Главные вкладки

    методы и приемы развития мелкой моторики на занятиях продуктивной деятельностью
    статья

    Назарова Юлия Юрьевна

    статья о том , как развить мелкую моторику через занятия продуктивой деятельностью

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Методы и приемы развития мелкой моторики на занятиях продуктивной деятельностью»

                                                                 «Истоки способностей и дарования                                    детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В.А. Сухомлинский

              Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка и др. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

    Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.

     Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья. По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.

             Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными, психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

    Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребёнок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку.

    Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является продуктивная деятельность. Развитие продуктивной деятельности связано с развитием восприятия, речи, мышления, воображения, т.е. со всем психическим развитием ребёнка. Первой продуктивной деятельностью ребёнка, как известно, является изобразительная и конструктивная деятельность. Невозможно получить какое-либо изображение, не владея предметами и орудиями изобразительной деятельности, т.е. карандашом, кистью, ножницами, глиной, клеем, и способами их употребления. Следовательно, развитие изобразительной деятельности ребёнка связано с развитием его предметной деятельности и предполагает достаточно высокий уровень развития мелкой моторики.

    Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, использую разнообразные методические приёмы:

    1. Рисование красками различными способами: кистью, пальцем, печатками, восковыми мелками и т.д. Рисование по трафаретам, различные раскраски.

    2. Лепка, с использованием природного материала, пластилина и солёного теста.

    3. Аппликация (традиционная, мозаичная, обрыванием).

    4. Пальчиковые игры

    5.Физкультминутки, пальчиковая гимнастика.

    6. Пальчиковый театр.

    Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, сочетающаяся с навыками самообслуживания, которая также способствует развитию мелкой моторики:

    – застёгивание и расстегивание пуговиц;

    –всевозможные шнуровки;

    –нанизывание колец, бус на тесьму;

    –игры с мозаикой, пробками, прищепками;

    –игры с конструктором;

    –перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия средней группы детского сада по программе «Детство». Тема: Развитие мелкой моторики на занятиях ИЗО деятельности.

    Конспект открытого занятия средней группы детского сада по программе «Детство» Тема: Развитие мелкой моторики       на занятиях ИЗО деятельности Воспитатель дошкол...

    Методы и приемы развития мелкой моторики рук в дошкольном возрасте

    В дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук. При определении системы работы по коррекции двигательных нарушений следует учитывать, что лич...

    Методы и приемы развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет

    Методы и приемы развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет...

    Методы и приемы развития мелкой моторики рук в дошкольном возрасте

    В дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук....

    Консультация для родителей "Методы и приемы развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет"

    Консультация для родителей "Методы и приемы развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет"...