узнать вашу оценку.

(Обращаюсь к участникам, которые показывают смайлик, характеризующий мастер класс).

(СЛАЙД 12)

Уважаемые родители: мамы, папы, бабушки! Я искренне благодарю Вас за нашу совместную работу, думаю, что используемые сегодня в мастер-классе методы  помогут вам в дальнейшем, позволят добиться желаемых результатов во всех видах деятельности и станут изюминкой в воспитании и общении с детьми. Когда дети приобретут опыт в написании синквейнов, можно организовать выставки, конкурсы Вашего совместного с детьми творчества в группе, в раздевалке, дополнив каждый стих фотографией ребенка.

  Возможно, мы  с Вами воспитаем не одного поэта!

       

Успехов  Вам и творчества!

Всем большое спасибо!

                                 Ожидаемые результаты

  1. Практическое освоение участниками мастер-класса навыков создания синквейнов.
  2. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах художественно-эстетического воспитания и развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Участники мастер-класса будут погружены в процесс знакомства и применения методов и приемов составления синквейнов, поймут их важность и необходимость для современного воспитания и развития дошкольников.

                       Список использованных источников

  1. Душка Н.Д., Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 7, 2010.
  2. Ушакова О.С., Развитие речи и творчества дошкольников, Т.Ц. Сфера, 2005.
  3. Синквейны в детском саду // Журнал Ребенок в детском саду. – 2012. - № 2. – С. 25-27.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование технологии « синквейн » в работе с детьми старшего дошкольного возраста Мастер-класс воспитателя МБДОУ «Детский сад №8 с. Кривояр» Карачевой Натальи Владимировны Цель: расширение представления об инновационной технологии « Синквейн » и ее значении в развитии речи у дошкольников.

Слайд 2

Целевые ориентиры речевого развития на этапе завершения дошкольного образования (согласно ФГОС ДО ): ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, строит речевое высказывание в ситуации общения; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; творческие способности ребенка проявляются в придумывании сказок, он может фантазировать вслух, играть звуками и словами; может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; способен к принятию собственных решений.

Слайд 3

Актуальность и целесообразность использования синквейна открываются новые творческие интеллектуальные возможности; способствует обогащению и актуализации словаря; является диагностическим инструментом; носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление); используется для закрепления изученной темы; является игровым приемом.

Слайд 4

Что такое синквейн ? Слово « синквейн » происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Дидактический синквейн появился в начале XX века в США. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

Слайд 5

Правила написания синквейна: 1- я строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную тему. 2- я строка - два слова, прилагательные, описывающие главное существительное. 3- я строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы. 4- я строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме. 5- я строка - слово, связанное с первым, отражающее сущность темы (ассоциация, синоним).

Слайд 6

Цветы делают нашу жизнь прекрасней…

Слайд 7

ЦВЕТЫ ДЕТИ РАДОСТЬ ЛЕТО ЛЮБОВЬ КРАСОТА НЕЖНОСТЬ АРОМАТ

Слайд 8

Синквейн « Цветы» 1 строка – Цветы – (главное слово) 2 строка – какие они? (прекрасные, ароматные, нежные) 3 строка – что они делают? (радуют, волнуют, удивляют) 4 строка – предложение, афоризм или пословица о цветах ( цветы делают нашу жизнь прекраснее). 5 строка – синоним или как по-другому можно назвать цветы? (чудо природы)

Слайд 9

Вот что получилось: Цветы. Прекрасные, ароматные, нежные. Радуют, волнуют, удивляют. Цветы делают нашу жизнь красивее. Чудо природы.

Слайд 10

Роза Величественная, бархатная Завораживает, манит,восхищает Роза-королева цветов Любовь

Слайд 11

Конкурс «Воспитатель года России» Актуальный, творческий Волнует, объединяет, дисциплинирует На других посмотреть, да себя показать Испытание

Слайд 12

Желаю творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс "Работа с родителями"

мастер класс для педагогов по работе с родителями "Безконфликтное поведение в семье"(с элементами тренинга) Цель: Освоение и последующее активное примениение тренингов в практической деятельности педа...

Совместный мастер-класс детей и родителей по изготовлению самодельной куклы

Работа с родителями и детьми очень ценны в моей деятельности....

Мастер-класса с участием родителей и детей первой младшей группы «Игрушки из солёного теста»

Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей.Задачи:- познакомить с историей возникновения соленого теста, технол...

Мастер-класс. Тема: "Привлечение родителей к воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова.

Ваши дети растут не по дням, а по часам все больше радуя и удивляя вас. Только-только ваше ненаглядное солнышко лежало в кроватке, и вот уже пухлые ножки уверенно исследуют квартиру. Недавно ребенок л...

Мастер- класс с участием родителей в ясельной группе «Игрушки из соленого теста».

Мастер- класс с участием родителей в ясельной группе «Игрушки из соленого теста».Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей...

Мастер-класс "Мастерская для родителей "Рисуем вместе"

Из материалов мастер-класса родители узнают много полезного и интересного о нетрадиционных техниках рисования, о том как обычное рисование превратить в необычное при помощи простых предметов....

Мастер-класс с участием родителей «Чудо-Хлеб» Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ №1 Алиева Таибат Рамазановна. Цель: Создать условия для формирования умений работать с тестом используя знакомые приёмы лепки. Привлечь родителей к участию в вос

Мастер-класс с участием родителей «Чудо-Хлеб»Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ №1 Алиева Таибат  Рамазановна.Цель: Создать условия для формирования умений работать с  тесто...